Обобщение опыта «Программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ как часть адаптированной образовательной программы»

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Обобщение опыта «Программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ как часть адаптированной образовательной программы»Министерство образования и науки Российской Федерации


Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования города Москвы

«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»






Соколов Виталий Анатольевич

(ГОКУ СКШИ №6 г.Зима, Иркутская область, Россия)



ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА


Программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ как часть адаптированной образовательной программы


по программе повышения квалификации для специалистов сопровождения: педагогов-дефектологов, педагогов-психологов, учителей-логопедов, тьюторов, социальных педагогов, реализуемой в рамках обучающих мероприятий Государственной программы «Доступная среда»





















2015 год

Содержание

Введение…………………………………………………………………………2-4

Глава I.

Теоретические аспекты изучаемой проблемы………………………………4-11

Глава II.

Практические аспекты деятельности специалистов учреждения…………………………………………………………….…….12-22

Заключение…………………………………………………………………..…22

Список используемой литературы………………………..…………………..23


































Введение

Инклюзия является социальной концепцией, имеющей однозначную цель - гуманизация общественных отношений и принятие права лиц с ограниченными возможностями на качественное современное образование. Инклюзивное образование - одна из передовых идей общественного развития.«Инклюзия как принцип организации образования представляется явлением социально-педагогического характера. Соответственно, инклюзия нацелена не на изменение или исправление отдельного ребенка, а на адаптацию учебной социальной среды к возможностям данного ребенка» (профессор Ульф Янсон, США).
В настоящее время происходят существенные изменения в педагогической теории и практике. В системе общего и специального образования происходит смена образовательной парадигмы, а именно, содержание образования обогащается акцентом на адаптацию образовательных программ для обучающихся в соответствии с их индивидуальными потребностями и возможностями.

В этой связи одной из актуальных проблем становится поиск путей качественной индивидуализации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с их образовательными потребностями, позволяя обеспечить доступность получения образования детьми с психофизическими недостатками.

В последние годы очевиден «поворот» общества и государственных структур в сторону людей с ограниченными возможностями здоровья.

Очевидно, что в России в скором времени, наравне с развитыми европейскими странами, инклюзия станет не экспериментом, а массовой практикой.

Ключевым моментом модернизации современной системы образования является положение о том, что в системе образования должны быть созданы условия для развития и самореализации любого ребенка.

В настоящее время происходят существенные изменения в педагогической теории и практике. В системе общего и специального образования происходит смена образовательной парадигмы, а именно, содержание образования обогащается акцентом на адаптацию образовательных программ для обучающихся в соответствии с их индивидуальными потребностями и возможностями.

В этой связи одной из актуальных проблем становится поиск путей качественной индивидуализации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с их образовательными потребностями, позволяя обеспечить доступность получения образования детьми с психофизическими недостатками.

Основными механизмами достижения максимальной доступности и индивидуализации образования для различных категорий обучающихся являются: проектирование образовательного процесса в каждой образовательной организации и проектирование индивидуальных образовательных маршрутов (адаптированных образовательных программ) обучающихся и воспитанников с особыми образовательными потребностями. При этом каждая адаптированная образовательная программа нацелена на «преодоление несоответствия между процессом обучения ребёнка с ОВЗ по образовательным программам начального, основного, среднего общего образования и реальными возможностями ребенка, исходя из структуры его нарушения, познавательных потребностей.

Цель данной работы: составление программы индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ, как создание системы комплексной помощи в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальной адаптации.

Задачи:

  1. Изучить основные направления программы индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ как части адаптированной образовательной программы.

  2. Выявить детей в учреждении с трудностями адаптации, обусловлеными ограниченными возможностями здоровья.

  3. Определить особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья, детей инвалидов.

  4. Усовершенствовать организацию образовательного процесса в школе - интернате для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности.

  5. Создать условия в учреждении, способствующие освоению детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении.

  6. Осуществлять индивидуально - ориентированную психолого-медико-педагогическую помощь детям с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями ПМПк и ПМПК).

  7. Разработать и реализовать индивидуальные планы работы, организовать индивидуальные и (или) групповые занятия для детей с выраженным нарушением в физическом и (или) психическом развитии, сопровождаемые поддержкой учителя, педагога - психолога, логопеда школы - интерната.

  8. Разработать и реализовать систему мероприятий по социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья.

  9. Оказывать консультативную и методическую помощь родителям (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.

Таким образом, вопросы инклюзивного образования актуальны для школы - интерната в современных условиях.

Вывод: в России накоплена достаточно серьёзная нормативная база, существуют правовые основы инклюзивного образования. Требуется серьёзная работа по подготовке компетентных педагогических кадров. В этом им сможет помочь психолого-педагогическое сопровождение.

Опираясь на отечественный и зарубежный педагогический опыт в аспекте инклюзивного образования, можно выделить следующие особенности включения:

1) субъектный подход, при котором учащиеся с инвалидностью принимаются полноправными участниками образовательного процесса;

2) целевая дифференциация, рекомендующая включать данную категорию детей в одинаковые виды деятельности, но ставить разные задачи;

3) многообразие форм обучения предполагает вовлечение учащихся с ограниченными возможностями в коллективные формы обучения и групповое решение учебных задач;

4) разнообразие технологий и приемов обучения включаетразные стратегии коллективного участия - дидактические, ролевые игры, совместные проекты, лабораторные, полевые исследования и т.д.

Интерес к инклюзивному образованию изучается и с точки зрения его эффективности - проводятся исследования экономических затрат и результатов академической успеваемости. Отметим, что на Западе школы получают финансирование на детей с особыми потребностями, поэтому они заинтересованы в увеличении числа учащихся, официально зарегистрированных как инвалиды.


Глава I. Теоретические аспекты изучаемой проблемы

Основным Федеральным законом, определяющим принципы государственной политики в области образования, является Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года. В соответствии с частью 3 статьи 79 ФЗ № 273 от 29.12.2012г.под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования

Статья 2 данного ФЗ содержит определение понятия «адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц».

Согласно ФЗ № 273 от 29.12.2012г.,специфика организации учебно-воспитательной и коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья предполагает необходимость разработки индивидуального учебного плана и адаптированной образовательной программы (через индивидуализацию их содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося) на основе основной образовательной программы и адаптированной основной образовательной программы.

Таким образом, обучение детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной организации может осуществляться либо по адаптированной образовательной программе, разработанной для каждого ребенка с ОВЗ, обучающихся в общеобразовательном классе, либо в условиях образовательной организации (класса) для детей глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами, осуществляющей образовательную деятельность по адаптированной основной общеобразовательной программ, т.е. образовательной программой, адаптированной для обучения определенной категории лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Создание специальных образовательных условий, необходимых для детей с ОВЗ всех категорий, подразделяются на следующие общие направления организационное обеспечение, психолого-педагогическое обеспечение, кадровое обеспечение.

Психолого-педагогическое обеспечение включает в себя программно-методическое обеспечение образовательного процесса и психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ.

Психолого-педагогическое сопровождение сегодня выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации.

Психолого-педагогическое сопровождение - комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации.

Технологии опираются на скоординированное междисциплинарное взаимодействие субъектов образовательного процесса.

Основные технологии психолого-педагогического сопровождения:

  • Построение адекватной возможностям ребенка с ОВЗ

образовательной программы по каждой отдельной компетенции или предмету;

  • Технологию проведения междисциплинарных консилиумов

специалистов для выстраивания стратегии психолого-педагогического сопровождения.

  • Технологию оценки особенностей и уровня развития ребенка, с

выявлением причин и механизмов его проблем, для задач создания адекватной реабилитации и сопровождения ребенка и его семьи;

  • Технологию оценки внутригрупповых взаимоотношений, для

формирования эмоционального принятия и группового сплочения;

  • Технологии развивающей работы с детьми с особыми

образовательными потребностями, при необходимости, с другими субъектами инклюзивного образовательного пространства;

  • Технологии поддержки участников образовательного процесса

(педагогов, родителей), психологической работы с родительскими и учительскими ожиданиями.

Важным аспектом каждой технологии является ее междисциплинарный характер, взаимосвязь деятельности каждого специалиста с другими специалистами сопровождения.

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года определен статус ребенка с ОВЗ: обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Группа школьников с ограниченными возможностями здоровья чрезвычайно неоднородна. В нее входят дети с различными нарушениями:

  • Слуха

  • Зрения

  • Речи

  • Опорно-двигательного аппарата

  • Задержкой психического развития

  • Интеллекта

  • Эмоционально-волевой сферы, включая ранний детский аутизм

  • Множественными нарушениями развития

Дети с нарушениями слуха

Выделяют две основные категории детей со стойкими нарушениями слуха:

  • глухие

  • слабослышащие.

Глухие дети могут реагировать на голос повышенной громкости около уха, но при этом без специального обучения не понимают слова и фразы. Для глухих детей использование слухового аппарата или кохлеарного импланта обязательно. Однако даже при использовании слуховых аппаратов или кохлеарных имплантов глухие дети испытывают трудности в восприятии и понимании речи окружающих. Устная речь этих детей самостоятельно не развивается, поэтому они включаются в длительную систематическую коррекционно-развивающую работу. Основными направлениями такой деятельности являются: развитие речи (лексической, грамматической и синтаксической структуры), развитие слухового восприятия, в том числе речевого слуха, и формирование произношения. В единстве с формированием словесной речи (в устной и письменной формах) идет процесс развития познавательной деятельности детей и развития всех сторон личности ребенка.

Слабослышащие дети имеют разные степени нарушения слуха (легкую, умеренную, значительную, тяжелую) - от незначительных трудностей в восприятии шепотной речи до резкого ограничения возможности воспринимать речь разговорной громкости. Необходимость и порядок использования слуховых аппаратов, особенно на занятиях и уроках, определяется специалистами (врачом-сурдологом и сурдопедагогом). Слабослышащие дети по сравнению с глухими могут самостоятельно, хотя бы в минимальной степени, накапливать словарный запас и овладевать устной речью. Однако для полноценного развития речи этих детей также требуются специальные коррекционно-развивающие занятия с сурдопедагогом, включающие вышеперечисленные направления слухоречевого развития.

Дети с нарушением зрения

По степени нарушения зрения и зрительным возможностям на лучше видящем глазу, и соответственно от возможности использования зрительного анализатора в педагогическом процессе выделяют следующие подкатегории (классификация В.З. Денискиной):

  • Слепые дети. Острота зрения данной подкатегории детей находится

в диапазоне от 0 (0%) до 0,04 (4%) на лучше видящем глазу с коррекцией очками.

В зависимости от времени наступления дефекта выделяют две категории детей:

  • слепорожденные - это дети с врожденной тотальной слепотой или

ослепшие в возрасте до трех лет.

ослепшие - дети, утратившие зрение в дошкольном возрасте и позже.

  • Слабовидящие дети. К этой подкатегории относятся дети с остротой

зрения от 0,05 (5%) до 0,4 (40%) на лучше видящем глазу с коррекцией очками. Главное отличие данной группы детей от слепых: при выраженном снижении остроты восприятия зрительный анализатор остается основным источником восприятия информации об окружающем мире и может использоваться в качестве ведущего в учебном процессе, включая чтение и письмо.

  • Дети с пониженным зрением или дети с пограничным зрением между

слабовидением и нормой, то есть дети с остротой зрения от 0,5 (50%) до 0,8 (80%) на лучше видящем глазу с коррекцией.

Дети с тяжелыми нарушениями речи - это особая категория детей с

отклонениями в развитии, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые дефекты, влияющие на становление психики. Речевые нарушения могут затрагивать различные компоненты речи: звукопроизношение, фонематический слух, лексико-грамматический строй, неумение согласовывать слова в предложении такое нарушение называется общим недоразвитием речи. Отечественные специалисты выделяют 3 уровня:

  • I уровень - полное отсутствие или резкое ограничение словесных средств общения в возрасте 4 - 5 лет.

  • II уровень - появление некоторых искаженных слов и различение некоторых грамматических форм.

  • III уровень - наличие развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Свободное речевое общение затруднено.

Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата

Понятие «нарушение функций опорно-двигательного аппарата» (НОДА) носит собирательный характер и включает в себя двигательные расстройства, имеющие органическое центральное или периферическое происхождение.

Дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата представлены следующими категориями:

  • дети с церебральным параличом (ДЦП);

  • с последствиями полиомиелита в восстановительной или резидуальной стадии;

  • с миопатией;

  • с врожденными и приобретенными недоразвитиями и деформациями опорно-двигательного аппарата.

Причинами этих расстройств могут быть генетические нарушения, а также органические повреждения головного мозга и травмы опорно-двигательного аппарата.

По степени тяжести нарушений двигательных функций и по сформированности двигательных навыков дети разделяются на три группы:

  1. дети с тяжелыми нарушениями

  2. дети, имеющие среднюю степень выраженности двигательных нарушений

  3. дети, имеющие легкие двигательные нарушения

Помимо двигательных расстройств у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата могут отмечаться недостатки интеллектуального развития: задержку психического развития, умственную отсталость разной степени выраженности, речевые нарушения

Самую многочисленную группу среди детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата составляют дети с детским церебральным параличом (ДЦП).

Дети с задержкой психического развития

Группа детей с задержкой психического развития (ЗПР) была выделена из категории неуспевающих школьников.

Четыре основных варианта задержек психического развития: конституционального; соматогенного; психогенного; церебрально-органического генеза (по К.С. Лебединской).

ЗПР конституционального происхождения: гармоничная незрелость одновременно психики и телосложения (гармонический инфантилизм).

При данном варианте задержки, как правило, наблюдается отставание и в физическом развитии ребенка по сравнению с нормой на 1,5 - 2 года.

ЗПР соматогенного происхождения: длительная соматическая недостаточность различного генеза, стойкая астения, задержка эмоционального развития в виде соматического инфантилизма, школьные неврозы, своеобразное изменение личности - дети вялые, неинициативные, пассивны, бездеятельны, склонны к повышенной фиксации на своем здоровье.

ЗПР психогенного происхождения : неблагоприятные условия воспитания (гипоопеки, гиперопеки). Адаптация в детском коллективе учащихся затруднена из-за присущих им негативных черт характера.

ЗПР церебрально-органического генеза: выраженность нарушений как в эмоционально-волевой, так и в познавательной сферах.

С раннего возраста наблюдается замедленная смена возрастных фаз - запаздывание в формировании статических функций, ходьбы, речи, навыков опрятности, этапов игровой деятельности.

Дети с нарушением интеллекта

Дети с умственной отсталостью имеют стойкое необратимое нарушение психического (в первую очередь интеллектуального) развития, связанное с органически обусловленным недоразвитием либо ранним повреждением головного мозга.

Умственно отсталые дети делятся на 2 категории: детей олигофренов и детей с деменцией (органическое поражение мозга после периода нормального развития ребенка)

По степени выраженности интеллектуального недоразвития олигофрения делится на 3 группы:

  1. Дебильность (легкая степень) - возможно инклюзивное обучение в образовательном учреждении.

  2. Имбецильность (средняя степень) - возможно обучение в специализированном учреждении по индивидуальной программе.

  3. Идиотия (тяжелая степень) - необучаемые дети - содержатся в специализированных учреждениях по линии социальной защиты.

Дети с нарушением эмоционально-волевой сферы, включая ранний детский аутизм

Дети с РАС это целый спектр нарушений развития, характеризующийся различными проявлениями своеобразия эмоциональной, волевой и когнитивной сфер и поведения в целом.

Характерные признаки: трудности коммуникации и понимания чувств других людей, социальная наивность, нелепое поведение, особенности реагирования на комфорт и дискомфорт монотонно-однообразным характером поведения, наличием большого количества стереотипий, аффективными вспышками и другими поведенческими нарушениями.

Речь обычно специфически модулирована, иногда на высоких тонах, иногда монотонная, часто «рубленная» не направлена к собеседнику, в речевом общении отсутствует экспрессия, жестикуляция, мелодическая, интонационная и темповая сторона речи нарушена.

Множественными нарушениями развития. Наличие двух или более

выраженных первичных нарушений развития у одного ребенка. Такими нарушениями могут быть: выраженные нарушения зрения и ДЦП; глухота и ДЦП; слепоглухота; слепота и тугоухость; умственная отсталость с выраженными нарушениями зрения; слепота и системные нарушения речи и другие сложные дефекты.

Таким образом, диапазон различий в развитии детей с ОВЗ достаточно велик - от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до детей с необратимым тяжелым поражением центральной нервной системы; от ребенка, способного при специальной поддержке на равных обучаться совместно со здоровыми сверстниками, до детей, нуждающихся в адаптированной к их возможностям индивидуальной программе образования.

Особые образовательные потребности школьников с нарушениями интеллекта включают как общие, свойственные всем детям с ОВЗ, так и специфические: проведение непрерывного мониторинга за становлением и развитием познавательной деятельности ребенка, продолжающегося до достижения минимально достаточного уровня, позволяющего самостоятельно справляться с заданиями; создание особой образовательной среды с учетом функционального состояния ЦНС ребенка; установление взаимодействия семьи и ОУ, активизации ресурсов семьи; комплексное сопровождение ребенка с ОВЗ командой специалистов. Сопровождение - это не единовременная помощь, а долговременная поддержка ребенка с ОВЗ, в основе которой лежит четкая организация, направленная на выбор варианта решения его актуальных проблем. Индивидуальное сопровождение- это система, взаимосвязанных по целям, времени, задачам согласованных действий всех специалистов ОУ, направленных на оказание всесторонней помощи ребенку с ОВЗ, родителям, педагогам в выявлении проблем в его развитии, поиске их эффективного решения и всестороннее развитие задатков, возможностей и способностей ребенка с ОВЗ. Эффективность сопровождения определяется не только по частным данным психологической, педагогической, медицинской диагностики, но и по общим показателям: удовлетворенность ребенка с ОВЗ и его родителей пребыванием в ОУ; уверенность ребенка (тенденция к формированию позитивной, адекватной «Я-концепции»); успешность овладения адекватными возрастному этапу. Индивидуальная программа сопровождения - это своеобразный индивидуальный путеводитель для ребенка с ОВЗ.

Главная цель составления программы индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ - разработка содержания коррекционной работы с ребенком, направленной на формирование возрастных психологических новообразований и становление всех видов детской деятельности. Программа индивидуального сопровождения представляет собой комплекс взаимосвязанных направлений работы с ребенком и его родителями. Содержательный компонент программы индивидуального сопровождения в нашем учреждении индивидуален и зависит от выраженности проблем в развитии ребенка, потенциальных возможностей, необходимых форм и участников сопровождения, выбора соответствующих коррекционных программ, методик и технологий.

Программа должна обеспечивать выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ и осуществление им индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи, возможность освоения детьми с ОВЗ Образовательной программы и их интеграции в образовательном учреждении.

Программа должна содержать:

- перечень, содержание и план реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий;

- систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях образовательного процесса, а также описание специальных условий обучения и воспитания таких детей.

- механизм взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий учителей и других специалистов в области коррекционной педагогики;

- планируемые результаты коррекционной работы.

Программа позволяет педагогам обеспечить возможность оптимального применения методов и приемов коррекционно-развивающей работы с учетом индивидуально-типологических особенностей детей.

Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) можно рассматривать как комплексную технологию психолого-педагогической поддержки и помощи ребенку и родителям в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны специалистов разного профиля, действующих координировано.

Глава II. Практические аспекты деятельности специалистов учреждения

В нашей школе создана служба, осуществляющая психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья, которая ведет ребенка на протяжении всего периода его обучения. В службу сопровождения входят специалисты: педагог-психолог, учитель -логопед, социальный педагог, воспитатели и медицинский работник, классный руководитель, учителя-предметники. Комплексное изучение ребенка, выбор наиболее адекватных проблем ребенка, методов работы, отбор содержания обучения с учетом индивидуально-психологических особенностей детей осуществляется на школьном психолого-медико-педагогическом консилиуме.

Важное значение для обеспечения эффективной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении имеет проведение информационно-просветительской, разъяснительной работы по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса - обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

Вопрос о выборе образовательного маршрута ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в том числе об определении формы и степени его интеграции в образовательную среду, решается на школьном психолого-медико-педагогическом консилиуме, исходя из потребностей, особенностей развития и возможностей ребенка, с непосредственным участием его родителей (законных представителей). Для детей выстраивается коррекционно-развивающая работа, направленная на постепенное увеличение меры самостоятельности, подчинение своей деятельности поставленной цели при организующей, стимулирующей помощи взрослого; переключение учащихся на практическую деятельность с предметами или на другие облегченные задания, подкрепляющие их веру в собственные силы.

В своей работе как воспитатель я использую разработанную мною программу для Сергея О., одобренную на ПМПк .

П Р О Г Р А М М А

индивидуально-коррекционного развития ученика 6 класса

Сергея О.


Карта обследования ребенка.


Социально-демографические данные:

Ф.И.О. О. Сергей

Возраст 08.11.2002 г. (8 ноября 2002 г.р.)

Образование 6 класс ГОКУ СКШИ №6 г.Зима

Адрес: Иркутская область, г. Зима, ул. Березовского,82

Заключение психолого-медико-педагогической комиссии:

Умственная отсталость легкая, вследствие раннего органического поражения головного мозга, ОНР - II уровень.




  1. Объективный анамнез жизни (на основании документальных свидетельств).


Состав семьи:

Мать: Раиса Александровна 1975 г.р.

Л.Р.П. 18.05.1995 г. Черемховским с/с

Отец: Владимир Михайлович 12.05.1962 г.р.

Л.Р.П. 02.04.1998 г. Черемховским с/с

В семье: сестра Света 04.04.2001 г.р.

Андрей Николаевич 09.06.1999 г.р.

Семен Николаевич 13.09.1997 г.р.

Бабушка: г. Свирск, Известковая 14-1

Пятый ребенок по счету.

Наследственная: алкоголизм матери

Отягощенность:

Развитие в младенчестве и раннем возрасте.

Брошен в больнице 28.06.2003 г. д/ребенка. Данных нет.

Особенности воспитания: воспитывался в государственном учреждении.

Школьный возраст: (1 класс) ранний. В школу прибыл из д/дома №5 г.

Иркутска в 1 класс. В контакт вступает с интересом сведения о себе дает, из

родственников переписывается с сестрой, круг представлений об

окружающем узок, восприятие текстов неосознанное, в картинках главное не

видит.

Временные представления не сформированы.

Внимание рассеянное, не может переключать быстро внимание с одного предмета на другой.

Нарушены все виды памяти, ведущая механическая.

Причинно-следственные связи не устанавливает, обобщения делает с помощью взрослых.

Инструкцию понимает чтение по слоговое, неосмысленное.

Эмоционально-волевое сфера неустойчивая, работоспособность снижена.


  1. Данные объективного исследования. Соматический статус:

Рост - 136 см.

Вес - 30 кг.

Объем грудной клетки -

Параметры черепа -------------------------------

Неврологический статус--------------------------------------------

  1. Психологическое исследование (2014-2015 уч. г.)

Бедность словарного запаса, недостаточность знаний и представлений об окружающей действительности, неумение строить умозаключение на основе жизненного опыта.

Недостаточно развиты счетные операции, производимые в уме. Неумение планировать свою деятельность, предвидеть результат.

При определении правильной последовательности картинок обнаруживаются трудности в умении организовать отдельные части смыслового сюжета в единое целое.

Страдает аналитическая сторона мышления, снижено обобщение. Отмечается фрагментарность восприятия, низкий объем воспринимаемого материала, снижение избирательности и активности восприятия.

Смысл рассказа не улавливает, хотя пересказывает верно (дословно почти), что свидетельствует о механическом запоминании и конкретном мышлении.

Страдает долговременная память. При заучивании 10 слов механически запоминает много слов, но при отсроченном воспроизведении наблюдаются --------------------

Экспериментально-психологическое исследование эмоциональных особенностей:

  • уровень тревожности;

  • вспыльчивость, обидчивость;

  • уровень агрессии;

  • эмоциональная эмпатия.

Несколько повышен уровень межличностной тревожности, в пределах

нормы школьная и самооценочная тревожность.

Эмпотические тенденции слабо развиты, взаимных контактов в группе 2. общением с Сергеем чаще пренебрегают, чем предпочитают.

09.09.14 г. психолог.

Рекомендации:

Вовлекать в участие в различных мероприятиях. В качестве нагрузки возможна канцелярская работа, ответственность за дневник, журнал классе. Поощрять при всем классе, повышая тем самым самооценку и снижая тревожность.

Эксперементально-психологическое исследование особенностей.


Мотивационно-потребностной сферы: (ценностные ориентации; мотивы взаимодействия со взрослыми, изучение направленности на оценку; изучение стремления к завершению начатого дела).

Рекомендации:

Любимые школьные предметы: труд, музыка, СБО, русский язык, физкультура.

Нелюбимые предметы: природоведение, математика, геометрия.

Результаты диагностики интеллекта показали низкий уровень при переходе на II ступень (всего 35%, если считать, что средний уровень начинается от 50% и )

13.09.14 г.

Эксперементально-психологическое исследование индивидуально-типологических особенностей.

(нейротизм, экстраверсия - интроверсия, акцентуации характера).

Синтетик, визуал, кинестетик, целостное восприятие, пространственное, наглядное, образное, действенное мышление, творчество, ----------- невербальный интеллект. В процессе обучения необходим муз. или двигательный ритм. Затруднения в анализе и структурировании. Функционирование ведущего глаза и ведущего уха при восприятии не скоординировано. В стрессовой ситуации возможно функциональное блокирование ведущих руки, глаза и ноги, что свидетельствует о неполном доступе визуальной и кинестетической информации.

Аудиальная информация доступна, но не соответствует ведущей модельности.

Стресоустойчивость - 25% .

Активный, общительный. В общении неразборчив. Легко может попасть в асоциальные группировки следствии плохой сопротивляемости. Любознательный. Социальный интеллект развит слабо. Нет умения давать адекватную оценку и самооценку. Нет твердых принципиальных установок. Доверчив. Эгоцентричен. Повышенный уровень нейротизма в пределах 20 единиц (при норме 15).

Акцен-------- характера циклоидно-неврастенического типа.

13.09.14 г.

Рекомендации:

Режим желателен мобилизующий, жесткий. Отношения д.б. доброжелательный, но ребенок д. ощущает, что за ним наблюдают. Направлять энергию в полезное дело. Полезно, предстоящую работу вместе распланировать и замечать, как продвигается дело. Желательно, чтобы он находился под бдительным оком положительного лидера.


  1. Факторы, затрудняющие и оптимизирующие коррекционно-реабилитационную работу.


Затрудняющие факторы

Оптимизирующие факторы

  1. Склонность к воровству.

  2. Агрессивность.

  3. Дефицит внимания, импульсивность, эмоционально- неустоичичв.

  4. Низкая самооценка.

  5. Низкий уровень интеллекта (в т.ч. социальный).

  1. Любознателен.

  2. Не жаден, услужлив (по отношению к взрослым).

  3. Общителен.


Задачи коррекционной работы с Сергеем.


  1. Обеспечение воспитателями и учителями эмоционально-нейтрального развития и обучения.

  2. Соблюдение режима, достаточное время для сна.

  3. Обучение по личностно-ориентированной программе без интеллектуальных перегрузок.

  4. Соответствующая медикаментозная поддержка.

  5. Разработка индивидуальной помощи со стороны врача, психолога, педагогов.

  6. Своевременная нейропсихологическая коррекция.

(Растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики рук, функциональные упражнения, развитие внимания, самоконтроля, коммуникативные и --------упражнения).

На уроках, названного факультатива «Уроки психологического развития».


Практические рекомендации учителям.


  1. Изменение окружения.

  1. Работу с Сергеем стройте индивидуально. Сергей ---- находится перед глазами учителя, оптимальное место - первая парта напротив стола учителя и в среднем ряду.

  2. Включение в урок физминуток, разрешайте через 20 мин. встать и ходить в конце класса.

  3. Предоставьте ему возможность быстро обращаться ко всем за помощью в случае затруднения.

  4. Направляйте энергию в полезное русло: вымыть доску, раздать тетради и т.д.


  1. Создание положительной мотивации на успех.

  1. Чаще хвалите.

  2. Избегайте завышенных или заниженных требований.

  3. Введение проблемного обучения.

  4. Использование на уроке элементов игры и соревнования.

  5. Задания давать в соответствии со способностями.

  6. Создавайте ситуации, в которых Сергей может показать свои сильные стороны.

  7. Игнорируйте негативные поступки и поощряйте позитивные (отказ от наказаний как основного метода воспитания, переход к методам убеждения и поощрения).

Психологическая коррекция агрессивного поведения Сергея.



Характерологические особенности.

Направления коррекционной работы

Методы и техники терапевтического воздействия

Где это развивается

1. Высокий уровень личностной тревожности.

Снижение уровня личностной тревожности.

1. Релаксационные техники: глубокое дыхание, мышечная релаксация, свободное движение под музыку.

На уроках.

2. Слабое осознание собственного эмоционального мира. Низкий уровень эмпатии.

Формирование осознания собственных эмоций, а также чувств других людей, развитие эмпатии.

1. Знакомство со схемами, фотографиями, иллюстрациями, отражающими различные эмоц. состояния.

2. Рисование, лепка эмоций.

3. Пластическое изображение эмоций.

4. Работа с эмоциями через сенсорные каналы.

5. Придумывание историй, раскрывающих причину эмоц. состояния.

6. Разыгрывание сценок, отражающих различные эмоц. состояния.

7. Методика - «Я грустный (радостный и т.д.) когда …………….»

На уроках чтения, на занятиях факультатива «Уроки психологического развития», на уроках чтения.

3. Неадекватная (чаще низкая) самооценка.

Развитие позитивной самооценки.

1. Упражнения, направленные на позитивное восприятие образа «Я», активизацию самосознания, коммуникативные игры.

2. Разработка системы поощрений и наград за имеющиеся и возможные успехи.

3. Включение в работу различных кружков, мероприятий.

На уроках, на воспитательных часах.

4. Слабый контроль над своими эмоциями.

Коррекционная работа, направленная на обучение ребенка управлению своим гневом.

1. Релаксационные техники-мышечная релаксация + глубокое дыхание + визуализация ситуации.

2. Перевод деструктивных действий в вербальный план («остановись и подумай, что ты хочешь сделать»).

3. Ввод правила: «посчитай до 10 прежде. Чем перейдешь к действию».

4. ------ игра, включающая в себя провоцирующую ситуацию для наработки навыков контроля.

5. Осознание своего гнева, через сенсорные каналы (на что похож твой гнев, какой он на цвет, на слух).

6. Осознание своего гнева через телесные ощущения (сокращения мышц лица, шеи, рук, живота, которые могут вызвать боль).

Уроки, занятия факультатива. Воспитательские и классные часы.

5. Ограниченный набор поведенческих реакций на проблемную ситуацию, демонстрация деструктивного поведения.

Расширение спектра поведенческих реакций в проблемной ситуации и снятие деструктивных элементов в поведении.

1. Работа с картинками, отражающими проблемные ситуации.

2. Разыгрывание сцен, отражающих вымышленные конфликтные ситуации.

3. Использование игр, включающих в себя элементы соперничества.

4. Разбор с ребенком последствий различных поведенческих реакций на проблемную ситуацию.

5. Ведение блокнота в целях обучения самонаблюдению.

В индивидуальных беседах, на уроках.


Индивидуальные коррекционные цели на уроках.


  1. Ликвидация возможных пробелов в занятиях.

  2. Развитие, а в некоторых случаях формирование отдельных компонентов познавательной деятельности на основе их диагностики.

  3. Формирование способов действия и перевод их во внутренний план.

  4. Постепенный переход на более высокий уровень развития регулятивного компонента познавательной деятельности.

На данный период: неумение организовать свою умственную деятельность (отсутствие навыков самоконтроля и самооценки трудности в планировании предстоящих действий их речевом оформлении несоблюдении требований словесной инструкции).


Социализация.


Цель: Научить существовать в социуме, находить в нем свое место, уметь взаимодействовать с другими детьми и взрослыми.


Задача:

  1. Укреплять психологическое здоровье (см. Психологическая коррекция).

а) положительное самоотношение и отношение к другим людям;

б) личностная рефлексия;

в) потребность в саморазвитии.

  1. Реализация тех возможностей, которые открывает определенный этап возрастного и индивидуального развития.

  2. Реализация возможностей, которые предлагает социально-педагогическая сфера.

Направление в работе:

  1. Формировать умение принимать себя и других людей (адекватно принимая свои и чужие достоинства);

  2. Формировать способности осознавать свои чувства, причины и последствия своих поступков - личная рефлексия строить планы;

  3. Уметь находить силы, брать ответственность на себя за собственную жизнь;

  4. Уметь принимать во внимание чувства и мысли другого.


Метод. средства - ролевые игры, коммуникативные игры, элементы арт-музыка - сказкотерапии (классные часы, воспитательские занятия, уроки).

Критерии результативности (прогноз).


Исходный уровень:

Социальная апатия; агрессивность; раздражительность; нет навыка сотрудничества; готовности; демонстрация девиантного поведения; эмоциональная нестабильность; конфликтность и т.д.


Требуемое: психологические и социально-педагогические ожидания.

Стабилизация эмоциональных реакций и состояний формирование адекватности, эмоционального реагирования;

развитие бесконфликтных способов реагирования;

расширение диапазона и качества эмоциональных реакций;

активизация позитивного опыта.

Активизация познавательной деятельности, формирование навыков учебной деятельности, развитие навыков самоконтроля.

Активизация речи в единстве с мышлением. Уметь существовать в социуме.


Подход:

Индивидуально-диференцированный гуманный, личностно-ориентированный.


Формы коррекционной работы:

Индивидуальные и групповые демонстрации позитивных образцов поведения.


Средства: Игры, беседы, тренинги и др.

Заключение

Таким образом, область профессиональной деятельности воспитатель школы - интерната может включать создание условий для реальной индивидуализации образовательного процесса ребенка, в том числе и с ограниченными возможностями здоровья. Таким образом, совершенно очевидно, объектом профессиональной деятельности воспитателя становятся: организационный, коррекционно-развивающий (учебно-воспитательный); коррекционно-образовательный, социально-адаптационный и общеобразовательный процессы.





































Список использованной литературы

1. Вильшанская А.Д., Прилуцкая М.И., Протченко Е.М. Психолого-медико-педагогический консилиум в школе: Взаимодействие специалистов в решении проблем ребенка. - М.: Генезис, 2012.

2. Екжанова Е.А. Резникова Е.В. Основы интегрированного обучения. - М., 2008.

3. Ковалева Т.М. К вопросу о тьюторском сопровождении как образовательной технологии // Основные тенденции развития современного образования: Материалы международной научно-практической конференции - М.: ИТОиП РАО, 2002.

4. Левченко И.Ю., Киселева Н.А. Психологическое изучение детей с нарушениями развития / Под научной редакцией И.Ю.Левченко. - М.: Национальный книжный центр, 2013.

5. Организация инклюзивного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья: Учебное пособие / Отв. Ред. С.В.Алехина, Е.Н.Кутепова. - М.: МГППУ, 2013.

6. АНМЦ «Коррекция и развитие» [Электронный ресурс] / Е.Д. Худенко. - М., 2007.

7.Вильшанская, А.Д. Взаимодействие специалистов школьного психолого-медико-педагогического консилиума в системе коррекционно-развивающего обучения [Текст] / А.Д. Вильшанская // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2006. - №5 - С. 66.


22


© 2010-2022