- Преподавателю
- Классному руководителю
- Классный час для учащихся 6-7 классов «Недетская проблема: коррупция?»
Классный час для учащихся 6-7 классов «Недетская проблема: коррупция?»
Раздел | Классному руководителю |
Класс | 7 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Шинкаренко О.П. |
Дата | 10.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
ДЕПАРТАМЕНТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДА
Муниципальное образовательное учреждение
« Средняя школа № 128»
Дзержинского района г. Волгограда
Сценарий
классного часа для 6 класса
« Недетская проблема: коррупция?»
Выполнила:
учитель русского языка и литературы,
классный руководитель 6 б класса
Шинкаренко О.П.
Волгоград 2015-2016гг
Пояснительная записка.
Данная разработка классного часа рассчитана на учащихся среднего звена основного образования - 6-7 классов.
Долгое время общество уходило от обсуждения проблемы коррупции. Ныне тема открыта для обсуждения. Прозрачность антикоррупционной деятельности - залог успешности.
Противостояние коррупции - дело всего общества. Проблемы образования тесно связаны с проблемами общественного развития. Важная роль в становлении личности отводится школе. Воспитание неприятия молодым поколением коррупции как явления, абсолютно несовместимого с ценностями современного правового государства, - важнейшая задача школы. Уровень образования населения, его правовой культуры - это не только престиж страны, но и вопрос национальной безопасности.
Информация о проблеме коррупции для учащихся, несмотря на их юный возраст, является важной и необходимой.
Цель классного часа: Повышение правовой грамотности учащихся в сфере антикоррупционного законодательства, формирование у учащихся антикоррупционного мировоззрения, антикоррупционного стандарта поведения, нетерпимого отношения к любому проявлению коррупции.
Основные задачи:
- воспитание правового сознания и повышение правовой культуры учащихся данного возраста;
- мотивирование антикоррупционного поведения, соответствующего правовым и морально-этическим нормам.
- формирование активной гражданской позиции.
- развитие творческой деятельности учащихся;
Оборудование: компьютер, проектор, видеофильм, изображение двух деревьев, раздаточный материал для выполнения заданий.
Форма работы: создание проблемной ситуации, мозговой штурм, групповая и индивидуальная работа.
Планируемые результаты:
1. Личностный результат:
- Ученик осознает себя гражданином своей страны, принимает ценности российского общества, принимает антикоррупционный стандарт поведения.
- осознает себя самостоятельным и ответственным за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- понимает важность сотрудничества с взрослыми и сверстниками в ситуациях коррупционных действий, стремиться научиться не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
2. Метапредметные результаты:
Ученик способен ставить перед собой, принимать и сохранять цели и задачи деятельности;
- умеет выбирать наиболее эффективные способы решения задач, поставленных на классном часе.
- осознанно строит речевое высказывание в соответствии с задачами классного часа;
- применяет логические действия: сравнение, анализ, синтез, обобщение, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений.
- готов слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения по поводу темы классного часа и оценки событий;
Классный час разработан на основе первого и второго уровней результатов внеурочной деятельности.
Первый уровень результатов внеурочной деятельности:
Приобретение школьником социальных знаний о коррупции, об антикоррупционных стандартах действий, о формах поведения людей в коррупционной ситуации. Достигается через беседу с учителем как значимым носителем положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов внеурочной деятельности.
Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества ( взаимоотношение людей, уважение чужого мнения и т.д ), ценностного отношения к социальным реальностям в целом. Достигается во взаимодействии школьников между собой (диалоги, тематические споры) на уровне класса, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде, где он подтверждает практически приобретенные социальные знания, начинает их ценить (или отвергать)
Ход классного часа:
На доске: Коррупция (от лат. Corruption) - подкуп, порча, упадок.
Класс разделен на 3 группы.
1. Вводная часть.
Учитель: Здравствуйте, уважаемые ребята. Сегодня на нашем классном часе мы продолжим разговор о коррупции.
Что же такое коррупция, что включается в понятие коррупции? Что вы уже знаете об этом, давайте вспомним, что мы с вами делали на одном из наших последних занятиях?
Ученик: Мы говорили о том, из чего состоит коррупции, и заполняли схему-кластер о ее составляющих.
Учитель: Наш кластер я сохранила и перенесла его на доску. Давайте повторим, что включается в понятие коррупция?
Ученики повторяют, опираясь на кластер.
Примерная схема-кластер
вымогательство
продажность
правонарушение
Коррупция
взяточничество
подкуп
Корысть подлог
2. Актуализация знаний
Учитель: Ребята, мы с вами вспомнили, что такое коррупция и поговорили о том, что включено в ее понятие. Теперь я предлагаю вам посмотреть сценку.
(Сценка о выборах в школе. О том, как мальчик Вова захотел стать президентом детской организации, а старшеклассник предложил помочь ему в выборной компании, но при этом Вова должен был отдать старшекласснику наушники для телефона)
Учитель: Ребята, скажите это ситуация фантастическая в детском обществе или такое может быть?
Ученики: да, может быть.
Учитель: Как же поступить мальчику Вове в этой ситуации? Давайте попробуем в этой ситуации разобраться.
3. Целеполагание.
Учитель: Какие цели мы должны поставить перед собой, чтобы помочь Вове решить ситуацию?
(Мозговой штурм)
Вопросы в помощь:
-
Эту ситуацию можно отнести к коррупционным действиям?
-
Может ли Вова предпринять какое-то действие, чтобы , минуя запросы старшеклассника, стать президентом?
-
А может лучше взрослых привлечь к решению этой проблемы или мальчик сам может как-то выйти из сложившегося положения?
После ответов на вопросы учитель произносит цели, которые были выдвинуты учениками:
-
Проанализировать коррупционные действия в данной ситуации.
-
Предложить эффективный способ выхода из данной ситуации.
-
Решить, нужно ли детям обсуждать проблемы коррупции? Действительно ли коррупция - недетская проблема?
Учитель: Вот теперь, когда мы поставили перед собой цель узнали о чем мы будем сегодня говорить, давайте попробуем определить тему нашего классного часа. Ваши предложения? ( Мозговой штурм)
Вопросы в помощь учителю:
Учитель: То, что мы увидели сейчас в сценке, имеет отношение к коррупции? Или нет? То есть мы будем рассматривать проблему коррупции. Можно эти слова употребить в теме классного часа?
Ученик: Да, можно. Тема может называться «Проблема коррупции»
Учитель: А какая она эта проблема?
Ученик: большая, важная.
Учитель: Это проблема, которые должны решать правоохранительные органы, правительство, значит это проблема взрослая, т.е. недетская?
Ученик/Учитель: Я предлагаю назвать тему нашего классного часа «Недетская проблема: коррупция»
Учитель: А еще я бы добавила сюда еще вопросительный знак: «Недетская проблема: коррупция? » Что поменялось в названии темы?
Ученик: Мы должны для себя решить, а действительно ли коррупция - это недетская проблема?
4. Творческая работа по реализации целей.
Работа над реализацией 1 цели.
Учитель: Ребята, чтобы разобраться в данной ситуации и решить коррупционные это действия или нет, я предлагаю вам посмотреть отрывок из фильма «Битва титанов» ( отрывок, в котором жителям античного города необходимо отдать морскому чудовищу Кракину в качестве жертвы дочь царя. Там есть человек, который постоянно говорит о том, что лучше отдать жертву, чем сражаться за свой народ)
Учитель: В этом отрывке жители города должны отдать в качестве жертвы Андромеду, дочь царя.
- Можно ли Андромеду назвать взяткой? Ведь ее отдают, чтобы Кракен оставил государство в покое? ( Можно)
- А кто здесь выступает как взяточник, т.е тот, кто берет взятки? ( Кракен)
- А кто жертва? (народ)
- Скажите, кто выступает в роли посредника, который требует с народа эту жертву? ( нищий) Можем ли мы назвать его вымогателем?
- Какие чувства вызывают у вас кадры из фильма? ( неприятно, гадко, страшно)
- Давайте попробуем провести аналогию с нашей сценкой. Кто в ней как Кракен? ( старшеклассник) А кто в ней жертва, как народ?( Вова) Кто вымогатель? (тот же самый старшеклассник).
-Получается, что ситуации идентичны и на лицо признаки коррупции. Кадры из фильма вызывают у нас неприязнь, какое чувство вызывает у вас ситуация с Вовой? Почему? (также чувство неприязни, т.к. на лицо коррупционные действия, незаконные действия, которые мешают гражданам честно жить в своем государстве).
Итак, мы с вами разобрали данную ситуацию, и можем сказать, что здесь на лицо какие составляющие части коррупции? ( взяточничество и вымогательство), т.е есть в этой ситуации есть коррупционные действия. Это была наша 1 цель, мы ее достигли.
Работа над реализацией 2 цели.
Учитель: А сейчас мы с вами поработаем по группам. 1 группе я предлагаю представить, что же будет дальше, если Вова отдаст наушники старшекласснику, чтобы стать президентом? 2 группа, представьте, что будет дальше, если Вова не отдаст наушники и откажется от выборов? 3 группа, ваша ситуация следующая: Вова отказывается отдавать взятку, но не отказывается от должности президента. Ваша задача ( всех трех групп) посовещаться и предложить нам выход из ситуации для Вовы в виде связного текста. (время подготовки - 3 мин)
Ученики после обдумывания и записи предполагают свои варианты развитии ситуации.
Учитель: Какой, на ваш взгляд, выход из ситуации с Вовой самый оптимальный, правильный?
Ученики: Вова должен честно, сам провести предвыборную агитацию, рассказать детям о том, что он может сделать как президент и честно участвовать в выборах.
Итак, мы предложили эффективный, на наш взгляд, выход из Вовиной ситуации, это была наша 2 цель.
Работа над реализацией 3 цели.
Учитель:
Никто из вас не предложил идти к взрослым за помощью. Почему? Мы можем сами в данной ситуации обойтись без взрослых? Нашего ли ума это дело? Можно ли сказать, что коррупция - это недетская проблема? Что вам еще рано говорить об этом?
( Нам говорить об этом не рано, мы также хотим, чтобы жизнь была честной и справедливой)
Мы с вами в начале нашего занятия определили тему: «Недетская проблема: коррупция?» Давайте подведем итог, можно ли сказать, что коррупция - это проблема только для взрослых? Касается ли эта проблема детей? Почему?
-
Рефлексия
(На доске рисунки двух деревьев. Одно дерево чёрное и колючее с названием «Коррупция», второе - зелёное и цветущее с названием «Закон»)
Ребята у нас на доске два дерева, ваша задача, выйти к доске вытянуть свой листик, на котором будет слово, и разместить его на то дерево, которому подходит этот лист . (слова на листьях: зло, добро, ненависть, доверие, взятка, справедливость, ложь, правда, беспредел, порядок, зависть и др. листья с позитивными словами зеленые, с негативными черные, синие, фиолетовые)
Посмотрите, получилось два дерева. Выберите для себя то дерево, которое вам по душе, которое более естественно, на котором написаны слова наиболее ценные и важные для настоящего гражданина страны.
Наше мероприятие подошло к концу, я надеюсь, что вы сделаете правильный выбор, будете достойными гражданами Российской Федерации и приложите все силы для борьбы с коррупцией и сейчас и в будущем.