Тренинг Развитие творческих способностей у старшиклассников

В разработке даётся описание тренинга на развитие творческих способностей. Упражнение и игры, которые содержатся в данном конспекте, можно применять в практической деятельности без дополнительной обработки. Кроме этого, предлагаемый тренинг можно использовать как «конструктор» для моделирования новых тренингов. Данный тренинг предназначен для воспитателей детских домов, классных руководителей, психологов, вожатых.                      Групповой тренинг   «Творческие способности!» (для воспита...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Групповой тренинг «Творческие способности!»

(для воспитанников 7-9 кл.)

Цель: создание условий для творческого развития личности.

Задачи:

  1. Развивать «командный дух», умение действовать сообща, прислушиваться к себе и окружающим в совместной деятельности.

  2. Активизировать творческое мышление: гибкость, беглость, разработанность идей.

  3. Создание психологически комфортных условий для взаимодействия участников группы.

Материал: листы бумаги формата А3 и А4; авторучки - по одной на

каждого участника; обломки предметов: стола, вазы, бижутерии, картины, керамической тарелки; карточки букв - Б, И, К, М, Л, С, Т.

Предварительный этап.

Создание мотивации к будущей деятельности, положительного эмоционального настроя.

Воспитатель.

- Добрый день дорогие ребята, сегодня мы собрались вместе, чтобы услышать симфонию жизни, почувствовать удовольствие и увидеть всю палитру «красок жизни». Как часто мы все спешим…, а получаем ли от этого удовольствие? Ведь жизнь подобна музыки, где каждый из нас - инструмент, играющий свою неповторимую мелодию в этом прекрасном произведении. В спешке можно сбиться с ритма, перескочить на чужие ноты, подстроиться и подыграть другим, но это уже будет не та музыка, которая каждому из нас приносит счастье и радость, гармонию ума и сердца. Чтобы почувствовать себя раскованнее, я предлагают каждому из нас рассказать о своих чувствах, переживаниях, ярких событиях в жизни.

(Высказывание воспитанников).

Мотивационно - организационный этап.

Воспитатель.

- Для начала, проведем небольшую разминку, под названием «Сделать полезное». Правила упражнения:

- Вначале необходимо разделиться на две команды. Время работы 5 - 7 минут. Вам предлагается поразмыслить - какие вещи станут полезнее, если их:

  • Увеличить (уменьшить);

  • Сделать съедобными;

  • Поднять (опустить).

Смысл упражнения.

Упражнение дает материал для анализа эффективности различных способов организации командной работы. Также влияет на сплочение группы, выявление лидеров.

Обсуждение.

- Каким образом была распределена работа в команде: все поочередно брались, за какую - то одну пару признаков, каждый высказал любые пришедшие в голову идеи?

- Каждый взял себе какую - то часть задания и работал с ней индивидуально - или как - то иначе?

- Что оказалось результативнее?

Воспитатель.

- Предлагаю вам обсудить ряд правил, которыми будем руководствоваться во время игр.

  • Искренность в общении.

  • Общение по принципу «Здесь и сейчас».

  • Конфиденциальность всего происходящего в группе.

  • Недопустимость оценок в адрес другого.

  • Уважение к говорящему или принцип активного слушанья.

  • Активное участие во всех упражнениях.

Основной этап.

Воспитатель.

- Сейчас поиграем в игру «Что, откуда, как».

- Сядьте в круг. Я вам буду демонстрировать какой - либо необычный предмет, назначение которого не вполне понятно. Каждый из вас должен быстро ответить на три вопроса:

  1. Что это?

  2. Откуда это взялось?

  3. Как это можно использовать?

При этом повторяться не разрешается, каждый участник должен придумывать ответы на каждый из этих вопросов.

(Для этого упражнения лучше брать не предметы целиком, а обломки чего-либо - такие, чтобы по ним сложно было понять, откуда они взялись).

Смысл упражнения.

Упражнение активизирует беглость мышления воспитанников, стимулирует их к выдвижению необычных идей и ассоциаций.

Обсуждение.

Какие вопросы и ответы вам показались интересными и оригинальными?

Воспитатель.

- А сейчас, давайте вспомним русский язык, и поиграем в игру «Что делает буква». Вам необходимо разделиться на две подгруппы и взять каждому листок. За 8 -10 минут вы из предложенных букв (Б, И, К, М, Л, С, Т) должны выбрать одну букву и изобразить ее в виде человечка. После этого подумать, как можно больше начинающихся на выбранную букву глаголов, обозначающих действия, которые может совершать этот человечек. В заключении мы организуем выставку получившихся рисунков.

Смысл упражнения.

Развитие как вербальной креативности (поиск глаголов на заданную букву), так и умения выражать свои идеи в необычном, подчеркнуто странном контексте (в данном случае - через рисунки буквы, превращенной в человечка и занимающейся разными делами).

Обсуждение.

- Что и чем именно интереснее всего в созданных рисунках?

(например, «Что делает человечек в виде буквы «М»:

- молчит;

- музицирует;

- малюет.

Воспитатель.

- Пришло время вспомнить, каждому из нас, каким спортивным умением каждый владеет. Следующее упражнение так и называется «Применение умений». Вот я, например, умею кататься на роликах, коньках.

- Предложите возможные варианты применения этих умений, но не только в физической культуре и спорте, но и в других жизненных областях.

(Высказывание воспитанников).

- Сейчас, каждый из вас будет называть какое-нибудь спортивное умение, которым хорошо владеет. А мы с вами будем искать возможные варианты применения в других областях.

Смысл упражнения.

Упражнение обучает генерировать идеи о способах практического применения имеющихся у воспитанников ресурсов, способствует повышению самооценки, а также повышает мотивацию к выработке новых умений и совершенствованию имеющихся.

Обсуждение.

- Какие новые умения и способы применения вас заинтересовали?

Воспитатель.

- И в заключении, предлагаю вам упражнение «Творческая жизнь».

Задание очень простое - сформулируйте перечень рекомендаций, которые позволят «сделать жизнь более творческой», и записать их. Для этого вам необходимо разделиться на две подгруппы. Рекомендации должны быть реальными для всех участников.

Смысл упражнения.

Перенос рассмотрения проблем креативности из плоскости специально смоделированных ситуаций в область бытовых, каждодневных жизненных реалий.

Обсуждение.

(Воспитатель предлагает вымешать листы для обозрения всех участников).

- Пожалуйста, представитель первой подгруппы озвучьте свои рекомендации и кратко прокомментируйте - каким именно образом следование каждой из них позволит сделать более творческой собственную жизнь.

- Теперь представитель второй подгруппы прокомментирует рекомендации.

Примеры:

  • Регулярно выполнять физические упражнения.

  • Овладевайте техникой релаксацией.

  • Ведите дневник, делайте зарисовки, пишите стихи, короткие рассказы и песни.

  • Читайте художественную литературу.

  • Занимайтесь живописью.

  • Посещайте вдохновляющие места.

  • Старайтесь быть более спонтанными и общительными.

  • Слушайте классическую музыку.

  • Старайтесь выполнять свои ежедневные рутинные обязанности разными способами.

  • Заводите новых друзей и расширяйте свой круг общения.

  • Думайте о себе как о творческой личности.

  • Приучайтесь задавать себе вопрос: «А что, если…?»

  • Не засиживайтесь перед телевизором.

  • Позволяйте себе мечтать.

  • Не бойтесь оказаться неправым или совершить ошибку.

  • Не выносите поспешных суждений.

  • Интересуйтесь абсолютно всем.

Рефлексивно - оценочный этап.

Вопросы для беседы:

  1. Что нового вы сегодня открыли для себя?

  2. Как вы думайте, кто сегодня был самым творческим, креатинвым?

  3. Почему вы так думайте?



© 2010-2022