Классный час Наложение заплаты в виде аппликации

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Ремонт одежды. Наложение заплаты в виде аппликации».

Цели:

  1. научить выполнять ремонт одежды с помощью аппликации, заплат;

  2. способствовать расширению знаний учащихся о народных праздниках;

  3. способствовать развитию интереса к декоративно-прикладному творчеству;

Задачи:

1. Обобщение знаний по теме «Ремонт одежды»

2. Развитие памяти через задания на повторение;

Развитие мышления путём решения проблемных заданий и ситуаций.

3. Воспитание бережливости и аккуратности.

  1. воспитанию технологической грамотности.

Межпредметные связи: ИЗО; русский язык; православная культура.

Методы обучения: рассказ; беседа; коллективная практическая работа; демонстрация.

Наглядные пособия: готовые изделия, русский народный календарь

Оборудование, материалы, инструменты: технологическая карта; ткань для образца, термоаппликация, ножницы, утюг, нитки швейные, игла, карандаш, линейка, тетрадь

Тип урока: практическая работа.

Ход урока.

  1. Оргмомент.

Сообщение темы урока. Проверка готовности к уроку.

  1. Актуализация ранее полученных знаний.

Не приходят сами по себе умения-

Приложите старание и терпение,

Организованность, трудолюбие, внимание,

Помогут овладеть технологическими приемами

И получить знания.

Эти правила никогда не забывайте

На каждом уроке их соблюдайте.


  • Какие инструменты и материалы нам понадобятся для выполнения ручных работ?

Коррекционно - развивающее упражнение

Для работы на уроке нужны инструменты и оборудование, а какие мы сейчас узнаем, отгадав загадки.

1. Всех на свете одевает,

Что сошьет, не надевает.

( иголка).

2. Инструмент бывалый,

Не большой, не малый.

У него полно забот

Он и режет и стрижет.

( ножницы).

3. Гладит все, что касается,

А дотронешься, кусается.

( утюг).

4. На поляне шерстяной,

Пляшет тонконожка.

Из - под туфельки стальной,

Выползает стежка.

( швейная машина).

Команды получают жетоны.

  1. Изучение нового материала.

Какие ручные стежки вы знаете?

  • Какие ручные швы вы научились выполнять?

  • Какие виды ремонта одежды вы знаете?

  • В каком случае на изделие накладывают заплатку?

  • Как подбирают ткань и нитки при наложении заплаты?

  • Какой формы может быть заплата с лицевой стороны?

  • Какими способами можно наложить заплату на изделие?

Подготовка одежды к ремонту. ( Детям предлагается сложить последовательность из перепутанных пунктов).

Последовательность подготовки изделий к ремонту:

  • Выстирать

  • Разложить по видам

  • Проверить, определить

вид ремонта

Долговечность одежды во многом зависит от опрятности человека. Но как бы ни был человек аккуратен, одежда может распороться по шву, порваться или протереться.

Девушка должна быть опрятна,

Одежда ее всегда аккуратна.

За одеждой своевременно нужно следить:

Заштопать, пуговицу пришить.

16 февраля по русскому обычаю устраивали Починки - латание дыр в одежде. Починки значительно отличаются от остальных праздничных дней тем, что в этот день люди придаются не отдыху, а труду.

Характер данного праздника отражается в известной русской народной поговорке "Готовь сани летом, а телегу зимой".

В этот день все трудились, не покладая рук, крестьяне помнили: чем раньше примешься за хозяйство - тем больше весне угодишь. Тянуть с починками до настоящих теплых дней настоящему хозяину не пристало.

Каждый член семьи был занят своим делом: старики занимались ремонтом сбруи и другой конской упряжи ("В починках Дед встает чуть свет - чинит сбрую летнюю да соху столетнюю"); их сыновья чинили различный прицепной инвентарь, в частности бороны и телеги; внуки налаживали домашнюю утварь, лавки, столы, табуреты и пр.

Женская половина в день Починок так же занималась делами, которые распределялись в соответствии с возрастом домочадцев. Так, старушки вытаскивали из сундуков платья, проветривали их, чистили, проверяли на наличие паразитов. Женщины и девушки занимались штопаньем белья, наложением на него нарядных заплаток. Девочки-подростки счищали с посуды накипь и сажу. По приданию, если в день "Починок" счастье увидит, что девушка недостаточно хорошо трудится, то оно может пройти мимо, и девушка не скоро выйдет замуж.

Накануне, 15-го февраля праздновали Сретенье, когда зима с весной встречаются. Правда, тут не только времена года боролись, но и устраивались кулачные бои, деревня на деревню шла, брали выстроенные снежные крепости. Отчасти еще и поэтому вслед за таким активным времяпрепровождением приходилось не один кафтан да тулуп в порядок приводить.

  • В каких местах одежда наиболее подвержена механическому воздействию?

  • Все ли разрывы ткани и протертости можно устранить одним способом?

В каждом конкретном случае необходимо уметь добротно и аккуратно отремонтировать одежду. Для этого нужно знать основные способу ремонта одежды .

Основные способы ремонта одежды:

  1. Штопка

  2. Заплата

  • Подкладная заплата

  • Накладная заплата

  1. Аппликация

  • Термоаппликация

  • Фигурная аппликация

Перед вами находятся образцы готовых работ. Рассмотрите их внимательно и ответьте на вопросы:

  • Какой способ ремонта одежды можно использовать при небольшом разрыве ткани? (Штопка)

  • Когда лучше использовать термоаппликацию?

  • Какими способами в старину закрывали дыры?

Залатать старенькие кафтаны и фуфайки старались так искусно, чтоб стали лучше новых. В этом был весь смысл рукоделья на Починки - так исхитриться, чтобы заплатки выглядели украшением, чтоб люди со стороны сказали: "Что за мастер-портной шил? Ни у кого в округе ничего подобного нет!".

Недаром гласила народная мудрость: "Не все ходить в заново строченном, но иногда и в платаном", то есть заштопанном, заплатанном. Был и приговор специальный для Починок. Иголка сновала, а бабонька нашептывала: "Не носить плаченого, не видать злаченого. Ныне - в рубахе простой, а завтра - что у царевны самой".

  • Учащимся предлагается прочитать пословицы и объяснить их смысл:

«Не всё ходить в заново строченом, а иногда и в платаном»

«Не носить плаченого - не видать злаченого».

Какое слово напоминают слова «Платанный» и «плаченый»?

Девочки подбирают однокоренное слово «заплата»

Происхождение слова «заплата», значение слова в наше время.

На праздничных посиделках не только болтали о том, о сем и веселились, для многих эти посиделки становились настоящим испытанием. Для девушек устраивали разнообразные состязания по домашнему хозяйству, например кулинарные или конкурс «кто быстрее зашьет рубаху». Девушки очень старались в этих состязаниях, ведь именно там многие матери присматривали невест для сыновей, а выставить себя неумехой и остаться без жениха никому не хотелось.

Предлагаю вам устроить состязание. В конце урока мы все выберем самую лучшую невестку. Для этого приглашаю вас на посиделки:

На завалинках, в светёлках

Иль на брёвнышках каких

Собирались посиделки

Пожилых и молодых.

Наш досуг порою мелок,

И чего там говорить,

Скучно жить без посиделок,

Их бы надо возродить.

«Брюки превращаются…»

Оля стояла у окна и смотрела на улицу. Во дворе мальчишки играли в футбол. Среди них был и её младший брат Митька. Погода была замечательная, и Оля решила тоже прогуляться. Не успела она собраться, как в комнату вбежал Митька. У него было испуганное лицо: «Оля, я упал и порвал брюки! Мама будет ругаться!» «Ладно, не бойся, я сейчас тебе их зашью» - сказала Оля.

Она взяла нитки, иголку и зашила дырку косыми стежками: дырка была круглая и на брюках образовалась складка. Мама это сразу заметит! «Нужно сделать заплатку!» - подумала Оля, распорола дырку, взяла кусочек ткани, обвела края дырки и вырезала заплатку точно по линии. Попыталась пришить заплатку к дырке, но у неё ничего не получилось: заплатка оказалась мала.

Митька совсем расстроился: « Теперь точно от мамы попадёт» - -подумал он. «Ладно, не унывай» - сказала Оля. «Сейчас мы из твоих брюк шорты сделаем, а маме скажем, что тебе жарко стало, лето на дворе!» Она взяла ножницы и отрезала штанины брюк выше колена. Вот видишь, замечательные шорты! Митька натянул новые шорты и радостный побежал на улицу.

Подумай и ответь:

- Почему у Оли не получилось отремонтировать брюки?

- Какие ошибки она совершила?

- Как поступили бы вы в такой ситуации?


  1. Вводный инструктаж к практической работе.

План работы по наложению заплаты в виде аппликации.

Определить вид ремонта

Выполнить ремонт

Выбрать рисунок для аппликации

Раскроить детали аппликации

Подобрать ткани аппликации

Приметать детали на место ремонта изделия

Настрочить детали аппликации

Отутюжить изделие

(Пункты плана должны быть разрезаны и перепутаны)



  • Повторить технику безопасности при работе с ножницами, иглой, утюгом.

Перед началом практической работы девочкам предлагается повторить правила безопасной работы в необычной форме:

  • Прочитать загадки - инструкции в шуточной форме про каждый инструмент.

Правила безопасной работы:

Она в работе весела

Она тонка и так мала!

Не будешь класть её на место,

Вдруг потеряется в отместку

И затаится в беспорядке

Тебе ж потом воткнётся в пятку!

Работать с ними можно,

Но только очень осторожно:

Не бегать с ними по квартире

Так можно сделать харакири

Коль просит кто-то, не зевай:

Вперёд колечками давай

Хранить их надо в нужном месте

Концами сомкнутыми вместе

Влез на стол он из-под лавки

Осмотрелся на подставке

Гибким хвостиком вильнул

Складки с ткани все смахнул

Зашипел он недовольно:

«Укушу вас очень больно!»

Опасно его оставлять одного!

С ним нужно поладить,

И можете гладить

Но гладить не нужно его!

Что же это за машинка?

Нужно надевать косынку!

Голову не наклоняй ты низко

Не клади и пальцы близко

При шитье не отвлекайся

Будь внимательней, старайся!



  • Изучение технологической карты.

  1. Практическая работа.

Бытовало поверье: если кто-то из женщин 16 февраля никому из близких ничего не зашил, не починил, весь год одежка домочадцев будет рваться, трещать по швам, казаться неприглядной. Так что отметиться с иголкой надо было во что бы то ни стало. Сызмальства девочки помнили, что иголка не только весь белый свет помогает одеть, но и на сокровенные девичьи вопросы дает ответ. Поэтому шили девушки и вопрошали: "Иголка-сестричка, покажи мне личико суженого. Перед кем явлюсь не в латаном, а в сосватанном?" Или: "Иголка, иголка, на кого буду шить, кого буду любить?", "Иголка, иголка, справно сшивай, синичкой летай, от меня да к милому, крепко-накрепко, долго-надолго связывай!".

Где девушки и женщины собирались, там непременно и песня звучала. А как же иначе, какой праздник без хорошей, задушевной песни?! (во время работы звучат русские народные песни).

  • По технологической карте выполнить ремонт изделия подкладной заплатой.

По технологической карте выполнить ремонт изделия термоаппликацией. Подведение итога занятия.

  • Качественная оценка работы класса.

  • Достигнуты ли цели урока?

  • Все ли учащиеся справились с работой?

  • Что вызвало затруднение?

На доске вывешиваются готовые работы учениц. Совместным совещанием выбирается самая лучшая невестка в классе. Ей вручается подарок. (Разноцветные лоскутки)

Мой подарок так полезен:

В нем наперсток и игла,

Вот сверкает блеском лезвий

Ножниц быстрая стрела.

Лоскутки и так найдутся,

Чтоб одежду починить,

И потом ее подольше,

Как любимую, носить.

Пусть не рвутся, не рядеют

Ткани платьев и носков,

Рукодельница пристроит

Пару сотен лоскутков!

  1. Домашнее задание. Повторить основные способы ремонта одежды.

  2. Рефлексия. Назовите пословицу, соответствующую настроению на уроке.



© 2010-2022