Классный час на тему Жалобная книга природы

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МКОУ Бобровская СОШ №1





Классный час на тему:

«Жалобная книга природы»



















Подготовила Харута А.А.

Бобров 2014 год

Цели: пробуждать у детей интерес к тайнам природы; расширять знания о природе;

развивать бережное отношение к природе, наблюдательность;

прививать любовь к природе, способствовать эстетическому воспитанию.

Оборудование: ромашки из бумаги, иллюстрации растений, животных, грибов, Красная книга, макет «Жалобная книга природы», кроссворд.

Ход занятия.

Учитель. Ребята, сегодня мы будем вести разговор о наших друзьях - растениях, животных.

Ученик.

Есть просто храм,

Есть храм науки,

А есть ещё природный храм

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время суток,

Открыт для нас в жару и стынь -

Входи сюда,

Будь сердцем чуток,

Не оскорбляй его святынь.

Учитель. А как же мне узнать, каждый ли из вас, кто пришёл на эту встречу, настоящий друг и знаток природы? А это я узнаю по вашим ответам. Сейчас вы получите подарки - ромашки, как символ любви к природе.

(Вручаются ромашки, сделанные из бумаги)

Учитель. Ребята, чтобы вам было легче вникнуть в суть дела, предлагаю необычную разминку - экологические загадки:

1) Знакома с детства каждому

Их белая рубашка

С серединой ярко - жёлтой,

Что это за цветок? ….. (ромашка)

2) Расту червячком, питаюсь листком,

Потом засыпаю, себя обмотаю,

Не ем, не гляжу, неподвижно вишу (бабочка).

3) Не летит, не поёт, а клюёт (рыба).

4) Шапка набекрень, спрятался за пень,

Кто проходит близко, кланяется низко (гриб).

5) Без рук, без топорёнка

Построена избёнка (гнездо).

6) Весь в колючках,

Ворчит, как злючка,

Чуть испугается -

Клубком свивается (ёж).

7) В сосне дупло.

В дупле тепло.

А кто в дупле

Живёт в тепле? (белка)

8) Не дровосек, не плотник,

А первый в лесу работник? (дятел)

Учитель. Молодцы, ребята! Разминка прошла отлично. А теперь посмотрите на доску. Книга необычная. Прочтём вместе её название - «Жалобная книга природы». А разве есть такая? Давайте разберёмся вместе. Почему эта книга так называется?

(Ответы детей)

Учитель. «Жалобная книга природы» рассказывает о том, что некоторые люди жестоко поступают по отношению к ней, вредят ей, и, пользуясь её дарами, не заботятся о ней. А почему цвет обложки этой книги не зелёный, а красный?

(Ответы детей)

Красный цвет - сигнал тревоги! А какая ещё книга природы имеет красный цвет?

(Ответы детей)

Учитель. Правильно, ребята! Есть ещё Красная книга природы. Цвет её обложки - тревожный сигнал людям. Ведь содержание книги составляют списки редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений. Это сигнал, адресованный правительствам и общественности всех государств. Это и рекомендации по спасению редких и исчезающих видов.

А разницу между этими книгами мы поймём перелистывая страницы «Жалобной книги природы».

Ученик. Я - «Жалобная книга природы». Я - тревожный рассказ о том, как порой трудно живётся цветам, деревьям, птицам, рыбам, зверям. Мой автор - сама природа. Мои читатели - люди с добрым, честным, отзывчивым сердцем. Я - крик о помощи. Кто прочитает меня внимательно - научится понимать, ценить и беречь природу. Станет её другом и помощником.

Ученик. А теперь давайте эти жалобы разбирать и вместе ответы искать - как нам природе помочь, как сделать, чтобы «Жалобная книга природы» стала поменьше и потоньше.

Учитель. Чья жалоба записана в книгу первой?

(Жалоба цветов)

Страница красивая и авторов много. Но жалобы и обиды у всех одинаковые. Как вы думаете какие?

(Ответы детей)

Ученики.

На земле исчезают цветы,

С каждым годом заметнее это.

Меньше радости и красоты

Оставляет нам каждое лето.

Откровенье цветов луговых

Нами понято было едва ли.

Беззаботно топтали мы и

И бездумно, безжалостно рвали.

В нас молчало разумное: «Стой!»

Нам казалось всё мало и мало,

А потом в толчее городской

Мы охапки тащили устало.

И не видели, как из-под ног,

Молчаливо дыша еле-еле,

Обречённо глядел василёк,

Безнадёжно гвоздики глядели.

Е.Карасёв

Ученик. Мы растенья эти знаем,

Бережём и охраняем

От таких лихих, как эта,

Собирательниц букетов.

В книгу Красную они

Уж давно занесены.

Учитель. Авторы этих жалоб подписались загадками.

1) Белые горошки на зелёной ножке (ландыш).

2) Только солнышко пригрело -

Появился из-под снега

Самый первый, тонкий, нежный.

Что это за цветок? (подснежник)

3) Кувшинчики, блюдца

Не тонут и не бьются (кувшинки).

4) - Эй, звоночек, синий цвет, -

С язычком, а звона нет (колокольчик).

5) Стоит в саду Кудряшка -

Белая рубашка,

Сердечко золотое -

Что это такое? (ромашка)

Учитель. А почему цветы написали в книгу жалобу?

(Ответы детей)

Если бы каждый человек поступал так, как вы говорите, как бы много было красивых цветов и растений в лесу, на лугу, на улицах города, на клумбах. Сколько бы цветов и растений не исчезли с земли, а до сих пор радовали бы нас своей красотой.

Изучайте цветы, узнавайте о них больше, умейте различать их, знайте их названия, познакомьтесь и с теми свойствами, которые человек может использовать как лекарство.

Учитель. Следующая страница имеет портрет.

Ученик. Сама знаю, что я не красавица. Окажись рядом, многие шарахаются в сторону, а то ещё и камнем бросят или ногой пнут. А за что? Не всем же быть красивыми. А вот только польза от меня людям большая. Ведь я сохраняю от гусениц и червей целый огород. Поедаю вредных жуков, иногда моей добычей становятся мелкие землеройки и полёвки - враги урожаев. А если меня принести в дом, где завелись тараканы, - они быстренько исчезнут. Догадались, кто я? (жаба)

А вот вам ещё загадка про моих родственников ближайших:

И в лесу мы, и в болоте,

Нас всегда везде найдёте:

На поляне, на опушке…

Мы - зелёные … (лягушки)

Учитель. Запомните, ребята, что природа мудра. Что мир устроен так, что ничего лишнего в нём нет. И даже некрасивые, а иногда и внешне не очень приятные обитатели болота, леса, луга, озера делают в природе своё важное дело, которое, кроме них, не сделает никто. Будьте к ним терпимы. Уважайте их, берегите их!

Учитель. На следующей странице нашей книги письмо от обиженного обитателя наших лесов.

Ученик. Ох, и не любят меня люди! Голос мой им не нравится, и глаза, говорят, у меня некрасивые. Считают, что я беду приношу. А так ли это? Если бы не я, то пришлось бы многим сидеть без хлеба. Ведь за лето я уничтожаю тысячи полёвок, а они тоже прожорливые… Так что меня все, кто булочки, пирожки, пирожные любят, уважать обязаны. И нечего меня страшилищем выставлять и детей мною пугать. Умные люди меня уважают и ценят. Символом мудрости меня называют, и мой портрет недаром украшает эмблему очень интересной передачи «Что? Где? Когда?»

Учитель. Сов, ребята, осталось в природе не так уж и много, но у нас в воронежских лесах они ещё есть, хоть редко, но встречаются. И в вечернее время летом, если притаится где-нибудь у края хлебного поля, можно увидеть, как сова вылетит на свою ночную охоту - ведь она птица ночная. С 1964 года совы находятся под охраной.

Учитель. Какую просьбу записал в «Жалобную книгу природы» лес, мы узнаем, когда отгадаем кроссворд.

Кроссворд.

По вертикали.

1. Насекомое, питающееся цветочной пыльцой (бабочка).

2. Дерево, которое часто встречается в окрестностях нашего города и которое называют «русской красавицей» (берёза).

3. Насекомое - санитар леса. В лесу у пня суета, беготня: народ рабочий весь день хлопочет, из лесного сора строит себе город (муравей).

4. Цветок, который распускается в марте на проталинках (подснежник).

5. Птица, прилетающая к нам зимой (снегирь).

6. Дерево, ягодами которого зимой питаются птицы. Ягоды обладают лечебным свойством (рябина).

7. Птица - санитар леса (дятел).

8. Лесной певец (соловей).

9. Цветок, занесённый в Красную книгу природы. Распускается весной в лесу (ландыш).

10. Сама мелковата, а хвост богатый. С ветки на ветку скок-поскок, орешек за орешком щёлк да щёлк (белка).

11. Хвойное дерево с длинными иголками (сосна).

4


8


П

С

О

5

6


О

1


3

Д

С

Р

7

Л



11

Б

2

М

С

Н

Я

Д

О



10

С

А

Б

У

Н

Е

Б

Я

В


9

Б

О

Б

Е

Р

Е

Г

И

Т

Е


Л

Е

С

О

Р

А

Ж

И

Н

Е

Й


А

Л

Н

Ч

Ё

В

Н

Р

А

Л



Н

К

А

К

З

Е

И

Ь



Д

А


А

А

Й

К



Ы




Ш


Учитель. Сегодня, ребята, мы разобрали только несколько жалоб. Но теперь вы знаете, как природе помочь, как сделать, чтобы «Жалобная книга природы» стала поменьше и потоньше. Я надеюсь, что именно так вы и будете поступать.

Ученик. Берегите землю! Берегите!

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на крыльях повилики,

На тропинке солнечные блики,

Ястреба, парящего над полем,

Ясный месяц над речным покоем,

Ласточку, мелькающую в жите…

Берегите землю! Берегите!



















© 2010-2022