Семинар-тренинг Толерантность - путь к миру

Эта разработка предназначена для классных руководителей, так же может использоваться практическими психологами, педагогами-организаторами или как это было у меня -  на семинаре заместителей директоров по воспитательной работе. Основная цель тернинга воспитывать толерантное отношение учащихся друг к другу; учить уважать чужие взгляды, религию, мнение культуру;  развивать навыки взаимодействия в группе, умение презентовать свою работу, выражать и отстаивать свою точку зрения, но при этом слышать д...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Толерантность - путь к миру»

Цель: воспитывать толерантное отношение учащихся друг к другу; учить уважать чужие взгляды, религию, мнение, культуру; развивать навыки взаимодействия в группе, умение презентовать свою работу; формировать компетентности творческого развития и самообразования, поликультурные, информационные, коммуникативные.

1. Организационный момент. Приветствие. (Слайд 1)


Просмотр мультфильма «Толерантность» (Слайд 2)

Вопросы после просмотра, для определения темы и целей занятия.

Что вы увидели? (Создавать тяжело и долго, разрушать - быстро и легко)

О чем этот мультфильм ( О нетерпимости к чужим взглядам и идеям)

К чему это приводит? ( к конфликтам, войнам, непониманию, смерти)

Актуален ли этот вопрос сегодня? ( Да , безусловно)

Оглашение цели семинара:

Сегодня мы с вами должны поговорить, прежде всего о терпимом отношении к тому, тем, что не похоже на нас, о том , как предотвратить непонимание между людьми, об отношениях между людьми. О том, что приводит к непониманию и конфликтам. О том, какими качествами должен обладать современный человек. Чтобы избежать этого. Сегодня мы поговорим о толерантности.

1. Знакомство с новым понятием.

Набирает обороты третье тысячелетие. Прогресс неумолимо движется вперед. Техника пришла на службу человеку. Казалось бы, жизнь должна стать размереннее, спокойнее. Но мы все чаще и чаще слышим слова: беженец, жертва насилия. В сегодняшнем обществе происходит активный рост экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов. Эти социальные явления особо затрагивают молодежь, которой в силу возрастных особенностей свойствен максимализм, стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем. В последнее время в подростковой и молодежной среде наблюдается катастрофический рост всевозможных форм асоциального поведения. Продолжает увеличиваться подростковая преступность. Растет количество антиобщественных молодежных организаций радикального толка, вовлекающих неискушенную молодежь в экстремистские группировки. Все это приводит к непониманию, конфликтам, разрушению мира.

- Скажите, пожалуйста, как вы понимаете слово МИР?

- Мир - это вселенная. Мир - это наша Земля. Это наша страна. Наш поселок. Наша школа. Мир - это я. Как разнообразен мир вокруг нас. Мы все такие разные: взрослые и дети, блондины и брюнеты, добрые и злые, толстенькие и худые, лысые и с косичками, умные и не очень. И все мы должны жить и понимать друг друга. Существует такое красивое слово «толерантность» (Слайд 3 ). Откуда оно взялось?

1.2

На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил Талейран Перигор, князь Беневентинский. Он отличался тем, что при разных правительствах (и при революционном, и при Наполеоне, и при короле Людовике XVII) неизменно оставался министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам. С именем этого человека связано понятие «ТОЛЕРАНТНОСТЬ».

1.3 Что же Мы понимаем под термином Толерантность? (Беседа с выделением смысла понятий)

Определение толерантности (слайд 4)

Толерантность - это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.

Проявлять толерантность - это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.

Вывод:

1.4 . Разные религии описывают это одним языком (Работа в группах + слайд 5)

Слово толерантность относительно молодое, но человечество существует уже тысячи лет. Что же определяло ценности общества? Религия. Что же говорят основные религии мира об отношениях между людьми?

Ислам:
"Никто из вас не станет верующим, пока не полюбит своего брата, как себя самого"

Буддизм:
"Человек может выразить свое отношение к родственникам и друзьям пятью способами: великодушием, учтивостью, доброжелательностью, отношением к ним, как к себе и верностью своему слову".

Христианство:

"Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними"

Что объединяет эти высказывания?

Вывод: Человечество всегда понимало, что в основе существования мира и справедливого общества лежат любовь, милосердие, доброжелательность, отношение к людям «как к себе». Религии разные, ценности одни.

2. Упражнения на закрепление понятия «толерантность»: (работа в группах + слайд 6) У вас на столах лежат карточки , на них записаны высказывания. Ваша задача: прочитать высказывание, подумать и соотнести с соответствующей заповедью.


а) соотнесение высказывания с заповедью;

  • «Наши сердца должны быть наполнены любовью к людям, нашим братьям и сестрам. Мы должны думать о них и помогать им, не ожидая ни малейшего вознаграждения». (возлюби ближнего своего)

  • «Гнев - страсть по расположению духа, способная часто повторяться, жестокая и непреклонная по силе, служащая причиною убийств, союзница несчастия, помощница вреда и бесчестия». (не убий)

  • «Не делай другому того, от чего больно тебе». (относись к другим, как к себе)

  • «Ничто притворное не может быть продолжительным». (не лги)

  • «Любовь к родителям - основа всех добродетелей». (почитай отца своего и матерь свою)

  • Воровство порождает лень и жадность. (не кради)

Вывод: Быть толерантным значит следовать заповедям, которые человечество использовало тысячелетиями.

3. Толерантность на разных языках . (работа в группах + сайд 7)

Описать толерантность с одной стороны легко, а с другой трудно , возможно, из-за того, что в разных языках она определяется по-разному.

Определение слова «толерантность» на разных языках земного шара звучит по-разному:

- Вопросы :

1. Какое из определений вам импонирует более всего?

2. Почему на ваш взгляд, в разных странах определения различны?

3. А что же объединяет эти определения?

4. Чем разнятся понятия?

Вывод: Каждый в понятие толерантности вкладывает что-то свое.

4. Упражнение «Цветок толерантности» (работа в группах)

- Образ толерантности мы составили. Теперь давайте попробуем дать характеристику человеку, который обладает толерантным отношением. Для этого вырастим «Цветок толерантности » и подарим его миру.

У вас на столах лежат конверты с различными качествами человека. Попробуйте выбрать качества, которые, по вашему мнению, соответствуют толерантному человеку.

Конверт 1: снисходительность, злорадство, эгоизм, конфликт, доброта, уважение, понимание, миролюбие, бессердечность, сострадание, великодушие, бестактность.

Конверт 2: доброта, сердечность, хвастовство, равенство, грубость, милосердие, зазнайство, сострадание, благосклонность, уважение, великодушие.

Конверт 3: миролюбие, бессердечность, прощение, равенство, уважение, милосердие, вспыльчивость, диалог, раздражение, сердечность, конфликт, великодушие.

поддержка, миролюбие, сотрудничество, равенство, сострадание, скупость, ложь, согласие, зависть, милосердие, великодушие, доброта.

Вывод: Итак, толерантный человек - это человек обладающий такими качествами :

Терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению

Сострадание

Принятие другого таким, какой он есть

Прощение

Толерантность

Принятие другого таким, какой он есть

Уважение прав других

Сотрудничество, дух партнерства

Милосердие, Уважение человеческого достоинства

- Подумайте, а все ли мы обладаем этими качествами? Все ли мы можем спокойно выслушать друг друга? Поддержать в трудную минуту, понять непохожих на нас людей, разрешить конфликты мирным путем?

-А можем ли мы изменить себя? Можем ли мы воспитать в себе те качества, о которых сегодня говорим? Как мы можем это сделать? Давайте поиграем.

5. Упражнение. «Изгой»

Каждый участник получает записку с названием животного (кошка, собака, корова, лягушка). Важно поделить участников на 3 примерно одинаковые группы. Одному, как правило самому озорному, сообщается слово ворона.

Задание : Не говоря того слова что написанов записке , а произнося лишь звуки которые издают эти животные, найдите «своих».

Вопросы для обсуждения:

  • Как вы узнали где ваша группа?

  • Легко ли было найти своих?

Обращаясь к вороне:

  • Почему никто не обращал на тебя внимания?

  • Как ты себя чувствовал?

  • Ребята почему вы не обращали на него внимания?

  • Хотели ли вы быть на месте вороны?

  • Тяжело ли быть не похожим на всех?

  • Как вы в следующий раз отнесетесь к такому человеку?

Вывод: Среди нас есть люди, которые отличаются внешне, взглядами на жизнь, принципами, вероисповедением и.т. , но при этом они не стают для нас менее ценными.

6. Учимся ценить индивидуальность . Упражнение. «Нарисуй себя»



А какие мы сами? Мы часто хотим быть такими же, как и все остальные, и страдаем, чувствуя, что отличаемся от других. Иногда действительно хорошо, что мы - «как все», но не менее важна и наша индивидуальность. Её можно и нужно ценить. Чем мы отличаемся друг от друга? (мультик социальная реклама)

Задание:

Все получают шаблон человека. На основе этого шаблона они рисуют себя, добавляя свои индивидуальные особенности .+ качества

Напишите о тех признаках, которые отличают вас от других. Это может быть признание своих достоинств или талантов, жизненных принципов. Информация должна носить позитивный характер. На это отводится 3-4 минуты. После того, как вы будете готовы, каждый представляет свой рисунок.

Затем следует обсуждение.

  • Что общего у всех человечков? (голова, руки, ноги....)

  • Чем они отличаются? (одеждой, цветом волос, прической, цветом глаз.)

Вывод: Люди не похожи друг на друга. Они становятся интересны друг другу, могут найти нестандартное решение проблемы, учатся друг у друга. Если бы люди ценили собственную индивидуальность, им было бы легче принимать отличия других.

Все мы очень разные, у каждого есть свои особенности, не говоря уже о внутреннем мире каждого человека. Мы должны уважать индивидуальность каждого человека, потому что мы все люди, у нас есть различия, но каждый из нас не повторим и нужен всем остальным. Вы заметили, какие разные качества вы называли? Природа неспроста одарила нас таким многообразием самых противоречивых и в то же время прекрасных качеств. Именно это делает нас уникальными и такими ценными для окружающих.

(слайд 11. Социальный ролик)

7. Творческая работа. «Толерантный мир»

Итак - завершающий шаг. Все мы хотим жить в мире любви, добра и взаимопонимания - в толерантном мире. Но каждый видит этот мир по-своему. Давайте все вместе построим толерантный мир. Такой. Какой видит его каждый из нас.

Требуемое оснащение: фломастеры, клеевые карандаши, ватман, вырезки из газет и рисунки детей с улыбающимися лицами людей (желательно разных рас и национальностей).

Музыкальное сопровождение: (клип Мы вместе. Слайд 13)

Участникам предлагается сделать коллаж из вырезок и рисунков. Охарактеризовать основные принципы своей работы. Презентация работ.

Вывод:
Толерантный мир - это мир Любви, Понимания и Добра. И для того, чтобы сделать этот мир лучше нужно каждому из нас идти Дорогой Добра . (Слайд 14)

Звучит песня «Дорога Добра». Все поют. В конце встают, берутся за руки. Все.

Текст (слова) песни «Дорога добра»

Спроси у жизни строгой какой идти дорогой,

Куда по свету белому отправиться с утра,

Иди за солнцем следом, хоть этот путь неведом,

Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра.

Иди за солнцем следом, хоть этот путь неведом,

Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра.

Забудь свои заботы, падения и взлёты,

Не хнычь, когда судьба себя ведёт не как сестра.

Но если с другом худо, не уповай на чудо,

Спеши к нему, всегда иди дорогою добра.

Но если с другом худо, не уповай на чудо,

Спеши к нему, всегда иди дорогою добра.

Ах, сколько будет разных сомнений и соблазнов,

Не забывай, что эта жизнь не детская игра.

Ты прочь гони соблазны, усвой закон негласный,

Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра.

Ты прочь гони соблазны, усвой закон негласный,

Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра.

Ты прочь гони соблазны, усвой закон негласный,

Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра.

Ты прочь гони соблазны, усвой закон негласный,

Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра.



© 2010-2022