Выступление Формирование межкультурной компетенотности через внеурочную деятельность (1-4класс)

Раздел Классному руководителю
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирование межкультурной компетентности через внеурочную деятельность.


"Мы счастливы оттого, что много других

народов живет вокруг нас".

Давид Кугультинов

Одной из важных проблем современного образования является воспитание у учающихся культуры межнациональных отношений. Актуальность этой проблемы объясняется тем, что сегодня в обществе возрастает уровень дискриминации личности, экстремизма, насилия.

Межкультурная компетентность - это готовность и способность принимать участие в диалоге культур, что предполагает знание собственной культуры и культуры страны в которой ты живешь. Необходимым условием при этом является соблюдение принципов сотрудничества, взаимного уважения и терпимости к культурным различиям разных народов.

Межкультурная компетентность формируется на базе коммуникативной и в процессе ее освоения. В психологии установлено, что присутствие в сознании участника общения своего «личного багажа» - своей собственной культуры (индивидуальной картины мира) и так или иначе противопоставленного ему «чужого мира» (чужого образа сознания) создает «диалогичность» личности. Именно диалогичность личности является важным фактором ее развития и делает ее способной к участию в диалоге культур.

Необходимость формировать межкультурную компетентность младших школьников обусловлено несколькими причинами: во-первых, мы живём в России, а это государство, в котором проживают многочисленные народы, нации и национальные группы. Во-вторых, это то, что живём мы сегодня в веке бурного туризма. Дети с самого раннего возраста начинают путешествовать с родителями по странам ближнего и дальнего зарубежья. Другая причина - это то, что экономические процессы всё более проникают друг в друга и географические границы между государствами размываются. Поэтому стало очень важно, чтобы многообразие культур перестало быть фактором, препятствующим диалогу между представителями разных сообществ, и стало средством взаимного понимания и обогащения, инструментом творческого развития социально активной и самостоятельной личности.

В нашей школе обучаются дети разных национальностей. Учитывая многонациональность контингента, педагогический коллектив находится в постоянном поиске путей, способов мирного сосуществования ребят разной национальности. Через учебную и внеурочную работу мы формируем человека с его индивидуально- личностным отношением к всемирной культуре, национальной культуре, к себе, к своему народу. Особенно учащимся нравится внеурочная деятельность. Она создает условия для расширения и углубления знаний по этнокультурным, эстетическим ценностям.

Я хочу рассказать о своей работе по формированию межкультурной компетентности у младших школьников во внеурочной деятельности.

В нашей школе традиционными стали " Неделя хакасского языка и литературы", " Неделя русского языка и литературы", " Неделя английского языка", фестивали. Все учащиеся с удовольствием участвуют в мероприятиях, которые проводятся в рамках этих недель. Такие мероприятия способствуют общению между учащимися разных классов.

Для того чтобы общение было успешным, необходимо соблюдение следующих условий:

  1. деятельность учащихся должна быть направлена на социокультурное исследование страны где ты живешь через создание проблемных ситуаций, максимально учитывающих иноязычную культуру, социальный опыт школьников и их межпредметные знания;

  2. исследовательская деятельность учащихся, ее результативность;

  3. стимулирование возникновения и развития познавательного интереса учащихся в рамках исследовательской деятельности диктует необходимость:

  • использовать индивидуальную, групповую, коллективную, устную, письменную и другие формы работы;

  • создавать на занятиях благоприятную для учащихся атмосферу, стимулирующую их интерес к познанию культуры страны;

  • активизировать самостоятельную деятельность учащихся, стимулировать их к самооценке, самообразованию, саморазвитию и самовыражению;

  • использовать материал, отвечающий интересам и потребностям школьников, но качественно и количественно выходящий за рамки программы за счет информации из других учебных дисциплин.

В своей работе для реализации условий межкультурного общения я используютакие формы работы как:

  • исследовательские занятия;

  • подготовку сообщений, репортажей;

  • написание рефератов;

  • занятия-игры;

  • проектные задания;

  • музейные уроки.

Исследовательские занятия являются наиболее продуктивной формой поисково-познавательной деятельности. На исследовательских занятиях с целью формирования межкультурной компетентности я использую следующие творческие поисково-познавательные задания:

  • составление репортажа в устной форме;

  • написание сочинения-рассуждения;

  • изготовление различных наглядных пособий: карт, схем, макетов;

  • составление кроссвордов;

Основным требованием к выполнению этих заданий является обязательное использование социокультурного и языкового материала.

Подготовка сообщений в рамках поисково-познавательной деятельности рассчитана на побуждение учащихся к действию, к проявлению интереса к вербальной оценке представленных фактов и событий. Благодаря наличию этого материала обогащаются знания учащихся о социокультурном портрете изучаемых стран и регионов, народов, историко-культурном фоне их развития, то есть создается содержательная база для формирования межкультурной компетентности.

Написание рефератов активизирует познавательный интерес школьников к темам историко-географического, этнографического, страноведческого, культурологического характера.

Интересной формой игровых занятий является так называемое «воображаемое путешествие». Учащимся дается задание написать небольшое сочинение о якобы совершенном путешествии в другую страну, регион. город… с целью описать. Такие сочинения могут служить сценариями для проведения ролевых игр во внеурочной деятельности.

Проектная деятельность поможет формированию межкультурной компетентности, так как дает школьникам возможность соединить ценностно-смысловые основы культуры страны.

В своей работе я использую следующие виды проектов:

  • исследовательские;

  • практико-ориентированные;

  • информационные;

  • творческие.

Исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование и включает в себя выбор тем, обоснование ее актуальности, постановку задачи исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обобщение и анализ полученных результатов (тетрадь Савенкова).

Практико-ориентированный проект направлен на формирование межкультурной компетентности учащихся через решение социальных задач, отражающих их интересы. Эти проекты отличает четко обозначенный результат деятельности, например, в виде учебных пособий для уроков окружающего мира, литературного чтения, иностранного языка.

Информационный проект направлен на сбор информации из различных предметных областей о каком-либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации межкультурного характера.

Творческие проекты предполагают свободный подход к их выполнению с целью формирования межкультурной компетентности. Это могут быть театрализации, произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства, презентации и др.

Огромное значение при формировании межкультурной компетентности играют музейные уроки. Включение в практику воспитательной работы регионального компонента по краеведению существенно расширяет возможности ознакомления детей с местными традициями, многонациональной культурой родного края, народным декоративным и прикладным искусством. Тесно сотрудничаем с учреждениями дополнительного образования, которые находятся на территории не только нашей республики.

Особенно интересен ребятам детский фольклор. Учащиеся с удовольствием ищут потешки, скороговорки, считалки. Сравнивают, находят различия. В Минусинском музее им. Мартьянова Побывали в Светлой горнице -это русская изба, где есть настоящая русская печка, бабушки в национальных костюмах поют песни, рассказывают прибаутки, потешки. Посетили Музейную мастерскую, где своими руками изготавливали из глины кухонную утварь.

В ХГУ им. Н.Ф. Катанова на базе музея-юрты посещали экскурсию под названием «Белая юрта», в которой широкое применение нашло художественное, историческое и этнографическое содержание произведений хакасского героического эпоса.

Давнее сотрудничество с Абаканским краеведческим музеем позволяет познакомить учащихся с историей, природой археологией нашего края, страны.

Музейная программа для первоклассников «Первые встречи с музеем»

Сентябрь

  1. Первая встреча с музеем на «Машине времени» - интерактивная экскурсия.

  2. Экскурсия по Аллее каменных изваяний. Мастер-класс «Рисунки из прошлого».

Октябрь

  1. «Древняя история Хакасии» - интерактивная экскурсия.

  2. Мастер-класс «Археологическая мастерская»

  3. Путешествие в мир творчества древнего человека. Мастер-класс «Петроглифы Хакасии»

  4. «В школу с Филипком» - интерактивная экскурсия

Ноябрь - декабрь

  1. «Сказочной тропой» - театрализованная экскурсия по экспозиции «Природные богатства Хакасии».

  2. «Сбережем родную землю» - экологический урок.

  3. Музейная игра «Угадайка».

  4. «Любуемся творениями матушки природы» - экскурсия по экспозиции «Недра Хакасии».

  5. «Славянские традиции встречи Нового года» - интерактивная экскурсия.

  6. Мастер-класс по бумагопластике «Новогодняя елка».

  7. «Новогодний переполох» - театрализованная экскурсия

Январь - 3 занятия

  1. Театрализованная экскурсия «Приключение талгана»

  2. «Что в имени твоём» - интерактивная беседа

  3. Мастер-класс «Акварель по-мокрому». Знакомство со снежным барсом

Февраль - 3 занятия

  1. «Игры хакасских детей» - интерактивный урок

  2. «Юрта - традиционное жилище хакасов» - интерактивная экскурсия

  3. «Легенды родного дома» - интерактивная экскурсия по этнографии, мастер-класс «Этностиль»

Март - 3 занятия

  1. Мастер-класс по мыловарению «Подарок маме»

  2. «Хакасские народные сказители» - музейное занятие

  3. «Чыл Пазы» - Традиции встречи хакасского нового года

Апрель - 4 занятия

  1. «Легенды дворянского дома» тематическая экскурсия, пасхальный мастер-класс

  2. «Из истории вещей» - музейный урок

  3. «Наши храбрые земляки» - музейное занятие

  4. «Отголоски войны» - музейное занятие

Май - 3 занятия

  1. «Спасибо Деду за Победу» - война глазами детей

  2. Мастер-класс «Кофе-арт»

  3. Игра-конкурс «Музейная бродилка», посвященная Международному Дню музеев

В результате сопоставлений учащиеся начинают лучше понимать свою культуру, как бы познают ее с другой стороны, видят иными глазами.

Маленькому ученику нужно помочь осознать, что мир многообразен и многокрасочен. Ведь формирование межкультурной компетентности у младшего школьника призвано позволить ему: быть чувствительным к восприятию привычного и чужого; видеть в хорошо знакомом чужое и в чужом - привычное, общее; признавать/замечать чужое как чужое; преодолевать чувства страха и неуверенности, возникающее при встрече с чужими/непривычными; быть открытым для других культур.

Систематическая работа по развитию навыков сопоставительного анализа разных культур и умения выявлять в них сходство и национальное своеобразие человека, жизни, высоких духовно- нравственных ценностей является прочной основой формирования межкультурной компетентности учащихся.


© 2010-2022