- Преподавателю
- Классному руководителю
- Доклад по теме Формирование культуры младших школьников
Доклад по теме Формирование культуры младших школьников
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Кумова С.В. |
Дата | 20.04.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Кумова С.В.
учитель начальных классов
МБОУ «Лицей №87 им.Л.И.Новиковой»
Формирование культуры младших школьников средствами искусства через краеведческую деятельность
Характерной чертой современной эпохи является наличие в ней сложнейших политических, социально- экономических, экологических и других проблем. Для их разрешения требуются не только образованные, но и духовно развитые, способные к саморазвитию личности, воспитание и становление которых, в первую очередь, ложится на плечи современной школы. Очевидна потребность в совершенствовании духовно-нравственного воспитания школьников, формировании духовной культуры, в поиске новых подходов к воспитательной деятельности школы.
Условия нашего лицея позволяют организовать воспитательную деятельность не только на уроках, но и вне уроков в группах продлённого дня, которые работают по системе «группа-класс». Одним из направлений воспитательной системы является духовно-нравственное, и реализуется оно в краеведческой работе средствами искусства. Мы считаем, что искусство играет решающую роль в развитии эмоциональной чуткости и отзывчивости человека, является источником эстетических впечатлений, способствует развитию воображения, творческой фантазии, образного мышления, углубляет и направляет духовные изыскания, формирует его потребности и интересы.
Программа по краеведению состоит из следующих разделов: 1 класс - «Я и моя семья», 2 класс - «Прошлое и настоящее Нижнего Новгорода», 3 класс - «Славься, край Нижегородский», 4 класс - «Золотое кольцо России».
Краеведческая работа начинается с изучения «малой Родины». В 1 классе ученики знакомятся с одноклассниками, с учителями, поэтому очень важно узнать историю семей, их традиции, интересы. Дети вместе с родителями составляют генеалогическое древо семьи, записывают рассказы своих родных о том, что важно и принято в семье, что определяет семейные традиции, о знаменитых родственниках. Еженедельно в классе проводятся занятия «Семейные заповеди», на которых дети читают стихи и рассказы классиков, слушают песни, которые пели в детстве их бабушки и дедушки, обсуждают увиденное и услышанное.В конце 1 класса проводится праздник «Моя семья», на котором дети вместе с родителями являются главными артистами. Этот праздник - кульминация работы, на нём дети и родители показывают свои таланты, раскрывают творческие способности. Итак, в 1 классе дан старт краеведческой работы в начальной школе. Дети лучше узнают о своих истоках, о родственниках, которые славно воевали или трудились в годы Великой Отечественной войны и в наше время. Такая работа очень важна для формирования духовной культуры ребёнка. У детей появляется желание узнать историю своей улицы, района, города. Таким образом, ребёнок ставит перед собой цель - познакомиться с Нижним Новгородом.
2 класс. Начинаем работу с чтения сборников «Кума-чародейка», «Нижний Новгород. Легенды и предания».Дети с огромным удовольствием читают историю основания родного города, узнают о великих событиях. Второклассники учатся работать с литературой, повышают информационную культуру. Готовя сообщение об одной из улиц Нижнего Новгорода, дети выступают в роли экскурсоводов. Формы краеведческой деятельности во 2 классе весьма разнообразны. Это чтение повести «Детство» и сказок М.Горького, постановка спектакля по его произведениям, экскурсии в дом Каширина, в Нижегородский кремль, по городу, посещение художественного музея, выступления детей по темам «Музеи Нижнего», «Меценаты», «Театры Нижнего» и др..Всё это: литература, живопись, архитектура - оказывают неоценимое благотворное влияние на формирование духовности младшего школьника, воспитание патриотизма.
3 класс. После изучения истории и культуры родного города мы начинаем знакомиться с Нижегородской областью. В 1 четверти мы читаем сказки Пушкина. В классе организуются группы, которые работают над проектной деятельностью по темам, связанным с жизнью и творчеством А.С.Пушкина. Дети учат его стихи, изучают литературу, слушают музыкальные произведения, созданные на стихи великого поэта. Организуется поездка в Большое Болдино, после которой проводится викторина по материалам экскурсии. Эта поездка никого не оставляет равнодушными. Дети ещё больше начинают испытывать гордость за свою Родину, ценить и понимать прекрасное и вечное. Во 2 четверти мы изучаем жизнь и творчество А.П.Гайдара, а также историю города Арзамаса. Посещение историко-художественного музея, дома-музея Голиковых, литературного музея, Воскресенского собора, мастер-класс по изготовлению куклы всегда впечатляет наших ребят. В процессе подготовки к поездке в этот замечательный город мы говорим о А.В.Ступине, о художниках-выпускниках его знаменитой школы, знакомимся с их картинами. В 3 четверти на уроках и во внеурочной деятельности мы читаем книгу Г.Юдина «Птица Сирин и всадник на белом коне». Эта повесть о судьбе иконописца и об истории нашей Родины. Дети знакомятся с древними русскими обрядами, русскими народными песнями .В конце 3 четверти проводится фольклорный праздник. Также мы едем в старинный Городец. Навсегда в памяти детей останется древний вал, пешеходная экскурсия по Городцу, неповторимые резные дома, краеведческий музей, музей самоваров, музей пряника, мастер-класс по изготовлению свистульки. В 4 четверти мы знакомимся со святыней земли нижегородской - Макарьевским монастырём, с жизнью святого Макария. Конечно, не остаётся без внимания и город Чкаловск - родина знаменитого лётчика В.П.Чкалова. Ребята с интересом смотрят фильм «Валерий Чкалов», готовясь к поездке, изучают историю Василёвой слободы, жизнь и подвиг легендарного земляка. Так насыщенно и интересно заканчивается 3 этап краеведческой работы в начальной школе. У ребят повышается культурный уровень, развивается познавательный интерес к истории своей области, они начинают осознавать себя гражданами великой земли Нижегородской.
4 класс. Мы выходим за границы области, и целью исследования становится Золотое кольцо России. Дети готовят презентации по городам, входящим в Золотое кольцо. Во внеурочное время мы изучаем историю становления нашего государства, жизнь князей Древней Руси, историю городов Владимира и Суздаля. В этом нам помогают литература, документальные фильмы, произведения живописи и иконописи. Такая мощная, но разумно организованная подготовка даёт хорошие результаты. Когда мы едем во Владимир и Суздаль, посещаем монастыри, великолепные музеи, село Боголюбово, храм Покрова на Нерли, дети с неподдельным интересом прикасаются к святыням нашей земли, впитывают всё, что видят и слышат. Это навсегда останется в их памяти.
Сегодня по требованиям ФГОС выпускник школы должен уметь самостоятельно приобретать знания; применять их на практике для решения разнообразных проблем; работать с различной информацией, анализировать, обобщать, аргументировать; самостоятельно критически мыслить; быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, гибким в меняющихся жизненных ситуациях, а также духовно-нравственным человеком. Благодаря краеведческой деятельности и средствам искусства, мы формируем духовную культуру младших школьников, воспитываем граждан, способных к дальнейшему развитию общества.