Исследовательская работа Дорога к храму

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Исследовательская работа Дорога к храмуМКОУ Введенская средняя школа имени В.З.Ершова










Исследовательская работа на тему:

Исследовательская работа Дорога к храму

Руководитель:

Тугаринова Галина Борисовна

учитель географии



2013 год

Оглавление стр.

Введение…………………………………………………………………………3

1.1.Обоснование актуальности темы исследования

1.2. Цели и задачи

Глава 1. Храм божий на Руси…………………………………………………..5

Глава 2. История церкви в селе Введенское…………………………………....6

Выводы…………………………………………………………………………...9

Заключение………………………………………………………………………9

Литература……………………………………………………………………… 11

Приложение…………………………………………………………………… ..12









Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы (село Введенское)

Раздел 1. Введение

1.1.Обоснование актуальности темы исследования



Есть Бог, есть мир, они живут вовек,

А жизнь людей мгновенна и убога,

Но все в себя вмещает человек,

Который любит мир и верит в Бога.

Н. Гумилев. Фра Беато Анджелино



Древние люди говорили, что для абсолютного счастья человеку необходимо славное Отечество. В нашем современном мире эти слова по-прежнему актуальны. Мы солидарны с теми, кто утверждает, что воспитание человека, испытывающего гордость за свою страну, готового «Отчизне посвящать души прекрасные порывы», начинается с углублённого познания своей малой Родины, её святых мест. Чем гордиться, если не знаешь свои корни, историю родного города, страны, если лишён памяти о своём наследии?

Особая роль в истории России, в становлении и развитии её духовности и культуры принадлежит православию. Это признает и Федеральный закон РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях». В Государственном гимне России наша Родина зовётся «священной державой», «хранимая Богом родная земля». Ведь история Русской земли тесно сопряжена с судьбой Русской Православной Церкви. Церковь и государство в единстве дополняли друг друга в воспитании благочестивого и образованного христианина, добропорядочного семьянина, трудолюбивого и патриотичного гражданина.

Патриотические чувства начинаются с уважения к святыням. Очень точно заметил философ Иван Ильин: без святынь «Россия подобна раме без картины, колыбели без младенца». Православные ценности всегда составляли духовное ядро русского человека. Кремль с его златоглавыми куполами - это тот образ столицы, который защищали от немецких захватчиков наши воины. Отправляясь в военный поход, наши князья и цари просили у честных старцев благословления, усердно молились о победе, брали с собой кресты, иконы и хоругви, давали обет Богу о строительстве церквей и монастырей в благодарность за дарованную Богом победу. «За веру, Царя и Отечество» - эти слова наполняли мужеством и отвагой солдатские сердца.

В нашем селе Введенское возрождается храм. Какова же историческая судьба православного храма? Какова история его? На эти и другие вопросы авторы решили найти ответы в ходе исследования.

Актуальность темы исследования подтверждают данные, полученные нами в ходе социологического опроса среди сверстников. Подавляющее большинство ребят плохо знакомы, или практически не знают историю храма в нашем селе..

1.2. Цели и задачи

Объект данного исследования - Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы в селе Введенское Чухломского района Костромской области Предметом исследования является изучение исторической судьбы церкви, их архитектурных особенностей, культурно-исторической ценности.

Цель исследования - получение исторических сведений о прошлом и настоящем церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы в селе Введенское.

Задачи:

  • изучить архивные материалы, публикации, рассказывающие об истории церкви;

  • выявить и оценить произошедшие изменения;

  • пробудить интерес детей к изучению истории храмов и монастырей;

  • развить навыки исследовательской работы в области православной культуры.

Для достижения цели исследования авторы использовали следующие формы и методы исследовательской работы:

- изучение источников исследования: фотографий, документов, архивных материалов, газетных материалов;

- ознакомление с литературой, содержащей рекомендации по сбору краеведческого материала;

- поиск очевидцев событий с целью сбора интересующих данных; запись рассказов и воспоминаний;

- установление связей с работниками библиотеки, музеев, уточнения сведений, проверки достоверности фактов;

Результаты, полученные в ходе исследования, имеют большую значимость. Проводя краеведческие изыскания, мы лучше стали понимать историю своей малой родины.



Глава 1. Храм божий на Руси

Православную церковь можно приметить везде с первого взгляда. Ее вид отличается от обычных зданий. Строгая торжественная прелесть и особенная грация линий, светлая, радостная окраска строения, а высоко вверху сверкают золотом, отражая небесный свет, нарядные купола. Обычно церковь ставили на возвышенное место, чтобы отовсюду она была видна, чтобы далеко-далеко разносился звон колоколов, или, как говорят верующие, была ближе к Богу. «Архитектуру часто называют музыкой в камне или застывшей музыкой. Возможно, эти слова возникли именно тогда, когда человек глядел на прекрасный, величественный храм».

Все православные храмы строятся по одной системе. Строятся они всегда алтарем на восток, туда, где восходит солнце, потому что для верующего Бог - сам свет немеркнущий. Чаще всего храм устраивают в виде креста, так как посвящен распятому на кресте Господу. Иногда основание его делается в виде продолговатого корабля, символа Ноева ковчега; в форме круга как напоминание о вечности Бога; в форме восьмиугольника, похожего на звезду, для сравнения с путеводной звездой. Купол церкви воплощает собой небо. Вверху купол завершается главою, на которую ставится крест.

Каждый храм посвящен Богу и носит имя какого-нибудь события религиозной жизни или святого. Иногда в храме устанавливают несколько алтарей, каждый из которых освящен в память особого события или святого. В этом случае все алтари, исключая главный, называются пределами. «К названиям церквей, возводимых на Руси, обычно добавлялось «обыденная», «ружная», «проща». Обыденный храм строился по обету - во время неурожая, чумы, мора и т.п. - из деревянных заготовок за один день. Утром на заре закладывали фундамент, а к ночи церковь освящали. Ружная церковь находилась на постоянном жаловании у государства (до 1917 года). Проща - прощание грехов, исцеление. Церкви эти назывались по находящимся в них чудодейственным иконам.

На Руси всегда строили церкви. Строили их на средства прихожан, на средства частных лиц, и государство вкладывало средства. Особый рассвет строительства церквей на Руси наступил в начале 19 века. Тяжелые времена, смутные предчувствия так и просили наитии успокоения. И оно приходило , это успокоение в церкви. После Октябрьской революции наступили тяжелые, трагические времена для верующих. Под лозунгом «Религия - опиум народа» новая власть стала закрывать церкви. Храмы стали разрушаться, а все их добро бессердечно грабилось. Колокола отправляли на переплавку, большее количество икон сожгли. Здания церквей стали занимать под клубы. Склады и другие помещения.

В настоящее время, можно так сказать, идет возрождение церковной культуры. Много храмов восстанавливается, много строится. Государство помогает идее церкви.

Глава 2. История церкви в селе Введенское

Первая церковь в селе Введенское была построена в 1663 году. Она была деревянной во имя Николая Чудотворца и простояла около 70 лет. К 1726 году пришла в полную ветхость, и прихожане просили построить новую. В 1729 году новая церковь была построена, и был издан указ об освящении вновь построенной церкви.

Места эти в XVI веке неоднократно разоряли казанские отряды, в Смутное время польской интервенции край сильно запустел. Но уже в XVII веке первый русский царь из рода Романовых - Михаил Федорович раздал здешние земли стрельцам и боярам за верную службу. Долгоруковы и Дурново стали владельцами и хозяевами этих угодий.

Введенская церковь построена неизвестными мастерами в числе первых, из сорока девяти храмов Чухломского уезда, на высоком берегу речки Мелши, притока Виги. Возведена каменная церковь в 1800 году на средства прихожан - помещиков окрестных усадеб и зажиточных крестьян 25 селений обширной округи. Колокольня каменная-3х этажная. Престолов было -3: а)В честь Введения во храм Божьей Матери б)Святого Николая; в)Святых мучеников Флора и Лавра. Причта по штату положено: священник, дьячок и пономарь и сверх штата состоят в клире :священник, дьякон, дьячок и пономарь. Жалованья штатному причту отпускается из казны 168 рублей. Земли церковь имела 33 десятины. Прихожан мужского пола 872 человека, женского-1246,дворов-231.В приходе имелось 25 селений, которые располагались на пространстве 7 верст от церкви. Ильинская церковь, что в Пустыне в 9 верстах, Никольская в Дорке в 9 верстах. От Костромы церковь находится в 180 верстах. В приходе имеются 2 земские школы, при одной-народная читальня, богодельня. По статистическим данным 1872 года при церкви было церковно-приходское училище, которое находилось в каменном здании рядом с церковью. Церковь Введения во храм божьей Матери построена на горке. По обоим сторонам от колокольни построены два входа под белокаменными арками. За церковью и справа было кладбище священнослужителей. С правой стороны ближе к 2х этажному зданию построил каменную сторожку и выделил деньги на храм хозяин богатого имения из д. Осташово Мартьян Сазонов. Огорожена церковь железной оградой. Перед входом во храм находилась площадь, вымощенная кирпичом. Возведение каменной церкви началось при жизни владельца усадьбы Степана Васильевича Перфильева, генерал-майора, одного из воспитателей будущего императора Павла I, друга князя А.И. Мещерского и поэта Г.Р. Державина. Завершилось строительство после его смерти, когда усадьбу в Стан купил Его Превосходительство генерал Александр Дмитриевич Семичев. Сын Семичева - Павел, известный театрал, жертвовал немалые средства на украшение и убранство церкви, а великий князь Александр Александрович Вяземский, следующий владелец усадьбы, крестил в храме свою дочь и двух сыновей. Долгое время жила в усадьбе Введенское и молилась в храме еще одна благотворительница, жена генерала Карла Ивановича Зейферт - Надежда Петровна

Исследовательская работа Дорога к храму

К началу XX века Введенский храм считался одним из самых богатых и красивых по внутреннему убранству. Под куполом висела огромная хрустальная люстра, оклады икон сияли золотом и серебром, полы и стены окрашены и нигде ни единой царапинки, чистота, сияние лампад и свечей, стройное пение церковного хора, запах ладана и множество нарядных прихожан. Вокруг церковной площади, вымощенной кирпичом, располагались 12 торговых лавок, церковно-приходская школа, каменная двухэтажная богадельня, построенная на средства крестьянина деревни Бариново Дмитрия Климовича Лебедева, и дома причта. Позади храма сохранился до наших дней огромный, площадью 20 гектаров, старинный парк, заложенный генералом Степаном Васильевичем Перфильевым.

Храм знаменит тем, что его посещал сам Иоанн Кронштадский. Повествование об этом можно начать с 1824 года. Служил в Троицком храме с. Мироханова священник Антоний Власович Соболев. В 1936 году основал он Мирохановское приходское училище и с 1849 года был переведен на службу в Введенский храм. У них с Глафирой Мартьяновной было 4 сына и 2 дочери. Сын Иоанн родился в 1829 году и после окончания Солигаличского духовного училища поступает в Петербургскую духовную семинарию, где учился с Иоанном Кронштадским. Тогда они приезжали в гости в с. Введенское. Иоанн Антонович прожил долгую жизнь, был настоятелем Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге, умер в 80 лет. После смерти Антония Власовича Соболева в 1862,приход Введенского храма унаследовала младшая дочь Юлия, выданная замуж за Федора Степановича Воскресенского. Их многочисленные дети постоянно гостили у Ионна Антоновича, и сам он летом навещал семью сестры. Каждый его приезд был праздником для жителей села, многим он помогал материально и духовно.

В течение 22 лет с 1872-1894 священниками храма были Николай Павлович Суворов и Племянник Иоанна Соболева - Федор Степанович Воскресенский. Вместе с ними в разное время служили дьякон Алексей Иванович Беляев и Николай Александрович Ардентов, дьячки: Василий Иванович Голубинский и Василий Васильевич Птицын: пономарь Михаил Семенович Телешев и псаломщики: Арсений Васильевич Птицын и Александр Иванович Вигский. Накануне революции в храме служили священники: Николай Александрович Наградов, Александр Успенский, Александр Птицын. К сожалению, установить хронологическую последовательность до точности невозможно, особенно после революции, но некоторые факты совершенно бесспорны. В 30-е годы все служители культа, как тогда называли церковный причт, были раскулачены, подверглись репрессиям. Первым пострадал Александр Птицын. Его забрали где-то в 1932-1933 годах, и батюшка не вернулся, сгинул в лагерях или был расстрелян, а в 1937 году арестовали Николая Александровича Наградова и тот исчез тоже бесследно. Подвергся репрессиям и Александр Иванович Вигский. В этом же году церковь закрыли.

После того, как закрыли церковь, приехали начальники из района и исполкома и заверили жителей, что все имущество храма останется на месте, просили повесить большой замок. Но скоро вернулись и, несмотря на протесты верующих, вывезли иконы на тракторных санях в Чухлому. Где все-неизвестно. Видимо, самое ценное отправлено в Москву. После главного грабежа начался мелкий. Потащили все, что можно, сбросили колокола,

Теперь, по прошествии семидесяти с лишним лет, отделяющих нас от скорбных событий, трудно вернуть храму былое великолепие. Но Господь велик и может все! Рушили деды, а восстанавливать необходимо внукам и правнукам.

И всё же Введенской округе повезло, иеромонах Варфоломей уже двенадцать лет живёт в селе и служит в небольшой, им же восстановленной, однопрестольной церкви великомученика Димитрия Солунского. Все эти годы батюшка мечтал возродить главный храм и с Божией помощью, на деньги благотворителей, при участии неравнодушных селян в 2007 году начались восстановительные работы в церкви Введения(Приложения2), которые продолжаются и в настоящее время. (Приложения3) И то, что сейчас видят жители села, вызывает восхищение (Приложения4).Такую красоту мало где можно увидеть!(Приложения6)

Из окон деревенских домов жителей деревни Петровское просматривается стройный бело-голубой храмовый комплекс, как на ладони. Вид чудесный! Вечером закатные лучи солнца отражаются в крестах маковок и колокольни, и сияют кресты весёлым ликующим светом. (Приложения5)

Выводы

Прошлое - это ключ к пониманию и осознанию настоящего и будущего. Поэтому человек, который хочет познать настоящее, не должен забывать прошлое свое, своей Родины. Надо думать о будущем, растить детей, верить в бога. В настоящее время Введенская церковь не одна на северо-востоке области. Строятся и восстанавливаются Божьи храмы. Надежда появилась и в нашем обществе на возрождение новой России. И государство, и простой народ, и церковь - вместе мы чувствуем свою силу. Сила и благосостояние нашего Отечества - в сборе, в соборности. И чтобы достойно жить в нашей любимой стране, нашей Родине, нам так мало нужно - просто любить Родину, заботиться о сохранении Великой Истории, Веры, Культуры и любить друг друга

Заключение

В последние 5-10 лет мы стали все больше обращаться к истории родного края. Она дает возможность взглянуть на сегодняшний мир другими глазами. Увидеть разные ее грани и прояснить многие вопросы, поставленные современной эпохой.

Мы знаем свою историю и уважаем память людей разных поколений. Мы хотим вернуть себе свои православные традиции, веру и духовные ценности.

Верующие люди убеждены, что Божья помощь необходима человеку в любом деле, в любом начинании. Человек приходит к Богу и молится ему. Помогает ли ему молитва? Разрешает ли она его сомнения, проблемы? Многие верят в это, иные сомневаются. Современные ученые, психологи утверждают, что моление о помощи Божьей может укрепить человека в собственных силах, помочь самому справиться со своими проблемами.

Для мира в нашем мире, для любви возрождаются церкви. Их колокольный звон еще и еще раз приглашает нас задуматься: все ли ты сделал для своей Родины, для своих детей и близких, для того, чтобы самому быть счастливым.



Литература



  1. Знаменский П.В. История русской церкви. - М.:Общество любителей церковной истории, 2000. - 455с.

  2. Рапацкая Л.А. Русская художественная культура. -М.:Владос, 1998. - 608с.

  3. Религии: Я познаю мир. - М.: Олимп.1998. - 576с.

4.Татьяна Байкова Газета «ВПЕРЕД» 5 июля 2011 г.

5.Материалы, предоставленные Петровской сельской библиотекой







13


© 2010-2022