Сценарий классного часа Учимся взаимодействовать

Тренинг нацелен на моделирование, прогнозирова­ние и разрешение различных ситуаций при взаимодействии /конфликт, сотрудничество, компромисс, принятие правил и т.д./, которые с большой ве­роятностью возникают у школьников. Считаю, что  тренинг формирует компетентности в сфере самостоятельной деятельности, основанные на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации, дает опыт социализации. В предложенном тренинге соседствуют школьные и бытовые спорные ситуации, однако и те и другие имеют личностно ориентированный характер, поскольку являются важными для подростков в силу своей "ежедневности". Этот тренинг с различными вариациями актуален для  школьников любого возраста, т. к. недопонимание между людьми возникает часто, а школьнику просто необходимо адекватно ощущать себя в подобных ситуациях.
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Новоселова Л.В. МАОУ СОШ №4 МО г.Алапаевск, учитель русского языка и литературы.

Сценарий классного часа.

Игровой тренинг "Учимся взаимодействовать" / 6 класс/

Пояснительная записка

Современное воспитание школьников осложнено многими негативными процессами, которые происходят в нашем обществе: межнациональные конфликты, криминализация жизни, социальные проблемы. Педагог должен уделять особое внимание формированию нравственных качеств учащихся.

Цель реализации составленной мною Программы развития классного коллектива - создание условий для разностороннего развития личности на основе усвоения общечеловеческих ценностей.

В настоящее время стало очевидным, что приоритетным направлением в целостном процессе воспитания стал нравственный аспект, поскольку интеллектуально развитый, психически и физически здоровый, эстетически воспитанный индивидуум не может считаться вполне Человеком, если не усвоил нравственных понятий и норм поведения, беден эмоционально и духовно.

Планируя коллективную деятельность в классе, делаю акцент на активное и заинтересованное участие в ней каждого ребенка, проявление его индивидуальности, актуализации жизненного опыта. Предоставляю возможность ученикам заниматься такой деятельностью, которая обогащает их положительный опыт, позволяет развивать свои творческие способности, креативность, повышать интеллектуальный уровень.

Примером такой деятельности являются, по моему мнению, тренинги. Считаю, что именно через систему тренингов возможно целостное воздействие на детский коллектив и личность школьника.

Тренинг - это практическая игровая ситуация, в которой учащиеся могут попробовать реализовать себя в разных ипостасях, побывать в роли "морального противника", поработать "экспертом" и дать оценку происходящему.

В моей педагогической практике с данным классом тренинги нацелены

*на осознание ребенком собственного Я:

- как личности в целом;

- как части семьи;

- как члена ученического и школьного коллектива;

- как элемента социума в целом;

*на решение конфликтных ситуаций, возникающих в повседневной жизни (в рамках становления личности).

Как правило, при проведении все учащиеся вовлекаются в нравственное упражнение, тренинг, промежуточной целью которого является решение какого-либо конфликтного момента и всесторонний взгляд на ситуацию. Конечной же целью тренингов является формирование нравственных принципов, норм и способов поведения. А именно эти качества характеризуют настоящего человека.

Система тренингов создает прекрасные условия для реализации духовных, физических и интеллектуальных потребностей учащихся, ребят объединяет общее коллективное дело, особенно когда сами учащиеся являются полноправными организаторами мероприятия.

В процессе участия в тренинге ребята приобретают навыки общения, учатся делить успех и ответственность с другими. Происходит формирование не только личности школьника, но и классного коллектива. Детей объединяют общие цели, общие заботы, отношения, построенные по принципу сотрудничества и сотворчества.

Каждое проведенное мероприятие обсуждается:

  • Что удалось? Что не удалось, почему?

  • Что можно было сделать по-другому?

  • Кого и за что нужно поблагодарить?

  • Что учесть на будущее?

Такая работа способствует достижению положительных результатов.

Отношения с детьми я стараюсь строить не только с учетом накопленного опыта, но и при постоянном изучении детской возрастной психологии. Дети каждого возрастного периода требуют особого подхода к себе, поэтому мне, как классному руководителю необходимо знать возрастные и индивидуальные особенности формирования личности каждого учащегося.

Уже в 5 классе дети моего класса испытывали проблемы в общении /с новыми педагогами и друг с другом/. Ребята не хотели говорить о своих проблемах, боялись открыться. Оказалось, что дети не знают многое друг о друге.

В 6-м классе возник еще ряд проблем: дети стали хуже учиться, был утрачен интерес к получению новых знаний. Уже сейчас появились трудности во взаимоотношениях с родителями.

Все это учитывается мною, как классным руководителем, при планировании работы с классом. В течение 2-ух лет периодически (примерно 1 раз в месяц) проводятся в рамках классного часа тренинги. Тематика их разнообразна, но всегда личностно значима для школьников и для меня, как классного руководителя:

5класс/например/

  • Знакомьтесь! Это Я.

  • Никто меня не понимает...

  • У каждого свои недостатки.

  • Бойтесь равнодушных, с их молчаливого согласия происходят все несчастья на Земле.

6 класс/например/

  • Как решать конфликты…

  • Учимся взаимодействовать…

  • Как стать счастливым?

  • Я взрослый…

  • Что значит «креативный»?

  • Коммуникабельность…

Это полезно не только для учащихся, но и в неменьшей степени для меня /учителя/. В этот момент я /учитель/ лучше узнаю проблемы и беды школьников, могу оценить, кто на что способен, на что следует обратить внимание и т. п.

Моя роль такова: я вступаю в дискуссию, объясняю ученикам преимущества и недостатки того или иного предложенного способа действия. Главная моя задача - показать но не навязать свое мнение, что некоторые варианты невозможны, поскольку либо оскорбляют достоинство ученика или учителя, либо неосуществимы физически, либо ставят под угрозу срыва урок, либо просто "сдавливают" пружину конфликта противостоящих сторон.

В результате обсуждения мы все приходим к оптимальному решению. Главное, сохранены уважительные отношения между учениками и учителем, никто не обижен, не оскорблен и ни в чем не ущемлен.

Дети заинтересованы в такого рода тренингах: это позволяет увидеть им ситуацию в целом со стороны, понять другого и смоделировать наиболее достойное поведение для себя.

Многие впервые увидели в другом ребенке-однокласснике личность, требующую уважения к себе. Многие проблемы совместными усилиями удалось разрешить. Дети отметили необходимость и своевременность разговора на эти темы. Таким образом, работа дала свои положительные результаты: мы утвердились в том, что каждый ребенок талантлив, а значит, интересен. Он - Личность.

Таким образом, тренинг - это полезное упражнение, ценное и значимое для всех участников воспитательного процесса, позволяющее лучше решать задачи и реализовывать воспитательные цели.

Тренинг "Учимся взаимодействовать"

Тренинг нацелен на моделирование, прогнозирование и разрешение различных ситуаций при взаимодействии /конфликт, сотрудничество, компромисс, принятие правил и т.д./, которые с большой вероятностью возникают у школьников.

Задачи:

Формирование ценностных представлений о взаимодействии людей.

Формирование речевой и коммуникативной компетентностей учащихся.

Формирование умений видеть проблему и найти пути ее решения.

Развитие познавательного интереса.

Развитие способности к самостоятельной и творческой поисковой деятельности, рефлексии.

Считаю, что тренинг формирует компетентности в сфере самостоятельной деятельности, основанные на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации, дает опыт социализации.

В ходе реализации тренинга учащиеся имеют возможность научиться:

- обрабатывать и обобщать полученную из разных источников информацию;

- формулировать монологические высказывания, содержащие их собственное мнение;

- вступать в различные коммуникативные акты (диалог, полилог, дискуссию, спор, беседу и т.д.);

- проявить свои творческие способности;

- давать взаимо - и самооценку, проявлять толерантность.

Использование игровых технологий, способствует созданию положительного эмоционального фона. Так как именно игровые приемы стимулируют детей к познавательной деятельности, вносят в нее элементы праздника и дух состязательности. Использование игровых приемов обеспечивает повышение работоспособности детей, создает ситуации, в которых участники игры активизируют свой жизненный опыт, мобилизует интеллектуальные силы ребенка.

Умение выступать публично - одно из самых необходимых умений для ученика в школе. Упражнения на взаимодействие и коммуникативность в полной мере реализуют потребность в общении, развивают навыки правильной речи.

В ходе тренинга учащиеся самостоятельно приходят к ряду выводов:

! Мы все разные! Мы все неповторимые!

! То, что мы готовы простить своим, не готовы простить чужим!

! Мы все похожи. Мы вместе, нам приходится взаимодействовать.

! При взаимодействии важно видеть, слышать, слушать, уважать собеседника

И как результат строим формулу продуктивного общения:

Продуктивное общение, взаимодействие = компромисс + сотрудничество + соглашение + правила - конфликт

Самый главный вывод тренинга: ВСЕ В ТВОИХ РУКАХ…

В предложенном тренинге соседствуют школьные и бытовые спорные ситуации, однако и те и другие имеют личностно ориентированный характер, поскольку являются важными для подростков в силу своей "ежедневности".

Этот тренинг с различными вариациями актуален для любого (с 5-го по 11-ый) класса, т. к. недопонимание между людьми возникает часто, а школьнику просто необходимо адекватно ощущать себя в подобных ситуациях.

Тренинг. УЧИМСЯ ВЗАИМОДЕЙСТВОВАТЬ.

Упражнение СНЕЖИНКА.

Каждому из детей предлагается взять в руки тетрадный листок и четко следовать командам учителя. Не задавая вопросов, действовать так, как каждый понял.

Команды:

Свернуть лист пополам. Оторвать верхний правый угол.

Свернуть лист пополам. Оторвать верхний правый угол.

Свернуть лист пополам. Оторвать верхний правый угол.

Свернуть лист пополам. Оторвать верхний правый угол.

Свернуть лист пополам. Оторвать любой угол.

После этого предлагается развернуть и показать друг другу получившиеся «снежинки».

Акцентируем внимание на том, что мы все слышали одни и те же слова, но каждый понял их так, как хотел.

ВЫВОДЫ: МЫ ВСЕ РАЗНЫЕ! МЫ ВСЕ НЕПОВТОРИМЫЕ!

! предложите этот вывод записать маркером на листе ватмана одному из учеников

Упражнение СВОЙ - ЧУЖОЙ.

Распределить качества, которыми обладает «свой» и «чужой». Слова напечатаны на карточках. Работаем с магнитной доской.

понимание, деликатность, мелочность, близость взглядов, неуверенность, зависть, прощение, доброта, равнодушие, благородство, самокритичность, болтливость, сдержанность, обдуманность фраз и поступков, нахальство, раздражительность, искренность, приветливость, честность, настороженность, открытость, опасность, спокойствие, злость, непохожесть

Как правило, дети очень категоричны в суждениях. Они очень четко разнесут качества на «+» и «-».

ВЫВОД: ТО, ЧТО МЫ ГОТОВЫ ПРОСТИТЬ СВОИМ, НЕ ГОТОВЫ ПРОСТИТЬ ЧУЖИМ!

! предложите этот вывод записать маркером на листе ватмана одному из учеников

Упражнение ПАРЫ - ВЕЩИ

Посмотрите друг на друга и найдите три похожих вещи, признака…

Различия дополняют и обогащают общество. Чтобы жить в мире, людям надо научиться жить, решая проблемы и задачи на основе сотрудничества.

ВЫВОДЫ: МЫ ВСЕ ПОХОЖИ. МЫ ВМЕСТЕ, НАМ ПРИХОДИТСЯ ВЗАИМОДЕЙСТВОВАТЬ.

! предложите эти слова записать маркером каждое на отдельном альбомном листе

Как взаимодействуем? При помощи жестов, мимики и РЕЧИ!!!

Упражнение НАРИСУЙ ДОМ

На доске мелом два ученика рисуют здание. Дети начинают рисовать. Учитель останавливает их и просит начать все заново, т.к. они допустили ошибку. Так можно прерывать несколько раз, предъявляя новые претензии: дом должен быть не плоским , а объемным; крыша без трубы; только многоэтажным, и т.д… В конце учитель говорит, что победивших нет, т.к. надо было нарисовать не жилой дом, а школу. /могут быть недовольные, рассерженные ученики/

После организуется дискуссия - обсуждение ситуации:

- Почему нет победивших?

- Почему рисунок не получился? / плохо объяснили, не поняли/

- Что можно было сделать, чтобы все получилось? /обговорить правила, условия, требования/

- Можно ли было не допустить конфликта?

ВЫВОДЫ: ДАЁМ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СЛОВАМ КОНФЛИКТ, КОМПРОМИСС, СОТРУДНИЧЕСТВО, СОГЛАШЕНИЕ, ПРАВИЛА

! предложите эти слова записать маркером каждое на отдельном альбомном листе

Какие человеческие качества способствуют общению, взаимодействию?

ВЫВОДЫ: ВЗАИМОПОНИМАНИЕ, ВЗАИМОУВАЖЕНИЕ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ, СДЕРЖАННОСТЬ, УСТУПЧИВОСТЬ, ТЕРПИМОСТЬ…

! предложите эти слова записать маркером каждое на отдельном альбомном листе

Далее классу предлагается совместно сформулировать Правила толерантного общения / например/:

Уважай собеседника, умей слушать

Старайся понять то, о чем говорят другие

Отстаивай свое мнение тактично

Ищи лучшие аргументы

Будь справедливым, готовым признать правоту другого

Стремись учитывать интересы других

Упражнение ГЛУХОЙ ТЕЛЕФОН

Вызываем 7 человек. 6 выводим из класса, первому объясняем правило: внимательно слушать текст, стараться его запомнить, затем как можно подробнее рассказать следующему. Далее в класс заходят по одному, выполняя задание: выслушать собеседника и рассказать следующему.Последний рассказывает аудитории, что понял и запомнил.

Пример текста: Человеческие расы формировались на протяжении многих веков. Географическое место проживания оставило свой отпечаток на внешности разных народов. Так, в Африке просто необходима черная кожа, которая защищает от ожогов, и густые курчавые волосы, чтобы не было солнечного удара. В пустынях Азии у жителей узкие глаза - защита от песка. Жителей Севера густая растительность на лице защищает от мороза.

По законам передачи информации, до 7 человека текст дойдет очень деформированным. ВЫВОД: МЫ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ ВИДЕТЬ, СЛЫШАТЬ, СЛУШАТЬ, УВАЖАТЬ СОБЕСЕДНИКА

! предложите этот вывод записать маркером на листе ватмана одному из учеников

Читаем все выводы, записанные на листе ватмана:

МЫ ВСЕ РАЗНЫЕ! МЫ ВСЕ НЕПОВТОРИМЫЕ!

ТО, ЧТО МЫ ГОТОВЫ ПРОСТИТЬ СВОИМ, НЕ ГОТОВЫ ПРОСТИТЬ ЧУЖИМ!

МЫ ВСЕ ПОХОЖИ. МЫ ВМЕСТЕ, НАМ ПРИХОДИТСЯ ВЗАИМОДЕЙСТВОВАТЬ.

МЫ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ ВИДЕТЬ, СЛЫШАТЬ, СЛУШАТЬ, УВАЖАТЬ СОБЕСЕДНИКА

Предлагаем построить формулу продуктивного общения / используя записанные слова на отдельных альбомных листах/:

ПРОДУКТИВНОЕ ОБЩЕНИЕ, ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ = КОМПРОМИСС + СОТРУДНИЧЕСТВО + СОГЛАШЕНИЕ + ПРАВИЛА - КОНФЛИКТ

Тренинг предлагаем закончить притчей.

Эта история произошла давным-давно. В древнем городе жил один мудрец, слава о котором прошла по всему городу. Но в этом же городе жил злой человек, который завидовал его славе. И решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не мог на него ответить. Пошел он на луг, поймал бабочку, сжал ее между сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу-ка я: о, мудрейший, какая у меня бабочка - живая или мертвая? Если он скажет, что мертвая, я раскрою ладони - бабочка улетит; а если скажет - живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет. Тогда станет ясно, кто из нас мудрее».

Так завистник и сделал: поймал бабочку, посадил ее между ладоней, отправился

к мудрецу и спросил его: «Какая у меня бабочка - живая или мертвая?»

Но мудрец ответил: «Все в твоих руках…»

ВСЕ В ТВОИХ РУКАХ

! предложите этот вывод записать маркером на листе ватмана одному из учеников


© 2010-2022