Классный час + Презентация «Хорошо бы, как Пётр и Феврония. .. »

Классный час, посвящённый обсуждению вопросов, связанных с истинной любовью и верностью. Эта тема на данном этапе весьма актуальна, так как обусловлена заметной деградацией семьи в современном обществе. Разрушаются ценностные основы семьи, увеличивается число разводов, разрушается связь поколений. Очень многое, если не всё, в деле создания семейного уюта, зависит от женщины. Это и спокойствие и дружественная атмосфера. Цель данного классного часа показать основы семейных взаимоотношений на ярком...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «НИЖНЕОЛЬХОВАТСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»



«Хорошо бы, как Петр и Феврония...»



Театрализованное представление, посвящённое покровителям счастливого супружества Петру и Февронии

Выполнил

учитель основ православной культуры

Пахомова Ирина Борисовна

...Жили они долго и счастливо, и умерли в один день…

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Классный час, посвящённый обсуждению вопросов, связанных с истинной любовью и верностью.

Эта тема на данном этапе весьма актуальна, так как обусловлена заметной деградацией семьи в современном обществе. Разрушаются ценностные основы семьи, увеличивается число разводов, разрушается связь поколений. Очень многое, если не всё, в деле создания семейного уюта, зависит от женщины. Это и спокойствие и дружественная атмосфера. Цель данного классного часа показать основы семейных взаимоотношений на ярком примере супружеской жизни Петра и Февронии. Ведь именно мудрость Февронии стала основой их семейного счастья. Как говорится, ни к чему клад, когда у мужа с женой лад. А лад в семье строила сама Феврония.

Предлагаемое мероприятие требует предварительной подготовки.

Цели: способствовать формированию интереса к истории православия, к образцам личного подвига православия на примере святых Петра и Февронии; дать детям твёрдые понятия добра, истины, любви в образцах православной жизни на основе веры, надежды, любви.

Форма проведения:

Подготовительная работа с детьми: подбор пословиц о семье; конкурс мини-сочинений «Счастливая семья»

Оформление: компьютерная презентация; плакаты с пословицами «Вся семья вместе, и душа на месте», «Не будет добра, коли в семье вражда», «Согласную семью и горе не берёт».

Ход классного часа

(Слайд 1)

Презентация лучших сочинений.

Обсуждение пословиц (Слайд 2)

Классный руководитель. Семья - это материальная и духовная ячейка для супружеского счастья и радости. Основой, стержнем семьи является супружеская любовь, взаимная забота и уважение. Именно такие отношения были в семье православных святых - Петра и Февронии. Православная Церковь вспоминает их 8 июля. В истории Церкви не так много святых, прославившихся исключительно любовью и верностью друг к другу. Этот день многие называют православным Днем Влюбленных, потому что Петр и Феврония - покровители счастливого супружества. И хотя этот день не «раскручен», как 14 февраля, все же те, кто ищет небесного покровительства своей любви, могут смело сегодня обращаться в молитвах к Петру и Февронии. (Слайд 3)

Послушайте стихотворение Матвея Славко «Про Петра и Февронию Муромских»

Чтец.

Много славных имен на Святой на Руси,
Много сказано былей - кого ни спроси,
И меж былей жива - не крива, не стара -
Про Февронью-жену и супруга­Петра.

…Петр во Муроме­граде на княжестве был,
И мечом неприязненна Змия убил.
А Февронья, что с юности стала мудра,
Врачевала великие раны Петра.

Многократно просили бояре Петра -
Мол, простую крестьянку - гони со двора,
Знатну дочь близ себя посади на престол!..
Князь послушал бояр… и из града ушел…

И челом ему били громадою всей:
Возвращайся, о княже, с женою своей!
И во Муроме правь до скончания дней,
Коли столь неразлучна душа твоя с ней.

И в любви благодатной - к успению лет
Дали Петр и Февронья взаимный обет,
Будто в каменну вместе возлягут кровать,
Где вдвоем - до Страшного Суда - почивать.

И свершилось заветное: праведным сном
Опочили согласно во гробе одном.
А народ - по земному уму порешил,
И усопших немедля разнять поспешил.

В усыпальницу князеву - князя снесли,
А жену его - в скит, на погост отвезли.
Но в канун погребенья - всех весть потрясла:
Снова в каменный гроб воротились тела.

Оттого это сталось, что мертвую плоть
Сочетал - словно души - Всесильный Господь.
Оттого это сталось, что верен завет:
Смерти нет для любви - только свет, только свет!

Смерти нет, смерти нет!.. И века напролет
К обоюдным останкам болезный народ
Исцеляться приходит, и Славу поет.
Потому что любовь никогда не прейдет!

Потому что любовь - паче смерти - для всех,
Кто уверовал в вечную жизнь в небесех!
Классный руководитель. Святые Петр и Феврония, благодаря их неординарному житию, воспевающему "союз любви, мудрый брак", известны всему миру. "Повесть о Петре и Февронии Муромских" была любимым чтением русских людей от царей до простолюдинов, а ныне это произведение называют "жемчужиной древнерусской литературы" (Д.С.Лихачев).

А чтобы подробнее познакомить вас с историей этой необыкновенной любви, представляем вашему вниманию постановку этой повести.

Княжеская опочивальня. Полумрак. В красном углу горят лампады у киота с иконами Богоматери и Христа. Инок в чёрном чуть слышно читает псалмы.

Раздаётся слабый голос муромского княжича Петра. Аника… Аника.

Входит Аника (слуга князя).

Пётр (тихо) Я устал, Аника. А скажи, за что мне наказанье такое? Все эти струпья, язвы по всему телу - от яда змеиного? Сколько уж лет неизлечимый. В той битве я ведь не только брата от змея спасал, а и Муром наш. А, может, всю Русь православную от злого гада спас.

Аника (садясь на лавку). Я, княже, кажется, нашел тебе еще лекарей. Есть в Рязанской земле такое сельцо Ласкаво. Старики говорят, может, там тебя от хвори избавят.
Петр ( приподнимаясь с подушек и глядя с надеждой). Так чего ж ты медлишь? Собирай возки! Едем!
Смена декораций.

Горница. За ткацким станком сидит девица с русой косой до пояса. По комнате прыгает серый, уже в весенней шкурке, зайчишка. Входит Аника и замирает от удивления.

Аника (кланяясь). Скажи-ка, девица, где твои мать с отцом?

Девица (не поднимая головы от работы, смиренно). Родители пошли к соседям взаймы плакать. А брат меж ног своих в глаза смерти глядит.
Аника смотрит на прыгающего зайца, мнётся.

Девица (поднимая на него ясный взор). Экий ты неразумный. Не постучался. Застал меня в простоте и неприбранной. А родители у соседей покойника оплакивают. Когда же за ними смерть придет - соседи поплачут. Это и есть плач взаймы. А брат мой - древолаз, в лесу бортничает. На высоком дереве мед берет. Сквозь ноги в глаза смерти смотрит. А меня зовут Феврония.

Аника. А я слуга муромского княжича Петра. Его змей ядом обрызгал. От лютых язв он совсем извелся. Если вылечишь - много даров обещает
Девушка ( поднимается, опустив глаза). Даров мне не надо. Только вижу одно: будет здоров, если стану его женой. А нет, не смогу излечить. Бог силы не даст. (Гладит зайца, что прыгал рядом на задних ногах) (Слайд 4)
Аника удивлённый убегает и сразу же возвращается, неся на руках княжича.

Феврония ( глядя лишь на Анику). Прежде всего повели истопить баню. И выпари там хорошенько своего господина. А потом натри его вот этим. Но один струп на плече оставь. - И, зачерпнув из бочонка кислого квасу, протянула ковшик Анике.
Автор. В баньке после жаркого мытья Аника натер княжича кисляжью с головы до ног. И - о чудо! - пока распаренный Петр отдыхал на лавке, язвы на теле подсохли и отвалились. А кожа стала белой и чистой.

Смена декораций
Радостный князь вбегает в свои хоромы и направляется к брату Павлу, но дойдя до середина палаты падает на пол и корчится от страшной боли. Гнойные язвы вновь покрывают его лицо, руки, тело.
Ночь, свет лампад и свеч.

Пётр (рассказывает брату подробности встречи). Девица сказала, что я буду здоров, если она станет моей женой. А нет, не сможет меня излечить. Я раздраженно посмеялся. Мыслимо ли княжичу брать в жены дочь какого-то древолазца? Пусть даже целительницу.

Павел (шепча в сердцах). Грех на тебе. Она исцелила тебя, а ты возгордился, уехал обманом. Вспомни слова апостола: "Всякий возвышающий себя унижен будет. А унижающийся возвысится". Умоляю, поезжай к этой Февронье. Покайся перед ней и Богом. Посватайся. Может, простит. И, может быть, исцелишься. Покаянье тебе нужно, а не ей и не Богу.
Петр молча слушает брата, склонив русоволосую голову. Подошёл к иконам, перекрестился. Аника, посылай сватов к Февронье. Хочу обручиться с нею в Солотчинском монастыре летом на Петров день.

Февронья(обращаясь к Анике) . Кланяйся господину, но пусть не коляски готовит, а сани.

Автор. Аника мысленно посмеялся над странной девицей. Однако 29 июня с утра начался такой снегопад, такие хлопья повалили с неба, что замело дороги. И заготовленные Петром сани как раз пригодились.

Князь Павел, под колокольный звон, с иконой Богоматери встречает молодых у княжьих палат. Рядом выстроилась челядь.

Все кричат. Совет вам да любовь!

Автор. Однако не всем по душе пришлась юная княжна. То и дело стали слышаться наветы дородных боярских жен, ярких местных франтих - первых красавиц Мурома.

Жёны бояр.

1-я жена. Разве это княжна? Просто девка-молчунья.

2-я жена. Никакой лепоты нет.

1-я жена. И худа.

2-я жена. И бледна.

1-я жена. И не то что жемчуга, колечка медного не наденет.

Автор. Но Петр словно не слышал. Как говорится, ни к чему клад, когда у мужа с женой лад. А лад в новой семье исподволь, мягко строила сама Февронья.

Но неожиданно грянуло горе. Умер старший брат Павел. И Петр официально стал князем Муромским. А Февронья - княгиней. Летопись особо отмечает честное и справедливое Петрово правление. Не по родовитости и богатству, а "по божьим делам" отмечал он и привечал и бояр, и челядь. Исправно вел и внешние дела и торговые. И часто не без советов мудрой лады своей, любимой жены. Поползли злые сплетни. От хором - к палатам, от домов - к избам. Мол, не любит княгиня родовитых. Боярство не любит, потому что сама чернавка. Потому и князь стал бояр угнетать. То унижением, то поборами. Однажды на хмельном мужском пиру, на княжеской трапезе стали хитроумно хулить княгиню. Особенно толстый боярин Данила.
Данила. И ради чего ты, Петр, молодой князь, так престол свой унизил? Или тебе не нашлось высокородной невесты? Мы-то рады тебе служить, да вот жены-то наши, боярыни, никак не могут селянке кланяться.
Тимофей Тарасьев (выныривая из-за боярских спин). И то правда, князь. Когда княгиня твоя бывает за трапезой с нашими женами, сраму не оберешься. Крошки со стола в ладонь собирает. Точно голодная.
Бояре за столом громко и дружно смеются.
Тарасьев. Ей-ей, могу побожиться. Кого хочешь спроси.

Князь (вскакивая с места). А ну-ка, Аника, пошли за княгиней. Скажи, князь зовет к трапезе.
Входит Феврония, садится рядом с князем и ест. Поев, собирает хлебные крошки в ладонь. Пётр резко хватает её за руку и разжимает пальцы. Но в её ладони лежат не крошки, а комочки благоухающего церковного ладана.

Пётр громко смеётся. Бояре один за другим покидают палаты.

Автор. Однако еще больше озлобившиеся бояре не унимались. И на боярской думе опять подняли этот вопрос.

Бояре. Если ты, князь, хочешь быть самодержцем, бери иную княгиню. А этой ни мы, ни жены наши не подчинимся. Пусть берет из казны сколь захочет и уходит из града Мурома.
Князь (растерянно, опустив голову). Ступайте, нелюбезные. Сами спросите княгиню. Как она скажет, так и будет.
Бояре (подходят к Февронье и радостно сообщают). Весь город, госпожа Февронья, требует, чтоб ты отдала нам того, кого мы просим. Сама же бери сколь нужно богатства и уходи!"
Февронья (спокойно). Пусть так. Но и вы обещайте мне дать, чего попрошу.

Бояре (радостно). Что ни скажешь, бери без прекословья.
Февронья (твёрдо). А скажу я, что нужен мне только супруг мой, Петр.
Бояре (растерянно переглядываясь). Что ж. Бери. Мы на вече другого, лучше этого выберем. Благо есть из кого.

Входит князь и гневно оглядывает бояр. Встречается с глазами жены, обнимает её за плечи и уводит.

Автор. Между тем на речном берегу боярские слуги спешно готовили для отплытия два струга, намереваясь выпроводить, наконец, за пределы муромских земель нелюбую им рязанскую всезнайку, чернавку Февронью. А заодно навсегда изгнать и князя Петра, строгого и давно неудобного им. Пётр и Февронья покидают Муром.
На ночлег они пристали к какому-то берегу.

Пётр сидит на камне, он задумался. К нему подходит Февронья и обвивает шею мужа руками.

Февронья. Не скорби, княже. Уныние тоже грех. Бог милостив. Не пропадем... Или не веришь?

Она поднимает Петра с холодного камня. Подводит к костерку, в котором, потрескивая, уже плясал огонь меж двух вбитых в землю кольев для подвешивания котла с водой.

Февронья. А поверишь ли в милость Божью, если наутро эти колышки станут опять деревьями?

Князь (засмеялся негромко). Ах ты, лада моя, все выдумываешь?

Автор. Наутро они проснулись от удивленных криков. Повар, Аника и слуги толпились у пепелища от вчерашнего костра. По сторонам его вытянулись два стройных, шумящих зеленой листвой деревца.

Февронья. Вот видишь. Я ж говорила, Бог милостив. И дает всем - по вере его.

Автор. Между тем бояре в Муроме не поделили власти. Стали подсиживать, клеветать, коварно, безжалостно убивать друг друга. К тому же на город, еще недавно красивый, резной, без жалости напал огонь. Огромные огненные всполохи, словно в руках архангелов, перелетали по крышам боярских домов и торжищ. Для всех и всюду словно звучал вопрос: "Куда дели вы законного князя Петра с княгинею? Не вернете их на престол - все и вся огню и мечу будут преданы. И дома, и семьи, и скоты ваши..."
И объял город ужас. Объяло оцепенение. Не прошло и трех дней, как на далеком берегу Оки пред шатром князя появились трясущиеся и униженные, в опаленной одежде люди. Средь них и Тимофей Тарасьев, и брюхатый боярин Данила.

Тимофей Тарасьев и боярин Данила (падая ниц перед Петром и плача). Прости ты нас, милосердный... Вернись. Избавь от греха.

Князь (поднимая с земли Тарасьева). Ступай с миром. Спроси княгиню мою. Как она скажет, так и будет.

Выходит Февронья. Идите к вашему князю. Захочет вернуться - то и я с ним буду. Две способности дал нам Господь. Помнить и забывать. Забывать зло. А помнить добро.
Автор. Когда струги Петра и Февроньи, скользя по глади Оки, возвращались в родной Муром, встречать их на зеленые берега под колокольный звон высыпал весь город.
И потянулись, поплыли годы. В делах княжеских и житейских. В постах и молитвах. Кроткая Февронья продолжала "творить многие чудеса". Она была словно сама любовь. Постоянно лечила, исцеляла людей. Заботилась о больных и сиротах. Строила дома призрения. За вдов заступалась. Помогала бедным монастырям. Порой ткать любила, как некогда в юности. Да и Петр в ясном свете ее доброй души с годами сильно переменился. Время его княжения историки считают спокойным и благодатным. Однако и к этим счастливым супругам подкралась старость. И в храме, и у себя в горнице у киота они все чаще просили Бога о счастье - дать им возможность умереть в один день. Они и завещание написали - не разлучать их тела и после смерти. Для этого по княжескому велению были вытесаны в одном камне два гроба с тонкою перегородкой.
Постаревший князь сидит рядом со старенькой княгиней, держа её за руку.
Князь. Скажи, возлюбленная моя, если я приму монашеский чин, пойдешь ли и ты в монастырь?

Помолчав, жена низко кланяется мужу.

Февронья. Я об этом давно думаю. Лишь твоего решения ждала, чтоб подальше уйти от мира. Чтобы жить ближе к Богу. Среди наших мирских забот, молвы, искушений нельзя достичь святости и совершенства.

Князь (продолжая ее мысль). Как говорил Иоанн Златоуст, это та же разница, что между тихой пристанью и морем, вечно колеблемым ветром.
Автор. Муромцы не поняли такого решения. Недоумевали, как можно княжескую славу, богатство, честь менять на монашество. Ведь и в миру можно молиться Богу. Но Петр с Февроньей были тверды. И приняли монашество в одно и то же время. Он наречен был в Спасском монастыре именем Давид. Она в женском Успенском монастыре - Ефросиньей.
Жаль, неведомо из летописи, какие духовные подвиги совершили супруги в монастыре, в одиночестве скудных келий. Однако недаром ведь говорится: если в миру люди борются с бесами, как с ягнятами, то монахи бьются с ними "аки с тиграми". Так жили они несколько лет, не видя друг друга, лишь зная и чувствуя биение любящего родного сердца. Но однажды теплым июльским днем, когда блаженная Ефросинья в узкой келье вышивала лик Богоматери на покрывале для храма Пресвятой Богородицы, в дверь постучали.

Быстро входит молодой инок.

Инок. Сестра, я послан от брата твоего во Христе Давида. Он велел передать, что пришло время его кончины. Но он ждет тебя. Чтобы вместе отойти к Богу.

Февронья (прервалась на минуту). Не могу я тотчас с ним идти. Пусть подождет. Вот дошью, так сразу и буду к нему.

В своей келье во всем черном, с крестом на груди, седой, похудевший князь, задыхаясь, шепчет иноку.

Князь. Поспеши к сестре моей возлюбленной. Пусть проститься придет. Из жизни этой я уже отхожу.

Инок (торопливо вбегая к Февронье). Сестрица. Не медли. Князь Петр кончается. Молит проститься.

Февронья. Умоли и его, брате, потерпеть, подождать меня малую минуту. Одну стезицу дошить осталось.
Князь (чуть живой). Скажи Февронье моей, все, ухожу. Ждать мочи нету.

Инок (вбегает к Февронье с плачем). Князь ваш Петр с миром преставился. Отошел в вечный покой.

Княгиня побледнела как снег. Встала и, подняв взгляд на Богородицу, трижды перекрестилась. Тихо, точно прощаясь, провела рукой по неоконченному шитью. Воткнула иголку и, замотав вокруг нее нитку, стала тихо отходить к Богу...
Автор. И понесли ангелы святые души Петра и Февроньи в бездонное небо. Туда, где был Тот, Кто даровал им великую и чистую любовь друг к другу. Случилось это, как говорится в Минеях, в лето 1228 года от рождества Христова. В 25 день июня месяца.
После отпевания муромские бояре пренебрегли завещанием покойных. Вспомнив, что монахов хоронить вместе нельзя, решили князя Петра схоронить в городе у соборной церкви. А гроб Февроньи поставили до утра в загородном женском монастыре. Однако наутро в немом ужасе стояли священники и прихожане над пустыми гробами в той и другой церквах. Никто не знал, куда подевались тела новопреставленных. Но прибежавший вскоре сильно напуганный сторож Богородичного храма, повалясь в ноги епископу, повинился, что ночью заснул и не видел, кто это тайно князя с княгиней перенес в общий гроб. Они и правда, как хотели при жизни, лежали в одном каменном гробу, покрытые недошитым Февроньиным покрывалом. (Слайд 5)
Бояре дружно решили, что это верные слуги ночью, тайно выполнили волю своих господ. Опять, разлучив тела, отнесли их в разные церкви, до утра закрыли замки и засовы. Сторожа глаз не сомкнули в ночи. И вновь никто так и не углядел, как тела святых старцев опять оказались в одном гробу.
Так и погребли их вместе. Но с тех самых пор стали замечать: кто с молитвой припадал к святым мощам, получал исцеление, лад да любовь в семье. Так что и нам хорошо бы молиться святым влюбленным, которые жили долго, счастливо и умерли в один день.

Звучит песня в исполнении хора «Пересвет» «Пётр и Феврония»

Классный руководитель. Через триста с лишним лет Московский собор причислил Петра и Февронию к лику святых. А в 1552 году Иоанн Грозный, во время похода на Казань, отслужил в Муроме молебен Петру и Февронии, пообещав в случае победы над Казанью воздвигнуть над их мощами каменный собор. И свое обещание царь исполнил: вскоре над могилой святых вознесся красивый храм, а затем царь прислал в храм икону святых Петра и Февронии, «писанную на золоте». К сожалению, этот храм не сохранился. После революции гробница Петра и Февронии была передана Муромскому музею. В 1989 году рака с мощами святых была возвращена церкви и несколько лет находилась в муромском Благовещенском соборе. В 1993 году гробница неразлучных супругов торжественно перенесена в Троицкий монастырь. (Слайд 6-7)

За сотни лет по молитвам святым многие получили помощь: святые Петр и Феврония помогают сделать супружество по-настоящему общей счастливой жизнью. Иконы с изображениями этих святых можно покупать и дарить новобрачным, как пример истинной и взаимной супружеской любви до последнего вздоха.

"День влюбленных" в соответствии с традицией РПЦ отмечают далеко не столь пышно, как это делают католики в День святого Валентина. Не принято делать подарки в форме сердечек или устраивать романтические посиделки при свечах. Православные христиане в этот день молятся в соборах и церквах. В своих молитвах молодые люди просят Бога о большой любви, а люди постарше - о семейном согласии. Считается также, что святые Петр и Феврония посылают небесное благословение всем, кто вступает в эти дни в брак.

Подведение итогов (рефлексия)

Может ли стать эта история примером для подражания?

О чём вы задумались?

11


© 2010-2022