- Преподавателю
- Классному руководителю
- Классный час на тему Жалобная книга природы
Классный час на тему Жалобная книга природы
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Харута А.А. |
Дата | 05.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МКОУ Бобровская СОШ №1
Классный час на тему:
«Жалобная книга природы»
Подготовила Харута А.А.
Бобров 2014 год
Цели: пробуждать у детей интерес к тайнам природы; расширять знания о природе;
развивать бережное отношение к природе, наблюдательность;
прививать любовь к природе, способствовать эстетическому воспитанию.
Оборудование: ромашки из бумаги, иллюстрации растений, животных, грибов, Красная книга, макет «Жалобная книга природы», кроссворд.
Ход занятия.
Учитель. Ребята, сегодня мы будем вести разговор о наших друзьях - растениях, животных.
Ученик.
Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть ещё природный храм
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь -
Входи сюда,
Будь сердцем чуток,
Не оскорбляй его святынь.
Учитель. А как же мне узнать, каждый ли из вас, кто пришёл на эту встречу, настоящий друг и знаток природы? А это я узнаю по вашим ответам. Сейчас вы получите подарки - ромашки, как символ любви к природе.
(Вручаются ромашки, сделанные из бумаги)
Учитель. Ребята, чтобы вам было легче вникнуть в суть дела, предлагаю необычную разминку - экологические загадки:
1) Знакома с детства каждому
Их белая рубашка
С серединой ярко - жёлтой,
Что это за цветок? ….. (ромашка)
2) Расту червячком, питаюсь листком,
Потом засыпаю, себя обмотаю,
Не ем, не гляжу, неподвижно вишу (бабочка).
3) Не летит, не поёт, а клюёт (рыба).
4) Шапка набекрень, спрятался за пень,
Кто проходит близко, кланяется низко (гриб).
5) Без рук, без топорёнка
Построена избёнка (гнездо).
6) Весь в колючках,
Ворчит, как злючка,
Чуть испугается -
Клубком свивается (ёж).
7) В сосне дупло.
В дупле тепло.
А кто в дупле
Живёт в тепле? (белка)
8) Не дровосек, не плотник,
А первый в лесу работник? (дятел)
Учитель. Молодцы, ребята! Разминка прошла отлично. А теперь посмотрите на доску. Книга необычная. Прочтём вместе её название - «Жалобная книга природы». А разве есть такая? Давайте разберёмся вместе. Почему эта книга так называется?
(Ответы детей)
Учитель. «Жалобная книга природы» рассказывает о том, что некоторые люди жестоко поступают по отношению к ней, вредят ей, и, пользуясь её дарами, не заботятся о ней. А почему цвет обложки этой книги не зелёный, а красный?
(Ответы детей)
Красный цвет - сигнал тревоги! А какая ещё книга природы имеет красный цвет?
(Ответы детей)
Учитель. Правильно, ребята! Есть ещё Красная книга природы. Цвет её обложки - тревожный сигнал людям. Ведь содержание книги составляют списки редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений. Это сигнал, адресованный правительствам и общественности всех государств. Это и рекомендации по спасению редких и исчезающих видов.
А разницу между этими книгами мы поймём перелистывая страницы «Жалобной книги природы».
Ученик. Я - «Жалобная книга природы». Я - тревожный рассказ о том, как порой трудно живётся цветам, деревьям, птицам, рыбам, зверям. Мой автор - сама природа. Мои читатели - люди с добрым, честным, отзывчивым сердцем. Я - крик о помощи. Кто прочитает меня внимательно - научится понимать, ценить и беречь природу. Станет её другом и помощником.
Ученик. А теперь давайте эти жалобы разбирать и вместе ответы искать - как нам природе помочь, как сделать, чтобы «Жалобная книга природы» стала поменьше и потоньше.
Учитель. Чья жалоба записана в книгу первой?
(Жалоба цветов)
Страница красивая и авторов много. Но жалобы и обиды у всех одинаковые. Как вы думаете какие?
(Ответы детей)
Ученики.
На земле исчезают цветы,
С каждым годом заметнее это.
Меньше радости и красоты
Оставляет нам каждое лето.
Откровенье цветов луговых
Нами понято было едва ли.
Беззаботно топтали мы и
И бездумно, безжалостно рвали.
В нас молчало разумное: «Стой!»
Нам казалось всё мало и мало,
А потом в толчее городской
Мы охапки тащили устало.
И не видели, как из-под ног,
Молчаливо дыша еле-еле,
Обречённо глядел василёк,
Безнадёжно гвоздики глядели.
Е.Карасёв
Ученик. Мы растенья эти знаем,
Бережём и охраняем
От таких лихих, как эта,
Собирательниц букетов.
В книгу Красную они
Уж давно занесены.
Учитель. Авторы этих жалоб подписались загадками.
1) Белые горошки на зелёной ножке (ландыш).
2) Только солнышко пригрело -
Появился из-под снега
Самый первый, тонкий, нежный.
Что это за цветок? (подснежник)
3) Кувшинчики, блюдца
Не тонут и не бьются (кувшинки).
4) - Эй, звоночек, синий цвет, -
С язычком, а звона нет (колокольчик).
5) Стоит в саду Кудряшка -
Белая рубашка,
Сердечко золотое -
Что это такое? (ромашка)
Учитель. А почему цветы написали в книгу жалобу?
(Ответы детей)
Если бы каждый человек поступал так, как вы говорите, как бы много было красивых цветов и растений в лесу, на лугу, на улицах города, на клумбах. Сколько бы цветов и растений не исчезли с земли, а до сих пор радовали бы нас своей красотой.
Изучайте цветы, узнавайте о них больше, умейте различать их, знайте их названия, познакомьтесь и с теми свойствами, которые человек может использовать как лекарство.
Учитель. Следующая страница имеет портрет.
Ученик. Сама знаю, что я не красавица. Окажись рядом, многие шарахаются в сторону, а то ещё и камнем бросят или ногой пнут. А за что? Не всем же быть красивыми. А вот только польза от меня людям большая. Ведь я сохраняю от гусениц и червей целый огород. Поедаю вредных жуков, иногда моей добычей становятся мелкие землеройки и полёвки - враги урожаев. А если меня принести в дом, где завелись тараканы, - они быстренько исчезнут. Догадались, кто я? (жаба)
А вот вам ещё загадка про моих родственников ближайших:
И в лесу мы, и в болоте,
Нас всегда везде найдёте:
На поляне, на опушке…
Мы - зелёные … (лягушки)
Учитель. Запомните, ребята, что природа мудра. Что мир устроен так, что ничего лишнего в нём нет. И даже некрасивые, а иногда и внешне не очень приятные обитатели болота, леса, луга, озера делают в природе своё важное дело, которое, кроме них, не сделает никто. Будьте к ним терпимы. Уважайте их, берегите их!
Учитель. На следующей странице нашей книги письмо от обиженного обитателя наших лесов.
Ученик. Ох, и не любят меня люди! Голос мой им не нравится, и глаза, говорят, у меня некрасивые. Считают, что я беду приношу. А так ли это? Если бы не я, то пришлось бы многим сидеть без хлеба. Ведь за лето я уничтожаю тысячи полёвок, а они тоже прожорливые… Так что меня все, кто булочки, пирожки, пирожные любят, уважать обязаны. И нечего меня страшилищем выставлять и детей мною пугать. Умные люди меня уважают и ценят. Символом мудрости меня называют, и мой портрет недаром украшает эмблему очень интересной передачи «Что? Где? Когда?»
Учитель. Сов, ребята, осталось в природе не так уж и много, но у нас в воронежских лесах они ещё есть, хоть редко, но встречаются. И в вечернее время летом, если притаится где-нибудь у края хлебного поля, можно увидеть, как сова вылетит на свою ночную охоту - ведь она птица ночная. С 1964 года совы находятся под охраной.
Учитель. Какую просьбу записал в «Жалобную книгу природы» лес, мы узнаем, когда отгадаем кроссворд.
Кроссворд.
По вертикали.
1. Насекомое, питающееся цветочной пыльцой (бабочка).
2. Дерево, которое часто встречается в окрестностях нашего города и которое называют «русской красавицей» (берёза).
3. Насекомое - санитар леса. В лесу у пня суета, беготня: народ рабочий весь день хлопочет, из лесного сора строит себе город (муравей).
4. Цветок, который распускается в марте на проталинках (подснежник).
5. Птица, прилетающая к нам зимой (снегирь).
6. Дерево, ягодами которого зимой питаются птицы. Ягоды обладают лечебным свойством (рябина).
7. Птица - санитар леса (дятел).
8. Лесной певец (соловей).
9. Цветок, занесённый в Красную книгу природы. Распускается весной в лесу (ландыш).
10. Сама мелковата, а хвост богатый. С ветки на ветку скок-поскок, орешек за орешком щёлк да щёлк (белка).
11. Хвойное дерево с длинными иголками (сосна).
4
8
П
С
О
5
6
О
1
3
Д
С
Р
7
Л
11
Б
2
М
С
Н
Я
Д
О
10
С
А
Б
У
Н
Е
Б
Я
В
9
Б
О
Б
Е
Р
Е
Г
И
Т
Е
Л
Е
С
О
Р
А
Ж
И
Н
Е
Й
А
Л
Н
Ч
Ё
В
Н
Р
А
Л
Н
К
А
К
З
Е
И
Ь
Д
А
А
А
Й
К
Ы
Ш
Учитель. Сегодня, ребята, мы разобрали только несколько жалоб. Но теперь вы знаете, как природе помочь, как сделать, чтобы «Жалобная книга природы» стала поменьше и потоньше. Я надеюсь, что именно так вы и будете поступать.
Ученик. Берегите землю! Берегите!
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на крыльях повилики,
На тропинке солнечные блики,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите…
Берегите землю! Берегите!