Проект Организация системы педагогической поддержки обучающегося в образовательном учреждении

Раздел Классному руководителю
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Проект Организация системы педагогической поддержки обучающегося в образовательном учрежденииПроект Организация системы педагогической поддержки обучающегося в образовательном учреждении

МБОУ «Полазненская средняя общеобразовательная школа №3»













Проект

«Организация системы педагогической поддержки

обучающегося в образовательном учреждении»


разработала

учитель русского языка и литературы

высшей категории

О.И.Меденникова




Полазна, 2015

Постановка проблемы:

В современных социально-экономических условиях, характеризующихся высоким динамизмом, напряженностью, противоречиями, вся педагогическая, а особенно воспитательная деятельность должна быть организована как исследовательский процесс. Поэтому я разработала проект «Организация системы педагогической поддержки ребенка в образовательном учреждении».

Цель проекта:

Создать и апробировать организационно-содержательную модель педагогической поддержки ребенка в общеобразовательной школе для формирования активной, творческой, разносторонне развитой, нравственной, коммуникабельной личности, способной к самоопределению и самоанализу своих поступков.

Задачи:

  1. Разработать методические рекомендации по проведению уроков самопознания с учащимися.

  2. Разработать методические рекомендации по работе с родителями.

  3. Разработать систему диагностики учащихся.

Управленческой задачей проекта является создание таких условий для учителей и школьников, чтобы обозначенная цель была достигнута.

Объект исследования:

Образовательный процесс в классе.

Предмет исследования:

Создание условий для реализации педагогической поддержки ребенка.

Сроки реализации:

2012-2015гг.

Гипотеза:

Если создать организационные и мотивационные условия для педагогической поддержки ребенка в 5-8 классах, то повысится качество образования, более полно осуществится идея сотрудничества учителей, родителей и учащихся, основанная на общении и взаимопонимании, что приведет:

  • К ликвидации отсева учащихся (за исключением особых случаев);

  • К повышению результатов учебной деятельности учащихся;

  • К повышению уровня воспитанности учащихся;

  • К самоопределению учащихся и осознанному выбору профиля.

Организация мониторинга

Для проверки результативности проекта мною были определены следующие критерии:

  1. Повышение уровня познавательной активности и мотивации к обучению (до 80%)

  2. Снижение числа пропущенных уроков (без уважительной причины)

(до 5 %)

  1. Повышение уровня коммуникабельности (до 80%)

  2. Повышение уровня досуговой занятости детей (до 70%)

  3. Рост активности родителей в жизни класса (до 60%).


Методы исследования

  • Изучение литературы, работ ученых, передового педагогического опыта

  • Педагогическое наблюдение

  • Срезы знаний

  • Анкетирование учащихся

  • Сравнение независимых характеристик

  • Собеседования

  • Проведение проектных, рефлексивных и экспертных семинаров

  • Анализ динамики успеваемости, здоровья и развития учащихся

Программа исследования - это совокупность методов, приемов исследования, с указанием сроков их выполнения и ответственных.

Результаты

Критерий №1:

«Повышение уровня познавательной активности и мотивации к обучению» (диагностика адаптации по методике Филипса)

Общая тревожность

Переживание социального стресса

Фрустрация потребности в достижении успеха


Страх самовыражения



Психологический фон снизился, что

позволяет ребенку достигать высоких результатов в учебе

Страх ситуации проверки знаний

К концу года процент детей, которые не боятся выступать перед классом увеличился на 6 %



Страх не соответствовать желаниям окружающих



Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу

Проблемы и страхи в отношениях с учителями



Вывод:

  • По итогам исследования к концу года число детей, у которых общее эмоциональное состояние пришло в норму выросло на 21%;

  • Синдром переживания социального стресса уменьшился на 5%; неблагоприятный психологический фон снизился на 24%;

  • С детьми «группы риска» психолог разработал индивидуальную программу поддержки; к концу года процент детей, которые не боятся выступать на публике увеличилось на 6%;

  • Снизилось эмоциональное переживание ситуаций, связанное с необходимостью самораскрытия на 5%;

  • На 10% повысилось количество детей, у которых снизилось негативное отношение к ситуации проверки знаний;

  • На 18% увеличилось количество детей, у которых снизилась тревога по поводу оценок, даваемых сверстниками и педагогами, с которыми общается ребёнок в школе;

  • На 21% увеличилось количество детей, которые могут справляться с переживаниями, связанными с учёбой;

  • На 25% увеличилось количество детей, у которых наладились отношения с учителями.

Критерий №1: «Повышение познавательной активности и мотивации к обучению» Диагностика познавательной активности на основе опросника Ч.Д.Спилберга

Начало года

Конец года

Вывод: познавательная активность к концу года выросла: в 5 классе на 30%, в 6 классе на 28%, в 8 классе на 36%.

Критерий №1:

«Повышение познавательной

активности и мотивации к обучению»

Диагностика учебной мотивации (по методике Лускановой)

Начало года

Конец года

Вывод: учебная мотивация выросла к концу года: в 5 классе на 6%, 6 классе на 42%, в 8 классе на 4%.

Критерий №1: «Повышение познавательной активности и мотивации к обучению» Качество знаний в моих классах в сравнении с другими классами





5 классы



Экспериментальный класс

Контрольный (обычный) класс



6 классы


8 классы


Вывод: качество знаний в 5-м классе остаётся стабильным, в 6 классе выросло на 5%, в 8 классе выросло на 3%.

Критерий №2: «Снижение числа пропущенных уроков» (без уважительной причины)

5 классы (3,8 % - 245 уроков)


6 классы (4% - 207 уроков)


8 классы (4% - 226 уроков)





Критерий №3:

«Повышение уровня коммуникабельности»

(по методике Жиля)

5 «А» класс

Социовалентность детей


Статусная структура группы


Взаимность



6 «Б» класс

Социовалентность детей


Статусная структура группы


Взаимность









8 «Б» класс

Социовалентность детей


Статусная структура группы


Взаимность


Вывод: На конец учебного года количество пропущенных уроков в среднем уменьшилось на 4%; уровень коммуникабельности в 5 и 8 классе повысился на 20%, в 6 классе на 6%.

Критерий №4: «Повышение уровня досуговой занятости детей»

5 «Б» класс

6 «Б» класс



8 «Б» класс


Вывод: во II полугодии наблюдается рост активности детей.

Критерий №5:

«Рост активности родителей в жизни класса»

5 «Б» класс

6 «Б» класс







8 «Б» класс


Вывод: родители активно вовлечены в учебно-образовательный процесс.

Таким образом, в ходе реализации проекта по всем критериям достигнуты оценки ожидаемых результатов:

  • уровень познавательной активности увеличился на 30%

  • уровень коммуникабельности - на 20%

  • снижение числа пропущенных уроков - до 4%

  • уровень досуговой занятости - на 6%

  • рост активности родителей в жизни класса - на 28%.

Дети стали меняться, ответственнее относиться к учёбе, изменились отношения с одноклассниками в лучшую сторону, обнаружились новые таланты.

Система работы, в основе которой педагогические условия поддержки ребенка в проблемной ситуации, положительно влияет на качество обученности, на рост интеллектуально-познавательных способностей детей, на самооценку учащихся, что говорит о более гармоничном развитии личности. Опыт работы представлен на страницах районных и областных газет. Разработаны дидактические и методические материалы: рекомендации для родителей, часы «самопознания и самоопределения учащихся», методические разработки проведения родительских собраний, лекториев, мастерская «педагогическая технология игровых методик в подготовке классного часа», советы для взрослых, памятки для родителей и учащихся.

Особое значение на развитие мотивационной сферы учащихся оказывает внеклассная работа по предмету. Опыт показывает, что довольно часто неуверенные и неуспешные учащиеся в классном коллективе, по-особому раскрываются во внеурочной деятельности, которая менее регламентирована и более интересна для детей. Некоторые из них, почувствовав успешность, повышают результативность и в учебном процессе. Результатом деятельности является участие детей в конкурсах разного уровня, ежемесячное издание газеты «Свеча», публикации в СМИ и выступления по школьному радио «Рекорд».

С введением ЕГЭ большое внимание уделяю на развитие умения работать с тестами, которые можно использовать на всех этапах обучения от первичного закрепления и систематизации до итогового контроля и оценки знаний. В работе использую готовые тесты и составленные мною и учащимися в среде Microsoft Word, Microsoft Excel. Вывод: высокие результаты ЕГЭ (средний балл 59-61).

Реализации целей и задач моей педагогической деятельности, получению продуктивных результатов способствовали: используемые современные технологии и интерактивные методы оценивания учебных достижений учащихся.

Наглядные пособия, раздаточные и контрольно - измерительные

материалы, лучшие работы учащихся, методические комплексы

систематизированы и хранятся в папках - накопителях с цветовыми сигналами по программным разделам.

Главный результат моей педагогической деятельности - включение учащихся в разнообразные виды творческой деятельности, развивающей организационные, рефлексивные и коммуникативные способности. Учащиеся учатся планировать, анализировать и корректировать свою деятельность, а главное самостоятельно достигать намеченного результата, вступая в различные коммуникации. Выпускники школы успешны в жизни и готовы решать любые жизненные проблемы.

11


© 2010-2022