ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Наше наследие»

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа

с углубленным изучением отдельных предметов № 38

имени Е.А.Болховитинова



ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«Наше наследие»




Выполнила:

учитель географии ВКК

МБОУ СОШ №38

Бердникова И.Н.,










Воронеж 2013 г

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«Наше наследие»

«Недостаточно образованы те,

которые не знают своего родного:

не следует пренебрегать малым,

без которого великое не может быть совершенно»

(Е.А. Болховитинов)


Актуальность исследования: в настоящее время все сильнее проявляется потребность познать самих себя, ответить на вечные вопросы: кто мы, откуда вышли, куда идем, что берем от прошлого, во имя чего живем в настоящем, что оставим потомкам. Это связано с некоторой неопределенностью и нечеткой выраженностью современной базовой системы ценностных ориентиров, которые объединили бы всех жителей России в единую историко-культурную и социальную общность. Обращение к своим корням может смягчить негативные стороны влияния среды на формирование россиянина-гражданина и патриота.
Краеведческий поиск лежит в основе познания истории Отечества и своей малой родины.
Любовь к Родине - это всегда любовь личная - моя, его, твоя. Каждый человек составляет свой образ, включая в него красоту природы, и древность истории, и традиционный быт, музыку и фольклор, сложность, мягкость и легкость человеческих отношений, добросердечность. Лицо России, большой территориально и величественной исторически, не может открыться в одном поколении, «оно в живой связи всех отживших родов... если будущее сомкнётся с прошлым в живую цепь» (Г. П. Федотов). Прошлое смыкается с будущим через человека, и прежде всего через его великие дела, мысли, поступки. Эти дела и составляют славу государства, страны, народа. И главное здесь - помнить, никого не оскорбить забвением, отдать дань уважения живущим.
Нашим воспитанникам есть чем гордиться. Наша школа с гордостью носит имя великого человека - Евфимия Болховитинова. Во все времена были и есть люди, неоспоримые носители базисных нравственных ценностей. Среди них ученые, писатели, воины, служители культа, государственные деятели, люди труда. Кого знают наши дети? Всех знать невозможно. Расскажем о том, кого знаем, ценим, уважаем и любим мы сами. Чья жизнь и дела помогут нашим воспитанникам верить словам о Родине, Долге, Чести, Справедливости. В этом задача и главная цель проекта.
Цель проекта: Воспитание и формирование уважительного отношения к истории родного края и людям живущим в нем.

Способствовать становлению личности ребенка, помочь глубже изучить жизнь и научные изыскания Е.А. Болховитинова, выявить общее и специфическое в развитии истории, географии и экономики Воронежского края и духовно-интеллектуального наследия России; следуя принципам возрастного и личностно-ориентированного подхода, обращать учащихся к истокам, что необходимо каждому человеку.

Учить детей ценить, сохранять, накапливать культурно-духовные богатства наших предков.
2.Задачи проекта

  • Изучить историко-биографические источники по заданной теме.

  • Возвеличение учащихся в процесс исследования биографии Е.А. Болховитинова.

  • Показать роль Е.А. Болховитинова в исследовании истории, географии и экономики Воронежского края.

  • Воспитание нравственной и духовной культуры учащихся, уважения к историческому наследию

3.Категория участников: учащиеся 5-10 классов

4. Время реализации проекта: в течение 2012- 2013учебного года

5. Организация - исполнитель.

МБОУ СОШ №38, учитель географии Бердникова И.Н., учитель биологии Ижогина Е.Ю.

6. Формы активной деятельности учащихся: поисковая работа, доклады, сообщения, выступления на уроках перед товарищами, создание презентаций, работа с архивными материалами, использование интернет-ресурсов.

7. Направления реализации проекта.

  • Проведение классных часов заданной тематики

  • Организация экскурсий в школьный музей

  • Тематические экскурсии по храмам города Воронежа

  • Проведение творческих встреч с бывшим учеником МБОУ СОШ №38 М.С. Гребенниковым

БЛОК «Изучение историко-биографических материалов».

Ровно 230 лет тому назад в хмурый декабрьский день, 18 декабря (31 декабря по новому стилю. Здесь и далее прим. А. Р.) в небольшом деревянном домике в Ильинском переулке возле Спасовской улицы, круто сбегающей к Стрелецкому логу и дальше к Воронеж-реке, в семье приходского священника Алексея Андреевича Болховитинова родился мальчик, нареченный Ефимом.
По совершении Святого Таинства Крещения младенца назвали Евфимием. Это был второй ребенок в семье, первой была девочка Ефросинья 1763 г. рождения.
А. А. Болховитинов правил службу в приходской церкви Святого Ильи Пророка, стоящей возле их дома. Ее здание было настолько ветхим, что церковное начальство давно уже поговаривало о реставрации. После рождения сына Алексею Болховитинову предложено было на месте деревянного храма поставить каменный. В течение трех лет он занимался возведением Входо-Иерусалимской церкви. После завершения стройки продолжал править в ней службу. С построением храма рос и малыш Евфимий, а когда тот был готов, частенько бывал в нем, слушая проповеди отца, постигая таинство служения Богу.
Учила и воспитывала мальчика улица. В жаркие летние дни частенько пропадал он со сверстниками на речке - купались, загорали, ловили рыбу. В погожие летние вечера любили ребята сидеть на острожном бугре и наблюдать за кипением жизни на воронежской пристани. Сверху следили за жизнью обывателей монастырской слободки возле Успенской церкви. Отсюда с бугра открывались красивые виды на ногайскую сторону реки, на близлежащие села Монастырщенку и Придачу.
Мальчик был наделен пытливым умом. Его любопытство и тысячу вопросов - «почему?» едва успевали удовлетворять родители. Но с рождением в 1774 г. второго сына Алексея семилетнему Ефиму стало уделяться меньше времени. Правда, к тому моменту отец определил его в Архиерейский хор при Благовещенском кафедральном соборе. Там он находился на полном обеспечении. Певчих обучали музыке, письму, арифметике и пению. Их кормили, обували и одевали. Евфимий с большой охотой отдавался учебе. У преподавателей он был на хорошем счету. У мальчика был прекрасный голос и слух.
В 1776 г. неожиданно скончался отец владыки. После его похорон все заботы о воспитании детей легли на плечи вдовы. В октябре 1777 г. мать исходатайствовала у церковного начальства разрешения на зачисление Евфимия сразу же во второй класс (синтаксический) духовной семинарии.
Зная его старание и тяготение к наукам, начальство не возражало против перехода через одну ступень. И оно не ошиблось. За четыре года он досконально изучил историю, географию, грамматику и арифметику. Учеба в семинарии, занятия в церковном хоре, забота о младшем брате и старшей сестре до предела заполняли его рабочий день. Следует заметить, что смерть отца рано сделала его взрослым и приучила во всем полагаться только на собственные силы.
В те годы вместе с матерью ему приходилось заниматься ремонтом дома. В Государственном архиве Воронежской области в делах Депутатского собрания сохранился рапорт певчего Благовещенского собора Ефима Болховитинова от 13 (26) сентября 1782 г. «на ево крепостное место, состоящее в Ильинском приходе для построения деревянного дома на каменном фундаменте».
Дворовое строение было небольшим: размером 15 на 15 саженей, как говорилось в документе, «идучи от Спасовской улицы по Ильинскому переулку к церкви Ильи Пророка, на левой стороне четвертое от погоста угольное место». Шестнадцатилетнему семинаристу приходилось самому возводить стены дома, обустраивать жилье. Он был старшим в семье. Фундамент этого дома ныне не сохранился. Каменная же церковь стоит в запустении и забвении.
В том же году, в связи с реорганизацией семинарии, Евфимий перешел в следующий, риторический класс. Здесь он приступил к изучению поэзии и риторики. В 1783 г. в составе Архиерейского хора ему пришлось отпевать в городе Задонске Воронежской губернии тело усопшего Преосвященного Тихона II, бывшего Воронежским и Елецким Епископом.
Успешно освоив программу риторического класса, в 1784 г. он перешел в следующий класс - философский. Класс этот находился в Павловском уезде в слободе Белогорье. В том же году, в числе 22 учеников, выехал он в слободу. Преподавателем там был протопоп Стефан Товарищенков, который с сентября 1785 г. стал префектом Воронежской духовной семинарии. К тому времени 19-летняя девица Ефросинья вышла замуж за 26-летнего священника Чижовской слободы Романа Герасимовича Галаренкова, а младший десятилетний брат Алексей остался с матерью. Здесь, в Белогорье, семинарист значительно окреп и физически, и духовно. Когда наступили летние каникулы.
В 1785 г. он подал прошение Преосвященному Воронежскому Епископу Тихону III (1745 - 1793 гг.) «об увольнении его в Московское училище для окончания учения своего».
Епископ Тихон III (Малинин) благосклонно отнесся к прошению семинариста, порекомендовав ему подыскать сотоварища, с которым бы мог ехать в Москву. Желание продолжать учебу в Академии вместе с Евфимием выразил семинарист Иван Игнатьевич Богомолов. В списках воспитанников семинарии за тот год против их фамилий было проставлено: «...выбыли из философии Е. Болховитинов и И. Богомолов в Московскую Академию для изучения богословия и греческого языка».
С рекомендательным письмом к ректору Академии от Епископа Тихона III 15 (28) сентября 1785 г. они направились в Москву. Ознакомившись с содержанием письма воронежского иерарха, Митрополит Платон Левшин (1737 - 1812 гг.), ректор Славяно-греко-латинской Академии, зачислил воронежских семинаристов в слушатели. Позже разрешил им посещение лекций в Московском университете.
В Академии Е. А. Болховитинов учился легко и непринужденно, с увлечением осваивая учебную программу. В свободное от занятий время посещал лекции в университете, где вскоре близко сошелся со многими видными людьми. Часто бывал он на заседаниях кружка ученого и просветителя Н. И. Новикова. Там же он познакомился с историком Д. Н. Бантыш-Каменским, оказавшим заметное влияние на его духовное развитие.
Типография Новикова выпускала множество книг, содействовавших просвещению народа. К этой работе по распространению литературы Н. И. Новиков привлекал русских писателей, ученых и студентов. Увлекся этим и Болховитинов. Один из его биографов писал: «Около Новикова и под его руководством многие учащиеся молодые люди занимались, между прочим, переводами различных книг с иностранных языков, которые потом печатались Типографской Компанией. Умный и живой Болховитинов не мог не поддаться влиянию новиковского общества, и вот мы видим, что первый студенческий труд его «Краткое описание жизней древних философов с присовокуплением отборнейших их мнений, систем и нравоучений, сочиненное Фенелоном, Архиепископом Кембрийским».
В Академии Е. А. Болховитинов прошел полный курс богословия и философии, сверх того освоил греческий и французский языки. На лекциях в университете он слушал курсы нравственной философии и политики у профессора Иоганна Матея Шадена (?-1797 гг.), прикладной философии - у Роста, французскому красноречию обучался у Жан Жак Стефана Боддена (1763 - 1796 гг.). Совершенствоваться в немецком языке ему помогал Иван (Иоганн) Андреевич Гейм (1758 - 1821 гг.). Как древними, так и новейшими языками Евфимий Болховитинов владел свободно и впоследствии вел на них как устные разговоры, так и переписку с видными учеными Европы. Профессором политэкономии и отечественной истории в университете был Николай Андреевич Бекетов (1790 - 1829 гг.), он же возглавлял Общество истории и древностей российских. На этой почве ученик быстро сошелся с преподавателем. Ректор университета Федор Григорьевич Боузе (1762 - 1810 гг.) был страстным коллекционером. И с ним у Е. А. Болховитинова были дружеские отношения.
За годы учебы в Москве Болховитинов внимательно изучил все книгохранилища, библиотеки и архивы города. Уже в то время он начал систематически собирать рукописные материалы, списки древних книг, сам копировал редкие документы. Здесь он подружился с Фомой Фомичем Розановым (1767 - 1810 гг.), заместителем директора Московской синодальной типографии, с наборщиком и корректором этой типографии Семеном Иннокентьевичем Селивановским (1772 - 1835 гг.). Впоследствии они приезжали к Евфимию в Воронеж. Вместе с ними он готовил в Москве переводы с французского языка. В этом деле им большую помощь оказывали университетские преподаватели французского языка. В Москве у Е. А. Болховитинова установились и окрепли прочные творческие связи с будущими издателями, поэтами, писателями - Григорием Николаевичем Городчаниновым (1772 - 1852 гг.), Александром Петровичем Петровым (1736 - 1799 гг.), Лукьяном Яковлевичем Яковлевым, историком Н. М. Карамзиным (1766 - 1826 гг.) и др.
Именно годы учебы в Москве способствовали тому, что бывший семинарист оформился как настоящий ученый. Общение с передовыми людьми России выработали у него подлинное трудолюбие, сформировали аналитический склад ума, целеустремленность и планомерность в научном поиске.
В декабре 1788 г. с дипломом об окончании Академии Е. А. Болховитинов возвратился в Воронеж и зачислен был в штат Духовной семинарии. С 9 (22) января 1789 г. он стал учителем риторики и французского языка, а с 5 сентября 1790 г. - преподавателем богословия и философии. Одновременно с этим, с 20 августа (2 сентября) 1789 г. его назначили вице-префектом семинарии. С сентября 1789 г. до июля 1790 г., помимо должности наставника богословия, Е. А. Болховитинов исполнял должность хранителя семинарской библиотеки.
Это заведение стало его детищем, и все свободное время он проводил здесь, оформляя библиографический отдел, приводя хранилище в порядок. С целью пополнения фондов библиотеки, в сентябре 1792 г. он совершил командировку в Москву, где приобрел ряд солидных книжных изданий. (5)
5 (18) сентября 1790 г. молодого ученого назначили префектом Духовной семинарии, и около 10 лет он бессменно занимал эту должность. В отсутствии ректора ему приходилось пять лет исполнять и эту обязанность. В качестве префекта он внимательно следил за ходом и качеством образования и воспитания в семинарии. Вся хозяйственно-административная нагрузка также ложилась на его плечи. Отвечал он и за поведение семинаристов.
Кипучая энергия префекта стремилась найти выход в общественной работе. По его инициативе в Воронеже оформился литературный кружок, вошедший в историю как «Болховитиновский». Значительно позже в одном из своих писем Евфимий Алексеевич признавался: «Я слышал, что нас за тесное знакомство в Воронеже называли масонами и знатниками, так кто же после этого захочет с нами знаться?».
В состав кружка входили: учителя Народного училища Гаврила Петрович Успенский (? - 1820 гг.), Алексей Петрович Зиновьев, Степан Васильевич Юшков (1781 - 1828 гг.), Петр Васильевич Соколовский (1765 - 1829 гг.), врач Василий Игнатьевич Македонец (1752 - 1812 гг.), чиновник Илья Николаевич Дебольцев (1747 - ? гг.), помещик Иван Никитич Черенков, семинарист Иван Яковлевич Зацепин, Иван Дмитриевич Ставров и др.
Члены кружка собирались в дворянских клубах, в доме Болховитинова и других местах. Вопросы, обсуждаемые на заседаниях, были самыми разнообразными - о состоянии русской литературы и поэзии, политических событиях в мире, о музыке, театре, новых книгах и издательском деле. Кружок этот просуществовал до 1806 г., даже, несмотря на неожиданный отъезд Болховитинова из Воронежа. Важной заслугой его членов явилось создание ими в городе губернской типографии, которую привез из Москвы С. И. Селивановский. Типография вступила в строй действующих 14 (27) мая 1798 г. Ее первым директором стал член кружка Григорий Андреевич Петров (1767 - ? гг.).
Типография располагалась в здании Главного народного училища. На первых порах она регулярно печатала произведения членов литературного кружка.
Летом 1791 г. вместе со своим младшим братом Алексеем, подканцеляристом Воронежской казенной палаты, Е. А. Болховитинов подал прошение на имя губернского предводителя дворянства Михаила Алексеевича Маслова о причислении их к дворянскому сословию. Для этого имелись все данные: «Жительствуем мы в городе Воронеже собственным домом не в разделе, состоящим по крепости за Ефимом, и, кроме того, имеем родовую наследственную землю в Коротояцкой округе, - писал префект Воронежской духовной семинарии. - От роду нам: Ефиму - 23 года, Алексею - 16 лет, имеем сестру Ефросинью - 26 лет. И как происходим мы от роду верстанного сына боярского Федосея Болховитинова, коего родной правнук, а наш внучатый дядя Коротояцкой округи канцелярист Семен Родионов сын Болховитинов, внесенный в дворянскую родословную показанной губернии книгу в VI часть, и что мы его действительно родные и состоим ему внучатыми племянниками».
Дядя, 4 (17) августа 1791 г., прислал в Воронеж письменное подтверждение их родственных связей и полную роспись рода Болховитиновых. На ней будущий историк и церковный деятель 5 (18) августа 1791 г. начертал: «К сей поколенной росписи Воронежской семинарии префект Евфимий Болховитинов руку приложил».
По этим документам Е. А. Болховитинов причислен был к дворянскому званию, о чем свидетельствует грамота от 20 декабря (2 января) 1795 г., хранящаяся ныне в Центральном государственном историческом архиве города Киева.
Все Болховитиновы - Ефим, Алексей и Ефросинья внесены были в Дворянский родословник, часть VI, отделение 85. 2. По этому поводу им было рекомендовано внести в государственную казну по 20 руб.
Находясь на должности наставника богословия и префекта семинарии, Евфимий в год получал приличное жалованье - 210 рублей. Материальный достаток вполне позволял ему обзавестись семьей, 4 (17) ноября 1793 г. он вступил в брак с дочерью липецкого купца Антона Филипповича Расторгуева - Анной, 1777 г. рождения. От этого брака у них было трое детей (два сына и одна дочь). Правда, все они умерли в детском возрасте: старший сын Андриан родился 26 августа (8 сентября) 1794 г., умер 25 марта (7 апреля) 1795 г.; второй сын Николай, родившийся 9 (22) марта 1797 г., также скончался в младенчестве. Дочь Пульхерия родилась 3 (16) августа 1798 г.
Несмотря на большую загруженность по службе в семинарии, семейные заботы, Е. А. Болховитинов находил и время, и желание для научных изысканий. Он начал писать книгу по истории России. Первый вариант «Российской истории» готов был к осени 1792 г. Его друг и товарищ по Москве С. И. Селивановский, с которым у него договор был на публикацию работы, прочитав написанное, похвалил Евфимия. Но сам автор был не доволен рукописью - нужны были новые источники. Он отложил работу до лучших времен.
В сентябре 1792 г. он предпринял поездку в Москву для пополнения источниковедческой базы своего труда. Но печатных документов явно не хватало, нужны были архивные материалы. К тому же он, видимо, узнал, что подобный труд уже готовит придворный историограф Н.М. Карамзин, усиленно занимающийся в архивах.
В январе 1793 г. в письме к приятелю С. И. Селивановскому в Москву Евфимий сообщал: «Некоторые приятели мои уже аплодируют мне, но я на них не очень полагаюсь. Теперь я весь обкладен историческими книгами».
Письмо свидетельствовало, что он отложил «Российскую историю» и вплотную занялся составлением краеведческого труда по истории губернии. По сути дела, он продолжил краеведческое изучение конкретной местности, предпринятое еще в 1761 г. М. В. Ломоносовым для составления «Ландкарты Российской».
Из архива Воронежской семинарии известен документ, согласно которому по просьбе Е. А. Болховитинова в 1793 г. библиотека семинарии приобрела «123 тома французской энциклопедии с билетом на остальные 80 томов. Словарь Бейля 68 томов, сочинений Вольтера 70 томов и др.».
Научные занятия префекта семинарии продолжались. В 1794 г. Е. А. Болховитинов издал «Надгробное слово над гробом Епископа Иннокентия с присовокуплением краткого летописца Преосвященных Воронежских» (Москва, 1794 г.).
В 1796 г. он опубликовал «Полное описание жизни Преосвященного Тихона» (Москва, 1796 г.). Под его руководством была также написана «История Воронежской семинарии».
Но главный труд, которому Е. А. Болховитинов посвятил все свое свободное время, был: «Историческое, географическое и экономическое описание Воронежской губернии, собранное из истории, архивских записок и сказаний». Аналогов подобного издания еще не было, и ему приходилось быть первопроходцем. Он создал первый краеведческий труд поместной истории, и, причем, неплохой. Работа эта положила начало краеведческому исследованию местной истории в Центральном Черноземье.
25 марта (7 апреля) 1796 г. в День Благовещения Евфимий Алексеевич Болховитинов рукоположен был во священники. Он стал протоиереем соборного храма города Павловска Воронежской губернии с оставлением при семинарии в прежних должностях. Вполне естественно, что протоиерей неоднократно бывал в этом городе. Павловск основан был Государем Петром I Великим в 1709 г. В нескольких верстах вверх по течению Дона, близ села Белогорье, находились знаменитые пещеры. По преданию их возникновение связывалось с миссией Святого первоверховного Апостола Андрея Первозванного, который путешествовал по Дону и основывал здесь христианские общины. Возникли донские пещеры в дохристианское время. Впоследствии вход в них был засыпан. Но в 1796 г. рытье пещер продолжила казацкая вдова Мария Шерстнева.
Ныне общая длина Белогорских пещер - два с половиной километра, глубина - 60 метров. В верхней (цокольной) части имеется пещерная церковь с приделом и местом для иконостаса.
С 1796 г. протоиерей Е. А. Болховитинов избран был присутствующим в Воронежской духовной Консистории. На следующий год при семинарии открыта была бурса, и префекта назначили ее непосредственным начальником, то есть опекуном.
В завершающий период работы над «Воронежской историей» Е. А. Болховитинова настигло большое горе. 21 августа (3 сентября) 1799 г. преждевременно, на 22-м году жизни, скончалась его супруга Анна Антоновна. Ее хоронил он возле могилки дочери, скончавшейся буквально за несколько месяцев до того. В слободе Чижовке над могилой близких ему людей отец и муж водрузил небольшой каменный постамент с собственноручной эпитафией.
Здесь погребены
Анна и Пульхерия,
Супруга и дщерь
Болховитиновы,
скончавшиеся.
Первая на 22-м году жизни
августа 21 дня 1799 года,
вторая на 1-м году от рождения,
которым
супруг и отец
от скорби сердца
с надгробным рыданием
взывает
вечную память.
Протоиерей Евфимий Болховитинов.
Эти слова находятся на западной стороне памятника, а с восточной же стороны помещены следующие стихи: «Покойтесь, милые, до вечного свиданья. Болезней, где уж нет, ни скорби, ни вздыханья. Протоиерей Евфимий Болховитинов».
Неутешное горе от потери родных протоиерей пытался заглушить напряженной научной работой. В 1799 г. из-под его пера вышли в свет книги: «Рассуждение о надобности греческого языка для богословия» (первое издание вышло в 1793 г. в Москве, в 1800 г. повторено в Воронеже); «Рассуждение о древнем христианском богослужебном пении и, особенно, о пении Российской Церкви» (Воронеж, 1800 г. В Санкт-Петербурге при Синоде в 1804 г. издание повторено было для рассылки по церквям Российской Империи); «Рассуждение о том, что украшение нашей Российской Церкви сходны с древними восточными» (Воронеж, 1800 г.). Здесь же в последних числах уходящего 1799 г. вышла книга и по истории Воронежской губернии. В 1800 г. ее переиздали в Москве. Это был капитальный историко-краеведческий труд о губернском и уездных центрах Воронежской губернии, древнейшей истории края. В его основу положены были богатейшие архивные материалы, редкие источники и документы.
Анализ источниковедческой базы его произведения свидетельствует, что им использовались архивные материалы «Описание Воронежской губернии 1777 года», различные сведения комиссии подполковника Костроминова по изучению губернии, ученый проштудировал «ревизские сказки» 1795 г., использовал материалы многих уездных, сельских церковных и монастырских архивов, среди которых имелись церковные исповедальные росписи, указы, грамоты, писцовые книги. В его работе даны обильные ссылки на русские летописи, труды греческих историков Геродота, Страбона, византийских писателей. Ссылался он на труды русских историков: И. Н. Болтина, И. И. Голикова, В. Н. Татищева, М. М. Щербатова, А. И. Мусин-Пушкина, Г. Ф. Миллера и др. Все это придало книге большую научную ценность. До революции книга Е. А. Болховитинова издавалась всего лишь один раз, да и то в журнальном варианте в «Воронежской старине». В 1992 г. к 225-летию со дня рождения она была повторена.
Наш летописец, пожалуй, одним из первых в стране стал пользоваться архивными материалами при подготовке рукописей. По стилю, манере изложения, его работа носила летописный характер. И поныне она не потеряла своего прикладного значения и числится в разряде библиографических раритетов. В 1801 - 1809 гг. книга была размещена по различным азбучным статьям в Географическом словаре Афанасия Щекатова, изданном в Москве.
Книга Е. А. Болховитинова состоит из нескольких частей. Первая часть - «Всеобщие исторические сведения о Воронежской губернии по месту, жителям, пространству и произведениям оной», представляла собой историко-географическое и статистико-экономическое описание всей губернии.
Второй раздел - это «Исторические сведения о городе Воронеже». Автор сторонник отсчета истории города с летописных времен, с 1177 года.
Историю города автор дополнил подробным описанием воронежских соборов, монастырей, церквей, сведениями о пригородных слободах, промышленных предприятиях, улицах и наиболее значительных зданиях. Им дана история Воронежской духовной семинарии, перечислены все ее ректоры и префекты. Здесь же дано «Описание Воронежского уезда».
Далее идет - «Описание уездных городов», затем раскрывается история девяти уездных городов. Заключительная часть книги - «Описание Воронежской епархии», берущей начало с 1682 г. Книга снабжена научными комментариями автора.
Во время работы Е. А. Болховитинова в губернском архиве, им найдена была Коротоякская строельная книга, дающая представление о первостроителях сторожевой крепости на Дону. Из этой находки явствовало, что прародителем рода Болховитиновых был некто Стефан (Степан), священник из древнего города Волхова, пришедший летом 1647 г. на берега Дона с сыновьями Артемием (служитель Дмитриевской церкви в Коротояке) и недорослем Федосом для строительства сторожевой крепости на Белгородской защитной черте.
Жизнь в Воронеже для ученого становилась невыносимой, так как все здесь напоминало о жене и дочери. Друзья порекомендовали сменить место жительства. Историк Д. Н. Бантыш-Каменский прислал ему рекомендательное письмо к столичным иерархам с просьбой устроить протоиерея Болховитинова в Санкт-Петербурге.

БЛОК «Творческие встречи с выпускником МБОУ СОШ №38, поэтом-песенником Сергеем Гребенниковым»

Поэт, певец и композитор Сергей Гребенников является яркой индивидуальностью - член Союза писателей Москвы, мастер спорта FIDE по шахматам и тренер высшей категории, выпускник Воронежской Православной Духовной Семинарии, лауреат наград "Золотой фонд Воронежской области", "Живые сокровища славянской культуры", победитель Всероссийского телевизионного фестиваля "Ветер Победы" (телеканал "Звезда" 2008г.), президент Фонда поддержки духовного просвещения и культуры "Служение", председатель жюри Международного Фестиваля духовной авторской песни "Ковчег".

Основа его репертуара - лирические, духовно-философские, патриотические песни и авторские романсы. Его доверительный голос, качественные аранжировки, глубокие тексты, делают выступления Сергея, неповторимыми и самобытными. "Душа любить обречена"- главная мысль певца и композитора, которая невидимой нитью проходит через все его творчество.

Родился в г. Воронеже 5 февраля 1964 г. Закончил среднюю школу №38. С 5-го класса начал серьёзно заниматься шахматами в СДЮШОР - №13. В 1981 г. поступил в Московский государственный институт физической культуры, а в 1982 г. ушёл служить в армию. Службу в армии совмещал с учёбой в институте (заочно). В 1984 г. возвратился из армии и в 1986 г. окончил институт.

В 1984 г. пришёл работать в родную СДЮШОР - №13 в качестве тренера-преподавателя по шахматам. Одновременно учился в шахматной школе "Вертикаль" имени А. Карпова и на курсах "Нравственной педагогики и психологии имени преп. Сергея Радонежского" в Москве (заочно).

В 1990 г. уехал в Москву учиться в Высшую школу тренеров по шахматам.

В 1991 г. на Международном конгрессе шахматной федерации в г. Берлине ему было присвоено международное звание мастер ФИДЕ по шахматам.

В это же время началось 5-летнее сотрудничество в качестве тренера с венгерским шахматистом Петром Леко, который вскоре стал чемпионом мира по шахматам в своей возрастной группе и самым молодым в мире гроссмейстером побив возрастные рекорды Фишера, Карпова и Каспарова.

Параллельно окончил Духовное училище при Московском высшей православно-христианской школе им. Митрополита святителя Филарета Дроздова.

После окончания учебы в Москве в 1992 г. вернулся в Воронеж и открыл духовную школу "Ангел", в которой преподавались шахматы и основы христианской нравственности и культуры. Опять параллельно Сергей продолжил своё духовное образование: заочно поступил на Православные богословские курсы в Москве и одновременно в Воронежскую православную духовную семинарию, которую окончил в 2001 г.

Вот уже в течение 12-ти лет, наряду с профессиональной деятельностью (мастер спорта по шахматам, тренер высшей категории, а затем артист филармонии - автор-исполнитель собственных песен и стихов), Сергей продолжает общественное миссионерское служение по благословению Митрополита Воронежского и Борисоглебского Сергия на ниве духовного просвещения в качестве преподавателя основ христианской веры и жизни, им разработана авторская программа, отражающая основные направления духовной жизни человека: вопросы веры, христианской этики и эстетики, культуры и др. для взрослых и молодёжи. Программа создана при содействии преподавателей Воронежской духовной семинарии, вобравшая в себя положительный опыт разных православных духовных школ, семинарий, курсов, и т.д. Эта работа осуществляется при поддержке миссионерского и молодёжного отделов Православной Церкви в помещении, выделенном Епархией, по адресу: ул. Студенческая, д. 33. Каждый год набираются 2-3 группы по 25-30 человек, которые в течение года целостно и последовательно знакомятся с основами православной христианской веры и жизни.

В результате этих занятий - встреч люди становятся церковными - прихожанами различных Воронежских храмов, нравственно преображаются. А затем приобретённом духовным опытом и знаниями начинают делиться с друзьями, на работе, в своих семьях, становясь участниками духовного возрождения нашего общества. Кто-то из них, особенно преподаватели ведут духовно-просветительскую работу со своими учениками в школах и вузах, некоторые стали преподавателями воскресных школ, многие занимаются благотворительной деятельностью в больницах, домах для инвалидов и престарелых, в храмах. Несколько человек поступили в Воронежскую духовную семинарию, двое стали священниками, один монахом. Таким образом, в нашем городе за 12 лет такой общественной бескорыстной деятельности многие люди разных профессий и возрастов обрели духовную поддержку, веру, надежду, любовь, а самое главное, - духовный фундамент, который защитит их от агрессивных тоталитарных сект и "религиозных шарлатанов".

Духовно-просветительская работа Сергея не ограничивается только катехизацией. Она органично связана с его творческой и концертной деятельностью. Его песни и стихи, с которыми он выходит на концертах к людям, по духовной наполненности - уникальны. Звучащие в авторской манере, они делают доступными для большого количества людей высокие истины, вечные вопросы жизни, пробуждают патриотические чувства. Он пишет о России, о войне, о вере, о жизни, о родном городе, о красоте природы, о любви. Совсем недавно написан гимн Благовещенскому Собору, который воскресает в городе на наших глазах.

16 мая и 24 ноября 2002 года в концертном зале "Апекс" по благословению Митрополита Воронежского и Липецкого Мефодия состоялись благотворительные концерты с новыми программами "Я у чаши любви" и "Покаяние", часть средств от которых пошли на строительство Благовещенского Собора. Альбомы с песнями и стихами Сергея "Покаяние", "Живая весть", "Я не один" продаются в храмах нашего города. Периодически проводятся благотворительные концерты: в Семилукской тюрьме, в Бобровской детской колонии, в войсковых частях, в госпитале, в доме для инвалидов и престарелых и др.

Творческая и концертная деятельность Сергея также несёт гуманное, духовно-просветительское содержание, служит возрождению веры, "разумного, доброго, вечного" в наших сердцах, о чём свидетельствуют многочисленные отзывы слушателей после концертов. В настоящее время Сергей является президентом Фонда поддержки духовного просвещения и культуры "Служение", директором и председателем жюри Воронежского открытого фестиваля духовной и авторской песни "Ковчег" в честь святителя Митрофана, первого епископа Воронежского.







Список использованной литературы:

  • Абрамович Д. Памяти митрополита Евгения (Болховитинова) : к 150-летию со дня рождения / Д. Абрамович. // Исторический архив. - Петроград, 1919. - Кн. 1, № 1. - С. 190-223

  • Бутурлин М. Д., граф [ Евгений (Болховитинов) митрополит Киевский] / М. Д. Бутурлин, граф // Записки: гл. VIII : 1834-1838 / М. Д. Бутурлин, граф // Русский архив - 1897. - № 8. - С. 592-596.

  • Введенский С. М. Личность и ученая деятельность митрополита Евгения Болховитинова. Воронеж, 1912.

  • Вишина Г.В., Незнамова С.П. Е. Болховитинов как педагог и его вклад в развитие герменевтики // Вестник ВГУ. Серия Гуманитарные науки. - Воронеж, 2002, № 1. - С. 202 - 216.

  • Глухов А. Пастырь на ниве культуры : Евфимий Алексеевич Болховитинов : Митрополит Евгений 1767 - 1837 / А. Глухов. // Университетская книга. - 2003. - №8. - С. 38-43.

  • Грот Я. К. Переписка с преосв. Евгением и автобиография // Я. К. Грот, акад. // Грот Я. К. Жизнь Державина по его сочинениям и письмам и по историческим источникам описанная Я. Гротом / Грот Я. К, акад. - Спб. : Изд. Императорской академии наук, 1880. - С.887 - 900

  • Державин Г. Р. Евгению. Жизнь Званская : [стихи ]/ Г. Р. Державин // Сочинения / Г. Р. Державин. - СПб. : Изд. Александра Смирдина, 1851. - Т. 1. - С. 304-316. - (Серия «Полное собрание сочинений русских авторов»).

  • Диев, священник. Евгений митрополит Киевский : гл. IX / Диев, священник // Диев, священник. Благодетели мои и моего рода : (1865 год) : Сыпанова слобода, Костромской епархии / Диев, священник // Русский архив - 1891. - № 5 . С. 78-79.

  • Жерве Н. Н. У истоков изучения Новгородских древностей : митрополит Евгений (Болховитинов) и его труды / Н. Н. Жерве. // Новгород и новгородская земля: история и археология : тезисы научной конференции. - Новгород, 1992. - Вып 6. - С.92-100.

  • Змеев Л. Ф. К родословной митрополита Евгения Болховитинова. - СПб., 1893.

  • Казакова Л. А. Ефимий Алексеевич Болховитинов (1767-1837)/ Л. А. Казакова // Псковский край в литературе / сост. и гл. ред. Н. Л. Вершинина ; ред. кол. И. В. Мотеюнайте, А. Г. Разумовская, Н. В. Цветкова ; НГПИ им С. Н. Кирова. - Псков : ПГПИ, 2003. - С.118-120.

  • Ковалев Г. Ф. Е. А. Болховитинов - отец русской антропонимии // Евфимий Алексеевич Болховитинов и его творческое наследие. - Воронеж, 1992. - С. 38-39.

  • Кожемякин А. В. Е. А. Болховитинов (1767 - 1837) // Очерки литературной жизни Воронежского края. - Воронеж, 1970. - С. 21 - 36.

  • Кошелев В. А. Преосвященный Евгений (Евфимий Алексеевич Болховитинов, 1767-1837) / В. А. Кошелев // Новгородский край в Русской литературе / ред. кол.: А. Л. Гавриков, Т. В. Игошева, В. А. Кошелев, Д. В. Терешкина ; НовГУ им Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2009. - С.229-234.

  • Лепехин М. П. Конференции конца 1992 - нач. 1993 гг., посвященные 225-летию со дня рождения митрополита Евгения (Болховитинова) / М. П. Лепехин, Н. Н. Жерве. // Археографический ежегодник на 1992 год. - М., 1994. - С. 346-350. - Ксерокс. - Учеб.-науч. центр изучения культуры (ИГУМ).

  • Митрополит Киевский Евгений Болховитинов : портрет // Полевой Н. П. История русской словесности с древнейших времен до наших дней в трех томах / Н. П. Полевой. - Спб. : Изд. А. Ф. Маркса, 1900. - Т. 2. - С.611.

  • Полетаев Н. И. Участие митрополита Евгения Болховитинова в составлении «Истории Российской Иерархии» Амвросия Орнатского / Н. И. Полетаев. // Православный собеседник / изд. Казан. Духов. Акад. - 1889. - № 10. - С. 186-208.

  • Рукавицына Е. В. Библиотека и архив Митрополита Евгения. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата наук. Киев, 1995 г.

  • Чистович И. А. Руководящие деятели духовного просвещения в первой половине текущего столетия. СПб., 1894.

  • Страхова А. Я. Митрополит Амвросий (Подобедов) и митрополит Евгений (Болховитинов) и реформа духовных училищ / А. Я. Страхова // Митрополит Санкт-Петербургский и Новгородский Амвросий (Подобедов), 1741 - 1818 : к 190-летию со дня кончины высокопреосвященного Амвросия : материалы научной конференции в Великом Новгороде, 13 сентября 2008 года : [сборник] / отв. ред. С. А. Малкин. - М., 2010, - С. 118-127.

  • Шмурло Е. Ф. Митрополит Евгений как ученый. Ранние годы жизни. 1767-1804. СПб., 1888.


© 2010-2022