Проект Ступенька к профессии

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:








Педагогический проект «Ступенька к профессии »









Выполнил: Вавренюк Людмила Анатольевна,

учитель химии







Тулун, 2015 г.


СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Паспорт проекта…………………………………………………………………..3-7

Обоснование необходимости проекта……………………………………….......7-8

Гипотеза проекта…………………………………………………………………..8

Цели и задачи проекта…………………………………………………………….9

Участники проекта………………………………………………………………...9

Описание проекта:

Стратегия и механизмы достижения поставленных целей…………………….10-13

Рабочий план реализации проекта……………………………………………….13-15

Прогнозируемые краткосрочные и долгосрочные результаты реализации

проекта……………………………………………………………………………..15-16

Оценка успешности реализации проекта

Показатели и критерии успешности выполнения проекта…………………….17

Оценка рисков………………………………………………………………………17

Дальнейшее развитие проекта…………………………………………………….17

Список литературы………………………………………………………………..18

Приложения







ВВЕДЕНИЕ


Паспорт проекта


Площадка реализации проекта

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Тулуна «Гимназия»

Автор проекта

Вавренюк Людмила Анатольевна, учитель химии

Гипотеза проекта

Если выпускники Гимназии получат представление о характере производства, целях деятельности, значимости и полезности выбранной профессии до поступления в профессиональные учебные заведения, то по окончании обучения они смогут работать по выбранной специальности, получая удовлетворение от полученной профессии и принося пользу обществу

Цели и задачи проекта

Цель: Создание условий для развития навыков самостоятельной жизнедеятельности выпускников, информирование учащихся о возможностях дальнейшего продолжения образования, их развития в стране и регионе, а также культуры применения созданных возможностей личностного и общественного развития, что позволит обучающемуся полнее реализовать свой потенциал, укрепит его уверенность в своих силах и своем будущем.

Задачи:

  1. Развитие менеджерских компетентностей;

  2. Создание условий для оптимизации жизненных планов, знакомство с особенностями различных профессий.

  3. Адаптация в среде, отличной от учебной (найти для себя различные способы выстраивания делового общения - научиться контактировать с незнакомыми взрослыми людьми, представлять себя, знакомиться, договариваться, сотрудничать, быть полезными; изучать современный социум и найти свое место в нем; работать с деловой документацией; кооперировать с другими людьми и работать над совместным делом; выстраивать и проектировать свою деятельность).

Участники проекта

Учащиеся 11 классов МБОУ «Гимназия»

Стратегия и механизмы достижения поставленных целей

(этапы проекта, основные работы в проекте)

  1. Подготовительный этап предполагает проведение установочной (презентационной) конференции, выбор места практики учащимся, оформление соответствующих документов для организации практики.

  2. Содержательный этап осуществляется непосредственно в принимающей организации (учреждении) в соответствии с индивидуальным заданием практиканта.

  3. Рефлексивный этап включает предоставление отчетных документов - Дневника практиканта, включающего резюме, сведения о ежедневно выполняемой работе, самоотчет и отзыв руководителя практики от организации (учреждения), а также конференцию по итогам практик учащихся.

Прогнозируемые краткосрочные и долгосрочные результаты реализации проекта

Личностные результаты:

  • готовность и способность к саморазвитию и профессиональному самоопределению;

  • развитие способности к непрерывному самообразованию, овладению ключевыми компетентностями, составляющими основу умения учиться: самостоятельному приобретению и интеграции знаний, коммуникации и сотрудничеству, эффективному решению (разрешению) проблем, осознанному использованию информационных и коммуникационных технологий, самоорганизации и саморегуляции;

  • обеспечение профессиональной ориентации обучающихся.

Узнает (предметные результаты):

  • познакомится с особенностями професии;

  • условия производственной деятельности учреждения;

  • систему организации труда в учреждении;

  • распределение обязанностей среди специалистов учреждения и объемы выполняемых ими работ;

  • опыт внедрения передовых методов в учреждении;

  • систему управления и контроля в учреждении;

  • связь с другими учреждениями, производственными предприятиями, общественными и коммерческими организациями, а также со средствами массовой информации;

  • результаты работы организации;

  • содержание и учет различных видов документации.

Научится (метапредметные результаты)

  • слушать других с пониманием и определенной целью;

  • поддерживать взаимоотношения с окружающими, в том числе с общественными взрослыми;

  • собирать, анализировать информацию и подбирать соответствующие факты, для отчета;

  • организовать свою деятельность для реализации поставленных задач;

  • регулировать, направлять и развивать межличностные отношения, устранять конфликты;

  • анализировать конкретные ситуации и определять в них проблемы, вырабатывать варианты решений;

  • самостоятельно работать с основной и дополнительной научной литературой в соответствии с темой итогового проекта.

Показатели и критерии успешности выполнения проекта

Образовательные

Появление системы неформального образования молодежи, которая ориентирована, прежде всего, на компетентностный результат, способствующая развитию положительных навыков индивидуального управления жизнедеятельностью.

Социальные

Повышение качества жизни молодых людей за счет их участия в процессе самоуправления собственной жизнедеятельностью; увеличение числа выпускников, имеющих ясные представления о своем будущем.

Общественные

решение проблемы миграции молодежи из города, погружение обучающихся в новый социум, изучение ситуации и коммуникация с общественными взрослыми (профессионалами, живущими и работающими в родном городе) создает положительное мотивационное поле, способствует формированию социальной установки на развитие жизненных перспектив: «важно ни где жить, а как жить», «где родился там и сгодился».

Дальнейшее развитие проекта

Подготовка публикаций по описанию опыта реализации проекта в виде методического пособия, в СМИ, на научно-практических конференциях разного уровня.

Практическая значимость проекта

В ходе реализации проекта учащиеся получат:

1.Общие сведения о профессии: Целенаправленное информирование о реальном содержании профессий, о времени профессионального становления, о содержании и характере (функция) трудовой деятельности; связи (взаимодействие) с другими специальностями.

2. Санитарно-гигиенические условия труда; требования к возрасту и здоровью; элементы творчества, характер трудностей, степень ответственности, специальные требования к физиологическим и психологическим особенностям человека, отличительные качества хорошего работника; специальные условия: влияние профессии на образ жизни работника, его быт и т.д.; экономические условия: организация труда, система оплаты, отпуск. 3. Пути получения профессии, курсы, техникумы, вузы; связь профессиональной подготовки с учебой и трудовой деятельностью в школе; уровень и объем профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для получения начального квалификационного разряда по данной профессии; перспективы профессионального роста; где можно продолжить ознакомление с профессией; что читать о профессии.

Обоснование необходимости проекта

Новые социально-экономические отношения вызвали изменение роли человека в обществе, пересмотр требований к нему как к конкурентоспособному профессионалу. Определение той сферы деятельности, в которой человек может получить возможность эффективной самореализации и быть успешным, - вот тот результат, который ожидается от современного образования.

В связи с этим кардинально изменяется миссия образовательного учреждения, поскольку для выпускника становятся актуальными проблемы конкурентоспособности и успешности на рынке труда. Сегодняшний выпускник должен стать мобильной, информационно-насыщенной и социализированной личностью.

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» констатирует, что «школьное образование обеспечивает переход от дошкольного детства, семейного воспитания к осознанному выбору последующей профессиональной деятельности, реальной самостоятельной жизни». От того, как будет устроена школьная действительность, система отношений школы и общества, зависит во многом и успешность в получении профессионального образования, и вся система гражданских отношений. Однако не всегда подростки, выбирающие жизненный маршрут, владеют полной информацией об особенностях той или иной профессии, о возможностях ее получения и вариантах профессиональной самореализации.

В данном контексте профильное обучение призвано содействовать личности в правильном выборе области деятельности, выступать средством дифференциации и индивидуализации процесса обучения, позволяющим наиболее полно учитывать интересы школьников и развивать их способности.

Актуальность данного вопроса обусловлена Концепцией модернизации российского образования и Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования, одной из основных задач которых является «создание системы специализированной подготовки профильного обучения в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся».

В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» среди условий, необходимых для повышения качества общего образования, акцентируется внимание на создании в системе профессиональной ориентации молодежи условий для психологической поддержки молодежи, оказании школьникам помощи в выявлении профессиональных интересов, склонностей, определения реальных возможностей в освоении той или иной профессии. Значительную помощь в этом оказывают социальные практики организованные в образовательных учреждениях.

Социальная практика - внеурочная форма организации образовательной деятельности обучающихся в форме социально значимой деятельности определённой профильной направленности, нацеленная на решение задач их профильного и профессионального самоопределения посредством приобретения и осмысления социального опыта. Условием организации социальной практики является наличие партнёрских отношений между образовательным учреждением и предприятиями (учреждениями, организациями) экономической и социальной сферы.

Социальные практики могут быть реализованы и в форме курсов по выбору, и в системе дополнительного образования обучающихся, во внеклассной деятельности и др.

Гипотеза: если выпускники Гимназии получат представление о характере производства, целях деятельности, значимости и полезности выбранной профессии до поступления в профессиональные учебные заведения, то по окончании обучения они смогут работать по выбранной специальности, получая удовлетворение от полученной профессии и принося пользу обществу.

Цель проекта: Создание условий для развития навыков самостоятельной жизнедеятельности выпускников, информирование учащихся о возможностях дальнейшего продолжения образования, их развития в стране и регионе, что позволит учащемуся полнее реализовать свой потенциал, укрепит его уверенность в своих силах и своем будущем, выбрав профессию по способностям, интересам и возможностям.

Задачи:


  1. Развитие менеджерских компетентностей;

  2. Создание условий для оптимизации жизненных планов, знакомство с особенностями различных профессий;

  3. Адаптация в среде, отличной от учебной (найти для себя различные способы выстраивания делового общения - научиться контактировать с незнакомыми взрослыми людьми, представлять себя, знакомиться, договариваться, сотрудничать, быть полезными; изучать современный социум и найти свое место в нем; работать с деловой документацией; кооперировать с другими людьми и работать над совместным делом; выстраивать и проектировать свою деятельность).

Участники проекта: учащиеся 9-11 классов МБОУ «гимназия»

ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА

Стратегия и механизмы достижения поставленных целей

Задача

Виды деятельности

Основные методические указания

Формы отчетности

Разработка плана практической деятельности.

- консультации с руководителем практики;

- планирование деятельности на период практики

- план работы на неделю, на каждый день, учитывая специфику предприятия;

- продумать собственные виды деятельности на практике

План работы в дневнике

Изучение содержания и организации работы предприятия, структурного подразделения предприятия

- изучение и анализ нормативной документации;

- беседа с администрацией структурного подразделения;

- составление характеристики предприятия по схеме, предложенной руководителем практики.

- анализ основных документов предприятия (Устава, Положения или приказа о структурном подразделении, плана работы предприятия, структурного подразделения);

- подготовка вопросов для беседы с руководителями предприятия;

- выделение основных направлений деятельности предприятия, структурного подразделения.

Характеристика предприятия, структурного подразделения, записи в дневнике практиканта.

Изучение и анализ основных видов производственной деятельности в структурном подразделении

- анализ планов работы структурного подразделения;

- беседы с основными работниками;

- наблюдение за взаимодействием работников на предприятии (между собой и клиентами);

- работа в качестве помощника конкретного работника (исполнение поручений, разовых или постоянных заданий);

- беседа с работниками по профориентации.

- составление перечня должностей основных работников в данном структурном подразделении;

- планирование собственной деятельности в качестве помощника одного из работников;

- обобщение опыта работы данного работника;

- выделение основных видов деятельности конкретного работника;

- запись профессиональных терминов, используемых на производстве.

Записи в дневнике, таблицы, схемы, структура подразделения в плане подчиненности работников, видов деятельности работников, собственной деятельности практиканта.

Анализ выполненных заданий практикантом.

Изучение рабочего места конкретного работника (в течение практики)

- изучение должностной инструкции работника;

- беседа-знакомство с работником;

- наблюдение за ходом его работы.

- организация наблюдений за ходом работы конкретного работника, его взаимодействия с другими лицами;

- выделение особенностей взаимодействия конкретного работника с его сослуживцами, клиентами и т.д.

Записи в дневнике

Определение основных проблем практики, формирование предложений на итоговую конференцию

Записи в дневнике

Индивидуальные задания по плану руководителей практики

Предложения руководителя практики и школьников по организации практики

Методы работы:

  • изучение и анализ литературы по вопросам профессионального становления, внедрения социальных практик;

  • исторический экскурс в проблему;

психолого-педагогический эксперимент (определение интересов, личностных качеств

Основные направления работы по профессиональной ориентации школьников

Информационно-просветительское направление.

Цель этого направления - создать у обучающихся максимально четкий и конкретный образ основных типов профессий. Это поможет в будущем сделать наиболее осознанный и осмысленный выбор.

Содержание:

  • Общие сведения о профессии: Целенаправленное информирование о реальном содержании профессий, о времени профессионального становления, о содержании и характере (функция) трудовой деятельности; связи (взаимодействие) с другими специальностями.

  • Санитарно-гигиенические условия труда; требования к возрасту и здоровью; элементы творчества, характер трудностей, степень ответственности, специальные требования к физиологическим и психологическим особенностям человека, отличительные качества хорошего работника; специальные условия: влияние профессии на образ жизни работника, его быт и т.д.; экономические условия: организация труда, система оплаты, отпуск.

  • Пути получения профессии, курсы, техникумы, вузы; связь профессиональной подготовки с учебой и трудовой деятельностью в школе; уровень и объем профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для получения начального квалификационного разряда по данной профессии; перспективы профессионального роста; где можно продолжить ознакомление с профессией; что читать о профессии.

Диагностическое направление

Цель: выявление интересов, способностей и личностных качеств обучающихся для дальнейшего профессионального становления.

Содержание

  • Анализ интересов, способностей и личностных качеств учащихся в рамках диагностики их профессиональных склонностей по программе «Профориентатор»;

Полученный профиль позволяет ответить на вопросы:

  • какой выбрать профиль обучения;

  • какие профессии и почему подходят на основе анализа интересов, способностей и особенностей характера;

  • в каком направлении продолжить обучение;

  • в каких ВУЗах можно получить соответствующее образование;

  • как можно скорректировать выявленные тестом слабые стороны характера;

  • как развить «запущенные» сферы интеллекта;

  • в каких развивающих тренингах рекомендуется принять участие.

Обучающее (или формирующее).

Цель: формирование у обучающихся ценностного отношения к труду, основанного на посильной практической включенности в различные его виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую деятельность.

Содержание:

  • Проведение внеучебной практики социально-профессионального самоопределения старшеклассников с целью получения информации об интересующей профессии, приобретения профессиональных навыков и получения опыта поиска рабочего места;

  • Знакомство с вузами г. Иркутска. В качестве экскурсоводов привлекаем бывших выпускников гимназии - нынешних студентов.

  • Проведение практикумов на базе вузов г. Иркутска

  • Обмен мнениями о пройденной практике, анализ работы участников проекта

Рабочий план реализации проекта по направлениям

Информационно-просветительское направление.

Дата проведения

Наименование мероприятия

Место проведения

Ответственные

1

25 сентября

Условия работы и требования профессии к человеку. Составление профессиограммы

Кабинет 27

Вавренюк Л.А., руководитель проекта

2

15 октября

Круглый стол «В мире профессий» с привлечением представителей различных профессий.

Актовый зал

Вавренюк Л.А.,

Москалева Т.А., классный руководитель

3

28 ноября

Система подготовки к профессии.

Презентации «Путешествие по вузам Иркутской области и другим регионам»

Кабинет 27

Вавренюк Л.А., руководитель проекта

Диагностическое направление

Дата проведения

Наименование мероприятия

Место проведения

Ответственные

1

5 декабря

Дистанционное тестирование в Центр психологического и профориентационного тестирования «Гуманитарные Технологии» при МГУ им.М.В.Ломоносова

Кабинет информатики

Вавренюк Л.А., руководитель проекта

2

22 декабря

Расшифровка профиля реально испытуемого или индивидуальный психологический портрет по результатам анализа интересов, способностей и личностных качеств обучающегося в рамках диагностики их профессиональных склонностей.

Кабинет 27

Вавренюк Л.А., руководитель проекта

Обучающее (или формирующее)

Дата проведения

Наименование мероприятия

Место проведения

Ответственные

1

Январь-февраль

(по графику учреждений)

Организация социальной практики по следующим профессиям: врач, юрист, бухгалтер, менеджер и др. (в соответствии с запросами учащихся)

Межрайонная прокуратура, нарсуд, городская больница, аптека, ПМС, ЗЭС

Вавренюк Л.А., руководитель проекта

2

По графику вузов

День открытых дверей в вузах г. Иркутска

г. Иркутск

Вавренюк Л.А., руководитель проекта, выпускники гимназии

3

Март

Организация практических занятий на базе химического факультета ИГУ

г. Иркутск

Вавренюк Л.А.,

Москалева Т.А., классный руководитель

4

Апрель

Конференция по итогам прохождения практики

Кабинет 27

Вавренюк Л.А., руководитель проекта


Прохождение практики предусматривает три этапа:

  1. Подготовительный этап предполагает проведение установочной (презентационной) конференции, выбор места практики учащимся, оформление соответствующих документов для организации практики.

  2. Содержательный этап осуществляется непосредственно в принимающей организации (учреждении) в соответствии с индивидуальным заданием практиканта.

  3. Рефлексивный этап включает предоставление отчетных документов - Дневника практиканта, включающего резюме, сведения о ежедневно выполняемой работе, самоотчет и отзыв руководителя практики от организации (учреждения), а также конференцию по итогам практик учащихся.

Прогнозируемые краткосрочные и долгосрочные результаты реализации проекта

Развитие социального партнерства в области образования должно способствовать повышению качества подготовки обучающихся. Выпускники школы призваны освоить навыки поиска работы в условиях конкуренции, иметь развитую способность к переучиванию и перепрофилированию, быть подготовленными к совместной работе с людьми в условиях децентрализации производства, возрастания личной ответственности, нарастания проблемности, информационной перенасыщенности, неопределенности и ускоряющегося динамизма перемен.

Ожидаемые результаты:

Личностные результаты:

  • развитие общей культуры обучающихся, их мировоззрения, ценностно-смысловых установок, развитие познавательных, регулятивных и коммуникативных способностей;

  • готовности и способности к саморазвитию и профессиональному самоопределению;

  • развитие способности к непрерывному самообразованию, овладению ключевыми компетентностями, составляющими основу умения учиться: самостоятельному приобретению и интеграции знаний, коммуникации и сотрудничеству, эффективному решению (разрешению) проблем, осознанному использованию информационных и коммуникационных технологий, самоорганизации и саморегуляции;

  • обеспечение профессиональной ориентации обучающихся.

Узнает (предметные результаты):

  • условия производственной деятельности учреждения;

  • систему организации труда в учреждении;

  • распределение обязанностей среди специалистов учреждения и объемы выполняемых ими работ;

  • опыт внедрения передовых методов в учреждении;

  • систему управления и контроля в учреждении;

  • связь с другими учреждениями, производственными предприятиями, общественными и коммерческими организациями, а также со средствами массовой информации;

  • результаты работы организации;

  • содержание и учет различных видов документации.

Научится (метапредметные результаты)

  • слушать других с пониманием и определенной целью;

  • поддерживать взаимоотношения с окружающими, в том числе с общественными взрослыми;

  • собирать, анализировать информацию и подбирать соответствующие факты, для отчета;

  • организовать свою деятельность для реализации поставленных задач;

  • регулировать, направлять и развивать межличностные отношения, устранять конфликты;

  • анализировать конкретные ситуации и определять в них проблемы, вырабатывать варианты решений;

  • самостоятельно работать с основной и дополнительной научной литературой в соответствии с темой итогового проекта.

ОЦЕНКА УСПЕШНОСИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Показатели и критерии успешности выполнения проекта

Образовательный

Появление системы неформального образования молодежи, которая ориентирована, прежде всего, на компетентностный результат, способствующая развитию положительных навыков индивидуального управления жизнедеятельностью.

Социальный

Повышение качества жизни молодых людей за счет их участия в процессе самоуправления собственной жизнедеятельностью; увеличение числа выпускников, имеющих ясные представления о своем будущем.

Общественный

решение проблемы миграции молодежи из города, погружение обучающихся в новый социум, изучение ситуации и коммуникация с общественными взрослыми (профессионалами, живущими и работающими в родном городе) создает положительное мотивационное поле, способствует формированию социальной установки на развитие жизненных перспектив: «важно ни где жить, а как жить», «где родился там и сгодился».

Критерии оценки успешности проекта

  • Положительная динамика по выбранным параметрам эксперимента.

  • Успешная социальная адаптация учащихся.

Оценка рисков

  • Повышение уровня эмоционального напряжения участников эксперимента;

  • Кризис компетентности педагогов.
    Возможные механизмы компенсации рисков:

  • Грамотное психологическое сопровождение и поддержка участников эксперимента.

Дальнейшее развитие проекта

Подготовка публикаций по описанию опыта реализации проекта в виде методического пособия, в СМИ, на научно-практических конференциях разного уровня.










СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. - М., Владос, 1996г. - 458с.

  2. Цзен, Н.В., Пахомов Ю.В. Психотренинг: игры и упражнения. - М., ФКиС, 1988г. - 69с.15.

  3. Васильева З. Изучение личности школьника учителем. - М.: Педагогика, 1991. - 160 с.

  4. Лазарев В.Ф. Развитие системы социального партнерства в Российской Федерации в 1997 г. Материалы Министерства труда и социального развития в Российской Федерации. Департамент по урегулированию коллективных трудовых споров и развитию социального партнерства. - М., 1998.

  5. Митрохин В.И. Социальное партнерство: теоретико-методологические основы. - М., 1999.

  6. Материалы областной научно-практической конференции, сб. науч. статей ред. Боргено Я.Я. О социальном партнерстве учреждений начального профессионального образования области с работодателями и органами службы занятости. В сб. Проблемы занятости молодежи Новосибирской области и пути их решения.- Новосибирск, 2001. - С.11-15.







20


© 2010-2022