Программа адаптации пятиклассников к редней школе «ПЕРВЫЙ РАЗ В ПЯТЫЙ КЛАСС!»

Переход из младшей школы в среднюю - интересный и сложный период в жизни школьника. Проблемы привыкания, приспособления неизбежно возникают у детей в первые месяцы обучения в среднем звене. Начиная учиться в средней школе, каждый пятиклассник полон решимости учиться, готов свернуть горы, его не пугают трудности, он готов их преодолевать. Но, увы, происходит то, что не вполне оправдывает детские ожидания.Цель программы "Первый раз в пятый класс" : Создать условия, позволяющие каждому пятикласс...
Раздел Классному руководителю
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №32 им. Г. А. Сборщикова»












ПРОГРАММА


АДАПТАЦИИ ПЯТИКЛАССНИКОВ К СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ


«ПЕРВЫЙ РАЗ В ПЯТЫЙ КЛАСС!»



Автор: Чмырева Людмила Евгеньевна

классный руководитель, учитель английского языка







г. Пермь, 2013


ПРОГРАММА

АДАПТАЦИИ ПЯТИКЛАССНИКОВ К СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

« Первый раз в пятый класс »



1. Анализ ситуации.

Переход в среднее звено очень важный и сложный этап в жизни любого школьника. У пятиклассников в этот период меняется социальное окружение (новый состав класса и учителей) и система деятельности (новая учебная ситуация новой ступени образования). Ситуация новизны является для любого человека в определенной степени тревожной, а для ребенка особенно. Пятиклассники переживают эмоциональный дискомфорт, прежде всего из-за неопределенности представлений о требованиях новых учителей, об особенностях и условиях обучения, о ценностях и нормах поведения в коллективе класса и т.д. Возникает состояние внутренней напряженности, настороженности.

Такое психологическое напряжение, будучи достаточно длительным, может привести к школьной дезадаптации: ребенок становится недисциплинированным, невнимательным, безответственным, отстает в учебе, быстро утомляется и просто не хочет идти в школу. Наиболее подверженными дезадаптации становятся ослабленные дети, а их, к сожалению, из года в год становится все больше и больше. Собственная тревожность мешает ребенку адекватно воспринимать школьную жизнь, строить отношения с одноклассниками и учителями. Все это осложняет сам учебный процесс, ведь продуктивная работа на уроке становится проблематичной. И даже потенциальный отличник может превратиться в отстающего и прогульщика. Период адаптации к новым правилам и требованиям может занимать у ребенка от одного месяца до целого года. Трудно в работе с пятиклассниками всем: и родителям, и учителям, но труднее всего ему, пятикласснику. Поэтому необходимо сделать естественный процесс адаптации пятиклассников к обучению в среднем звене менее болезненным и более интенсивным.

2. Возрастные особенности пятиклассников и основные проблемы, возникающие в период адаптации к условиям обучения в средней школе.

Переход из младшей школы в среднюю, как уже отмечалось, - интересный и сложный период в жизни школьника. Проблемы привыкания, приспособления неизбежно возникают у детей в первые месяцы обучения в средней школе. Каждый такой переходный период обладает своей спецификой, связанной в первую очередь с психологическим своеобразием возраста.

Поэтому, прежде чем строить какую- либо работу по преодолению трудностей адаптации, мне, как классному руководителю нужно чётко знать и учитывать возрастные особенности пятиклассников. Назову некоторые из них.


  • Возраст учащихся 5-го класса можно назвать переходным от младшего школьного к младшему подростковому. В младшем подростковом возрасте (5-й класс) ведущей деятельностью для школьников становится общение. Подросток, по сравнению с младшим школьником, более чутко относится к мнению коллектива. Если младшего школьника удовлетворяет похвала учителя, то подростка больше затрагивает общественная оценка.


  • Самооценка начинает проявляться в младшем школьном возрасте, но там она отличается исключительной неустойчивостью, в то время как у подростка она носит относительно устойчивый характер.


  • Новообразованиями подросткового возраста являются чувство взрослости, стремление к самостоятельности.


  • У подростка появляется своя позиция. Он считает себя уже достаточно взрослым и требует, чтобы все (учителя, родители) относились к нему, как к равному, взрослому.


  • У пятиклассника появляются свои вкусы и взгляды.


  • По сравнению с младшим школьником, существенные изменения происходят и в эмоциональной сфере подростка. Эмоции подростка отличаются большой силой и трудностью в их управлении, подростки вспыльчивы, резки, самоконтроль недостаточно развит. Подросток, как правило, не забывает обид взрослым.

Начиная учиться в средней школе, каждый пятиклассник полон решимости учиться, готов свернуть горы, его не пугают трудности, он готов их преодолевать. Но, увы, происходит то, что не вполне оправдывает детские ожидания.

Наблюдая не один год за пятиклассниками, отслеживая их успешность, вижу следующие проблемы адаптационного периода:


  • Успеваемость у многих падает; многие начинают тяготиться учёбой, жалуются на трудность и усталость.


  • Интерес к учёбе снижается. Мотивы, которые побуждали их к учению в младших классах (интерес к пребыванию в школе, первые результаты труда) уже удовлетворены, а новые, отвечающие возрастным особенностям, ещё не сложились. Куда-то пропадает старательность и аккуратность. Ребенок, которого было не оторвать от книги, теперь не хочет брать ее в руки.


  • Отношения между детьми становятся напряжёнными. Еще вчера дружный класс становится просто группой детей, возникают конфликты, драки, ссоры.


  • Пятиклассники часто становятся непредсказуемыми в своих реакциях; они становятся забывчивыми. Иногда ученики не могут решить даже те задачи, которые полгода назад делали « на счёт раз».


  • Дети начинают отстраняться от взрослых. Пятиклассники свои трудности плохо осознают, считают, что все дело только в них самих, и не делятся переживаниями со взрослыми.

Почему это происходит? Всему виною - адаптационный период, просто ребёнок ещё не успел перестроиться на «взрослый лад», поэтому очень важно уловить изменения в поведении ребенка, понять их причину и вовремя оказать помощь.

3. Цель и задачи программы.

Цель данной программы:

Создать условия, позволяющие каждому пятикласснику

как можно легче и радостнее вступить в новый этап школьного

обучения, поддержать и развить в детях интерес к знаниям.

Задачи программы:


  • формирование у пятиклассников позитивного отношения к школе, снижение уровня школьной тревожности;


  • развитие у детей общеучебных навыков и формирование устойчивой учебной мотивации;


  • создание классного коллектива, выработка норм и правил жизни класса;


  • Развитие социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений друг с другом, с новыми учителями и другими сотрудниками школы.

4. Педагогическое обоснование построения программы.

В 2013-2014 учебном году я буду классным руководителем 5-В класса. Как оказать реальную помощь и психологическую поддержку моим «пятиклашкам» в этот сложный период школьной жизни? Как помочь каждому ребенку почувствовать себя уверенным человеком, хорошо знающим себя, свои возможности? Каким должен быть мой стиль общения с 10-12-летними школьниками в этот пограничный между детством и отрочеством период?

Именно из стремления разобраться в этих вопросах, смягчить негативные последствия, связанные с переходом из начальной школы в среднее звено и была задумана программа «Первый раз в пятый класс». Она сократит переходный период и решит основные проблемы, связанные с выстраиванием взаимоотношений между всеми участниками образовательного процесса.

Данная программа - это результат моей кропотливой работы, а решить все задачи, которые я поставила перед собой возможно только при совместной деятельности педагогов, психологов и родителей учащихся.

Программа реализуется в условиях общеобразовательной школы и включает в себя три ведущих блока, которые решают конкретные задачи по адаптации пятиклассников к средней школе.

Три блока деятельности:


  • Взаимодействие пятиклассников с учителями - предметниками.

  • Взаимодействие пятиклассников с родителями.

  • Создание доброжелательной атмосферы взаимоотношений в классном коллективе.

Этапы реализации программы:


  • Этап подготовки к переходу в пятый класс - знакомство с будущими пятиклассниками.

  • Этап сопровождения учащихся 5-В класса - работа с учениками, родителями, учителями-предметниками.

  • Этап подведения итогов.

Программа содержит мероприятия, которые будут способствовать успешному протеканию адаптационного периода.

Продолжительность программы - 1 год: май 2013года - май 2014 года.

Основные принципы реализации программы:


  • Принцип программно - целевого подхода, который предполагает единую систему планирования и своевременное внесение коррективов в планы.


  • Принцип «обратной связи» - принцип обеспеченности участников образовательного процесса информацией о ходе реализации программы.


  • Принцип индивидуального и системного подхода - принцип заботливого отношения к каждому ребенку в отдельности и детскому сообществу в целом.


  • Принцип « равноправного участия» - принцип включения в решение задач программы всех субъектов образовательного процесса.

5. Содержание программы.


Наличие указанных тенденций и серьезность данной проблемы подтолкнули меня серьезно отнестись к вопросу адаптации.

Организуя путь к успеху своих «пятиклашек», планируя свою деятельность на 2013-2014 учебный год, я, как классный руководитель, постоянно держу в поле зрения «три кита» воспитания: личность, деятельность, отношения. И помню, что мне, как классному руководителю, необходимо помочь каждому пятикласснику прожить данный критический период как можно легче и быстрее.

Для этого необходимо:

1.Установить тесное сотрудничество с учителями - предметниками.

2.Установить контакт с семьёй.

3.Содействовать реализации потенциальных возможностей каждого ребёнка и

создать доброжелательную атмосферу взаимодействия в классном коллективе.

4.Проводить диагностическую работу.

Взаимодействие с учителями-предметниками в адаптационный период.

Очень часто трудности адаптационного периода возникают в результате педагогических упущений и ошибок. Чтобы не допустить их, среди учителей основной школы пройдет следующая работа.

1.В мае педагоги - предметники, которые будут работать с учащимися 5-В класса, посещают уроки в выпускном классе начальной школы, знакомятся с программой и системой требований учителей начальной школы. Преподаватели-предметники проводят пробные уроки, в интересной для ребят манере представляют будущие предметы, рассказывают об особенностях обучения в средней школе. Проводят экскурсию по школе, знакомят с кабинетами.

2.В начале сентября в школе учителя - предметники, работающие в 5-В классе, создадут творческую группу учителей (межпредметное методобъединение), которое возьмет на себя работу по организации образователь­ного пространства 5-В класса в период адаптации.

3. В сентябре учителя-предметники проведут « входящие» проверочные работы с целью определения общей подготовки пятиклассников к обучению в основной школе. В конце учебного года вместе составят и проанализируют результаты контрольных работ на «выходе» из пятого класса.

4.Учителя-предметники, работающие в 5-В классе, проведут поиск точек соприкосновения, выстроят, насколько это возможно, единый режим и ритм работы. На первом методсовещании они согласуют между собой методические позиции, что позволит педагогам предстать перед пяти­классниками «командой» с общими взглядами, кон­цепциями, требованиями.

5. На первом этапе обучения в 5-м классе при организации взаимодействия преподаватели будут учитывать стиль общения педагога начальной школы, будут учить рациональному планированию деятельности и помогать строить режим дня.

6. Все учителя-предметники на первом родительском собрании ознакомят родителей с программой и требованиями по предмету. В течение первого месяца учебы будут проверять готовность ребенка к уроку: наличие учебных пособий, тетрадей, соблюдение правил оформления тетрадей. Это поможет выработать у детей навыки подготовки к урокам.

7.На протяжении первой четверти, приходя на урок, учитель надевает визитку, на которой написано его имя и отчество. Можно сделать визитки для всех учеников.

8. Классный руководитель проведет с детьми беседу о том, для чего нужен дневник (для записи домашнего задания и выставлении оценок). Расскажет о требованиях к ведению дневника, о том, кто выставляет оценки.

9. Преподавателям постоянно анализировать свою деятельность, стремиться обновлять методы и приемы обучения с целью осуществления личностно-ориентированного подхода к каждому школьнику.

При определении стратегии в организации учебной деятельности «команда» учителей-предметников 5-В класса обратит внимание на следующее.

1. Урок останется основной, но не единственной формой организации учебного процесса учащихся в 5 классе. На уроке ученику предоставится право работать в собственном темпе и получать задания в соответствии с уровнем обученности.

Важно использовать разные формы организации обучения:

  • экскурсии, цель которых расширение чувственного опыта детей, формирование умения наблюдать, на основе наблюдений самостоятельно делать выводы;

  • игры (дидактические и ролевые), необходимые для развития умения действовать в соответствии с правилами, сотрудничать, предвидеть последствия своих действий и др.;

  • диспуты (дискуссии) с целью развития умений дискутировать, отстаивать свое мнение, приводить аргументы;

  • практические работы как необходимое условие развития умений планировать свою деятельность, ставить цели и реализовывать их, использовать полученные теоретические сведения в практической деятельности;

  • мини-лекции с целью формирования умений концентрировать внимание, воспринимать на слух достаточно длительный по времени текст, следить за логикой и последовательностью изложения учебного материала и др.

2. Понятия будут осваиваться классом не только и не столько на репродуктивном уровне (запомни и воспроизведи) и не только с одной, единственно правильной точкой зрения. Школьники будут участвовать в обсуждении проблемных вопросов, ставить и доказывать выдвинутые предположения.

3. Учительские контрольно-оценочные действия часто одинаково касаются как результата, так и процесса деятельности, поэтому школьник получает заниженную отметку даже тогда, когда работа выполнена правильно. Например, снижается отметка за небрежность, описки, исправления и т.п. В 5-В классе будет использована новая система отметочного оценивания - отметка ставится дробью: числитель говорит о том, что работа не содержит ошибок и выполнена правильно (эта отметка идет в журнал), а знаменатель фиксирует общее впечатление от работы. Сюда «попадают» все допущенные небрежности, которые прямого отношения к результату деятельности не имеют. Оценка, стоящая в знаменателе, выставляется только в дневник. На первом этапе обучения в 5-м классе целесообразно подробно объяснять школьникам, за что они получили ту или иную оценку. Оценочная деятельность должна носить стимулирующий и поддерживающий характер.

4. Ну и, конечно, учителям - предметникам необходимо способствовать формированию правильного отношения детей к ошибкам, умению использовать их для лучшего понимания материала. Укреплять в детях уверенность в себе, учить умению вести себя в трудных ситуациях, ситуациях неуспеха.

5. Категорически запрещается задерживать детей после звонка на перемену.

6. Всем учителям в этот период обратить внимание и помочь в налаживании отношений между 5-классниками и старшеклассниками.

7.Не забывайте: «Ученик и учитель - союзники. Обучение должно быть бесконфликтным». Учитесь учить не уча.

Думаю, что такой опыт работы учителей - предметников даст основания говорить об успешном решении педагогических задач на этапе адаптации детей к работе в новых образовательных условиях. Результат такой совместной деятельности позволит пятиклассникам безболезненно «прожить» переходный этап в своем развитии.


Взаимодействие с родителями.

Как классный руководитель работу с пятым классом начинаю со знакомства с условиями проживания ребёнка, взаимоотношениями в семье, здоровьем ребёнка.

Первое условие школьного успеха пятиклассника - это безусловное принятие родителем ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться. Один из факторов, приводящих к формированию и закреплению тревожности школьника, - завышенные ожидания со стороны родителей к успехам своего ребенка. В свою очередь ребенку необходимо чувствовать безусловное принятие родителей, которые верят в него, поддержат и помогут преодолеть возникающие трудности.

Консультирование родителей, чьи дети могут испытывать трудности приспособления к школе, осуществляется индивидуально или на родительских собраниях. В начале пятого класса на первом родительском собрании обговаривается программа действий для родителей, желающих помочь своему ребенку освоить новую ступень школьной жизни.

Вот некоторые рекомендации родителям из этой «программы действий»:


  • Регулярно общайтесь с учителями. Даже если нет особенных поводов для беспокойства, консультируйтесь с учителем вашего ребенка не реже, чем раз в два месяца.

  • Не связывайте оценки за успеваемость ребенка со своей системой наказаний и поощрений. Если ребенок учится хорошо, отмечайте это, проявляйте чаще свою радость, можно даже устраивать небольшие праздники по этому поводу. Если в школе проблемы, покажите ребенку, что вас это волнует, настаивайте на том, чтобы он более внимательно выполнял домашние и классные задания.

  • Знайте программу и особенности школы, где учится ваш ребенок. Посещайте все мероприятия и встречи, организуемые родительским комитетом и педагогическим коллективом. Используйте любые возможности, чтобы узнать, как ваш ребенок учится, и как его учат.

  • Помогайте ребенку выполнять домашние задания, но не делайте их сами. Установите вместе с ребенком специальное время, когда нужно выполнять домашние задания, полученные в школе, и следите за выполнением этих установок. Это поможет вам сформировать хорошие привычки к обучению. Продемонстрируйте свой интерес к этим заданиям и убедитесь, что у ребенка есть все необходимое для их выполнения наилучшим образом.

  • Основное внимание уделяйте развитию учебной деятельности детей, их умению учиться, приобретать с помощью взрослых и самостоятельно новые знания и навыки.

  • Помогите ребенку почувствовать интерес к тому, что преподают в школе. Выясните, что вообще интересует вашего ребенка, а затем установите связь между его интересами и предметами, изучаемыми в школе. Ищите любые возможности, чтобы ребенок мог применить свои знания, полученные в школе, в домашней деятельности.

  • Поддерживайте спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в школьной жизни ребенка происходят изменения. Такие события, как первые несколько месяцев в школе, начало и окончание каждого учебного года, переход из начальной школы в среднюю, могут привести к стрессу ребенка школьного возраста. При любой возможности пытайтесь избежать больших изменений или нарушений в домашней атмосфере в течение этих событий. Спокойствие домашней жизни вашего ребенка поможет ему более эффективно решать проблемы в

  • Обязательно познакомьтесь с его одноклассниками и организуйте возможность общения ребят после школы.

  • Недопустимо применение физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников).

  • Учтите темперамент ребенка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к классу, быстро теряют к нему интерес, если чувствуют со стороны взрослых и сверстников насилие, сарказм и жестокость.

  • Следите за здоровьем!

  • Создавайте условия для развития самостоятельности в поведении ребенка. У пятиклассника непременно должны быть домашние обязанности, за выполнение которых он несет ответственность.

  • Несмотря на кажущуюся взрослость, пятиклассник нуждается в ненавязчивом контроле со стороны родителей, поскольку не всегда может сам сориентироваться в новых требованиях школьной жизни.

  • Для пятиклассника учитель - уже не такой непререкаемый авторитет, как раньше, в адрес учителей могут звучать критические замечания. Важно обсудить с ребенком причины его недовольства, поддерживая при этом авторитет учителя.

  • Пятикласснику уже не так интересна учеба сама по себе, многим школе интересно бывать потому, что там много друзей. Важно, чтобы у ребенка была возможность обсудить свои школьные дела, учебу и отношения с друзьями в семье, с родителями.

  • Помогите ребенку выучить имена новых учителей.

  • Если вас, что-то беспокоит в поведении ребенка, постарайтесь, как можно скорее встретиться и обсудить это с классным руководителем или психологом.

  • Основными помощниками родителей в сложных ситуациях являются терпение, внимание и понимание. Постарайтесь создать благоприятный климат в семье для ребенка.

  • Никогда не говорите плохо об учителе в присутствии ребенка. Тем более не выносите поспешных приговоров. Лучше отправиться в школу и самостоятельно разобраться с проблемной ситуацией. Помните, моральные нормы в ребенке закладывает не столько школа, сколько семья. Неуважительное отношение к старшим (будь то незнакомый человек или учитель в школе) - плохая черта. От неё лучше избавиться уже в детстве.

Ученику важен интерес родителей к школе, к классу в котором он учится, к его школьной жизни, победам и неудачам. При обсуждении проблемы перехода из начальной школы внимание родителей обращается на адаптацию детей к предметному обучению, на ее позитивные и негативные стороны, а также на условия, которые могут способствовать или препятствовать успешному прохождению адаптационного периода.

Очень значимо сохранить положительное отношение пятиклассников к обучению, помочь отыскать его личный интерес к изучаемому предмету, сориентировать его на пути самосовершенствования и самореализации.

Атмосфера поддержки, доверия, понимания в семье поможет ребенку эффективно решать проблемы в школе, добиваться успехов.

Создание доброжелательной атмосферы взаимоотношений в классном коллективе.

Мне, как классному руководителю, необходимо знать, кто мои будущие пятиклассники. Поэтому работу начинаю ещё с того момента, когда будущие пятиклассники обучаются в 4 классе. В апреле я узнаю о них по рассказам учителя начальных классов, по своим наблюдениям за детьми в учебной и внеучебной деятельности. Чтобы их узнать лучше, провожу несколько тестирований детей по рисункам, вопросам, анкетам, анализирую документацию, имеющуюся на каждого ребёнка (личное дело, успеваемость, характеристика). Перед началом следующего учебного года у меня уже есть определённая картина.

Основное внимание в своей работе в начале 5 класса уделяю формированию групповой сплоченности, навыков поведения в новых школьных ситуациях. У младших подростков, с одной стороны, очень сильно желание самоутвердиться, им важно быть самостоятельными и независимыми, с другой стороны им необходимо получить первый опыт взаимодействия и сотрудничества в новом классном коллективе. Следовательно, на первом этапе очень важно создать в классе доброжелательную атмосферу.

Затем проведу работу с основными проблемами, возникающими у пятиклассников, и решу важную задачу по принятию правил школы и класса, установим нормы взаимоотношений со сверстниками в классе, преподавателями и другими сотрудниками школы. Соответственно решается еще одна задача - способствование установлению межличностных отношений с педагогами.

Особое внимание уделю формированию некоторых учебных навыков, связанных с самоорганизацией и самоконтролем в учебной деятельности, продолжу работу над развитием коммуникативных умений, среди которых выделяются конструктивные способы поведения в конфликтных школьных ситуациях.


Успешной адаптации детей и снятию тревожности в моей работе будет содействовать:


  • Грамотное рассаживание детей в классе с учётом их индивидуальных особенностей, психологической совместимости, здоровья, пожелания родителей.


  • Отслеживание успеваемости каждого ребёнка (в сравнении с учёбой в начальной школе, в предыдущей четверти), анализ причин возникающих трудностей, прогнозирование возможных будущих проблем и поиск путей их решения.


  • Организация классного самоуправления. В классе все ребята будут охвачены поручениями с учётом их интересов, а это будет способствовать развитию активности, инициативы, деловитости. Я считаю, что каждый ученик должен учиться руководить и подчиняться.


  • Создание эмоциональной обстановки в классе, близкой к начальной школе ( доверительность, искренность, мягкость, оптимизм, возможность посоветоваться, пожаловаться, откровенно поговорить).


  • Недопустимость критики в адрес ребёнка в присутствии других людей (учителей, сверстников).


  • Поощрение, похвала ребёнка не только за учебные успехи.


  • Установление определённых норм взаимоотношений со взрослыми и одноклассниками.

6.Диагностика и критерии эффективности.

Любой результат должен быть увиден и измерен. Оценить состояние дел и правильность деятельности мне помогает система диагностических процедур. Для этого я использую следующие известные методики.

Проблема изучения

Средства изучения

1. Состояние межличностных отношений.

Социометрия Дж. Морено.

2 .Самооценка личности ребёнка.

Методика по Г..Н..Казанцевой.

3. Сформированность коллектива класса.

Анкетирование, наблюдения.

4. Удовлетворённость учащихся и родителей жизнедеятельностью в классе и школе.

Методика
Е. Н. Степанова.

5.Уровень школьной тревожности.

Методика Филлипса.

6.Анкетирование «Чувство которые я испытываю в школе».

Методика С.В.Левченка.

7. «Открытое письмо».

Методика незаконченного предложения .

8. «Твои ожидание в классе»-выявление круга интересов учащихся.

Анкетирование.

Результаты психологической диагностики в общем виде представляются на заседании методического объединения, родительских собраниях, также проводятся индивидуальные и групповые консультации для всех участников образовательного процесса: учащихся, учителей и родителей.

Основными критериями результативности психолого-педагогического сопровождения в работе с пятиклассниками по преодолению трудностей адаптационного периода являются:

  • Защищенность и комфортность учащегося в классе.

  • Удовлетворенность родителей и педагогов жизнедеятельностью в данном классе, процессом обучения, отсутствие боязни учителя.

  • Эффективность реализации индивидуальных способностей учащихся.

  • Динамика успеваемости.

  • Отсутствие конфликтов в классе, удовлетворенность межличностными отношениями с одноклассниками и учителями.

  • Занятость детей, активность во внеурочной деятельности.

  • Участие родителей в жизни коллектива.

  • Снижение тревожности у учащихся.

  • Комфортность пребывания ученика в школе.

  • Степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь после попыток выполнить задание самому.

7. Ожидаемые результаты реализации программы.

В ходе реализации программы я рассчитываю получить определенный результат. Я предполагаю, что к концу 5 класса мы получим личность, умеющую управлять собой, способную принимать самостоятельные решения и преодолевать возникающие трудности.

Младшие подростки благодаря участию в реализации программы легко включаются в новую систему отношений и общения со взрослыми и товарищами, занимая среди них новое место, выполняя новые функции.(схема №1). На лицо будут признаки успешной адаптации пятиклассников.

Я, классный руководитель, очень бы хотела, чтобы мои воспитанники в итоге реализации программы:

  • стали уверенными в себе, активными, не боялись творить;

  • были здоровыми духовно и физически;

  • умели быть терпимыми к другим людям, непохожими на них;

  • были способны к самообразованию;

  • были счастливыми и успешными.

8. Информационно-методическое обеспечение программы.

  • Адаптация учащихся 5-х классов к процессу обучения в средней школе // Школьный психолог. Приложение к газете "Первое сентября",№12, 2005.

  • Беликова Е. Ю. Помощь классного руководителя в адаптации пятиклассников // Классный руководитель, №1, 2003.

  • Битянова М. Психолого-педагогическое сопровождение школьников на этапе перехода из начального в среднее звено // Школьный психолог. Приложение к газете "Первое сентября", №33, 2001.

  • Волков Б.С. Психология подростка.-М.: Педагогическое общество России,2001.

  • Владимирова Ю. Новичок в средней школе: Программа адаптационных встреч для пятиклассников // Школьный психолог. Приложение к газете "Первое сентября",№ 9, 2004.

  • Диденко Т.И. Сборник классных часов и родительских собраний. Методика работы с учащимися.5 класс.-Ростов н/Д: Феникс, 2002.

  • Крылова М. На новой ступени: трудности адаптации пятиклассников к школе // Классное руководство и воспитание школьников. Приложение к газете "Первое сентября", № 16, 2009.

  • Коблик Е.Г. Первый раз в пятый класс: Программа адаптации детей к средней школе. - М.: Генезис, 2003.

  • Кузнецова Ю. В кругосветном путешествии: сюжетный тренинг для пятиклассников // Школьный психолог. Приложение к газете "Первое сентября", № 4,2009.

  • Лейбман И. "Пятачки такие маленькие!" Деловая игра для педагогического коллектива пятых классов по выработке единой стратегии на этапе адаптации учащихся // Управление школой. Приложение к газете "Первое сентября", № 16, 2005.

  • Левинштейн М.М. Уроки общения в 5-6 классах.- Брянск: Издательство БГПУ, 1997.

  • Меттус Е.В. Комплексное сопровождение развития учащихся: программы, развивающие занятия, рекомендации.- Волгоград: Учитель,2007.

  • Родионов В.А. и др. Я и другие.Тренинги социальных навыков.-Ярославль.2003.

  • Селевко Г.К.,Закатова И.Н., ЛевинаО.Г. Познай себя. М.: Народное образование, 2000.

  • Устинова Э. В. Программа организации адаптационного периода учащихся пятых классов муниципального образовательного учреждения // Завуч начальной школы, №5, 2003.

  • Хухлаев О. Правило трех "С". Психологическая игра для адаптации пятиклассников // Школьный психолог. Приложение к газете "Первое сентября", № 18,2005. - N 18 .

  • Шустова Н. И. Изучение индивидуальных особенностей пятиклассников в адаптационный период // Классный руководитель, № 5,2005. - N 5.

Схема №1 (по Волкову Б.С.)

СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ ПОДРОСТКА

Система взаимоотношений с социальной средой определяет направленность психического развития

Роди-тели

  • Создают условия

  • Учитывают возможности

  • Относятся с уважением и доверием

КОЛЛЕКТИВ СВЕРСТНИКОВ

Неформальные объединения (малая группа)


П О Д Р О С Т О К

Возросшие
возможности

___________________

ЧУВСТВО

ВЗРОСЛОСТИ

_____________________________

БЫТЬ

И

ЗНАЧИТЬПрограмма адаптации пятиклассников к редней школе «ПЕРВЫЙ РАЗ В ПЯТЫЙ КЛАСС!»Программа адаптации пятиклассников к редней школе «ПЕРВЫЙ РАЗ В ПЯТЫЙ КЛАСС!»

Общественное мнение

Оценочные суждения

Высокие требования
к учителю

Программа адаптации пятиклассников к редней школе «ПЕРВЫЙ РАЗ В ПЯТЫЙ КЛАСС!»Программа адаптации пятиклассников к редней школе «ПЕРВЫЙ РАЗ В ПЯТЫЙ КЛАСС!»

Программа адаптации пятиклассников к редней школе «ПЕРВЫЙ РАЗ В ПЯТЫЙ КЛАСС!»

Программа адаптации пятиклассников к редней школе «ПЕРВЫЙ РАЗ В ПЯТЫЙ КЛАСС!»Программа адаптации пятиклассников к редней школе «ПЕРВЫЙ РАЗ В ПЯТЫЙ КЛАСС!»Программа адаптации пятиклассников к редней школе «ПЕРВЫЙ РАЗ В ПЯТЫЙ КЛАСС!»

Сотруд-ничествоПрограмма адаптации пятиклассников к редней школе «ПЕРВЫЙ РАЗ В ПЯТЫЙ КЛАСС!»Программа адаптации пятиклассников к редней школе «ПЕРВЫЙ РАЗ В ПЯТЫЙ КЛАСС!»

Взрос-лые

  • Помогают преодолеть трудности в учении и ОПД

  • Помогают в установлении взамоотнош. с товарищами

  • Отвечают на вопросы

УЧИТЕЛЬ

Потребность в самоутверждении

Потребность в общении

УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬПрограмма адаптации пятиклассников к редней школе «ПЕРВЫЙ РАЗ В ПЯТЫЙ КЛАСС!»Программа адаптации пятиклассников к редней школе «ПЕРВЫЙ РАЗ В ПЯТЫЙ КЛАСС!»

Потерять авторитет, честь в глазах товарищей - самая большая трагедия для подростка

Установление отношений
со многими учителями

Программа адаптации пятиклассников к редней школе «ПЕРВЫЙ РАЗ В ПЯТЫЙ КЛАСС!»



ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛЕЗНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Система школьного обучения

Вырабатывает взгляды на различные явления природы и общества

Усваивает социальные ценности общества

Усваивает мораль общества, правила поведения

Расширение социальных ролей

© 2010-2022