Конспект классного часа День Памяти и Скорби

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Цели: образовательная - сформировать представление о понятии "депортация", о причинах депортаций, жизни депортированного на примере Республики Калмыкия

воспитательная - воспитывать межнациональную толерантность, готовность конструктивно оценивать историю.

Ход мероприятия:

Выступление учителя с сопровождением музыки. (Альбиони) Слайд №1-5.

28 декабря 1943 года - трагическая дата в истории калмыцкого народа. В этот день, согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР, началось выселение калмыков из родных мест в сибирскую ссылку, где они провели в депортации 13 долгих и трудных лет.

Тринадцать долгих лет страданий и лишений пришлось пережить народу Калмыкии, тысячи невинных жизней унесла насильственная ссылка в Сибирь. Нет ни одной семьи в республике, которая бы не понесла утрату в те страшные дни, полные неимоверной боли и мучений. За первые пять лет репрессий народ потерял треть своего населения. Но, разбросанный по всей территории нашей страны, он вопреки всем невзгодам, смог выжить и сохранить свое национальное достоинство и надежду на справедливость.

Дети и внуки свято чтят память о своих родных и близких, соотечественниках, ушедших из жизни, с особым вниманием и теплотой относятся к людям старшего поколения, преклоняются перед их мужеством и жизнелюбием.

Сегодня мы зажигаем поминальные лампадки всем тем, кто пострадал от жестокости сталинского режима, пал жертвой преступной депортации калмыцкого народа.

Слайд 6 (Слова ученика)

В тот день, согнав народ подавленный

Под ругань стражи, блеск штыков

Врагами были все объявлены -

Все от детей до стариков.

Потом загнали их в товарные

Вагоны длинных поездов,

И потянулись дни кошмарные

Длиною в дюжину годов,

А люди, плача, зябко кутаясь,

Был брошен дом, оставлен скот.

Зима тогда стояла лютая,

Кончался сорок третий год…

Слайд 6-7 (слова ученика)

Путь длиной в 13 лет и 13 дней

Нас, безвинно обиженных, много,
Но не видит никто наших слез.
И куда поведет нас дорога
Под железную песню колес?
Промелькнут за окошком перроны...
От конвоя любовь сберегу.
В арестантском промерзшем вагоне
Провезу через морок-тайгу,
Пронесу я ее через годы,
Через зоны больших лагерей.
Не видать мне тебя, как свободы.
Если вспомнишь меня - пожалей.
Н.Домовитов

Слайд №8-9 (слова учителя)

Историческая справка.

Подготовительные мероприятия по проведению операции «Улусы» осуществлялись руководством НКВД-НКГБ СССР в глубокой тайне. Прибывшие подразделения войск НКВД и его оперативный состав были ознакомлены с приказом о соблюдении секретности проводимой акции, об этом неоднократно предупреждали на различных совещаниях, руководители штаба операции и строго требовали от рядового состава сохранения тайны. Однако местное население догадывалось о том, что неслучайно на так называемый «отдых» понаехало к ним отовсюду столько военных, да еще на больших грузовых машинах. Даже наш однорукий старый дед Бадаха, единственный взрослый мужчина в нашей семье, подсчитав количество прибывших автомашин в наш хотон и число в нем жителей, не беря даже во внимание всевозможные слухи о выселении, которые просачивались к калмыкам от прибывших солдат, уверенно считал, что машины и военные приехали перевозить нас с родных мест и заставил поэтому женщин предварительно упаковать в мешки самые необходимые вещи и уложить их под своей кроватью.

О намечавшейся депортации калмыцкого народа были осведомлены и многие руководители НКВД соседних республик, краев и областей - Дагестанской, Северо-Осетинской, Кабардино-Балкарской АССР, УНКВД Ставропольского края, Астраханского округа, Сталинградской и Ростовской областей. Так что тайну с выселением абсолютно сохранить не смогли, хотя в целом удалось удержать в секрете подготовку и начало операции.

Начавшееся 28 декабря 1943 года выселение калмыков, продлившееся до 31 декабря, коснулось в основном калмыцкого населения, проживавшего на территории Калмыцкой АССР и являлось первым этапом депортации калмыцкого народа.

1. Понятие депортации (слайд 10-12)

Начнем с того, что выясним, что репрессии в отношении народов принято называть понятием "депортация"

В переводе с латинского слово "депортация" имеет два значения: "1) изгнание, высылка из страны;

При И.В.Сталине депортации как часть политических репрессий проводились по классовому, сословному, национальному, конфессиональному и другим признакам). Применительно к народам депортация - это своеобразная форма геноцида.

Слова ученика

И скот ревел, и вдовы выли
Над Волгой мчались поезда,
Людей насильно увозили
В Сибирь на долгие года!
С.Мазуркевич

Из воспоминаний: (читает учитель)

Помню, как в нашем доме в хотоне Утта-Номрун два пожилых солдата, родом откуда-то из Сибири, после проведенного обыска помогали сами заталкивать обратно в мешки теплые вещи, дорогие костюмы и шубы отца, отобранные до этого дедом, посоветовали упаковать швейную машинку, ставшую для нашей семьи в сибирской глубинке настоящей кормилицей. В это время пока мы с солдатами собирали в мешки свои вещи молодой офицер, пришедший во главе опергруппы ни во что не вмешивался, взял патефон и, уйдя с ним в дом дяди с интересом слушал калмыцкие песни. Таких примеров добросердечного отношения, когда многие военные с пониманием отнеслись к участи бедных выселенцев было немало. «Рано утром, когда я проснулась, - вспоминает В.Э.Нахатинова (Буринова), - то увидела у нас в доме двух военных и нашу бабушку, которая ползала по полу, показывала солдатам похоронки на двух своих сыновей: моего отца и его старшего брата. Тогда один из солдат (офицер, по словам бабушки) вышел на улицу и привел к нам еще одного солдата и калмыка-мужчину. Они нам собирали вещи, связывали в багаж. Затем этот офицер помог бабушке погрузить мешки с вещами на машину, увозившую нас на станцию Сальск. Потом в вагоне и долго по приезду на новое место наша верующая бабушка начинала день с молитвы русскому офицеру, благодаря которому мы выжили в Сибири холод и голод».

Однако было множество фактов, когда пришедшие сотрудники НКВД, не дав возможности собрать хотя бы кой-какой багаж, сгоняли людей без самых необходимых вещей на сборные пункты. Житель села Чапур Улан-Хольского улуса Б.Э.Тугульчиев, оставшийся в семье из 9 человек в Сибири один, испытал на себе подобное жестокое обращение: «Рано утром военные ворвались в наш дом, когда мы еще спали. Подняв нас всех с постели, начали кричать на отца и мать, чтобы скорее нас, детей, одели и вывели на улицу. Не дав возможности собрать вещи, погнали нас, как скот, к сборному пункту. Помню только, как отец тащил меня на себе».

Писатель Тимофей Бембеев в автобиографической повести-хронике «Дни, обращенные в ночи» описывает подобный же факт безжалостного отношения к несчастным выселяемым, где вдобавок, пользуясь моментом, пришедшие военные занимались мародерством: «Переведи матери, - офицер кивнул на ааку, - вас, как пособников немцев решено сослать в Сибирь. Есть постановление правительства, так что даю 15 минут на сборы?

- О каких немцах говорите? Мы же ни одного немца в глаза не видели? - Не теряйте времени, собирайтесь, иначе голыми выкину на мороз!.. - С врагами так бы, а то с детьми… - Замолчи, щенок! - Офицер вновь заорал, топнув ногой. - Спроси, есть ли оружие? - Какое у нас может оружие? Офицер заставил открыть наш кованый сундук и начал рыться в нем. Что-то положил в карман. Аака встрепенулась и всплакнула: «Скажи, пусть отдаст золотое кольцо и серьги мои, а то у нас нет более стоящего».

Я сказал, он и ухом не повел. Отдельно в чемодане находились вещи брата, которые он отослал с оказией, когда его, студента на фронт забирали. Офицер и там порылся, забрал новенький костюм, вышитую рубашку, матросскую форменку и туфли. Затем он разрешил и нам собраться в путь. Аака с тетей бродят по дому, не зная, что взять, что оставить».

Многих выселили без вещей и по разным другим причинам. Например, при посадке на машины сопровождавшие солдаты-конвоиры просто выбрасывали чемоданы и мешки с вещами, чтобы побольше разместить людей. Некоторые семьи были вынуждены выехать без денег, одежды и пищи, находясь вне дома или в гостях. Многих калмыков выслали, когда они находились вдали от своего очага по производственным делам, в командировках.

Слайд 13-14 (слова учителя)

За это время в холодных товарных вагонах, продуваемых сквозняками, люди мерзли без пищи и тепла, многие старики и просто больные умирали здесь же, еще не тронувшись с места. Медицинской помощи, конечно же, не было. Каждому калмыку довелось пережить столько горя, что хватило бы в обычное время на сотни человеческих судеб.

«На станции нас затолкали в «телятники», с грохотом закрылась дверь. Поезд тронулся, - пишет инженер Б.Церенов. - Вагон дырявый, кругом сквозняки, люди сгрудились вокруг печки-буржуйки, которая находилась в центре. Но она не всегда была горячей. Я помню, что мы ехали долго, было очень голодно. Наконец, на какой-то станции, нам дали похлебку и по куску хлеба. В вагоне ехало несколько семей. Кто-то из них взял с собой козу. Мучаясь от голода, взрослым пришлось ее зарезать. Я помню запах жарящегося на буржуйке мяса. Ели в сплошной темноте, запивали водой. На следующий день многие заболели. Я видел, как умирал, корябая пол ногтями, старик. Умершего старика на одной из станций куда-то унесли».

Такое страшное было время (слова ученика)

Врагом народа был сам народ.

Любое слово,любая тема…

И по этапу страна…вперед:

Но мы то помним! Теперь мы знаем

На всё запреты, на всех печать…

Народ толпой по этапу гнали,

Чтоб было легче им управлять…

Слайд 15 (ученики)

  1. Я знал, что мой народ в лесах Сибири

Нашел друзей и вновь душой окреп

Средь лучших русских, средь щедрейших в мире,

Деливших с нами и судьбу, и хлеб.

Д. Кугультинов

  1. Я помню прошлое. Я помню (слайд 16-17)
    Свой голод. Больше я не мог,
    И русская старушка,
    Помню,
    Мне хлеба сунула кусок.

    Затем тайком перекрестила
    В моём кармане свой ломоть.
    И быстро прочь засеменила,
    Шепнув: "Спаси тебя господь!"

    Хотелось мне, её не зная,
    Воскликнуть: "Бабушка родная!"
    Хотелось петь, кричать "ура!",
    Рукой в кармане ощущая
    Существование добра.

(слайд 18) (учитель)

Грузили мы в сорокоградусный мороз

Тяжелые подушки для снарядов.

Нас было много в злую ту войну -

Холодных, голодных и вихроволосых.

Похожих на бездомную шпану,

Которая кочует под откосом.

Сжав крепко зубы,

Силясь горячо,

Старались мы, ослабшие от стона,

Побольше взять на детское плечо

И погрузить в огромные вагоны.

Война - всегда

Всеобщая беда,

Великое народное страдание,

Ты научила сильным быть тогда

И жить порой одним вторым дыханьем

Шел 1944 год. (слайд 19)

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ОБОРОНЫ (слайд 20)
товарищу Сталину И.В.
товарищу Молотову В.М.

В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета и постановлением СНК от 28 октября 1943 г. НКВД СССР осуществлена операция по переселению лиц калмыцкой национальности в восточные районы.

Для обеспечения проведения операции и предотвращения случаев сопротивления или побега НКВД заблаговременно были приняты необходимые оперативно-войсковые мероприятия, организована охрана населенных пунктов, сбор переселяемых, сопровождение их в места погрузки и эшелоны.

В начале операции было арестовано 750 калмыков, состоявших в бандах, бандпособников, активных пособников немецких оккупантов и другого активного элемента.

Всего погружено в 46 эшелонов 26 359 семей или 93 139 переселенцев, которые отправлены к местам расселения в Алтайский и Красноярский края. Омскую и Новосибирскую области. Во время проведения операций происшествий и эксцессов не было. Эшелоны с переселенцами сопровождались работниками НКВД.

НКВД СССР совместно с местными организациями приняты необходимые меры по приемке, обеспечению жильем и трудовому устройству переселенцев в места расселения.

2 января 1944 г.
Л.Берия

В связи с этой высочайшей телеграммой на имя «отца народов» мне вспомнилось стихотворение С.Мазуркевича, напечатанное не так давно в газете «Комсомолец Калмыкии». Стихи образно отражают суть происшедшего - не только «победную» реляцию Л.П.Берия, но и то ужасное, трагическое, что произошло в многострадальной судьбе калмыцкого народа, поэтому счел нужным их привести в книге.

28 декабря 1943 года (слова ученика)
Тогда степные стыли дали,
Война вела кровавый счет…
Послал калмыкам «мудрый» Сталин
«Подарок» свой под Новый год.

Звучали песни о «родимом»,
А он забросил все дела
Чтоб тень усов, пропахших дымом,
Над вольной степью вмиг легла.

В Кремле бумаги шелестели,
Считал наш «вождь» людей улов,
На сапогах его блестели
И слезы вдов, и пыток кровь,

И скот ревел, и вдовы выли.
Над Волгой мчались поезда,
Людей насильно увозили
В Сибирь на долгие года!

Стал жить народ вдали от дома
И не джомбу, а слезы пил.
Сильней, чем подлая трахома,
Его усатый «вождь» слепил.

Кто жил доносом, кто надеждой…
Державной воле вопреки
Делились хлебом и одеждой
С калмыками сибиряки

Средняя оценка численности сталинских депортаций накануне и во время ВОВ (слайд 21)

Национальности Годы депортации

Количество высланных в тыс. (средняя оценка) % от общей численности населения

Корейцы 1937-1938 172 000

Немцы 1941-1942 905 000

Финны, румыны 1941-1942 400 000

Калмыки 1943-1944 101 000

Карачаевцы 1943 70 000 (44,4)

Чеченцы 1944 485 000 (54,3)

Ингуши 1944 37 000 (43,7)

Балкарцы 1944 191 000(48)

Крымские татары, турки-месхетинцы и другие национальности Закавказья

1944 100 000

Итого: 2 461 000

Это был второй этап в марте 1944 года по выселению калмыков, проживающих на территории Ростовской области. В июне 1944 года было осуществлено переселение в Сибирь калмыков, проживавших в Сталинградской области. Это был 3-й этап депортации калмыков. Был еще и 4-й этап гнусной акции в отношении солдат и офицеров калмыцкой национальности, находящихся на фронтах, когда распоряжением начальника VIII Управления Генерального Штаба Красной Армии генерала Смородинова от 8 января 1944 года всех калмыков-военнообязанных было приказано демобилизовать и направить в Астрахань, а там передавать во владение НКВД СССР. Исходя из этого приказа, офицерский состав стали собирать в Новосибирске и Бийске, а рядовой состав фронтовиков-калмыков везли на станцию Половинка Пермской (б. Молотовской) области и в мае 1944 года согнали в Широковский исправительно-трудовой лагерь на строительство новой ГРЭС.

Вспомним наших земляков (Широклаговец -Сосаев Б.Х.) пострадавших в эти годы: (слайд 22-25) (Ученик)

Этот день на праздник не похож - воронки умчали сотни жизней.
Пусть с газет не льется больше ложь об антинародной дешевизне.
Сколько сгинуло в задворках серых стен величайших гениев планеты!
Мы скорбим по каждому из тех, кто не славил стадные заветы.
Стала пухом мать сыра земля, и развеян пепел уж по ветру,
Только память все еще жива, только песня ваша не допета.
Точно кровь, застывшие цветы, как комок клубится в легких воздух,
Жертвы политической войны со слезами мы сегодня вспомним.

Итог урока: (слайд 26-33)

В 1991 году был принят закон "О реабилитации жертв политических репрессий", 1989 год - Съезд народных депутатов СССР признал депортацию народов, пострадавших в период ВОВ (1941-1944) незаконной.

Но потери были велики, а боль не утихала.

По первому этапу выселения было депортировано 93.139 калмыков, по второму - более 2,5 тысяч, по третьему - около 1 200 человек. Добавим к ним более 15 тысяч калмыков-мужчин, отозванных из Красной Армии в 1944 году.

Всего таким образом подверглось депортации около 120 тысяч калмыков. Из них, по данным НКВД, в 1950 году находилось на спецучете (вместе с детьми) 77 943 калмыка. А прошло ведь почти 7 лет после выселения калмыцкого народа. К тому времени многие народы (это были первые послевоенные годы) дали резкий прирост населения. А калмыки, получается, дали уменьшение на 52 тысячи человек, т.е. почти 40 процентов потерь (включая сюда имевшийся прирост населения после войны за счет деторождения). Значит, смертность калмыцкого населения в дороге и в первые год-полтора (как считают А.Солженицын и другие авторы) составляла не менее 55-60 процентов. Навер-ное, многие согласятся со мной: это ужасная статистика.

Сибирская «статистика» дает себя знать и до сих пор на приросте калмыцкого населения. На 15 января 1959 г., по данным Всесоюзной переписи населения, калмыков насчитывалось в СССР 106 тысяч человек. В 1979 году их было уже 147 тысяч, в 1989 году - 173 тысяч человек.

Сегодня мы имеем полное основание утверждать, что катастрофическое уменьшение численности калмыцкого населения прямым образом связано с последствиями насильственной депортации калмыков.

Ученик: «ИСХОД И ВОЗВРАЩЕНИЕ»

Над курганом - черная тень.

Светлый памятник - в черный день.

Памятник этот

мы посвящаем

Тем, кто погиб

в том холодном краю,

Тем, кто вернулся

на землю свою…

Создал его

Эрнст Неизвестный,

Мастер, философ,

всемирно известный.

Будет памятник

вечно стоять

И о трагедии

напоминать...

Великая Отечественная война многолика, носящая порой противоречивый характер, мы должны осознать это, анализируя события тех лет и помнить всех, кто сражался на фронте и тех, кто были депортированы не по своей воле.

(слайд 34-35)

Список использованной литературы

  1. Лейбович О.Л. Политические репрессии в Прикамье, Пермь, издательство "Пушка", 2006.

  2. Материалы с сайта Пермского отделения международного общества "Мемориал" //pmem.ru//

  3. Журнал "Преподавание истории в школе", № 1, 2009, А.А.Алафаев "Причины сталинских депортаций", стр.26-28

  4. Дмитриенко В.П., Шестаков В.А. Учебник для 11 класса, "История России ХХ век", 2002.

  5. В.Б. Убушаев, К.В. Убушаев «Калмыки: выселение, возвращение, возрождение. 1943-1954 гг., Элиста - 2007 год.

МБОУ «Гашунская СОШ имени Очирова А.В.»















Классный час:

«28 декабря - День Памяти и Скорби

жертв депортации калмыцкого народа»

7 класс



Классный руководитель:

Ходжаева Н.Г.







Декабрь 2015г



© 2010-2022