Классный час в 7 классе Планета толерантности

Раздел Классному руководителю
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

9


Классный час «Планета Толерантности» в 7 классе


Цели:

  1. Познакомить обучающихся с понятием «толерантность», выявить основные черты толерантности, сформировать правильное представление о толерантном поведении. Воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов; воспитывать интернационализм, коммуникативную культуру общении и взаимопонимание. Продолжить формирование толерантного отношения одноклассников между собой.

  2. Способствовать развитию у обучающихся самосознания, которое помогает ребятам увидеть себя и других такими, какие они есть на самом деле. Развивать у обучающихся терпимость к различиям между людьми.

Оборудование:

  1. Компьютер, мультимедиа проектор, экран, презентация «Планета Толерантности» песня «Дети Солнца» группа «Непоседы»,

Видеоклип «Tell Me Why» (исполнитель Declan Galbraith)

  1. Оформление кабинета: вырезки из журналов с портретами людей разных стран мира,; макет дерева толерантности, плакат «Цветок толерантности», плакаты с высказываниями о вежливости, терпении, дружбе:

А)В каждом человеке природа всходит либо злаками, либо сорной травой; пусть же он своевременно поливает первое и истребляет второе. (Ф. Бэкон);

Б)Человек ненавидящий другой народ, не любит и свой собственный. (Н.Добролюбов);

В)Своим терпением мы можем достичь большего, чем силой. (Э. Берк);

  1. Стихотворение «Толерантность»

Ход мероприятия

Слайд 1.

Ни для кого не секрет, что нашему обществу остро не хватает доброты и милосердия. Особенно болезненная ситуация сложилась в области межнациональных отношений. Поэтому не случайно мы все чаще говорим о толерантности. Термин этот, еще недавно знакомый лишь специалистам, с легкой руки В. В. Путина стал активно внедряться в нашу жизнь. При поддержке Д.Медведева принята даже правительственная программа формирования толерантности в обществе.

- А кто из вас слышал слово «толерантность?

Сегодня мы нередко слышим с телеэкранов, от ведущих политиков незнакомое нам до недавнего времени слово "толерантность".

- А что оно означает, знаете?

Слайд 2.

Что такое толерантность?

tolerance (французский) - отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;

tolerance (английский) - готовность быть терпимым, снисходительность;

терпимость (русский) - способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительным.

Слайд 3.

«…Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Толерантность - это обязанность способствовать утверждению прав человека,.. демократии и правопорядка…»

(Декларация принципов толерантности, утвержденная резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года)

Для русского языка слово «толерантность» относительно новое; четкого, однозначного толкования этот термин не имеет.

- Как каждый из вас понимает это слово?

- А что было бы, если все люди были похожи друг на друга и ничем не отличались? Интересно ли жить в таком мире клонов?

- Хорошо или плохо, что все мы разные?

Люди своими отличительными чертами дополняют друг от друга.

-выйдите ребята одинакового роста

- с темными волосами

- с карими глазами

А теперь напомним вам о стихотворение С.Маршака "Всемирный хоровод"

Ученик 1. и ученик 2

1.

Стихи для ребят

Всех народов и стран:
Для абиссинцев и англичан,
Для испанских детей

И для русских, шведских,
Турецких, немецких,
Французских
Негров, чья родина -
Африки берег;
Для краснокожих обеих Америк.
Для желтокожих,
Которым вставать

Надо, когда мы ложимся в кровать,

Для эскимосов, что в стужу и снег

Лезут в мешок меховой

2.

На ночлег;
Из тропических стран,

Где на деревьях

Не счесть обезьян;
Для ребятишек
Одетых и голых -
Тех, что живут

В городах и селах...
Весь этот шумный,
Задорный народ

Пусть соберется в один хоровод.
Север планеты

Пусть встретится с Югом,
Запад - с Востоком,
А дети - друг с другом

- О чем это стихотворение?

Дети всех цветов кожи должны дружить друг с другом.

16 ноября жители многих стран мира отмечают Международный день толерантности или День терпимости. Этот праздник был учрежден в 1996 году по решению Генеральной Ассамблеи ООН. День терпимости отмечается в разных странах по аналогичному сценарию. В этот день проводятся массовые мероприятия, посвященные воспитанию терпимости у жителей стран-участниц ООН и других народов мира. Большинство мероприятий ориентировано на учебные и профессиональные заведения, но часть их проводится и для всей общественности.

День терпимости посвящен соблюдению принятой в 1995 году Декларации терпимости. Его цель заключается в том, чтобы снизить распространяющиеся в последнее время по всей планете случаи проявления насилия и экстремизма.

Немецкий графический художник Хелмут Лангер создал эмблему

Слайд 3 - 4.

Ученик :

Толерантность - это милосердие.

Толерантность - это сострадание.

Толерантность - это уважение.

Толерантность - это доброта души.

Толерантность - это терпение.

Толерантность - это дружба.

Слайды 5, 6, 7.

Ученик :

Толерантность - это гармония в многообразии.

Толерантности способствуют: знания, открытость, общение и свобода мыслей, совести, убеждений.

Толерантность - путь к миру и согласию.

Сейчас вам, дорогие ребята, я предлагаю просмотреть видеоклип «Tell Me Why» (исполнитель Declan Galbraith). Вы изучаете английский язык со второго класса, и поэтому всё, о чём поёт мальчик, вам будет понятно. Хочу обратить ваше внимание на фон видеоклипа. Это является важным для полного восприятия видеоклипа.

(просмотр видео клипа «Tell Me Why» (исполнитель Declan Galbraith) с помощью Adobe Media Player 1.7, презентация на некоторое время сворачивается)

Ребята, я понимаю вас, без слёз сострадания и сочувствия этот клип смотреть нельзя.

Какие эмоции вы испытали?

Какова основная идея видеоклипа?

Первое сентября - День знаний в нашей стране, ставший в 2004 году днем трагедии и скорби всех людей. Нет ничего страшнее террора. Особенно, если жертвами становятся дети, никому не причинившие зла, рожденные для счастливой жизни. Без слез нельзя говорить о трагедии в школе №1 г. Беслана, о гибели детей, их родителей, учителей, спасателей. Беслан - это неутихающую боль. И все люди, невзирая на различные вероисповедания, скорбят о погибших

Слайд 8, 9.

Ученик 2:

Быть толерантным - означает уважать других, невзирая на различия. Это означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает.

Все - мы разные, все мы - равные!

Слайды 10.

Перед вами Цветок толерантности. Давайте попробуем рассмотреть лепестки этого красивого цветка.

Чем они отличаются? Что общего между ними?

Какие бы вы добавили лепестки?

Слайды 11, 12.

Люди на свет рождаются разными: непохожими, своеобразными.

Чтобы других ты смог понимать, нужно терпенье в себе воспитать.

Вот такие вертушки мира создают школьники США в День Толерантности ежегодно 16 ноября. На каждой вертушке дети пишут свои пожелания.

У нас в стране чаще всего «выращивают» дерево толерантности, на листьях которых дети также оставляют свои пожелания и рисунки.

Слайд 13.

Толерантность. Вызов времени. (прокомментировать)

Слайд 14.

Толерантность - признание, уважение и соблюдение прав и свобод всех людей без различения социальных, классовых, религиозных, этнических и иных особенностей.

Какими же чертами должен обладать толерантный человек, а какие черты личности мешают быть таковым? Посмотрим таблицу.

Классный час в 7 классе Планета толерантности

Толерантность означает терпимость к иному образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.

Терпимость к чужому мнению, вероисповеданию, поведению, культуре, политическим взглядам, национальности, то есть это проявление терпимости, понимания и уважения к личности другого человека независим от каких-либо отличий.

Дорогие ребята! Толерантная личность. Какими личностными качествами должен обладать такой человек? Продолжите фразу «Я -…….»

Теперь подведём итоги нашего обсуждения.

Слайд 15.

Ученик

Толерантная личность. Я:

  • терпимый и терпеливый;

  • считающийся с чужими мнениями и интересами;

  • умеющий решать конфликты путем убеждения и взаимопонимания;

    • приветливый и заботливый, вежливый и деликатный;

    • уважающий окружающих и уважаемый ими;

Ученик

    • уважающий права свои и других, умеющий слушать и слышать;

    • заботливый, сострадающий, поддерживающий;

    • патриот своей школы, города, России, заботящийся об их процветании;

    • человек, берегущий природу и культуру;

    • трудолюбивый, успешный, независимый, счастливый.

Дорогие ребята! Толерантный посёлок. Чем же должен отличаться такой посёлок, наш посёлок? Продолжите фразу «В моём посёлке …….»

Слайд 16.

Ученик

Толерантный посёлок. В моем посёлке

    • прохожие доброжелательные, вежливые, нарядные;

    • улицы, дворы и парки чистые, ухоженные;

    • река и воздух чистые, природа здоровая;

    • школа просторная, светлая;

Ученик

    • учителя умные, добрые, справедливые, понимающие, умеющие поддержать, любящие свое дело, свою работу и детей, знающие и понимающие интересы учеников;

    • учащиеся доброжелательные, уважающие друг друга и всех сотрудников школы, умеющие слушать и слышать, понимающие и поддерживающие друг друга.

Дорогие ребята! Толерантная страна. Что же такого особенного должно быть в такой стране, в нашей России? Продолжите фразу «В моей России…….»

Слайд 17

Ученик

Толерантная страна. В моей России

    • власть справедливая, профессиональная, ответственная, заботящаяся о своих гражданах;

    • народ здоровый, доброжелательный, трудолюбивый, обеспеченный, заботящийся о процветании своей страны;

Ученик

    • все граждане - патриоты своей страны, свободные, уважающие права свои и других, ценящие добрососедские отношения, мир и согласие, право каждого быть самим собой;

    • страна сотрудничает с другими странами мира, сохраняя мир и дружбу во всем мире.

Слайд 18.

Мы строим культуру мира.

Мы больше получим, чем отдадим, если будем чаще вспоминать про то, что нас соединяет, про то, что человек становится Человеком только благодаря другому человеку.

Толерантность вовсе не отменяет собственного мнения. Скорее наоборот, лишь обладая сформировавшимся взглядом на многие окружающие вещи и системой жизненных принципов, можно определить границу, переход которой окажется малоприятной.

- Можно ли вас считать обладателем этого качества? Или вам еще предстоит набраться опыта, чтобы его приобрести? На эти вопросы ответит следующий тест «Проявляешь ли ты толерантность?

Слайды 19 - 24

А вы знаете, что такое «Технологии повседневной толерантности»? Как Вы думаете, что скрывается под этим понятием?

Я перечислю знакомые, самые обычные для Вас слова. Повседневность - это кофе, каникулы, суп.. Иначе говоря, самые обыденные вещи, без которых невозможна сегодняшняя цивилизация. Это, если можно так сказать, - неоспоримая повседневность, точки отсчета, без которых немыслим день, неделя, год. Утром - кофе, в обед - суп, летом - каникулы.

- Ребята, а какие вы можете привести примеры из своей повседневной жизни?

У толерантности, терпимости есть своя обратная сторона.

- Какая это сторона? Какие её формы проявления вы знаете?( Предрассудки, войны, конфликты).

Конфликты стары как мир. Люди всегда старались понять мир и друг друга. Иногда это трудно, потому что не все видят проблемы одинаково. Послушайте индийскую сказку и попытайтесь определить причину ошибки мудрецов.

Мудрецы и слон

Давным-давно в маленьком городе жили-были шесть слепых мудрецов. Однажды в город привели слона. Мудрецы захотели увидеть его. Но как? «Я знаю, - сказал один мудрец, - мы ощупаем его». - «Хорошая идея, - сказали другие, - тогда мы будем знать, какой он - слон». Итак, шесть человек пошли смотреть слона. Первый ощупал большое плоское ухо. Оно медленно двигалось вперед-назад. «Слон похож на веер!» - закричал первый мудрец. Второй мудрец потрогал ноги слона. «Он похож на дерево!» - воскликнул он. «Вы оба неправы, - сказал третий, - он похож на веревку». Этот человек нащупал слоновий хвост. «Слон похож на копье», - воскликнул четвертый. «Нет, нет, - закричал пятый, - слон как высокая стена!» Он говорил так, ощупывая бок слона. Шестой мудрец дергал слоновий хобот. «Вы все неправы, - сказал он, - слон похож на змею». - «Нет, на веревку!» - «Змея!» - «Стена!» - «Вы ошибаетесь!» - «Я прав!» Шестеро слепых кричали друг на друга целый час. И они никогда не узнали, как выглядит слон.

- О чём эта сказка?

- Почему они так и не узнали, как выглядит слон?

Вы правы. Каждый человек мог представить себе лишь то, что могли чувствовать его руки. В результате каждый думал, что он открыл истину и знает, на что похож слон. Никто не хотел слушать, что говорят другие.

- Были ли мудрецы действительно мудрыми?

У них возник конфликт, основанный на различиях в восприятии.

- Как мудрецы могли бы узнать, как на самом деле выглядит слон.

Перепишите конец сказки.

У каждого человека своя точка зрения на тот или иной предмет, так как все одну и ту же вещь видят и слышат по-разному.

- К каким результатам приводят конфликты?

Слайд 25

Три результата конфликта

1. Победа - поражение - одна сторона удовлетворена, но другая не удовлетворена.

2. Поражение - поражение - обе стороны не удовлетворены результатом.

3. Победа - победа - обе стороны приходят к согласию.

Слайд 26

Правила управления конфликтом:

1.Не прерывайте. Слушайте.

2. Не делайте предположений.

3. Не переходите на личности и не оскорбляйте.

4. По-настоящему работайте над решением проблемы. Предлагайте множество решений конфликта, пока не достигните соглашения, которое устроит вас обоих.

5. Закончите на позитивной ноте.

Работа в группе.

Инсценируйте споры в различных школьных помещениях. Достигните нужного компромисса, используя разработанные вами правила управления конфликтом.

Группа 1 - в школьной библиотеке:

Вы одолжили учебник своему другу. Он его потерял и отказывается платить штраф.

Группа 2 - в раздевалке спортзала:

Подруга одолжила у вас форму и не вернула.

Группа 3 - в классе:

Сосед по парте во время контрольной заглядывает к вам в тетрадь и навлекает на вас неприятности.

Группа 4 - на перемене:

Ваша лучшая подруга показала вашему другу записку, которую вы написали о нем.

Группа 5 - в школьном дворе:

Света принесла в школу плейер, полученный в подарок накануне. Друзья захотели послушать. Когда очередь дошла до Димы, он случайно сломал одну из кнопок. Света, увидев это, страшно разозлилась.

Группа 6 - в столовой:

Ваш одноклассник вчера занял у вас 20 рублей на обед и обещал вернуть на следующий день. Вы понадеялись на его честность и сегодня денег с собой не взяли. Вы подходите к нему в столовой, он говорит, что у него денег хватит только на себя.

А теперь, давайте с вами запишем, как можно эффективнее достигнуть соглашения.

Кто бы хотел зачитать свои примеры?

Ученик

Толерантность - это не простое чувство,

Его не в раз приобретешь:

Сколько надо проявить благородства и сочувствия,

Только тогда сам все это поймешь.

Толерантным быть - это искусство,

Твердо в этом мы убеждены:

В дружбе и согласии жить должны

Русские и украинцы, башкиры и татары

Ответим друг другу чувством высоким-

И хрупкий мир мы сможем сохранить.

(авт. Александров П.)

Ребята! Обратите внимание! На каждой парте лежит текст со стихотворением, цифрами обозначены номера парт. Сейчас у нас будет импровизированный монтаж. Вы должны по очереди читать строки стихотворения, учитывая номер парты.

1.

Что ж такое толерантность?

Может к бабушке любовь?

2.

А быть может это то, что маме

Я на день рождения принес?

3.

Понял я, что это - уважение

К мнению не только своему.

4.

Видеть боль чужую

Я, по-моему, уже могу.

5.

Дам монетку нищему,

Пожилому помогу.

6.

Товарища в беде не брошу,

Злобу в класс я не пущу.

7.

Если ты к друзьям терпим,

Выслушать любого можешь.

8.

Если нужно, то готов

Ты всегда прийти на помощь.

9.

Веришь в чудо, доброту.

Взрослых уважаешь,

10.

Маме с папой не грубишь,

Младших ты не обижаешь.

11.

Значит, не зря все говорят,

Что ты толерантен.

12.

Оставайся им всегда и

Будь еще галантен.

13.

Что такое толерантность?

Доброта, любовь и смех.

14.

Что такое толерантность?

Счастье, дружба и успех.

15.

Если каждый друг к другу будет терпим,

То вместе мы сделаем толерантным наш мир

Слайд 27.

Наша земля - это место, где мы можем любить друг друга, соблюдать традиции и продолжать историю Планеты Толерантности.

Слово толерантность есть практически во всех языках мира и понимают его в разных странах одинаково.

Теперь вырастим традиционное дерево Толерантности на нашей планете. Для этого мы выполним творческую работу. Пусть наше дерево распустит листочки и зазеленеет. Крону дерева составим из листочков с вашими высказываниями на тему: "Планета Толерантности». Возьмите каждый по листочку и напишите на них, что, по- вашему, надо сделать, чтобы наш класс, наша школа стала пространством толерантности, т.е. чтобы отношения в них стали как можно более толерантными. Затем листочки приклейте на дерево.

Китайская притча «Ладная семья»

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая - мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго - видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:

• любовь;

• прощение;

• терпение.

и в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил: - И все? - Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил: - И мира тоже.

Благодарю всех за активное участие. Вижу, что классный час понравился, и я надеюсь, что он оставил глубокий след в душе каждого, помог нам всем понять, что только уважение друг к другу, взаимопонимание, терпимость, соблюдение равноправия на деле спасут мир. Мы не сможем в одночасье сделать толерантным ни своё поведение, ни поведение других людей, и не надо корить себя за это. Однако важен даже самый маленький шаг в этом направлении.

Пусть каждый из вас, пусть наш класс, наша школа, наш посёлок и наша Россия всегда будут островами толерантности для всех жителей большой планеты Земля.

(Звучит песня «Дети Солнца» («Deti_solntsa», группа «Непоседы», альбом «10 лет - Лучшее», 2001г.)

© 2010-2022