Программа кружка Спецкор одногодичная

Цель программы: представление учащимся возможности знакомства с профессией журналиста, развитие творческого мышления, диалогового общения. Задачи: Обучающие: ·        - повысить культуру устной и письменной речи; ·        - научиться собирать информацию, структурировать текст; ·        - знать основные жанры журналистских текстов; ·        - работа в школьных СМИ.       Развивающие: ·       Развить исследовательские способности, коммуникативные умения и навыки межличностного и делового общения. ...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей дом детского творчества муниципального образования Ейский район


УТВЕРЖДАЮ:

Директор МОУ ДОД ДДТ

________________________ И.А. Дикая

___________________________ 20__ г.

Протокол педагогического совета № __

от «___» ____________________20__ г.




Дополнительная общеобразовательная программа


Спецкор

Наименование

Социально-педагогическая

Направленность


Спецкор

Наименование учебной дисциплины


1 года

Срок реализации


Модифицированная

Вид программы


10-17 лет

Возраст обучающихся


Ященко Снежана Сергеевна

Ф.И.О. преподавателя














ст. Камышеватская.

2013 г.


Пояснительная записка

Кружок имеет социально-педагогическую направленность.

Программа была изменена с учетом Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам.

Литературные традиции пронизывают всю российскую культуру, историю, народные традиции, поэтому без изучения основ словесности невозможно понять смысл многих литературных и музыкальных произведений, художественных полотен, невозможно быть культурным и образованным человеком, невозможно любить Россию, не зная того, что находится в генетической памяти народа.

К таким причинам следует отнести необходимость оказания подрастающему поколению помощи в социальной и психологической адаптации в условиях глубокого социокультурного кризиса, пропаганды насилия и распространения информации, оказывающей негативное воздействие на психику, провоцирующей социальные, семейные, межнациональные и межконфессиональные конфликты.

Другой важной причиной является разрушение лучших отечественных культурных и образовательных традиций, русского языка как основного инструмента образования и передачи социально-культурного опыта.

С двумя первыми причинами тесно связана и в значительной степени ими вызвана третья причина - снижение качества школьного образования. Эта проблема требует обновления содержания образования путём включения и систематизации знаний об истоках и традициях отечественной и мировой культуры.

Следующая причина вызвана потребностью в организации повышенного уровня гуманитарного образования, что невозможно выполнить без углубления и расширения знаний в области культуры, истории, словесности, искусства.

Одной из причин становится рост самосознания и интерес к национальной истории, наблюдающиеся на фоне политических споров о путях дальнейшего развития России. В центре внимания наших соотечественников, в том числе и молодёжи, оказываются вопросы глобализации, традиции и ошибки прошлого. Россияне требуют от государства обеспечения их права на свою национальную культуру, полноценных знаний о ней, а также хотят познакомиться с условиями формирования культурных и религиозных традиций других народов.

И, конечно же, нельзя недооценивать причин общекультурного и коммуникативного характера, обусловленных расширением связей с другими народами, приобщением к их традициям и культурам.

Данная программа отражает предлагаемое для усвоения в основной школе содержание обучения основам журналистики.

Цель программы: представление учащимся возможности знакомства с профессией журналиста, развитие творческого мышления, диалогового общения.

Задачи:

Обучающие:

  • - повысить культуру устной и письменной речи;

  • - научиться собирать информацию, структурировать текст;

  • - знать основные жанры журналистских текстов;

  • - работа в школьных СМИ.

Развивающие:

  • Развить исследовательские способности, коммуникативные умения и навыки межличностного и делового общения.

  • Развивать умение анализировать предложенный материал и формировать свои мысли, уметь донести свои идеи до слушателя.

  • Развивать правильную, грамотную речь.

  • Создавать условия для развития творческих и познавательных способностей и индивидуальных наклонностей.

Воспитательные:

  • Воспитывать в ребёнке самодисциплину; умение организовать себя;

  • Придать досуговой деятельности развивающий и воспитывающий характер.

  • Формировать положительные эмоции, благоприятный психологический климат, партнёрские отношения в группе, учить общению друг с другом, взаимному уважению, взаимопониманию в процессе досуговой деятельности и межличностного отношения.

  • Привитие любви к природе, к малой Родине.

Программа способствует:

-созданию условий для раскрытия способностей и природных задатков личности;

  • созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания и сотрудничества;

  • межвозрастное общение;

-помогает выявлению одарённых и любознательных;

-раскрепощение ребёнка, снятие зажимов и комплексов.

Режим занятий: 1 раз в неделю по 2 часа.

Основные формы работы:

  1. Лекция - доведение до учащихся основных знаний по программе курса.

  2. Индивидуальные занятия - обучение самостоятельной работе по выполнению рабочего проекта, индивидуальная журналистская деятельность.

  3. Проведение мероприятий (других форм)- публичное выступления.

  4. Воспитательные формы работы- беседы, посещение различных мероприятий, совместные праздники, встречи с интересными людьми, экскурсии, конкурсы, игры, викторины.

  5. Индивидуальная работа с родителями - беседы, консультации, приглашения на праздники (мероприятия).

Различные формы работы направлены на сплочение ребят в один дружный, работоспособный коллектив, что предполагает разноуровневое общение в атмосфере творчества.

Основные методы реализации данной программы:

-метод работы «от простого к сложному»;

-игру.

- эксперимент

- стенная печать

Самое главное в работе с детьми - направить ребят на такую деятельность, чтобы они ощутили свою самостоятельность, успешность, удовольствие от общения друг с другом.

Условия реализации:

Для успешного решения поставленных в программе задач требуется:

1. Умелое использование эффективных форм работы по развитию личности обучаемых.

2. Творческое отношение к образовательному процессу.

Необходимые материалы:

  • Компьютер;

  • фотоаппарат;

  • основное материальное обеспечение;

  • призовой фонд.

Программируемые результаты:

Знания, умения и навыки, приобретаемые в процессе за­нятий в объединении.

В процессе занятий объединения ребенок приоб­ретает знания о печатной продукции; учится пра­вильно и красиво говорить, читать научные тексты.

Учащиеся получают на­выки работы с научной литературой, набором текста, компьютерной версткой номеров.

В ходе индивидуальных и занятий в малых группах ребята получают навыки журналистской деятельности, работы с фотоаппаратом, с респондентами.

В ходе общения и целенаправленной совместной деятельности ребята получают и развивают в себе навыки делового и не­формального общения как в малых группах, так и в коллективе в целом, получают опыт общения в разных социальных ролях, опыт публичных выступлений перед различной аудиторией.

Воспитательная и творческая работа через работу в малых группах, через творчество и сотворчество воздействует и на лич­ность, способствует ее становлению и развитию.

В ходе реализации образовательной программы обучающиеся получают следующие знания, умения, навыки:

1. Подготовить публикацию.

2. Систематизировать и подбирать материал в соответствии с темой и возрастом.

3. Составлять план и работать с ним.

4. Выпускать информационные вестники.

Должны знать:

  • основные формы и методы журналистской деятельности.

  • правила работы с новостями и респондентами.

Должны уметь:

  • работать над подготовкой печатного проекта;

  • раскрывать свою творческую индивидуальность;

  • работать над правильностью речи.

Формы занятий: деловые игры, практические занятия, семинары, дискуссии, круглые столы, групповое проектирование.

Образовательные результаты:

- предметные знания в области журналистики;

- предметные умения и навыки:

- поиск информации;

- интервьюирование;

- создание заметки, репортажа, интервью, статьи;

- анализ текста как результата журналистской деятельности;

- редактирование;

- первичные навыки создания газетного номера.

Учебно-тематическое планирование

Тема

Общее кол-во часов

Теория

Практика


1 год обучения




1

Вводное занятие

1 ч


2

Журналистика как вид деятельности и профессия

22 ч

10 ч

12 ч

3

Речевая культура журналиста

13 ч

7 ч

4

Журналистский текст

20 ч

9 ч

11 ч

5

Номер газеты

14 ч

5 ч

9 ч

6

Итоговое занятие

-

2 ч


Итого за 1 год обучения

72

32

40

Реферативное описание тем.

1 год обучения

Первый раздел «Журналистика как вид деятельности и профессия»

Виды инструктажа и инструкция по технике безопасности.

Вводный инструктаж. Инструктаж на рабочем месте. Инструкция по технике безопасности.

Цели и задачи кружка. Роль гуманитарного образования сегодня.

Изучение родного языка, развития творческих способностей учащихся, овладения культурой речи, знаний литературных норм.

Представляет профессию - журналист. Знакомит с видами средств массовой информации, особенностями взаимодействия с аудиторией, этико-правовыми основами журналистики, экономикой и маркетингом СМИ. Также включает практический компонент по данному разделу. Зачетная работа по разделу - групповой проект «Концепция издания».

Второй раздел «Речевая культура журналиста»

Раздел наглядно представляет особенности культуры устной и письменной речи. Знакомит с особенностями редактирования текста. Включает практический компонент по данному разделу.

Техника чтения. Логические ударения и паузы. Внутренний подтекст произведения. Роль «видений» в составлении партитуры. Особенности чтения прозаических и лирических стихотворных текстов.

Особенности современного литературного языка. Литературный язык и нормы произношения. Работа со словарями.

Зачетная работа: презентация творческих досье, публичное выступление.

Третий раздел «Журналистский текст»

Раздел наглядно представляет методы сбора информации, структуру журналистского текста, основные жанры. Включает практический компонент по данному разделу и зачетную работу: презентация личного творческого досье.

Роль заголовка в журналистском тексте. Тема, идея произведения. Автор и герои. Автор и читатель. Тропы и стилистические фигуры в тексте. Композиция, ее роль в раскрытии основной мысли текста. Особенности интерпретации текста.

Разновидности стилей, их языковые особенности. Разграничение стилей по функции, сфере употребления, языковым приметам. Жанровые особенности публицистического и художественного стилей. Лексические, синтаксические средства художественной выразительности. Тропы. Очерк. Разновидности очерков.

Зачетная работа: выпуск альманаха «Мое творчество»

Четвертый раздел «Номер газеты»

Раздел наглядно знакомит со структурой редакции и композиционно-графической моделью. Включает практический компонент по разделу и выпуск школьной газеты.

При изучении раздела необходимо знать, что представляет профессия журналист; повысить культуру устной и письменной речи; научиться собирать информацию; структурировать текст; знать основные жанры журналистских текстов; дать практические навыки работы в школьных СМИ.

Зачетная работа: групповой проект «Номер газеты».

Формы и виды контроля

Содержание контроля

Сроки контроля

Формы и виды контроля

1

Степень усвоения учащимися теоретического материала программы:

- виды средств массовой информации, особенностями взаимодействия с аудиторией, этико-правовыми основами журналистики,

- особенности культуры устной и письменной речи, редактирования текста,

- методы сбора информации, структура журналистского текста, основные жанры.

По учебному плану

Викторина

2

Контроль за степенью освоения учащимися практических умений и навыков:

презентация творческих досье, публичное выступление, групповой проект «Концепция издания»,

презентация личного творческого досье,

групповой проект «Номер газеты».

Ежедневно

Ежедневно

Ежедневно

1 раз в полугодие

Анализ

Наблюдение

Наблюдение

Конференция

3

Степень усвоения навыков самостоятельного мышления

1 раз в полугодие

Диагностика

4

Формирование интеллектуальных способностей:

- логическое мышление, образное мышление

1 раз в полугодие

Беседы наблюдение

5

Мотивация к знаниям

1 раз в полугодие

Наблюдение

6

Отслеживание результатов деятельности учащихся

1 раз в четверть

Мониторинг

7

Индивидуальная работа с одаренными и трудными детьми:

- диагностика уровня воспитанности и индивидуальных особенностей ребенка

- контроль за досуговой деятельностью, участие в общественной жизни объединений и ДДТ

Еженедельно

1раз в месяц

1 раз в четверть

Беседы Наблюдение

Анализ

Тесты

Мониторинг

8

Уровень воспитанности учащихся

3 раза в год

Наблюдение

9

Знание и выполнение учащимися инструкций по охране труда и технике безопасности

1 раз в месяц

Наблюдение

Опрос

Викторина

Методическая рекомендация

Программа кружка рассчитана на 1 год, за время обучения необходимо добиться от учащихся следующих знаний и умений:

- знать, что представляет профессия журналист;

- повысить культуру устной и письменной речи;

- научиться собирать информацию, структурировать текст;

- знать основные жанры журналистских текстов;

- дать практические навыки работы в школьных СМИ.

Изучение родного языка невозможно без развития творческих способностей учащихся, овладения культурой речи, знаний литературных норм. Поэтому учащиеся получают вначале теоретические знания. Затем учатся применять их на практике, в работе с художественными текстами разных стилей и жанров.

Успешность занятий по данной программе возможна при выполнении следующих условий:

-бережного и грамотного отношения к русскому языку, истории его формирования, почитания наследия России, глубокого уважения исторического и духовного опыта русского и других народов России;

-педагог должен любить детей, уважать их внутренний мир, знать возрастные особенности воспитанников, основные закономерности развития школьников;

-педагог должен опираться не на собственные умозаключения, а на устоявшиеся традиции отечественной культуры, исторические факты, научные данные, факты и явления современной общественной жизни, которые могут быть полезны в воспитании молодёжи;

-необходимо широкое использование иллюстративного материала (изобразительного, литературного, музыкального);

-необходимо привлечение учащихся к самостоятельной и коллективной творческой деятельности;

-использование разнообразных методов и приёмов обучения.

При проведении занятий обязательно соблюдение следующих психолого-педагогических принципов:

-приоритета духовных ценностей и уважения к внутреннему миру каждого школьника;

-единства образовательного и воспитательного процессов.

Предпочтительные методы обучения:

-небольшой иллюстрированный рассказ с обсуждением наиболее сложных вопросов темы, предусмотренных учителем или предложенных учениками, на следующем этапе этого же урока;

-беседа с закреплением материала в творческих работах под руководством учителя;

-короткая иллюстрированная лекция с заданиями на закрепление материала;

-чтение фрагментов из периодических изданий с последующим обсуждением (на этом же занятии) и творческим заданием;

-анализ авторского текста с раскрытием сюжетов и образов;

-работа с текстами, репродукциями, составление кроссвордов.

Практические занятия проводятся в групповой форме, а также в подгруппах и индивидуально, так как творческая работа требует индивидуального подхода и контроля.

Теоретические знания и практические занятия дают возможность подготовить учащихся к необходимым умениям корреспондента:

- поиск информации;

- интервьюирование;

- создание заметки, репортажа, интервью, статьи;

- анализ текста как результата журналистской деятельности;

- редактирование;

- первичные навыки создания газетного номера.

Литература для педагога:

  1. Иванченко В.Н. Взаимодействие общего и дополнительного образования детей: новые подходы. Учитель, 2007 г.

  2. Пособие для подготовки к единому государственному экзамену и централизованному тестированию по русскому языку. Ростов-на-Дону «Феникс» 2003 г.

  3. Программа педагога дополнительного образования: от разработки до реализации. Москва, 2004 г.

  4. Предметная неделя русского языка в школе. Ростов-на-Дону «Феникс» 2005 г.

  5. Паскевич Н.Я. Уроки мастеров слова. Краснодар ОИПЦ «Перспективы образования» 2000г.

Литература для учащихся:

  1. Сочинение, отзыв, эссэ. Ростов-на-Дону «Феникс» 2004 г.





Утверждаю

Директор ДДТ

___________ И.А. ДИКАЯ

«___»_____________20 __ г.

Согласовано

Зам. директора по УВР

___________ Е.В.Новикова

«___»_____________20 __ г.



МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЕЙСКИЙ РАЙОН


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

На 2013-2014 учебный год




Объединение: Спецкор

Год обучения: первый; группа №1

Количество часов: всего: 72 часа; в неделю: 2 часа

Педагог дополнительного образования Ященко Снежана Сергеевна

Планирование составлено по программе педагога дополнительного образования Ященко Снежаны Сергеевны, утвержденной решением педагогического совета

№______ от «_____»_________2013г.




Календарно-тематическое планирование

1 год обучения

Дата план

Дата факт

Тема

Общее кол-во

Теория

Практика

Вводное занятие

1

1


1

1.09-7.09

Азбука журналистики.

1

1


8.09-14.09

Журналистика как вид деятельности и профессия

22

10

12

2

15.09-21.09

Профессия - журналист.

Понятие информации.

2

2


3

22.09-28.09

Виды средств массовой информации. Газета и журнал.

2

1

1

4

29.09-5.10

Особенности радио- и тележурналистики. Анализ радио- и телепередач. Интернет-СМИ.

2

1

1

5

6.10-12.10

Особенности взаимодействия с аудиторией. Аудитория - потребитель информации.

2

1

1

6

13.10-19.10

Деловая игра. «Трансформация информации».

Исследование аудитории.

2

1

1

7

20.10-26.10

Дискуссия. «Какая информация нужна аудитории». Формирование общественного мнения.

2

1

1

8

27.10-2.11

Проба в роли газетчика, теле- и радиожурналиста. Опрос общественного мнения.

2

1

1

9

3.11-9.11

Этико-правовые основы журналистики. Законы РФ о СМИ. Права и обязанности журналиста при сборе и распространении информации

2

1

1

10

10.11-16.11

Этические кодексы и нормы журналистского поведения.

2

1

1

11

17.11-23.11

Экономика и маркетинг СМИ. СМИ как товар. Разработка проекта газеты.

2


2

12

24.11-30.11

Зачетная работа: групповой проект «Концепция издания».

2


2

1.12-7.12

Речевая культура журналиста.

13

6

7

13

8.12-14.12

Культура устной речи. Подготовка к устному выступлению. Требования к выступающему.

1

1


14

15.12-21.12

Совершенствование дикции. Выразительное чтение. Выступление перед аудиторией.

2

1

1

15

22.12-28.12

Дискуссия. Ее построение.

2

1

1

16

29.12-4.01

Культура письменной речи. Требования к речи журналистов. Специфика газетных, радио-, телетекстов.

2

1

1

17

5.01-10.01

Создание творческих работ.

2

1

1

18

11.01-17.01

Редактирование текста. Виды вычитки текста и редакторской правки.

2

1

1

19

18.01-24.01

Зачетная работа: Презентация творческих досье.

2


2

25.01-31.01

Журналистский текст

20

9

11

20

1.02-7.02

Методы сбора информации. Анализ газетных текстов.

2

2


21

8.02-14.02

Методика интервью, беседы, опроса, анкетирование. Деловая игра. «Интервью».

2

1

1

22

15.02-21.02

Проведение пресс-конференции. Проведение опроса Проведение анкетирования.

2

1

1

23

22.02-28.02

Структура журналистского текста. Анализ заголовков, структуры текстов.

2

1

1

24

1.03-7.03

Основные жанры.

2

1

1

25

8.03-14.03

Отчет. Рецензия.

2

1

1

26

15.03-21.03

Очерк.

2

1

1

27

22.03-23.03

Эссе.

2

1

1

28

24.03-30.03

Фельетон.

2


2

29

31.03-4.04

Зачетная работа: презентация личного творческого досье.

2


2

5.04-11.04

Номер газеты.

14

5

9

30

12.04-18.04

Структура редакции. Игра «Выборы редакционного коллектива».

2

1

1

31

19.04-25.04

Композиционно-графическая модель. Формат и объем издания.

2

1

1

32

26.04-2.05

Размещение заголовков, подзаголовков. Создание графической модели.

2

1

1

33

3.03-9.05

Выбор шрифтов. Средства выделения на полосе и внутри материалов.

2

1

1

34

10.05-16.05

Роль и функции фотоиллюстраций, рисунков, инфографии.

2

1

1

35

17.05-23.05

Оформление своего издания.

2


2

36

24.05-25.05

Зачетная работа: групповой проект «Номер газеты».

2


2

Итоговое занятие

2


2

37

26.05-31.05

Итоговое занятие

2


2

Итого

72

32

40



























© 2010-2022