- Преподавателю
- Классному руководителю
- Статья Дружба мальчиков и девочек
Статья Дружба мальчиков и девочек
Раздел | Классному руководителю |
Класс | 7 класс |
Тип | Статьи |
Автор | Авдеева О.Н. |
Дата | 26.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Дружба мальчиков и девочек.
Выступление на родительском собрании в 7 «E» классе классного руководителя Авдеевой О. Н.
В современных условиях проблема воспитания юношества стоит особенно остро, поскольку связана с резким изменением требований к человеку со стороны общества.
По мере взросления учащихся поле педагогической поддержки расширяется по сравнению с полем воспитательного воздействия. Это связано прежде всего с тем, что все активнее и целенаправленнее становится самопознание школьников, тем более активнее, чем больше трудностей и проблем возникает на их пути. В подростковом и старше» школьном возрасте школьники задумываются над теми причинами, которые приводят к затруднениям в учебно-познавательной и особенно в коммуникативной деятельности. Стремление к самостоятельности, независимости, повышенная тревожность и нетерпимость, характерные для подростков, иногда мешают им самим разобраться в чертах характера, психологических особенностях, влияющих на их взаимоотношения со сверстниками, учителями, родителями. При этом школьники по-разному реагируют на возникающие затруднения и проблемы. Одни ищут внешние причины: необъективность учителя, не посильность задания, необоснованная требовательность родителей, агрессивность одноклассников и т. д. Такая позиция приводит к тому, что ученик замыкается в себе, может озлобиться, у него может сложиться представление о непреодолимости преград, неизбежности трудностей и, как следствие, - неуверенность в себе и пассивность в разрешении возникающих проблем.
Другие учащиеся ищут причины затруднений в себе, своих знаниях, чертах характера, манере поведения. В этом случае, как показывает практика, у волевых, целеустремленных учащихся проявляется желание самому справиться с проблемами или обратиться за поддержкой к сверстникам, взрослым. Если воля и настойчивость развиты недостаточно, активности в преодолении трудностей не проявляется, снижается самооценка, возрастает недовольство собой. В этом случае самопознание не способствует сохранению положительного само отношения, не служит защитным механизмом. Очевидно, что и в одном, и в другом случае требуется педагогическая поддержка, причем не только в учебной деятельности, но и в самоутверждении в коллективе сверстников, в реализации своих творческих способностей, в преодолении сугубо личных проблем.
Если представить взаимоотношения детей и взрослых в школе в образе айсберга, то надводная его часть -ото видимые явления, отношения, наблюдаемые ж школе, а значительно большая подводная часть - это те побудительные причины, мотивы, которыми вызвано это взаимоотношение. Если педагоги ориентируются только на видимую часть, их помощь, поддержка, а в других случаях и негативная реакция носят ситуативный, не всегда обоснованный характер.
Дружба - это общность интересов, убеждений, устремлений, взаимная симпатия, готовность оказать помощь другу, разделить с ним неудачу, поступиться ради него собственным благополучием или временем.
Основы дружбы
Как много прелести утратило бы наше счастье, если бы никто не радовался ему вместе с нами! Как трудно было бы перенести наши несчастья без друга, который испытывает их еще сильнее нас!
Цицерон
Известный русский педагог В. А. Сухомлинский писал: «Умей чувствовать рядом с собой человека, умей понимать его душу, видеть в его глазах сложный духовный мир - радость, горе, беду, несчастье. Думай и чувствуй, как твои поступки могут отразиться на душевном состоянии другого человека. Не причиняй своими поступками, своим поведением боли, оскорбления, беспокойства, тяжелых переживаний другим людям, умей поддержать, помочь, подбодрить человека, у которого горе. Помни, что такое же горе может прийти и к тебе. Не будь равнодушным. Равнодушие - одеревенение и окостенение сердца. Равнодушный - это душевно слепой человек».
Характерно, что истинная дружба строго избирательна, что истинных друзей обычно у человека мало.
Иметь друга - великое благо. А жизнь устроена так, что ее блага не сваливаются на нас с неба, ради них нужно трудиться. Ради дружбы необходимо трудиться душой.
Есть мудрое старое правило: хочешь иметь друга - будь им! Иначе: потрудись душой для рядом находящегося человека! Восприми его радости и горести как свои и подумай о том, как сделать его жизнь счастливее. Не пожалей ни времени, ни своих сил, ни своих чувств.
Дружба означает близость и взаимное тяготение людей друг к другу. Настоящий друг лучше, чем кто-либо другой, поймет ваше настроение, ваши переживания, разделит радость и огорчения, проявит сочувствие, в трудную минуту утешит и поддержит, окажет бескорыстную помощь. Если это необходимо, он ради вас даже поступится своим благополучием, пойдет на какие угодно жертвы. Товарищеские отношения строятся на основе взаимопонимания, уважения друг к другу.
Аристотель считал: «Дружба - самое необходимое для жизни, так как никто не пожелает себе жизни без друзей, даже если бы он имел все остальные блага».
Люди еще в далекие времена задавали себе вопрос: «Что делает одного человека привлекательным для другого и, в частности, ищет ли он в друге собственное подобие или дополнение?» С точки зрения здравого смысла оба мнения одинаково правдоподобны.
Понимание друга как другого Я обязательно предполагает принцип сходства: люди, расходящиеся между собой в самых существенных качествах, вряд ли могут быть особенно близки.
Многие предпочитают дружить с людьми своего возраста, пола, социального положения, образования. Почти столь же желательны совпадение или, по крайней мере, близость основных ценностных ориентации, интересов и черт характера.
Дружба всегда предполагает определенные нравственные принципы - верность, постоянство, честность и т. д.
Сама потребность в дружбе возвышает человека, делает его добрее, щедрее к людям.
Говоря о дружбе, нельзя не сказать и о таком важном качестве, как порядочность. Порядочность лежит в основе многих человеческих поступков. Заступиться за младшего, которого обижают, уступить место в троллейбусе, прийти на помощь старому человеку, даже если очень спешишь по своим делам. Все это проявления порядочности. Только у порядочного человека бывают друзья настоящие, верные и надежные. Друзья на всю жизнь. о которых многие мечтают.
О школьной дружбе
Уроки школьной дружбы - замечательное испытание юной души на искренность, честность, верность, самоотверженность, терпимость, т. е. на самые важные для хорошего человека свойства. Дружба между школьниками формирует характер, чувства, она - «генеральная репетиция любви».
«Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты». Обратите внимание: не про родителей спрашивают, не про возлюбленную, а про друга. Друзья сходятся не по чувственному влечению, нередко - слепому; не по долгу, который определяется родственными связями. Нет, полная свобода при взаимном избрании, никаких специальных законов, норм и правил, все на добровольных началах. Характер дружбы определяется содержанием личностей, соединенных этим чувством. В значительной мере - направленностью их жизненных идеалов, стремлений. Вот почему справедлива пословица о друге: скажи, кто твой друг, какие свойства души тебя связывают с ним, какие интересы при этом удовлетворяются, какие у вас нормы общения, -
и будет ясно, какой ты человек. Будешь ли ты унижать любящее, преданное существо или ценить и уважать его? Будешь ли ты прятаться за чужую спину от опасности или примешь удары судьбы на себя, защищая дорогого человека?
Дружба бывает разная
Практически в каждом классе встречается пара приятелей, один из которых - защита и опора слабому, а тот - верный соратник своему покровителю. Отношения между ними можно определить как дружба-служба. Сильный в этой паре как бы позволяет слабому с собой дружить, не снисходя до настоящего содружества. Но нельзя окончательно решить, кто из них кому нужен больше.
Если сходятся натуры равносильные, то их постоянно тянет друг к другу, в особенности, если круг увлечений и занятий у них схож. Но их отношения - это дружба-соперничество; очень неустойчивы отношения - то друг без друга не могут, начинают вместе какое-то дело, то споры, жажда лидерства, безоговорочного подчинения разводят их в разные стороны. Возникают вокруг них соперничающие группы, и интересные друг другу ребята оказываются в окружении неинтересных им приятелей.
Иногда дружат компанией, когда объединяет общее увлечение, общее занятие. Вне этих занятий - каждый сам по себе, но вот сошлись - в спортивном зале, на технической станции, на собачьей площадке - нет ближе товарищей: налицо дружба-компанейство. Такая разновидность школьной дружбы в последние годы наиболее распространена, зачастую несет в себе определенную опасность. Собираясь в «толпу», ребята чувствуют себя безопаснее, подбор в толпу по общему пристрастию к одинаковым удовольствиям и развлечениям, но наряду с чувством безопасности присутствует опасность ответить не только за собственные промахи, но и за проступки тех, кто рядом в «толпе». Нередко вырабатывается свой кодекс правил, и «толпа» беспощадна к «нарушителям», войти в «толпу» бывает легко, а выйти - практически невозможно.
Еще много веков назад было замечено, что один подросток не ввяжется в рисковое дело, что непременно тут нужны соумышленники, которые друг друга словно подталкивают, накручивают, заводят свое собственное и сообщников настроение. Общие грешки, сомнительные дела и. забавы тоже могут свести людей накрепко, хотя эти связи - из самых уязвимых.
Уместно вспомнить слова А. С. Макаренко о том, какую роль играют отношения с родными и друзьями в подготовке растущего человека к «взрослой» любви: «Молодой человек никогда не будет любить свою невесту и жену, если он не любил своих родителей, товарищей, друзей. И чем шире область этой неполовой любви, тем благороднее будет и любовь половая».
Дружба между мальчиками и девочками есть всего лишь стадия, переходный этап между товариществом, приятельскими отношениями и любовью. Очень хрупкое это состояние из-за неопределенности, беззащитности; требует особо бережного внимания и со стороны сверстников, и тем более со стороны взрослых. Очень осторожными должны быть действия и слова учителя, на глазах которого это происходит. Важно суметь найти правильный тон в разговоре с детьми и их родителями, особенно, если последние воспринимают друзей своих детей негативно, запрещая дружить, считая неподходящими товарищей своих детей. Как часто родители спешат с самыми крайними выводами о приятелях сына или дочери, почти ничего не зная, ни в чем не разобравшись. Рассуждения при этом бывают однозначные: товарищ сына плохо учится - этой дружбе пора положить конец, подружки дочери ведут себя слишком «вольно» - нужно дочь изолировать от них... Но есть и другой путь: вникнуть в непростой внутренний мир, постараться понять своего ребенка, посмотреть его глазами на его друзей. Помочь в этом родителям - задача классного руководителя. Ведь заметив, что у мамы пропала раздражительность, враждебность по отношению к товарищам, ребенок станет доверчивее, откровеннее. У взрослого появится возможность руководить дружбой ребят; если у товарищей действительно есть недостатки, их можно определить в более тесном общении и постараться помочь избавиться от них.
О ПОЛОВОМ ВОСПИТАНИИ ПОДРОСТКОВ
Неправильное половое воспитание связано с неверными психологическими установками взрослых по отношению к другому полу, к детям, к самому половому воспитанию. Мешают половому воспитанию и конфликты между взрослыми и детьми, причиной которых чаще всего становится убеждение в том, что истина всегда одна и взрослый - ее единственный носитель. В результате взрослые оказываются неспособными встать на другую точку зрения, понять мотивы поведения подростка.
Желание обязательно «воспитывать» приводит к одергиванию по любому поводу, а следовательно, к тому, что слова взрослых заранее воспринимаются негативно.
Конечно, взрослые должны помочь уберечь юношей и девушек от половой близости, чтобы сохранить красоту дружеского общения. И когда говорят, что нужно оберегать первую дружбу мальчиков и девочек, не подразумевается позиция невмешательства. Отнюдь. У девочек важно пробудить чувство девичьей чести, женского достоинства, у мальчиков - мужскую сдержанность глубокое уважение, чуткость к девушке, женщине
Девочке-подростку всячески внушается мысль, что цель каждого мужчины - «обмануть» и бросить, что лучше всего держаться как можно дальше от мужчин.
С сожалением думаешь о том, что в последние годы практически исчезло выражение «первая любовь», неупотребимым стало, что ли... Вот уж действительно, само слово «любовь» все чаще словом «секс» обозначают, а чего стоит выражение «заниматься любовью»! Но как бы то ни было, по-прежнему волнуются девичьи сердца и требуют совета: сколько сердечных потрясений происходит именно в школьные годы! Кто-то из людей уже взрослых нет-нет да и вспомнит свои сильные волнения, связанные со школьной жизнью.
Кстати, Бенджамин Спок утверждает, что дети от трех до шести лет создают себе романтический идеал мужчины и женщины, все последующие увлечения будут бессознательно соотноситься с этим эталоном. Детской любви присущи те же качества, что и взрослой: склонность к самообману, и ревность, и жертвенность. А потом повальное поклонение какому-либо певцу, актеру, реже - спортсмену. Но что удивительно, основной особенностью первой любви является то, что «она забывает различие полов» (А. И. Герцен). Ведь то, что пытаются обозначить словом «любовь», то, что проявляется в желании физической близости, ласк и поцелуев, есть не что иное как сигнал наступления полового созревания.
Писатель-социолог Ю. Рюриков в книге «Три влечения» в эпиграф вынес определение любви, извлеченное из древневосточного трактата «Ветки персика»:
Три источника имеют влечения человека: душу, разум и тело. Влечения душ порождают дружбу. Влечения ума порождают уважение. Влечения тела порождают желание. Соединение трех влечений порождает любовь.
Любовь человеческая есть нерасторжимое единство физического, духовного и интеллектуального влечений, направленных на один объект. Ю. Рюриков предостерегает от предпочтения одного из трех влечений в ущерб двум другим. По его мне.
Но что отличает все же первую юношескую любовь от всех остальных, так это еще не сознательное и не отягощенное желанием плоти томление сердца. Первая любовь отличается еще и тем, что юный человек не только открывает для себя другого, его красоту и притягательность, но прежде всего открывает себя самого. «Что со мной творится?» - вот недоумение, радость и страх, которые больше всего волнуют юношу или девушку.
Любовь - не только чувство, но и сложные межличностные отношения между мужчиной и женщиной. Сложное по своей структуре, такое чувство включает в себя интеллектуальные и физические переживания, а также отчетливо выраженные потребности во взаимном общении и соответствующем ему поведении.
Любовь - одна из проблем, волнующих каждого человека в течение всей его жизни и особенно в пору молодости.
Зарождение любви следует связывать с появлением первых элементов избирательности в отношениях между полами, которая первоначально основывалась на оценке чисто физических данных - молодости, здоровья и выражала не более как «чувственное стремление одного пола к другому».
Этапом в развитии этого чувства была любовь рыцарская - романтическое, возвышенное чувство, не претендовавшее на Физическую близость и явившееся формой духовного поклонения женщине - Прекрасной даме.
Постепенно общество смогло понять и правильно оценить большую нравственную силу индивидуальной любви и начало рассматривать ее как весьма желательную основу брака. Общество поняло и заявило, что брак без любви безнравствен, что жизнь в таком браке безрадостна, что бездушие, он лицемерие и неверность в семье - результат брака. и без любви.
В оценке ранней юношеской любви есть две противоположные точки зрения. Одни считают, что только она и есть «настоящая», ее высшее проявление. Другие полагают, что ранняя юношеская любовь - «глупость», что школьникам любить еще рано, что такой любви вообще нет. Нет сомнения, что обе точки зрения - преувеличение.
Первую юношескую любовь нельзя отрицать не только потому, что о ее проявлениях рассказывает вся мировая художественная литература, но и потому, что ее хранит память почти каждого взрослого человека. Но ее нельзя и идеализировать, поскольку трудно допустить, что высшая форма любви могла проявиться у человека, лишь находящегося в стадии личностного становления, когда на нем еще лежит печать социальной, интеллектуальной и нравственной незрелости, что не может не отразиться и на его любви.
Первой любви обычно предшествует само желание любить, испытать это непонятное, романтическое чувство.
Юношеская любовь близка к дружбе, похожа на нее, вырастает из нее. Первая любовь - это «страстная дружба». Она выражается в стремлении быть вместе, в радости общения и сознании душевной близости, в стремлении видеть друг друга, в ожидании взаимного нежного внимания.
Юношеская любовь бескорыстна, скромна и робка, не уверена в себе и боится показаться смешной.
Юноше или девушке необходимо знать, правильно осмыслить и следовать в своих действиях и поступках тем нравственным обязанностям, которые порождает перед ними первая юношеская любовь. Вот некоторые из них:
-
смотреть на первую юношескую любовь как на
чувство, нуждающееся в особом самоконтроле
и дисциплине, и сознавать ответственность пе
ред собой, любимым и близкими; -
сознавать необходимость в сдержанности чувств
и недопустимость физической близости между
любящими до наступления социальной зрелос
ти и экономической готовности образовать се
мью и нести ответственность за все последствия
своих отношений; -
бережно относиться к любимому человеку. Не
хвастаться своей любовью. Не ставить в неудоб
ное положение предмет своей любви, оберегать
его от насмешек посторонних и самому не да
вать для этого повода.
Соблюдение названных норм, требований любящими защищает и оберегает их раннюю первую любовь.
Во все времена и сегодня особенно отношения между полами представляют некоторую сложность, так как в юности дает себя знать несоответствие между физическим развитием молодежи, с одной стороны, и социальным ее развитием, с другой.
Конечно, опасения взрослых не беспочвенны, но порой случается так, что своими предостережениями они лишь провоцируют возникновение телесных влечений. К тому же экраны телевизоров транслируют множество любовных историй, романов: ситуации в них сходны - люди встречаются, влюбляются, целуются, наслаждаются друг другом, ссорятся, страдают... И поди угадай: где истинные чувства, а где подделка?
Знания часто приходят слишком поздно, когда за спиной - горькие ошибки и разочарования. Спасти здесь может иммунитет, который вырабатывается у тех, кто с малых лет приобщался к культуре чувств и поведения. Поговорите с девочками о любви...
Конечно, не только с девочками. И разговор такой вести не просто. Нельзя только молчать и совсем вредно ругать и запугивать.