Нервно-психическое здоровье подростков. Подростковая депрессия

Раздел Классному руководителю
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Нервно-психическое здоровье подростков. Подростковая депрессия.

От того, насколько крепка наша нервная система, насколько готова к различного рода неожиданностям, зависит нервно-психическое здоровье. Труднее всего в этом отношении детям. Высшие отделы нервной системы еще не сформированы, защитные механизмы коры головного мозга несовершенны, поэтому легко может наступить срыв, развиться невроз. Неправильные приемы воспитания, стрессовые ситуации, игнорирование родителями и педагогами возможности нервного срыва у ребенка при перенапряжении часто приводят к печальным результатам. Одной из основных причин развития детских неврозов является нежелание взрослых разобраться в причинах того или иного поступка ребенка, незнание его возрастных особенностей.

С возрастом у детей меняются мотивы поведения, их отношение к миру, к сверстникам, к родителям. И от того, смогут ли взрослые увидеть эти перемены, понять изменения, происходящие в ребенке, будет зависеть тот положительный эмоциональный контакт, который является основой нервно-психического здоровья детей.

Подростковая депрессия - сложное, коварное и опасное явление. Коварное потому, что трудно распознается. Опасное потому, что может привести ребенка к самоубийству.

Причины подростковой депрессии.

Причинами депрессии у подростка могут стать такие сильнодействующие факторы, как:

  • Смерть близкого человека

  • Болезнь и отъезд близкого человека

  • Перемена места жительства

  • Жизнь вдали от родителей

  • Равнодушное отношение родителей к ребенку

Особенности подростковой депрессии.

Депрессию у подростков трудно распознать даже специалистам. Так, в начальной стадии подросток ведет себя как обычно, никаких внешних признаков депрессии не наблюдается. Но, зная ребенка, родители могут обратить внимание на его мрачные фантазии, грезы наяву. Это легкая степень депрессии. Средняя степень депрессии характеризуется тем, что разговор подростка чрезмерно эмоционален. Волнуют его такие темы, как болезни и смерть. При умеренной степени депрессии подросток выглядит подавленным и уже с первого взгляда можно сказать: «У этого ребенка серьезные проблемы».

Депрессию у подростков трудно распознать потому, что они умело ее скрывают. Никому и в голову не придет, что он бесконечно несчастлив. Такую маску подростки надевают в присутствии посторонних людей.

Как родителям обнаружить депрессию у ребенка.

Настроение ребенка - один из показателей его психического состояния. Понаблюдайте за подростком в тот момент, когда он уверен, что его никто не видит. Вы обнаружите, как меняется выражение его лица, какой у него грустный и несчастный вид. Но как только он замечает, что кто-то на него смотрит, печаль тут же прячется под улыбкой.

Опасные последствия подростковой депрессии.

Когда подросток, находясь в средней или сильной степени депрессии, доходит до того, что не может больше выдерживать ее, он старается предпринять что-либо, чтобы облегчить свои страдания. Более всего удивительно то, что даже на этой стадии подросток едва ли осознает, что он находится в депрессии. Поэтому депрессия практически не заметна окружающим до тех пор, пока не случается трагедия. Действия подростка в этой ситуации называются «выходом из депрессии». Таких выходов довольно много. Мальчики могут начать воровать, лгать, драться. Опасность возбуждает нервную систему и в какой-то степени облегчает боль. Девочки довольно часто пытаются выйти из этого состояния, вступая в беспорядочные половые связи. Однако когда связь с очередным партнером заканчивается, они чувствуют себя еще хуже, становятся более подавленными, их самооценка резко падает. В состоянии депрессии ребенок может начать употреблять наркотики. Еще один способ выхода из депрессии самый страшный - самоубийство.

Как помочь подростку.

  • Надо научиться быть чутким и внимательным к ребенку.

  • Знать причины возникновения депрессии.

  • Показать ребенку, что вы к нему неравнодушны, что вы его любите и понимаете.

  • Если состояние подростка облегчить не удается - необходимо срочно обратиться к специалисту.

Симптомы подростковой депрессии.


  • Ухудшение внимания.

Подросток не может подолгу фиксировать свое внимание на какой-либо теме. Его мысли перескакивают с одного на другое, он постоянно отвлекается, не может сконцентрироваться на работе и кажется, сто чем больше он старается, тем хуже у него получается. Это ведет к раздражительности и значительно понижает самооценку.

  • Грезы наяву.

Мысли подростка постоянно где-то витают. Он погружается в мечты. В этом случае родителям очень важно не пропустить замечания учителей о том, что их ребенок на уроках витает в облаках.

  • Плохие оценки.

Из-за снижения внимания у подростка ухудшаются оценки, это происходит постепенно, поэтому процесс редко связывают с нарастающей депрессией. И родители и учителя начинают думать, что задания слишком трудны для подростка или что он слишком увлечен чем-то другим.

  • Тоска.

В нормальном состоянии человек ощущает тоску не более 2 дней. Более длительное ощущение тоски должно стать сигналом тревоги для родителей и учителей. Это состояние обычно проявляется в том, что подросток хочет быть один. Он проводит время, лежа на кровати, мечтая и слушая музыку. Впавший в такое состояние подросток теряет интерес ко всему: спорту, друзьям, учебе.


  • Соматическая депрессия.

Соматическая депрессия наступает, когда психологическая боль переходит в физическую. Чаще это головная боль.

  • Уход в себя.

В этом состоянии подросток отдаляется от сверстников и не просто избегает их, а отгораживается от них своей враждебностью, грубостью, неприветливостью, заставляя их отвернуться от себя. В результате он может остаться в одиночестве, что может в свою очередь подвинуть его к наркотикам. Отчаяние настолько овладевает подростком, что он начинает искать хоть какой-нибудь выход.

Профилактика суицидальных проявлений.

В качестве первичной психологической помощи может выступить обычная спланированная беседа. Она включает в себя четыре основных этапа:

  • Установление эмоционального контакта. Выслушивание без критики и без оценок. Установление отношений сопереживающего партнерства.

  • Определение последовательности событий, которые привели к кризису. Снятие ощущения безысходности. Эффективны такие приемы, как преодоление исключительности ситуации, поддержка успехами.

  • Совместная деятельность по разрешению кризиса. Побуждение подростка к словесному оформлению планов предстоящих поступков. Важно дать подростку возможность проявить инициативу.

  • Окончательное формулирование плана деятельности, активная поддержка подростка. Активны приемы логической аргументации, рационального внушения уверенности.


Если вы слышите

Обязательно скажите

Никогда не говорите

Ненавижу всех…

Чувствую, что что-то происходит. Давай поговорим об этом.

Когда я был в твоем возрасте… Да ты просто несешь чушь!

Все безнадежно и бессмысленно…

Чувствую, что ты подавлен. Иногда мы все так чувствуем себя. Давай обсудим, какие у нас проблемы, как их можно решить.

Подумай о тех, кому хуже, чем тебе.

Всем было бы лучше без меня…

Ты много значишь для меня, для нас. Меня беспокоит твое настроение, давай поговорим об этом.

Не говори глупостей. Поговорим о другом!

Вы не понимаете меня…

Расскажи мне, что ты чувствуешь. Я действительно хочу тебя понять.

Где уж мне тебя понять!

Я совершил ужасный поступок…

Я чувствую, что ты ощущаешь вину. Давай поговорим об этом.

И что ты теперь хочешь? Выкладывай немедленно!

У меня ничего не получается…

Ты сейчас ощущаешь недостаток сил. Давай обсудим, как это изменить.

Не получается - значит не старался!










Информация к размышлению.


Мысли вслух.

Мысли подростка

Мысли психолога

Если я не согласен с родителями, кто-то из нас не прав. Если не прав я, значит я плохой, глупый, невежда. Чтобы не чувствовать себя несостоятельным, я должен доказать, что не правы родители

У нас могут быть разные мнения. Каждый из нас уникален. Наши несогласия только подчеркивают эту уникальность.

Никто не может «сотворить» другого. Но можно развить в себе те черты и способности, которые хотелось бы иметь. Можно попросить родителей о помощи, но ответственность за свою судьбу лежит только на мне.

Если бы родители вели себя не так назойливо, я был бы счастлив. Раз я не такой, то виноваты родители.

Если бы я был таким, каким родители хотели бы меня видеть, они были бы счастливы.

Никто не вправе распоряжаться судьбой другого. Нельзя отвечать за счастье другого человека. Каждый несет ответственность за себя.

Если я подпущу родителей слишком близко, то они меня «схватят и задушат»

Никто не сможет «поглотить» или «задушить» взрослого человека, если он в состоянии сам принимать решения. Но если проявлять внимание к нуждам родителей, то можно научиться поддерживать друг друга.

Если родители меня критикуют, значит, хотят, чтобы я почувствовал себя неудачником. Если хвалят, то они лицемерно льстят, чтобы влиять на мои поступки.

Хорошо бы научиться слушать и одинаково спокойно и объективно принимать как похвалу, так и критику. При необходимости, попросить объяснений. Отобрать самое полезное для себя.

Если я начну рассказывать родителям о своих переживаниях, они станут давать советы, поправлять, осуждать и перебивать. Лучше я ничего не буду рассказывать и сохраню безопасную для себя дистанцию.

Если действительно есть желание, чтобы тебя выслушали без комментариев, стоит прямо сказать об этом. Иногда нужно, чтобы тебя просто выслушали.


© 2010-2022