Олонхо - модель становления свободной творческой личности

Олонхо – модель становления свободной творческой личности   Олонхо, являясь концентрированным выражением духовной жизни якутского народа, несет на себе огромную педагогическую нагрузку; оно богато воспитательными идеями, в нем много образовательного материала, оно формирует любовь к народу и человечность…» Профессор - этнопедагог Волков Г. Н.   В настоящее время задача воспитания нового поколения 21 века становится самой актуальной задачей современности. Важнейшей целью воспитания школьников д...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Олонхо - модель становления свободной творческой личности


Олонхо, являясь концентрированным выражением духовной жизни якутского народа,

несет на себе огромную педагогическую нагрузку; оно богато воспитательными идеями,

в нем много образовательного материала, оно формирует любовь к народу и человечность…»

Профессор - этнопедагог Волков Г. Н.


В настоящее время задача воспитания нового поколения 21 века становится самой актуальной задачей современности. Важнейшей целью воспитания школьников должно быть создание условий для формирования и развития Личности, высококультурной, интеллектуальной, социально активной, гуманной. Воспитание в каждом ребенке человечности, доброты, гражданственности, творческого отношения к труду, бережного отношения ко всему живому, охрана культуры своего народа - вот ведущие ценности, которыми должен руководствоваться педагогический коллектив и которыми должны насыщаться воспитательная система школы.

Воспитание в большой степени, чем обучение, отражает национальное своеобразие народа, его традиции, верования, образ жизни. Системы воспитания, по словам Ушинского, пронизаны народностью, национальным характером и народным духом. Мы должны стремиться возродить исконную якутскую культуру. А феномен культуры любой нации - ее эпос. Для нации Саха - это героический эпос Олонхо, провозглашенный ЮНЕСКО в 2005 году Шедевром устного и нематериального наследия человечества.

В целях обеспечения сохранности эпоса, его всестороннего изучения и распространения, приобщение молодого поколения к непреходящим ценностям Олонхо, в нашей школе в 2007 году была разработана программа воспитательной системы школы «Олонхо - модель становления свободной творческой личности» под девизом: «Я - дитя страны Олонхо».

Приобщая учащихся к непреходящим ценностям Олонхо, мы должны воспитывать свободную творческую личность с развитым интеллектом (Ийэ ойдоох), духовно развитым (Удьуор тыыннаах) и высоко нравственным отношением к миру (Айыы сиэрдээх киhи).

Федеральный государственный стандарт общего образования предусматривает воспитательные задачи образовательных программ в интеграции содержания учебных программ. При их разработке наравне с дидактическими принципами учитываются принципы: натурализма (оҕо ис айылҕатынан чөл кута-сүрэ), социологизма (дьон тэнэ буолар баҕа), духовности (удьуор тыына) (творческая активизация), гуманизации (сайдар баҕа, кэскили тутуу).

Программа способствует формированию у ребят:

  • интереса к истории родного края, к своей родословной;

  • бережного отношения к природе, ко всему живому;

  • уважения к традициям, обычаям, местным обрядам, культурному наследию;

  • стремление к улучшению окружающей среды;

  • уважения к своим семейным традициям.

Воспитательная система нашей школы охватывает весь педагогический процесс, объединяя обучение, внеурочную жизнь детей, разнообразную деятельность и общение за пределами школы. Она создается усилиями 3-х концентров социума - семьи, школы, общественности (культуры и духовности). Основной педагогической единицей внеурочной и внешкольной деятельности является культурная практика - совместная культурная деятельность детей и взрослых. Мероприятия проводятся по плану воспитательной работы с помощью этнопедагогической парадигмы.

Основными формами внеурочной деятельности являются:

  • олимпиады, тесты по усвоению программ УСО, НКНЯ;

  • научно-исследовательская работа учащихся по приобщению к эпосу Олонхо;

  • выставки, конкурсы рисунков, библиотечные уроки, викторины;

  • конкурс «Аман өс»;

  • кружки «ОҺуор утум», «Тестопластика», «Фольклор»;

  • секции «Подвижные игры».

  • Кружок «Народное пение»

Организуются экскурсии, походы, была встреча с известным олонхосутом Олекминского района Афанасием Егоровичем Соловьевым, школьный национальный праздник ысыах, конные скачки, конкурсы «Үрүн Уолан», «Олонхо Туйаарыма Куота» «Уол оҕо - кус быhый, ат бөҕө» (Олоҥхо бухатыырын күрэҕэ), «Национальная одежда», «Национальные блюда», «Тюсюлгэ», «Уһун суһуох», «Оһуокай», соревнования по национальным видам спорта, игры «Танха», проводятся Дни Олонхо в школе, участвуем в районной интеллектуальной игре «Олонхо дойдутун о5ото»

Также проводились праздники-чествования «Тымтык» саас малааhына (13-тээхтэр күннэрэ), «Сардаҥа» саас малааhына (15-тээхтэр күннэрэ), «Сарыал» саас малааһына (17-лээхтэр күннэрэ). Эти мероприятия помогают воспитывать свободную творческую личность с развитым интеллектом, духовно развитым и высоко нравственным отношением к миру.

Участниками всех этих мероприятий кроме детей, учителей и родителей становятся ветераны спорта, народные мастера, представители служб социальной сферы, спонсоры, попечители. Главными помощниками к приобщению молодого поколения к непреходящим ценностям Олонхо, основам этнокультурного образования являются совет клуба ветеранов «Эһиэкэй» нашего села, школьный театр моды «Айталыына» и фольклорный ансамбль «Күндүл».

Взаимодействие семьи, школы, общественности содействует духовно-нравственному развитию, этнокультурному образованию и гражданскому воспитанию не только детей, но и их родителей. В школе с 2007 года разработана и действует «Программа развития родителей страны Олонхо» («Олонхо дойдутун оҕотун иитэр төрөппүт программата). Родители участвуют в родительских чтениях в рамках Корниловских чтений, где принимают участие и родители близлежащих сел: Абаги, Кыллаха, 1 Нерюктяя.

Так в 2007 г. прошел круглый стол «Олонхо дойдутун оҕотун иитии программата», в 2008 г. - научно-практическая конференция «Олонхо дойдутун оҕотун иитэр сана үйэ төрөппүтэ», в 2009 г. - Саха омук төрүт өйдөбүлэ, 2010 г. - норуот педагогикатын сүрүн туhаайыылара (норуот оҕону иитэр ньымата (основные направления народной педагогики), 2011 г. - Саха норуотун сиэрэ -туома, 2012 г. - Саха төрүт итэҕэлэ. Итэҕэл педагогиката (традиционные верования по преданиям Саха), 2013г. - төрүт үгэс сайдар тосхоло (народные традиционные средства воспитания)

2014г. - Айыылар киhини үрдэтэр күүстэрэ, 2015г. - Саха ыала оҕону иитэр тутула (модель воспитания)

Таким образом, данная программа и работа по ее реализации поможет передавать из поколения в поколение не только эстафету научных знаний, но и нравственный и духовный опыт предыдущих поколений, воспитывать на лучших нравственно-этических традициях, обычаях и ценностях якутского народа, традиционного бережного отношения к природе родного края на основе народных экологических знаний.

Бертелева Анна Григорьевна, учитель начальных классов

МБОУ «2-Нерюктяйинская СОШ имени Н.М.Корнилова»

Олекминского района РС (Я),


© 2010-2022