- Преподавателю
- Классному руководителю
- Программа кружка Спецкор одногодичная
Программа кружка Спецкор одногодичная
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Ященко С.С. |
Дата | 13.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей дом детского творчества муниципального образования Ейский район
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МОУ ДОД ДДТ
________________________ И.А. Дикая
___________________________ 20__ г.
Протокол педагогического совета № __
от «___» ____________________20__ г.
Дополнительная общеобразовательная программа
Спецкор
Наименование
Социально-педагогическая
Направленность
Спецкор
Наименование учебной дисциплины
1 года
Срок реализации
Модифицированная
Вид программы
10-17 лет
Возраст обучающихся
Ященко Снежана Сергеевна
Ф.И.О. преподавателя
ст. Камышеватская.
2013 г.
Пояснительная записка
Кружок имеет социально-педагогическую направленность.
Программа была изменена с учетом Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам.
Литературные традиции пронизывают всю российскую культуру, историю, народные традиции, поэтому без изучения основ словесности невозможно понять смысл многих литературных и музыкальных произведений, художественных полотен, невозможно быть культурным и образованным человеком, невозможно любить Россию, не зная того, что находится в генетической памяти народа.
К таким причинам следует отнести необходимость оказания подрастающему поколению помощи в социальной и психологической адаптации в условиях глубокого социокультурного кризиса, пропаганды насилия и распространения информации, оказывающей негативное воздействие на психику, провоцирующей социальные, семейные, межнациональные и межконфессиональные конфликты.
Другой важной причиной является разрушение лучших отечественных культурных и образовательных традиций, русского языка как основного инструмента образования и передачи социально-культурного опыта.
С двумя первыми причинами тесно связана и в значительной степени ими вызвана третья причина - снижение качества школьного образования. Эта проблема требует обновления содержания образования путём включения и систематизации знаний об истоках и традициях отечественной и мировой культуры.
Следующая причина вызвана потребностью в организации повышенного уровня гуманитарного образования, что невозможно выполнить без углубления и расширения знаний в области культуры, истории, словесности, искусства.
Одной из причин становится рост самосознания и интерес к национальной истории, наблюдающиеся на фоне политических споров о путях дальнейшего развития России. В центре внимания наших соотечественников, в том числе и молодёжи, оказываются вопросы глобализации, традиции и ошибки прошлого. Россияне требуют от государства обеспечения их права на свою национальную культуру, полноценных знаний о ней, а также хотят познакомиться с условиями формирования культурных и религиозных традиций других народов.
И, конечно же, нельзя недооценивать причин общекультурного и коммуникативного характера, обусловленных расширением связей с другими народами, приобщением к их традициям и культурам.
Данная программа отражает предлагаемое для усвоения в основной школе содержание обучения основам журналистики.
Цель программы: представление учащимся возможности знакомства с профессией журналиста, развитие творческого мышления, диалогового общения.
Задачи:
Обучающие:
-
- повысить культуру устной и письменной речи;
-
- научиться собирать информацию, структурировать текст;
-
- знать основные жанры журналистских текстов;
-
- работа в школьных СМИ.
Развивающие:
-
Развить исследовательские способности, коммуникативные умения и навыки межличностного и делового общения.
-
Развивать умение анализировать предложенный материал и формировать свои мысли, уметь донести свои идеи до слушателя.
-
Развивать правильную, грамотную речь.
-
Создавать условия для развития творческих и познавательных способностей и индивидуальных наклонностей.
Воспитательные:
-
Воспитывать в ребёнке самодисциплину; умение организовать себя;
-
Придать досуговой деятельности развивающий и воспитывающий характер.
-
Формировать положительные эмоции, благоприятный психологический климат, партнёрские отношения в группе, учить общению друг с другом, взаимному уважению, взаимопониманию в процессе досуговой деятельности и межличностного отношения.
-
Привитие любви к природе, к малой Родине.
Программа способствует:
-созданию условий для раскрытия способностей и природных задатков личности;
-
созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания и сотрудничества;
-
межвозрастное общение;
-помогает выявлению одарённых и любознательных;
-раскрепощение ребёнка, снятие зажимов и комплексов.
Режим занятий: 1 раз в неделю по 2 часа.
Основные формы работы:
-
Лекция - доведение до учащихся основных знаний по программе курса.
-
Индивидуальные занятия - обучение самостоятельной работе по выполнению рабочего проекта, индивидуальная журналистская деятельность.
-
Проведение мероприятий (других форм)- публичное выступления.
-
Воспитательные формы работы- беседы, посещение различных мероприятий, совместные праздники, встречи с интересными людьми, экскурсии, конкурсы, игры, викторины.
-
Индивидуальная работа с родителями - беседы, консультации, приглашения на праздники (мероприятия).
Различные формы работы направлены на сплочение ребят в один дружный, работоспособный коллектив, что предполагает разноуровневое общение в атмосфере творчества.
Основные методы реализации данной программы:
-метод работы «от простого к сложному»;
-игру.
- эксперимент
- стенная печать
Самое главное в работе с детьми - направить ребят на такую деятельность, чтобы они ощутили свою самостоятельность, успешность, удовольствие от общения друг с другом.
Условия реализации:
Для успешного решения поставленных в программе задач требуется:
1. Умелое использование эффективных форм работы по развитию личности обучаемых.
2. Творческое отношение к образовательному процессу.
Необходимые материалы:
-
Компьютер;
-
фотоаппарат;
-
основное материальное обеспечение;
-
призовой фонд.
Программируемые результаты:
Знания, умения и навыки, приобретаемые в процессе занятий в объединении.
В процессе занятий объединения ребенок приобретает знания о печатной продукции; учится правильно и красиво говорить, читать научные тексты.
Учащиеся получают навыки работы с научной литературой, набором текста, компьютерной версткой номеров.
В ходе индивидуальных и занятий в малых группах ребята получают навыки журналистской деятельности, работы с фотоаппаратом, с респондентами.
В ходе общения и целенаправленной совместной деятельности ребята получают и развивают в себе навыки делового и неформального общения как в малых группах, так и в коллективе в целом, получают опыт общения в разных социальных ролях, опыт публичных выступлений перед различной аудиторией.
Воспитательная и творческая работа через работу в малых группах, через творчество и сотворчество воздействует и на личность, способствует ее становлению и развитию.
В ходе реализации образовательной программы обучающиеся получают следующие знания, умения, навыки:
1. Подготовить публикацию.
2. Систематизировать и подбирать материал в соответствии с темой и возрастом.
3. Составлять план и работать с ним.
4. Выпускать информационные вестники.
Должны знать:
-
основные формы и методы журналистской деятельности.
-
правила работы с новостями и респондентами.
Должны уметь:
-
работать над подготовкой печатного проекта;
-
раскрывать свою творческую индивидуальность;
-
работать над правильностью речи.
Формы занятий: деловые игры, практические занятия, семинары, дискуссии, круглые столы, групповое проектирование.
Образовательные результаты:
- предметные знания в области журналистики;
- предметные умения и навыки:
- поиск информации;
- интервьюирование;
- создание заметки, репортажа, интервью, статьи;
- анализ текста как результата журналистской деятельности;
- редактирование;
- первичные навыки создания газетного номера.
Учебно-тематическое планирование
№
Тема
Общее кол-во часов
Теория
Практика
1 год обучения
1
Вводное занятие
1ч
1 ч
2
Журналистика как вид деятельности и профессия
22 ч
10 ч
12 ч
3
Речевая культура журналиста
13 ч
6ч
7 ч
4
Журналистский текст
20 ч
9 ч
11 ч
5
Номер газеты
14 ч
5 ч
9 ч
6
Итоговое занятие
2ч
-
2 ч
Итого за 1 год обучения
72
32
40
Реферативное описание тем.
1 год обучения
Первый раздел «Журналистика как вид деятельности и профессия»
Виды инструктажа и инструкция по технике безопасности.
Вводный инструктаж. Инструктаж на рабочем месте. Инструкция по технике безопасности.
Цели и задачи кружка. Роль гуманитарного образования сегодня.
Изучение родного языка, развития творческих способностей учащихся, овладения культурой речи, знаний литературных норм.
Представляет профессию - журналист. Знакомит с видами средств массовой информации, особенностями взаимодействия с аудиторией, этико-правовыми основами журналистики, экономикой и маркетингом СМИ. Также включает практический компонент по данному разделу. Зачетная работа по разделу - групповой проект «Концепция издания».
Второй раздел «Речевая культура журналиста»
Раздел наглядно представляет особенности культуры устной и письменной речи. Знакомит с особенностями редактирования текста. Включает практический компонент по данному разделу.
Техника чтения. Логические ударения и паузы. Внутренний подтекст произведения. Роль «видений» в составлении партитуры. Особенности чтения прозаических и лирических стихотворных текстов.
Особенности современного литературного языка. Литературный язык и нормы произношения. Работа со словарями.
Зачетная работа: презентация творческих досье, публичное выступление.
Третий раздел «Журналистский текст»
Раздел наглядно представляет методы сбора информации, структуру журналистского текста, основные жанры. Включает практический компонент по данному разделу и зачетную работу: презентация личного творческого досье.
Роль заголовка в журналистском тексте. Тема, идея произведения. Автор и герои. Автор и читатель. Тропы и стилистические фигуры в тексте. Композиция, ее роль в раскрытии основной мысли текста. Особенности интерпретации текста.
Разновидности стилей, их языковые особенности. Разграничение стилей по функции, сфере употребления, языковым приметам. Жанровые особенности публицистического и художественного стилей. Лексические, синтаксические средства художественной выразительности. Тропы. Очерк. Разновидности очерков.
Зачетная работа: выпуск альманаха «Мое творчество»
Четвертый раздел «Номер газеты»
Раздел наглядно знакомит со структурой редакции и композиционно-графической моделью. Включает практический компонент по разделу и выпуск школьной газеты.
При изучении раздела необходимо знать, что представляет профессия журналист; повысить культуру устной и письменной речи; научиться собирать информацию; структурировать текст; знать основные жанры журналистских текстов; дать практические навыки работы в школьных СМИ.
Зачетная работа: групповой проект «Номер газеты».
Формы и виды контроля
№
Содержание контроля
Сроки контроля
Формы и виды контроля
1
Степень усвоения учащимися теоретического материала программы:
- виды средств массовой информации, особенностями взаимодействия с аудиторией, этико-правовыми основами журналистики,
- особенности культуры устной и письменной речи, редактирования текста,
- методы сбора информации, структура журналистского текста, основные жанры.
По учебному плану
Викторина
2
Контроль за степенью освоения учащимися практических умений и навыков:
презентация творческих досье, публичное выступление, групповой проект «Концепция издания»,
презентация личного творческого досье,
групповой проект «Номер газеты».
Ежедневно
Ежедневно
Ежедневно
1 раз в полугодие
Анализ
Наблюдение
Наблюдение
Конференция
3
Степень усвоения навыков самостоятельного мышления
1 раз в полугодие
Диагностика
4
Формирование интеллектуальных способностей:
- логическое мышление, образное мышление
1 раз в полугодие
Беседы наблюдение
5
Мотивация к знаниям
1 раз в полугодие
Наблюдение
6
Отслеживание результатов деятельности учащихся
1 раз в четверть
Мониторинг
7
Индивидуальная работа с одаренными и трудными детьми:
- диагностика уровня воспитанности и индивидуальных особенностей ребенка
- контроль за досуговой деятельностью, участие в общественной жизни объединений и ДДТ
Еженедельно
1раз в месяц
1 раз в четверть
Беседы Наблюдение
Анализ
Тесты
Мониторинг
8
Уровень воспитанности учащихся
3 раза в год
Наблюдение
9
Знание и выполнение учащимися инструкций по охране труда и технике безопасности
1 раз в месяц
Наблюдение
Опрос
Викторина
Методическая рекомендация
Программа кружка рассчитана на 1 год, за время обучения необходимо добиться от учащихся следующих знаний и умений:
- знать, что представляет профессия журналист;
- повысить культуру устной и письменной речи;
- научиться собирать информацию, структурировать текст;
- знать основные жанры журналистских текстов;
- дать практические навыки работы в школьных СМИ.
Изучение родного языка невозможно без развития творческих способностей учащихся, овладения культурой речи, знаний литературных норм. Поэтому учащиеся получают вначале теоретические знания. Затем учатся применять их на практике, в работе с художественными текстами разных стилей и жанров.
Успешность занятий по данной программе возможна при выполнении следующих условий:
-бережного и грамотного отношения к русскому языку, истории его формирования, почитания наследия России, глубокого уважения исторического и духовного опыта русского и других народов России;
-педагог должен любить детей, уважать их внутренний мир, знать возрастные особенности воспитанников, основные закономерности развития школьников;
-педагог должен опираться не на собственные умозаключения, а на устоявшиеся традиции отечественной культуры, исторические факты, научные данные, факты и явления современной общественной жизни, которые могут быть полезны в воспитании молодёжи;
-необходимо широкое использование иллюстративного материала (изобразительного, литературного, музыкального);
-необходимо привлечение учащихся к самостоятельной и коллективной творческой деятельности;
-использование разнообразных методов и приёмов обучения.
При проведении занятий обязательно соблюдение следующих психолого-педагогических принципов:
-приоритета духовных ценностей и уважения к внутреннему миру каждого школьника;
-единства образовательного и воспитательного процессов.
Предпочтительные методы обучения:
-небольшой иллюстрированный рассказ с обсуждением наиболее сложных вопросов темы, предусмотренных учителем или предложенных учениками, на следующем этапе этого же урока;
-беседа с закреплением материала в творческих работах под руководством учителя;
-короткая иллюстрированная лекция с заданиями на закрепление материала;
-чтение фрагментов из периодических изданий с последующим обсуждением (на этом же занятии) и творческим заданием;
-анализ авторского текста с раскрытием сюжетов и образов;
-работа с текстами, репродукциями, составление кроссвордов.
Практические занятия проводятся в групповой форме, а также в подгруппах и индивидуально, так как творческая работа требует индивидуального подхода и контроля.
Теоретические знания и практические занятия дают возможность подготовить учащихся к необходимым умениям корреспондента:
- поиск информации;
- интервьюирование;
- создание заметки, репортажа, интервью, статьи;
- анализ текста как результата журналистской деятельности;
- редактирование;
- первичные навыки создания газетного номера.
Литература для педагога:
-
Иванченко В.Н. Взаимодействие общего и дополнительного образования детей: новые подходы. Учитель, 2007 г.
-
Пособие для подготовки к единому государственному экзамену и централизованному тестированию по русскому языку. Ростов-на-Дону «Феникс» 2003 г.
-
Программа педагога дополнительного образования: от разработки до реализации. Москва, 2004 г.
-
Предметная неделя русского языка в школе. Ростов-на-Дону «Феникс» 2005 г.
-
Паскевич Н.Я. Уроки мастеров слова. Краснодар ОИПЦ «Перспективы образования» 2000г.
Литература для учащихся:
-
Сочинение, отзыв, эссэ. Ростов-на-Дону «Феникс» 2004 г.
Утверждаю
Директор ДДТ
___________ И.А. ДИКАЯ
«___»_____________20 __ г.
Согласовано
Зам. директора по УВР
___________ Е.В.Новикова
«___»_____________20 __ г.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЕЙСКИЙ РАЙОН
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
На 2013-2014 учебный год
Объединение: Спецкор
Год обучения: первый; группа №1
Количество часов: всего: 72 часа; в неделю: 2 часа
Педагог дополнительного образования Ященко Снежана Сергеевна
Планирование составлено по программе педагога дополнительного образования Ященко Снежаны Сергеевны, утвержденной решением педагогического совета
№______ от «_____»_________2013г.
Календарно-тематическое планирование
1 год обучения
№
Дата план
Дата факт
Тема
Общее кол-во
Теория
Практика
Вводное занятие
1
1
1
1.09-7.09
Азбука журналистики.
1
1
8.09-14.09
Журналистика как вид деятельности и профессия
22
10
12
2
15.09-21.09
Профессия - журналист.
Понятие информации.
2
2
3
22.09-28.09
Виды средств массовой информации. Газета и журнал.
2
1
1
4
29.09-5.10
Особенности радио- и тележурналистики. Анализ радио- и телепередач. Интернет-СМИ.
2
1
1
5
6.10-12.10
Особенности взаимодействия с аудиторией. Аудитория - потребитель информации.
2
1
1
6
13.10-19.10
Деловая игра. «Трансформация информации».
Исследование аудитории.
2
1
1
7
20.10-26.10
Дискуссия. «Какая информация нужна аудитории». Формирование общественного мнения.
2
1
1
8
27.10-2.11
Проба в роли газетчика, теле- и радиожурналиста. Опрос общественного мнения.
2
1
1
9
3.11-9.11
Этико-правовые основы журналистики. Законы РФ о СМИ. Права и обязанности журналиста при сборе и распространении информации
2
1
1
10
10.11-16.11
Этические кодексы и нормы журналистского поведения.
2
1
1
11
17.11-23.11
Экономика и маркетинг СМИ. СМИ как товар. Разработка проекта газеты.
2
2
12
24.11-30.11
Зачетная работа: групповой проект «Концепция издания».
2
2
1.12-7.12
Речевая культура журналиста.
13
6
7
13
8.12-14.12
Культура устной речи. Подготовка к устному выступлению. Требования к выступающему.
1
1
14
15.12-21.12
Совершенствование дикции. Выразительное чтение. Выступление перед аудиторией.
2
1
1
15
22.12-28.12
Дискуссия. Ее построение.
2
1
1
16
29.12-4.01
Культура письменной речи. Требования к речи журналистов. Специфика газетных, радио-, телетекстов.
2
1
1
17
5.01-10.01
Создание творческих работ.
2
1
1
18
11.01-17.01
Редактирование текста. Виды вычитки текста и редакторской правки.
2
1
1
19
18.01-24.01
Зачетная работа: Презентация творческих досье.
2
2
25.01-31.01
Журналистский текст
20
9
11
20
1.02-7.02
Методы сбора информации. Анализ газетных текстов.
2
2
21
8.02-14.02
Методика интервью, беседы, опроса, анкетирование. Деловая игра. «Интервью».
2
1
1
22
15.02-21.02
Проведение пресс-конференции. Проведение опроса Проведение анкетирования.
2
1
1
23
22.02-28.02
Структура журналистского текста. Анализ заголовков, структуры текстов.
2
1
1
24
1.03-7.03
Основные жанры.
2
1
1
25
8.03-14.03
Отчет. Рецензия.
2
1
1
26
15.03-21.03
Очерк.
2
1
1
27
22.03-23.03
Эссе.
2
1
1
28
24.03-30.03
Фельетон.
2
2
29
31.03-4.04
Зачетная работа: презентация личного творческого досье.
2
2
5.04-11.04
Номер газеты.
14
5
9
30
12.04-18.04
Структура редакции. Игра «Выборы редакционного коллектива».
2
1
1
31
19.04-25.04
Композиционно-графическая модель. Формат и объем издания.
2
1
1
32
26.04-2.05
Размещение заголовков, подзаголовков. Создание графической модели.
2
1
1
33
3.03-9.05
Выбор шрифтов. Средства выделения на полосе и внутри материалов.
2
1
1
34
10.05-16.05
Роль и функции фотоиллюстраций, рисунков, инфографии.
2
1
1
35
17.05-23.05
Оформление своего издания.
2
2
36
24.05-25.05
Зачетная работа: групповой проект «Номер газеты».
2
2
Итоговое занятие
2
2
37
26.05-31.05
Итоговое занятие
2
2
Итого
72
32
40