- Преподавателю
- Классному руководителю
- Доклад на тему Гиперактивность как педагогическая проблема
Доклад на тему Гиперактивность как педагогическая проблема
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Зайцева С.Н. |
Дата | 29.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Гиперактивность как педагогическая проблема
Никакая другая детская трудность не вызывает так много нареканий и жалоб родителей и учителей начальных классов, как весьма распространенная - гиперактивность, основными признаками которого являются:
-
двигательная расторможенность,
-
отвлекаемость (дефицит) внимания - самая большая проблема гипердинамичного ребенка.
Заинтересовавшись чем-то, он забывает о предыдущем и ни одно дело не доводит до конца. Он любопытен, но не любознателен, т.к. любознательность предполагает некоторое постоянство интереса.
Гипердинамичный ребенок импульсивен, и никто не рискнет предсказать, что он сделает в следующий миг. Не знает этого и он сам. Действует он, не задумываясь о последствиях, хотя плохого не замышляет и сам искренне огорчается из-за происшествия, виновником которого становится. Он легко переносит наказания, не помнит обиды, не держит зла, поминутно ссорится со сверстниками и тут же мирится. Это самый шумный ребенок в детском коллективе.
В настоящее время этиология и патогенез синдромов дефицита внимания выяснены недостаточно. Но большинство специалистов склоняются к признанию взаимодействия многих факторов, в числе которых:
-
органические поражения мозга (черепно-мозговая травма, нейроинфекция и пр.);
-
перинатальная патология (осложнения во время беременности, асфиксия новорожденного);
-
генетический фактор (ряд данных свидетельствует о том, что синдром дефицита внимания может носить семейный характер);
-
особенности нейрофизиологии и нейроанатомии (дисфункция активирующих систем ЦНС);
-
пищевые факторы (высокое содержание углеводов в пище приводит к ухудшению показателей внимания);
-
социальные факторы (последовательность и систематичность воспитательных воздействий и пр.).
Гиперактивные дети - «очень трудные дети, которые часто приводят в отчаяние как родителей, так и учителей». В отношении дальнейшего развития таких детей нет однозначного прогноза. У многих серьезные проблемы могут сохраниться и в подростковом возрасте. Поэтому с первых дней пребывания такого ребенка в школе, учителю необходимо наладить совместную работу с его родителями и школьным психологом.
Первые проявления гипердинамического синдрома можно заметить уже в младенчестве.
Пик проявлений наблюдается в 6 - 7 лет.
В благоприятных случаях к 14 - 15 годам его острота сглаживается.
Специалисты выделяют следующие клинические проявления синдромов дефицита внимания у детей:
-
Беспокойство движения в кистях рук и стопах. Сидя на стуле, ребенок корчится, извивается.
-
Неумение спокойно сидеть на месте, когда это требуется.
-
Легкая отвлекаемость на посторонние стимулы.
-
Нетерпение, неумение дожидаться своей очереди во время игр и в различных ситуациях в коллективе (занятия в школе, экскурсии и т. д.).
-
Неумение сосредоточиться: на вопросы часто отвечает не задумываясь, не выслушав их до конца.
-
Сложности (не связанные с негативным поведением или недостаточностью понимания) при выполнении предложенных заданий.
-
С трудом сохраняемое внимание при выполнении занятий или во время игр.
-
Частые переходы от одного незавершенного действия к другому.
-
Неумение играть тихо, спокойно.
-
Болтливость.
-
Мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в игры других детей).
-
Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь.
-
Частая потеря вещей, необходимых в школе и дома (например, игрушек, карандашей, книг и т.д.).
-
Способность совершать опасные действия, не задумываясь о последствиях. При этом ребенок не ищет приключений или острых ощущений (например, выбегает на улицу, не оглядываясь по сторонам).
Наличие у ребенка, по крайней мере, 8 из перечисленных выше 14 симптомов, которые постоянно наблюдаются в течение, как минимум, 6 последних месяцев, является основанием для диагноза синдром дефицита внимания.
Все проявления данного синдрома можно разделить на три группы:
-
признаки гиперактивности (синдромы 1, 2, 9, 10),
-
невнимательности и отвлекаемости (синдромы 3, 6,7, 8, 12, 13),
-
импульсивности (синдромы 4, 5, 11, 14).
Эти основные нарушения поведения сопровождаются серьезными вторичными нарушениями, к числу которых прежде всего относятся слабая успеваемость в школе и затруднения в общении с другими людьми.
Низкая успеваемость - типичное явление для гиперактивных детей. Она обусловлена особенностями их поведения, которое не соответствует возрастной норме и является серьезным препятствием для полноценного включения ребенка в учебную деятельность.
-
Во время урока этим детям сложно справиться с заданиями, так как они испытывают трудности в организации и завершении работы, быстро выключаются из процесса выполнения задания.
-
Навыки чтения и письма у этих детей значительно ниже, чем у сверстников.
-
Их письменные работы выглядят неряшливо и характеризуются ошибками, которые являются результатом невнимательности, невыполнения указаний учителя или угадывания.
-
При этом дети не склонны прислушиваться к советам и рекомендациям взрослых.
Нарушение поведения гиперактивных детей влияет не только на школьную успеваемость, но и во многом определяют характер их взаимооотношений с окружающими людьми.
-
В большинстве случаев такие дети испытывают проблемы в общении: они не могут долго играть со сверстниками, устанавливать и поддерживать дружеские отношения.
-
Среди детей они являются источником постоянных конфликтов и быстро становятся отверженными.
-
В семье эти дети обычно страдают от постоянных сравнений с братьями и сестрами, поведение и учеба которых ставится в пример.
-
Они недисциплинированны, непослушны, не реагируют на замечания, что сильно раздражает родителей, вынужденных прибегать к частым, но не результативным наказаниям.
-
Большинству таких детей свойственна низкая самооценка.
-
У них нередко отмечаются деструктивное поведение, агрессивность, упрямство, лживость, склонность к воровству и другие формы асоциального поведения.
Отвлекаемость внимания и двигательную расторможенность ребенка необходимо настойчиво и последовательно преодолевать с самых первых лет его жизни:
-
Необходимо четко разграничивать целенаправленную активность и бесцельную подвижность.
-
Нельзя сдерживать физическую подвижность такого ребенка, это противопоказано состоянию его нервной системы.
-
Но его двигательную активность надо направлять и организовывать: если он бежит куда-то, то пусть это будет выполнением какого-то поручения. Хорошую помощь могут оказать подвижные игры с правилами, спортивные занятия. Самое главное - подчинить его действия цели и приучить достигать ее.
В старшем дошкольном возрасте гипердинамичного ребенка начинают приучать к усидчивости:
-
Когда он набегается и устанет, ему можно предложить заняться лепкой, рисованием, конструированием, причем нужно обязательно постараться сделать так, чтобы интерес к такому занятию побуждал ребенка довести начатое дело до конца.
-
На первых порах требуется настойчивость взрослых, которые порой буквально физически удерживают ребенка за столом, помогая ему закончить постройку или рисунок. Постепенно усидчивость станет для него привычной и, поступив в школу, он сможет усидеть за партой весь урок.
Если коррекционная работа с гиперактивным ребенком проводится настойчиво и последовательно с первых лет его жизни, то можно ожидать, что к 6 - 7 годам проявления синдрома будут преодолены.
В противном случае, поступив в школу, гиперактивный ребенок столкнется с еще более серьезными трудностями. К сожалению, такого ребенка зачастую считают просто непослушным и невоспитанным и пытаются воздействовать на него строгими наказаниями в виде бесконечных запретов и ограничений. В результате ситуация только усугубляется, так как нервная система гипердинамичного ребенка просто не справляется с подобной нагрузкой и срыв следует за срывом.
В работе с гиперактивными детьми ответственная роль принадлежит учителям. Нередко педагоги, не справляясь с такими учениками, под разными предлогами настаивают на их переводе в другую школу. Однако эта мера проблем ребенка не решит.
Вместе с тем выполнение некоторых рекомендаций может способствовать нормализации взаимоотношений учителя с беспокойным учеником и поможет ребенку лучше справляться с учебной нагрузкой.
Учителям рекомендуется:
-
работу с гиперактивным ребенком строить индивидуально, при этом основное внимание уделять отвлекаемости и слабой организации деятельности;
-
по возможности игнорировать вызывающие поступки ребенка с синдромом дефицита внимания и поощрять его хорошее поведение;
-
во время уроков ограничивать до минимума отвлекающие факторы. Этому может способствовать, в частности, оптимальный выбор места за партой для гиперактивного ребенка-в центре класса напротив доски;
-
предоставлять ребенку возможность быстро обращаться за помощью к учителю в случаях затруднения;
-
учебные занятия строить по четко распланированному, стереотипному распорядку;
-
научить гиперактивного ученика пользоваться специальным дневником или календарем;
-
занятия, предлагаемые на уроке, писать на доске;
-
на определенный отрезок времени давать только одно задание;
-
дозировать ученику выполнение большого задания, предлагать его в виде последовательных частей и периодически контролировать ход работы над каждой из частей, внося необходимые коррективы; во время учебного дня предусмотреть возможности для двигательной «разрядки»: занятия физическим трудом, спортивные упражнения.
Родителям в воспитании ребенка с гиперактивностью необходимо избегать двух крайностей:
-
проявления чрезмерной жалости и вседозволенности,
-
а также постановки перед ним повышенных требований, которые он не в состоянии выполнить, в сочетании с излишней пунктуальностью, жесткостью и наказаниями.
Частое изменение указаний и колебания настроения родителей оказывает на ребенка с синдромом дефицита внимания гораздо более глубокое негативное воздействие, чем на здоровых детей».
Родители также должны знать, что существующие у ребенка нарушения поведения поддаются исправлению, но процесс этот длительный и требует от них больших усилий и огромного терпения.
Приведем конкретные рекомендации родителям детей с синдромом дефицита внимания:
-
В своих отношениях с ребенком придерживайтесь «позитивной модели». Хвалите его в каждом случае, когда он это заслужил, подчеркивайте успехи. Это поможет укрепить уверенность ребенка в собственных силах.
-
Избегайте повторений слов «нет» и «нельзя».
-
Говорите сдержанно, спокойно и мягко.
-
Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить.
-
Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.
-
Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (например, работа с кубиками, раскрашивание, чтение).
-
Поддерживайте дома четкий распорядок дня. Время приема пищи, выполнения домашних заданий и сна должно соответствовать этому распорядку.
-
Избегайте по возможности скопления людей. Пребывание в крупных магазинах, на рынках, в ресторанах и т.п. оказывает на ребенка чрезмерно стимулирующее воздействие.
-
Во время игр ограничивайте ребенка лишь одним партнером. Избегайте беспокойных, шумных приятелей.
-
Оберегайте ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.
-
Давайте ребенку возможность расходовать избыточную энергию. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе: длительные прогулки, бег, спортивные занятия.
-
Постоянно учитывайте недостатки поведения ребенка. Детям с синдромом дефицита внимания присуща гиперактивность, которая неизбежна, но может удерживаться под разумным контролем с помощью перечисленных мер.