Почему дети не читают

Раздел Классному руководителю
Класс 1 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Почему дети не читают

Некогда самая читающая страна в мире сегодня столкнулась с серьезной проблемой: современные дети не тянутся к книге, не любят читать, не воспринимают общение с художественной литературой как жизнен­ную необходимость. Все чаще на это жалуются роди­тели и учителя. Конечно, некоторые считают, что в век телевизоров и компьютеров чтение не так уж и необходимо. Дескать, с шедеврами мирового искус­ства можно познакомиться и другими способами, а время нынче слишком дорого, чтобы тратить его на сидение с книгой в руках. Но такая точка зрения не только ошибочна, но и опасна. Опыт и практика всей мировой цивилизации показывает, что без чтения нет человека, нет личности. Именно книга стала тем не­заменимым инструментом, который помогает сфор­мировать нравственные принципы, моральные устои и культурные ценности, овладеть информацией, на­копленной веками, развить фантазию, научить думать, анализировать, оценивать собственные и чужие по­ступки. Именно книга представляет собой объект эс­тетического наслаждения, превращает неизбежные в жизни часы скуки и безделья в увлекательную воз­можность перенестись в другие миры, в другие вре­мена. В чем же причина того, что наши дети и внуки лишают себя этого удовольствия? Почему о суще­ствовании «Трех мушкетеров» они узнают по филь­му, а о «Двух капитанах» и «Соборе Парижской Бо­гоматери» - по мюзиклам? А о многом другом, что заставляло нас в их возрасте забывать обо всем, они не знают вообще и никогда не смогут пересказать сво­им детям замысловатые сюжеты Жюля Верна, Майн Рида, Джека Лондона, Ильи Ильфа и Евгения Петрова, Владимира Обручева, Алексея Толстого. Попробуем разобраться в причинах детского неприятия книги.

  • Одна из наиглавнейших причин, как ни печально это звучит, - причина семейная или педагогическая.

Немолодая мама интеллигентного вида жалу­ется на то, что ее одиннадцатилетний Алеша не любит читать: «За книгу не усадишь! Только если выпороть пообещаю, пару страниц прочитает кое- как», - говорит она. А на вопрос о том, часто ли сын видит родителей с книгой в руках, отвечает: «Ну, мне-то когда читать? Я на двух работах, стирка, обед надо приготовить, уроки у него про­верить...»

При отсутствии читающей модели, то есть близкого человека, увлеченного чтением, ребенок практически никогда не берет книгу сам. Он должен ощущать, что жизнь его родителей немыслима без книг, - тогда и в его жизнь они войдут. И если вечером, обычно перед сном, мама присядет на полчаса пусть хоть и с любов­ным романом в руках, ее сынок постепенно тоже при­выкнет забавлять себя чем-нибудь книжным на сон грядущий. Обсуждая с ребенком его школьные дела, всегда можно найти какую-то параллель в литературе. «Слушай, это прямо как у Чехова», «Помнишь, как у Кассиля Оська вышел из подобной ситуации?», «По- моему, твой одноклассник повел себя недостойно, как какой-нибудь Мальчиш-Плохиш». Постоянно обраща­ясь к книжным примерам, мы стимулируем процесс чтения. Ребенок привыкает искать ответы на свои вопросы у великих писателей, на страницах книг, а уж они-то плохому не научат, не обманут, не поддадутся сиюминутному настроению.

Никогда не будет читать тот ребенок, в семье кото­рого книг нет вообще. А сейчас, несмотря на изоби­лие печатной продукции, таких семей очень много. Практика пользования общественными библиотеками уходит в прошлое, но все чаще учителя слышат в качестве главной причины неприготовленного зада­ния по литературе слова: «Я эту книгу не нашел». Книги, передающиеся из поколения в поколение, кра­сочно оформленные фолианты, полные собрания со­чинений - большая редкость в нынешнее время. Как и книга в качестве «лучшего подарка». Родитель, ко­торый сам не радуется книге, никогда не научит этой радости ребенка.

В одной молодой семье недавно родился второй ребенок. Старший Дима учится в шестом классе. Проблемы с чтением настолько серьезны, что маль­чик стал отставать по математике - раньше мама читала ему условия задач, а теперь ей некогда. Диме наняли репетитора, чтобы он научил его читать не по слогам. Дома в секретере стоит десятка два книг. Среди них большую часть занимают детек­тивы в мягких переплетах, несколько справочников, книги с дарственными надписями, видимо, подарен­ные родителям Димы. Мама скептически ознако­милась со списком книг, которые репетитор пред­ложила купить для Димы или хотя бы взять в биб­лиотеке. Где находится ближайшая библиотека, мама не знает, а на покупку нет лишних денег - много расходов в связи с рождением малышки. Мама уверена, что существует какой-то другой путь при­общения ее ребенка к чтению. Вряд ли...

К сожалению, в наше время почти исчезла тради­ция семейного вечернего чтения. Не сыграли ли здесь роковую роль телевизор и занятость родителей, рабо­тающих по 20 часов в сутки? Наверное, есть и объек­тивные причины, объясняющие это явление. Но все, же главный фактор, как всегда, - человеческий. Когда-то мы приучали своих малышей пользоваться ложкой, ходить на горшок, чистить зубы. И находили для этого и время, и силы, и терпение. Приучать ребенка к книге тоже следует с малолетства. Яркая красивая книжка должна занимать свое, самое почетное, место среди его игрушек. А часы, проведенные за чтением с ма­мой или бабушкой, - самыми счастливыми часами детства. Но родители не должны пропустить тот мо­мент, когда книга из их рук перекочует в руки ребенка, то есть когда он начнет не только ушами, но и глазами следить за приключениями героев. Этот переход про­исходит в возрасте 7-8 лет, а если он затянулся, то и 15-летнему мама читает вслух «Войну и мир», потому что слушать и запоминать гораздо легче чем читать самому. Приобщить ребенка к самостоятельному чте­нию художественной литературы не менее важно, чем научить его соблюдать правила личной гигиены.

  • А иногда бывает и так: родители - книголюбы со стажем, дома - книги, книги и книги. А ребенок чи­тать не хочет и ни на какие уговоры не поддается: не интересны ему ни Винни-Пухи с Бармалеями, ни хоббиты с мумми-троллями. Значит, причину надо ис­кать глубже - в нейропсихологии.

Как правило, такие дети плохо пишут, путают бук­вы, с трудом составляют предложения, не могут выбрать верное окончание в словосочетании. Несформированность образа буквы (когда между б и д, на­пример, особой разницы не видно) приводит к тому, что процесс чтения становится просто невозможным, от ребенка ускользает смысл читаемого, потому что он не в состоянии уяснить смысл каждого конкрет­ного слова. Если механическое складывание слогов как-то освоено таким бедолагой, то понять суть про­читанного он все равно не может.

Молодой папа, менеджер в рекламном агент­стве, очень гордится восьмилетней дочкой Машей: откладывая в сторону сказки и приключения, де­вочка с интересом читает только словари и спра­вочники. У нее богатый словарный запас, в разгово­ре она может порассуждать и о том, что такое декадентство, и о том, что такое логарифмы и де­дукция. Но Маша никак не может прокомменти­ровать события, описанные в «Королевстве Кривых Зеркал», она затрудняется объяснить, как девочка Суок из «Трех толстяков» могла занять место кук­лы наследника Тутти. Папа только улыбается, не понимая, что интерес Маши к справочной литера­туре объясняется вовсе не высоким уровнем ее ин­теллекта, а несформированностью логико-грамматических отношений (девочка, кстати, уверена, что брат отца и отец брата - это одно и то же лицо), в результате чего смысл художественного текста от Маши ускользает. В словарях же все просто и ясно, образность описания в научной речи отсут­ствует, а это облегчает для Маши понимание.

Чтение - сложнейший процесс, в котором задей­ствованы оба полушария головного мозга, поэтому, если одна из зон «пробуксовывает», весь процесс те­ряет смысл. Чтение из наслаждения превращается в жуткое наказание. Ребенок напряженно складывает буквы в слова, но не понимает сути и смысла. Поэто­му и пересказ текста не удается или в нем появляются какие-то новые герои и повороты сюжета, то есть об­раз либо отсутствует совсем, либо искажается. Если ребенок мало играл в раннем детстве, если палочка для него никогда не превращалась в лопатку или в ло­шадку - значит, его фантазия не развита в достаточной степени. А какое удовольствие от чтения можно полу­чить, не представляя себя на месте Руслана, летящего на бороде Черномора, на месте Ассоли, ждущей сво­его капитана Грея, на месте девочки Элли, идущей по дороге, вымощенной желтым кирпичом? Хорошее воображение - необходимое условие успешного и за­интересованного чтения. Причем чтение и фантазиро­вание - вещи, не просто связанные друг с другом, а взаимовлияющие. Воображение прекрасно развивает­ся с помощью рисования, а рисование под чтение - один из способов приобщения ребенка к книге. Как помочь ребенку, который и хотел бы, да не может чи­тать нормально в силу нейропсихологических причин, вам ответит специалист-нейропсихолог, если вы не поленитесь сходить к, нему на консультацию. Но и в этом случае без книги вам не обойтись. Чем красивее внешне и интереснее по содержанию будет эта книга, тем больше у вас шансов на успех.

  • Среди причин, отбивающих интерес к чтению, есть и такие, которые можно назвать школьными. Не­смотря на то, что предмет литература существует в школьном расписании, любовь к книге от этого не увеличивается, а иногда и пропадает совсем.

Денис пошел в школу, умея хорошо читать и пи­сать. У него были свои любимые книги и свои люби­мые герои. Но постепенно его страсть к книжкам стала угасать, и уже в пятом классе без понуканий родите­лей он к книжному шкафу не приближался. Самой типичной оценкой по литературе стала для него трой­ка, а список для летнего чтения он просто разорвал, чтобы не тратить на него драгоценное время каникул. Мама чуть ли не со слезами на глазах рассказывает, что он возненавидел некогда обожаемого Пушки­на и как бы она ни рекомендовала прочитать кни­гу Дж. Даррелла «Говорящий сверток» целиком, а не только тот отрывок, который дан в учебнике, Денис наотрез отказался.

Негативное отношение к чтению порождено элемен­тарной обязаловкой. Одно и то же дело может быть любимым, если оно делается без принуждения, и мо­жет превратиться в ненавистное занятие, когда его ис­полнения требуют. Обязательность отталкивает, вот по­чему «Капитанская дочка», прочитанная в 9 лет по со­вету бабушки, воспринимается как гениальное откро­вение, а в 12 лет на уроках литературы вызывает только смертельную зевоту. Мудрые французы не включили в школьные программы романы своего Знаменитого со­отечественника Александра Дюма, может быть, поэто­му «Трех мушкетеров», «Графа Монте-Кристо», «Ко­ролеву Марго» и в детстве, и в старости все читают с удовольствием? Не исключить ли и нам из программ замечательные произведения Н.В. Гоголя, чтобы вернуть ему любовь наших юных читателей? Возможно, тогда они сумеют оценить всю прелесть его волшебных сю­жетов и сочность языка. Разве популярность стихов Сергея Есенина снизилась, когда он был исключен из числа советских классиков в 30-е годы? И не способ­ствует ли бешеному успеху в среде подростков романа «Мастер и Маргарита» то, что долгое время его не то, что в программе, а и в советской литературе как бы не было? Однако в наши учебники литературы буквально засунуто все, что только можно. А поскольку объемы совсем не маленькие, обязательны и пространные спис­ки для летнего чтения. Чаще всего учитель только тре­бует, чтобы летнее задание было выполнено, но редко когда подходит творчески к его формулированию. Де­тей, да и родителей «убивает» само количество произ­ведений. Конечно, чтение не должно прекращаться в каникулы, если только оно не воспринимается исклю­чительно как элемент обучения. Тогда где же найти ком­промисс? Одна преподавательница не поленилась со­ставить для каждого пятиклассника свой личный спи­сок книг. В каждом было всего 5-6 наименований, но строго с учетом уровня развития и интересов каждого ученика. И это было уже не обязаловкой, а просто дру­жеским советом любимой учительницы. Ну и как этому совету было не последовать?

Пастернак сказал когда-то, что нелюбовь к Мая­ковскому объясняется тем, что после смерти его ста­ли «насаждать, как картошку при Екатерине». Подоб­ным образом пытаются заставить полюбить Чехова Толстого, Платонова, Шукшина...

Неудачная школьная программа, которая не учи­тывает возрастных и психологических особенностей детей и подростков, еще одна причина нелюбви к чтению. Учебник литературы для 5-го класса начина­ет знакомство с творчеством Чехова рассказом «Степь». Специалистам понятно, какую роль сыграл этот рассказ в становлении Чехова как писателя, ка­кое значение он имеет в литературе. Но для любого пятиклашки это нудное повествование без начала и конца. Где же ему разобраться в красотах степи, описанной утром, днем, вечером и ночью, если он с тру­дом представляет себе, что такое степь? Вот и скла­дывается представление о Чехове как о скучном пи­сателе, причем у некоторых это представление так и не изменится до конца дней. В возрасте до 10-11 лет ребенок не может еще оценить в книге ничего, кроме сюжета. Но разве мало в мировой литературе книг, сюжеты которых ясны и понятны ребенку, могут ув­лечь его воображение и научить поступать благород­но, ценить дружбу, семью, мир? «Белый пудель» Куп­рина, «Снежная Королева» Андерсена, чеховские «Мальчики», «Чук и Гек» Гайдара... Сладить со школьной программой нелегко, и тут огромную роль играют личность, профессионализм и увлеченность учителя.

Перед родительским собранием мамы, как обыч­но, делились впечатлениями об учителях. Мама Миши была очень довольна преподавательницей ли­тературы: «Я сама столько новых имен узнала. Вме­сте с Мишкой взахлеб читала!» Раньше Миша учил­ся в другой школе, никакого интереса к чтению не проявлял, а теперь литература стала его любимым предметом, а оценки улучшились и по физике, и по математике. Раньше, говорила мама, он очень труд­но сходился с ребятами, а теперь стал душой ком­пании. А недавно она нашла в столе листок с недописанными стихами. Перед подростком мир рас­крылся полнее и ярче. Мама уверена, что все это произошло благодаря учительнице и той любви к кни­ге, которую она умудрилась перёдать ученикам.

Что же можно сделать, чтобы книга стала добрым другом, помощником, советчиком для каждого ре­бенка?

Даже у самого маленького ребенка книга дол­жна ассоциироваться с самыми приятными веща­ми - мамиными руками, ее теплом, ее улыбкой. Если малыш почувствует, что книга - это удоволь­ствие, то, повзрослев, он сам потянется к ней.

Собирайте домашнюю библиотеку. Пусть она будет и не очень большой, но не случайной. Ведь это просто здорово, когда книга имеет свою исто­рию. Иногда стимулом для чтения может стать ваш рассказ о том, при каких обстоятельствах книга была приобретена, как она попала в ваш дом, у кого побывала до того, как заняла свое место на вашей полке. Не разменивайтесь на мелочи - собирайте те книги, которые прошли проверку временем, вошли в золотой фонд. И помните: когда у вас появятся внуки, история этих книг только удлинится, а их ценность повысится.

Не пренебрегайте чтением вслух. Используйте этот прием хотя бы в терапевтических целях, напри­мер, когда ваш малыш заболел. Стремитесь к тому, чтобы ваше чтение переросло в самостоятельное чтение ребенка. Сначала можно читать по очереди, хотя бы и через строчку, но постепенно отдавать ини­циативу малышу, не забывая хвалить его за вырази­тельность и артистизм. Попросите читать для себя или для бабушки. А может, ваша кошка или попу­гай окажутся большими любителями слушать сказ­ки? На первых порах ребенок тоже должен читать только вслух, это выработает навык и поможет вам установить, как он понимает прочитанное.

Если вы почувствуете, что прочитанное вами неверно понимается или не понято совсем, потре­нируйте малыша на пословицах и поговорках. Пусть объяснит их смысл. Почитайте ему басни, но без морали - полезнее будет ему самому сформулиро­вать ее. Когда вы читаете, просите ребенка рисо­вать. Это пробудит его воображение, научит слу­шать внимательнее, быть усидчивее. Только не за­бывайте все время хвалить!

Если ученик начальной школы читает совсем плохо, используйте кассеты с записями. Сейчас в продаже можно найти практически любое класси­ческое произведение, прочитанное профессиональ­ным актером или чтецом. Вначале ребенок будет только слушать, но потом подскажите ему следить за читаемым по книге. Вы сами не заметите, как скорость чтения и понимание возрастут, а ребенок постепенно втянется в процесс и полюбит то, что стало легким и понятным. Нам известен случай, когда слепая мама именно таким образом приучи­ла к чтению своего зрячего сына.

Чтобы школьная литература не вызывала ску­ку, предваряйте программу. Вы всегда можете за­ранее рассказать что-то интересное и необычное про авторов, чьи произведения еще только будут изу­чаться, познакомить с веселыми и увлекательными страницами их внепрограммных книг, сходить на спектакли по этим произведениям. Тогда восприя­тие обязательных произведений будет позитивным. Мысль о том, что литература - учебник жизни, не нова, но, несмотря на банальность, это утверждение удивительно верно. Чем больше читает ваш ребенок, тем лучше он будет ориентироваться в жизни и раз­бираться в людях. Приобщая его к книге, вы тем са­мым помогаете ему быть успешным в жизни.



© 2010-2022