- Преподавателю
- Классному руководителю
- Тренинг Развитие творческих способностей у старшиклассников
Тренинг Развитие творческих способностей у старшиклассников
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Ковалева С.А. |
Дата | 12.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Групповой тренинг «Творческие способности!»
(для воспитанников 7-9 кл.)
Цель: создание условий для творческого развития личности.
Задачи:
-
Развивать «командный дух», умение действовать сообща, прислушиваться к себе и окружающим в совместной деятельности.
-
Активизировать творческое мышление: гибкость, беглость, разработанность идей.
-
Создание психологически комфортных условий для взаимодействия участников группы.
Материал: листы бумаги формата А3 и А4; авторучки - по одной на
каждого участника; обломки предметов: стола, вазы, бижутерии, картины, керамической тарелки; карточки букв - Б, И, К, М, Л, С, Т.
Предварительный этап.
Создание мотивации к будущей деятельности, положительного эмоционального настроя.
Воспитатель.
- Добрый день дорогие ребята, сегодня мы собрались вместе, чтобы услышать симфонию жизни, почувствовать удовольствие и увидеть всю палитру «красок жизни». Как часто мы все спешим…, а получаем ли от этого удовольствие? Ведь жизнь подобна музыки, где каждый из нас - инструмент, играющий свою неповторимую мелодию в этом прекрасном произведении. В спешке можно сбиться с ритма, перескочить на чужие ноты, подстроиться и подыграть другим, но это уже будет не та музыка, которая каждому из нас приносит счастье и радость, гармонию ума и сердца. Чтобы почувствовать себя раскованнее, я предлагают каждому из нас рассказать о своих чувствах, переживаниях, ярких событиях в жизни.
(Высказывание воспитанников).
Мотивационно - организационный этап.
Воспитатель.
- Для начала, проведем небольшую разминку, под названием «Сделать полезное». Правила упражнения:
- Вначале необходимо разделиться на две команды. Время работы 5 - 7 минут. Вам предлагается поразмыслить - какие вещи станут полезнее, если их:
-
Увеличить (уменьшить);
-
Сделать съедобными;
-
Поднять (опустить).
Смысл упражнения.
Упражнение дает материал для анализа эффективности различных способов организации командной работы. Также влияет на сплочение группы, выявление лидеров.
Обсуждение.
- Каким образом была распределена работа в команде: все поочередно брались, за какую - то одну пару признаков, каждый высказал любые пришедшие в голову идеи?
- Каждый взял себе какую - то часть задания и работал с ней индивидуально - или как - то иначе?
- Что оказалось результативнее?
Воспитатель.
- Предлагаю вам обсудить ряд правил, которыми будем руководствоваться во время игр.
-
Искренность в общении.
-
Общение по принципу «Здесь и сейчас».
-
Конфиденциальность всего происходящего в группе.
-
Недопустимость оценок в адрес другого.
-
Уважение к говорящему или принцип активного слушанья.
-
Активное участие во всех упражнениях.
Основной этап.
Воспитатель.
- Сейчас поиграем в игру «Что, откуда, как».
- Сядьте в круг. Я вам буду демонстрировать какой - либо необычный предмет, назначение которого не вполне понятно. Каждый из вас должен быстро ответить на три вопроса:
-
Что это?
-
Откуда это взялось?
-
Как это можно использовать?
При этом повторяться не разрешается, каждый участник должен придумывать ответы на каждый из этих вопросов.
(Для этого упражнения лучше брать не предметы целиком, а обломки чего-либо - такие, чтобы по ним сложно было понять, откуда они взялись).
Смысл упражнения.
Упражнение активизирует беглость мышления воспитанников, стимулирует их к выдвижению необычных идей и ассоциаций.
Обсуждение.
Какие вопросы и ответы вам показались интересными и оригинальными?
Воспитатель.
- А сейчас, давайте вспомним русский язык, и поиграем в игру «Что делает буква». Вам необходимо разделиться на две подгруппы и взять каждому листок. За 8 -10 минут вы из предложенных букв (Б, И, К, М, Л, С, Т) должны выбрать одну букву и изобразить ее в виде человечка. После этого подумать, как можно больше начинающихся на выбранную букву глаголов, обозначающих действия, которые может совершать этот человечек. В заключении мы организуем выставку получившихся рисунков.
Смысл упражнения.
Развитие как вербальной креативности (поиск глаголов на заданную букву), так и умения выражать свои идеи в необычном, подчеркнуто странном контексте (в данном случае - через рисунки буквы, превращенной в человечка и занимающейся разными делами).
Обсуждение.
- Что и чем именно интереснее всего в созданных рисунках?
(например, «Что делает человечек в виде буквы «М»:
- молчит;
- музицирует;
- малюет.
Воспитатель.
- Пришло время вспомнить, каждому из нас, каким спортивным умением каждый владеет. Следующее упражнение так и называется «Применение умений». Вот я, например, умею кататься на роликах, коньках.
- Предложите возможные варианты применения этих умений, но не только в физической культуре и спорте, но и в других жизненных областях.
(Высказывание воспитанников).
- Сейчас, каждый из вас будет называть какое-нибудь спортивное умение, которым хорошо владеет. А мы с вами будем искать возможные варианты применения в других областях.
Смысл упражнения.
Упражнение обучает генерировать идеи о способах практического применения имеющихся у воспитанников ресурсов, способствует повышению самооценки, а также повышает мотивацию к выработке новых умений и совершенствованию имеющихся.
Обсуждение.
- Какие новые умения и способы применения вас заинтересовали?
Воспитатель.
- И в заключении, предлагаю вам упражнение «Творческая жизнь».
Задание очень простое - сформулируйте перечень рекомендаций, которые позволят «сделать жизнь более творческой», и записать их. Для этого вам необходимо разделиться на две подгруппы. Рекомендации должны быть реальными для всех участников.
Смысл упражнения.
Перенос рассмотрения проблем креативности из плоскости специально смоделированных ситуаций в область бытовых, каждодневных жизненных реалий.
Обсуждение.
(Воспитатель предлагает вымешать листы для обозрения всех участников).
- Пожалуйста, представитель первой подгруппы озвучьте свои рекомендации и кратко прокомментируйте - каким именно образом следование каждой из них позволит сделать более творческой собственную жизнь.
- Теперь представитель второй подгруппы прокомментирует рекомендации.
Примеры:
-
Регулярно выполнять физические упражнения.
-
Овладевайте техникой релаксацией.
-
Ведите дневник, делайте зарисовки, пишите стихи, короткие рассказы и песни.
-
Читайте художественную литературу.
-
Занимайтесь живописью.
-
Посещайте вдохновляющие места.
-
Старайтесь быть более спонтанными и общительными.
-
Слушайте классическую музыку.
-
Старайтесь выполнять свои ежедневные рутинные обязанности разными способами.
-
Заводите новых друзей и расширяйте свой круг общения.
-
Думайте о себе как о творческой личности.
-
Приучайтесь задавать себе вопрос: «А что, если…?»
-
Не засиживайтесь перед телевизором.
-
Позволяйте себе мечтать.
-
Не бойтесь оказаться неправым или совершить ошибку.
-
Не выносите поспешных суждений.
-
Интересуйтесь абсолютно всем.
Рефлексивно - оценочный этап.
Вопросы для беседы:
-
Что нового вы сегодня открыли для себя?
-
Как вы думайте, кто сегодня был самым творческим, креатинвым?
-
Почему вы так думайте?