Учитель – родитель: трудности взаимопонимания

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учитель - родитель: трудности взаимопонимания


Проблемы и сложности во взаимоотношениях между педагогами и родителями школьников существовали всегда, однако на сегодняшний день, когда в образовательном пространстве наметился невероятный (по прежним меркам) либерализм, граничащий с попустительством, «раскол» стал наиболее заметным.

На первый взгляд, для ребёнка (особенно младшего школьного возраста) нет более близких и значимых (как в социальном, так и в эмоциональном плане) взрослых, чем родители и учитель. Тем не менее, реальность такова, что ребёнок на протяжении своей школьной жизни часто становится «заложником» непонимания (а иногда и открытого конфликта) между учителем и его родителями. Ситуация обостряется и тем, что нередко в конфликт между взрослыми включается и сам ребёнок, что, безусловно, не может не сказаться на его успеваемости и учебной мотивации. Парадокс заключается в том, что у каждого участника конфликта (имеются ввиду учитель и родитель) благие цели и желания, заключающиеся, прежде всего, в стремлении дать школьнику хорошее образование и воспитание. Ядро проблемы кроется в том, что и учителя, и у родителя свои представления о том, что именно включают в себя такие понятия, как «качественное образование» и «хорошее воспитание»; по разному представляются и пути к достижению поставленной цели.

Рассмотрим основные моменты, которые могут привести к недопониманию, а иногда и конфликту между учителем и родителями обучающихся:

1. Стереотипы воспитания.

Безусловно, у каждого взрослого они свои. Кроме того, не следует забывать, что все мы родом из детства, а это значит, что на представления о том, как нужно и как не нужно воспитывать детей оказывает влияние то, как воспитывали или не воспитывали нас самих в детстве. В данном случае родители ребёнка либо полностью копируют стиль воспитания, приветствующийся в их собственной семье, либо, напротив, принимают противоположную точку зрения и действуют «от противного». Тем не менее, результат всегда один: бессмысленный перенос стереотипов воспитания на собственного ребёнка (без учёта его индивидуальных особенностей) не только не принесёт желаемого результата, но и может нанести серьёзную травму психологическому здоровью ребёнка. Однако, далеко не каждый родитель готов слышать о том, что в стиле и методах его воспитания есть неверные моменты; в неудачах он, как правило, будет обвинять педагога.

Несоответствие позиции в том, как именно нужно воспитывать ребёнка, является частой причиной возникновения конфликтных ситуаций между учителем и родителями школьника. К примеру, если родители придерживаются демократического стиля воспитания, то некоторые требования педагога им могут показаться чересчур авторитарными и наоборот, учитель может расценить лояльное поведение родителей по отношению к ребёнку как попустительство.

2. Установки в понимании роли учителя.

Многие из нас на личном опыте сталкивались с тем, что на учителя нередко возлагаются подчас невыполнимые требования и ожидания. Примером таких требований могут служить следующие: «Если Вы - учитель, то обязаны выучить всех детей в классе на «отлично»», «Учитель должен всё знать» и т.д. Кроме того, некоторые родители склонны видеть в учителе эдакого «судью» или «строгого порицателя», роль которого заключается лишь в том, чтобы критиковать или оценивать их ребёнка: его поведение, успеваемость, индивидуальные особенности, а в конечном итоге - и самих родителей, то есть, то, каким образом они выполняют свою родительскую функцию. Лишь небольшое количество родителей могут воспринимать учителя как мудрого и опытного советчика, помощника в их общем нелёгком деле - социализации ребёнка.

3. Возрастные особенности.

Часто непонимание между родителями и учителями возникает ввиду разницы в возрасте. К примеру, родители старшего возраста могут относиться к рекомендациям молодой учительницы несерьёзно, несмотря на то, что она является дипломированным специалистом. Справедливости ради следует отметить, что подобное отношение не всегда неверно, так как для того, чтобы можно было правильно оценивать ситуацию и делать грамотные выводы, одного диплома мало, нужен длительный опыт педагогической деятельности.

Нередко бывает и противоположная ситуация, когда молодые родители не готовы воспринимать советы от лица учителя пожилого возраста, мотивируя своё поведение тем, что «учитель отстал от жизни», «у него глаз замылился»

и т.д.

4. Личный негативный опыт.

Бывает и так, что на взаимоотношения влияет личный негативный опыт общения родителей с учителями в их собственном школьном детстве, в результате чего, даже в зрелом возрасте, негативные эмоции и переживания выливаются в неумение и нежелание изменить своё отношение к педагогу.

5. Синдром «отличника».

Если на протяжении всей жизни, начиная со школьной скамьи, родители ребёнка были успешными людьми, то любое, даже весьма корректное и тактичное замечание со стороны учителя может восприняться как необоснованная критика, не имеющая под собой никаких оснований.

6. Личностные особенности.

На то, каким образом человек устанавливает коммуникацию с социумом, влияют черты его характера или личностные особенности. Такие особенности, как замкнутость, погружённость в свой внутренний мир, эмоциональная холодность препятствуют установлению связей с окружающими людьми; соответственно, рекомендации извне такой человек будет воспринимать как сквозь мутное стекло. Человек мнительный, опасливый и подозрительный будет видеть в подобных рекомендациях желание причинить ему вред, обидеть, оскорбить. Индивид, склонный к максимализму и сверхобобщению, будет возводить небольшую неприятность в ранг огромной беды. И напротив, индивид, склонный к упрощению действительности, не будет придавать даже серьёзной проблеме должного внимания.

7. Эмоциональное выгорание.

Безусловно, живя в ситуации постоянного стресса, каждый из нас рано или поздно испытывает на себе его результат - эмоциональное выгорание, заключающееся, прежде всего, в субъективном ощущении психологической усталости, отсутствии прежней энергичности и интереса к окружающему.

В такой ситуации любой внешний раздражитель может привести к вспышке гнева как способу эмоциональной разрядки.

8. Профессиональное выгорание.

К сожалению, не всегда замечания учителя бывают тактичными и педагогически корректными. Случается и такое, что либо конфликт искусственно преувеличивается, либо основания для него ничтожны и сложившейся ситуации можно было бы избежать. Подобные явления, ко всему прочему, могут быть вызваны и таким явлением, как профессиональное выгорание педагога. Профилактикой выгорания в данном случае является перемена деятельности, повышение квалификации, вероятно, и смена коллектива.

Итак, нами были рассмотрены основные аспекты, которые могут привести к непониманию между учителем и родителями школьников. В заключении хотелось бы добавить, что единственный путь к взаимодействию - это осознанное принятие того, что и у родителя, и у учителя цель одна - это качественное образование и хорошее воспитание ребёнка, которые, в конечном итоге, помогут ему построить достойное будущее. Учитель и родители ребёнка - это союзники на пути к этой трудной цели - социализации школьника. Их взаимопонимание и взаимоуважение необходимо ребёнку на пути его развития и становления как мощный мотивационный компонент поведения. Конфликтные же отношения между педагогом и родителями могут нанести ребёнку серьёзную психологическую травму.


© 2010-2022