Духовно-нравственное воспитание школьников - залог величия и процветания Российской Державы

"Государственность и державность – два слова, которые определяют силу и мощь страны, её авторитет на мировой арене и, что немаловажно, на мой взгляд, – благополучие её народа. Именно так можно воспитать свободную, творческую, интеллектуально и духовно развитую личность, способную в дальнейшем к самоопределению и саморегуляции. В течение большого периода времени в школе основной была направленность воспитательного процесса на формирование и развитие классного коллектива. Индивидуальное воспитание...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Духовно-нравственное воспитание школьников - залог величия и процветания Российской Державы

Духовно-нравственное воспитание школьников -

залог величия и процветания Российской Державы.


В воспитании необходимо принимать во внимание

условия места и времени, в которых родился

человек или предстоит ему жить, одним словом,

всю современную культуру в широком и

всеобъемлющем смысле слова, в особенности

культуру страны, являющейся родиной ученика.

Дистервег.


Государственность и державность - два слова, которые определяют силу и мощь страны, её авторитет на мировой арене и, что немаловажно, на мой взгляд, - благополучие её народа.

Государство является самым древним и развитым институтом. Система государственности - это особый аппарат политического управления; это идеологическая программа политической власти; это система права; это и материальное обеспечение; это, в конечном итоге, и территориальное деление общества на отдельные ячейки государственного управления, позволяющее государственной власти охватывать своим влиянием всё население страны. Государство выражает интересы всех людей, оно является органом, регулирующим отношения всех, гармонирующим интересы всех, обеспечивающим условия и возможности для жизнедеятельности каждого человека.

Какие бы конкретные цели и задачи ни ставило себе государство на определённом этапе политической эволюции человечества, всегда и везде сверхзадачей развития государственности является человек.

История цивилизации неразрывно связана с государственностью, которая пронизывает общественную жизнь человека. Соответственно, связь человека с государством воплощается в качествах духовного облика. Очень наглядно сопричастность человека и государственности описал Гегель: «Государство, его законы, его учреждения - суть права составляющих государство индивидуумов, его природа, почва, горы, воздух и воды - суть их страна, их отечество, их внешнее достояние, история этого государства, их деяния и то, что совершили их предки, принадлежат им и живут в их воспоминании. Всё в государстве есть их достояние, точно так же, как и они принадлежат ему, т.к. оно составляет их субстанцию, их бытие… эта настоящая совокупность составляет единое существо, дух единого народа». Палитра чувств и отношений человека к государству многогранна: от чувства горячей привязанности до полного отчуждения и отстранения. Привязанность, любовь, активно положительное отношение к государству есть ни что иное, как государственный патриотизм. Но любовь к государству может соединяться или отождествляться с любовью к Родине, её истории, лидеру. Противоположный полюс отношения к государству - это безразличие, равнодушие, которое, с одной стороны, может быть вызвано собственным бессилием или неудавшимися попытками повлиять на развитие государства; с другой - равнодушие может идти от изначально негативной установки по отношению к государству, его деятельности.

Что касается духовных форм отношения человека к государству, они тоже различны. Но приоритетным духовным компонентом отношения к государству является вера. Как правило, вера связана с глубинными духовными основами человека и отличается повышенной устойчивостью.

Любовь к Родине рассматривалась нашими предками как одна из высших духовных ценностей. Идея защиты Родины была ведущей во всей древнерусской культуре. «Нет большей любви, кто душу положит за други своя», - эта евангельская заповедь вошла в плоть и кровь русского народа, стала святым делом, духовной традицией всей русской культуры и искусства, всего русского жизненного уклада.

В национальной Доктрине образования в Российской Федерации в качестве приоритетной выдвинута задача воспитания гражданина: «Система образования призвана обеспечить… воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственность». В характеристику гражданина в условиях современной России, в круг присущих ему свойств современного периода включается и умение жить в условиях рыночных отношений, обеспечивая себе, тем самым, экономическую самостоятельность, способность интегрироваться в сложившуюся систему общественных и межличностных отношений. Сегодня достойный гражданин России - это человек, обладающий широкими правами, адекватными Международной Хартии прав человека, знающий свои права и умеющий защищать, нетерпимый к любым проявлениям насилия и зла, человек, честно выполняющий свои обязанности, чувствующий неразрывную связь с Отечеством, его прошлым, настоящим и будущим, берущим на себя ответственность за его судьбу и своими конкретными делами помогающий стране стать сильнее и богаче.

Сама жизнь диктует современной школе новые ориентиры и перспективы в развитии образования. Мы стремимся к повышению культуры обучающихся, к сопряжению полученных знаний с вечными жизненными и духовными ценностями. Именно так можно воспитать свободную, творческую, интеллектуально и духовно развитую личность, способную в дальнейшем к самоопределению и саморегуляции.

Гуманность является необходимым условием нравственной устойчивости личности. При нарушении меры социально ценное качество может перейти в свою противоположность: самоуважение может стать самодовольством, самостоятельность - самоуправством, деловитость - делячеством, мужество - безумием.

Какие явления в сфере человеческих отношений должны раскрыться школьникам как высочайшие жизненные ценности, чтобы их духовно-нравственные качества развернулись более полно? Прежде всего, это любовь. Любовь опирается на духовные, нравственные начала в любящих (в обстановке бездуховности она невозможна) и вместе с тем активизирует их развитие. В любви человек становится вдохновенным творцом различных форм бережного отношения к другому, он созидает разнообразные формы преданности, великодушия, самоотверженности. Любви сопутствует возвышающая человека душевная работа, поднимающая на более высокие нравственные уровни и его отношение к другим людям в целом.

Гениальный русский философ И.А.Ильин писал, что «Россия спасётся творчеством, обновлённой религиозной верой (в рамках православного христианства), новым пониманием человека, новым политическим строительством, новыми социальными идеями… Возродить Россию может только новая идея: её могут воссоздать только обновлённые души… Русская идея есть идея сердца. Идея созерцающего сердца. Она утверждает, что главное в жизни есть любовь, и что именно любовью строится жизнь на земле, ибо из любви родится вера и вся культура духа». ( - выделено мной - С.И.) ввместе с тем активизирует их развитие.жна) ачала в любящих и икам как высочайшие жизненные ценности, чтобы их духовно-

Человек не рождается богатым духовно. Каждый представитель нового поколения людей лишь постепенно обретает образ человеческий в процессе широко понимаемого образования, в котором наряду со школой участвует семья, общество, государство, а в последнее время и церковь. Поэтому первейшая задача современного периода в свете Концепции модернизации российского образования заключается в том, чтобы утвердить моральные ценности у подрастающего поколения, т.к. будущее Отечества в первую очередь зависит всё-таки от духовно-нравственного потенциала молодёжи, от её доброты, честности, справедливости, трудолюбия, толерантности, от её способности и стремления к бескорыстной заботе и беззаветной любви к своей Родине.

В течение большого периода времени в школе основной была направленность воспитательного процесса на формирование и развитие классного коллектива. Индивидуальное воспитание личности либо отсутствовало, либо осуществлялось в недостаточном объёме. Основу воспитательной работы в классе, да и в школе в целом, составляли коллективные мероприятия, праздники, занятия; индивидуальная воспитательная работа сводилась к беседам и оказанию необходимой помощи для предупреждения неуспеваемости учащихся.

В постсоветское время, как бы оттенив развитие коллективизма, «забыв» про его положительные моменты, дружно заговорили и выдвинули на первый план идею индивидуального подхода к личности.

Мы живём в тот период, когда потеря идеалов привела к тому, что учитель не знает, к чему стремиться и на что ориентировать детей. Отсутствие узаконенных официальных детских организаций (какими были пионерия и комсомол) приводит к развитию неформальных отношений, к увеличению групп, нормы жизни и моральные ценности которых чаще всего оказываются антиобщественными, направленными на уничтожение личностного начала в человеке, на проявление стадного (но не коллективного) чувства у членов группы.

Именно поэтому, на мой взгляд, в основу школьного воспитательного пространства должно быть положено духовно-нравственное воспитание учащихся.

Нравственный выбор каждого должен быть свободным, опирающимся на совесть, не порабощённую примитивными временными условиями и фантастическими мечтами.

Современная реальность, вызванная ослаблением социальных и духовно-нравственных связей, лишь свидетельствует о нарастании нетерпимости и агрессивности в обществе в целом. Особую опасность не толерантное отношение к людям иного мнения, национальности, религиозных убеждений представляет в таком уникальном многонациональном государстве, как Россия. Здесь больше, чем в какой-либо другой стране, гражданское общество подразумевает признание множественности форм культурной и духовной жизни, где уважаются права человека и соблюдаются демократические процедуры. В таких условиях особенно актуальным становится нравственное воспитание подростков, направленное на формирование и внедрение в практику взаимоотношений норм толерантного поведения. Необходимо настойчивое воспитание терпимости к представителям других народов, к их верованиям и обычаям. Надо объяснять подросткам простую истину: нет плохих народов, культур, религий, но в каждом народе, равно как и в нашем, могут встречаться нечестные и несправедливые люди.
Учитывая все выше изложенное работа по формированию воспитанию коммуникативной толерантности подростков является первостепенной и актуальной.

Социальная значимость воспитания духовных ценностей учащихся обусловлена велением времени, поскольку именно от духовности общества зависит его будущее.

Отталкиваясь от общественных, нравственных и духовных ценностей, главной задачей школы должно стать воспитание и развитие высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России, приобщение обучающихся к нравственным и духовным ценностям православной культуры. Задача школы - вооружать учащихся глубокими и прочными знаниями, сформировать у школьников духовно-нравственные качества, приобщать обучающихся к нравственным и духовным ценностям православной культуры, воспитывать патриотизм, развивать творческое мышление, познавательную активность, умение самостоятельно пользоваться различными источниками информации, ориентироваться в событиях сегодняшнего дня.

Большое внимание в воспитательной работе школы должно уделяться формированию толерантной личности - личности терпеливой, чуткой, терпимой к различиям, способной сопереживать. Этого так не хватает в современное время.

Задачи духовно-нравственного воспитания:


  • воспитать нравственные, творческие качества личности;

  • обогатить учащихся знаниями о морали, раскрыть её сущность, социальную и психологическую целесообразность моральных норм;

  • формировать культуру общения, внешности и организации повседневного быта, навыков и привычек нравственного поведения;

  • воспитывать чувство любви и сострадания к близким и окружающим;

  • сформировать у учащихся представления о человеческой красоте, верности убеждениям, человечности, непримиримости к злу;

  • организовать нравственное самовоспитание учащихся через систематическое накопление и обогащение опыта нравственного поведения в практической деятельности.

Основные принципы гуманистического воспитательно-образовательного процесса:

  • каждый ребёнок - Личность, достойная уважения; следовательно - признание за ним права на собственную позицию, на возможность безбоязненно высказывать своё мнение, на творческий поиск тех областей, где могут реализоваться способности и возможности каждого ребёнка, на ошибку (в противном случае процесс познания будет носить чисто репродуктивный характер);

  • межличностное взаимодействие педагога и воспитанника в воспитательно-образовательном процессе, что несёт за собой признание за педагогом и ребёнком обязанностей: «Что бы я ни делал, количество добра в мире должно увеличиваться».



© 2010-2022