Статья Социальный театр как форма взаимодействия родителей и гимназистов с целью формирования, сохранения и укрепления духовного здоровья

Социальный театр как форма взаимодействия родителей и гимназистов с целью формирования, сохранения и укрепления   духовного здоровья   В статье представлен опыт работы МБОУ «Гимназия №24 по реализации РИП «Формирование ценностного отношения к здоровью посредством реализации междисциплинарной программы «Обучение здоровью».  Выступление было представлено на творческом отчете по работе гимназии в данном направлении в 2013-2014 учебном году перед экспертным советом УИПК ПРО (26.03.2014.). Выбрав на...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Социальный театр как форма взаимодействия родителей и гимназистов с целью формирования, сохранения и укрепления духовного здоровья

В статье представлен опыт работы МБОУ «Гимназия №24 по реализации РИП «Формирование ценностного отношения к здоровью посредством реализации междисциплинарной программы «Обучение здоровью». Выступление было представлено на творческом отчете по работе гимназии в данном направлении в 2013-2014 учебном году перед экспертным советом УИПК ПРО (26.03.2014.). Выбрав направление «Здоровье нации», автор статьи делает акцент на духовно-нравственном здоровье подростков.

Антонова Анна Юрьевна, МБОУ «Гимназия №24», заместитель директора по воспитательной работе





Духовно-нравственное воспитание в большинстве семей носит, к сожалению, ситуационный характер. Но поскольку степень влияния семьи на ребенка определяет всю его взрослую жизнь в большей степени (в меньшей степени - образовательное учреждение, СМИ и улица), то
формирование, сохранение и укрепление духовно-нравственного здоровья ребенка является главной задачей семейного воспитания для развития его человеческого потенциала. Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является духовная культура той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит его становление и развитие - в первую очередь, обретение истинного смысла жизни, духовная культура семьи и образовательного учреждения, вынужденного брать на себя зачастую функцию компенсации недоработок и упущений семейного воспитания.
Родительское собрание в школе - это не просто форма связи семьи и образовательного учреждения, это университет важной педагогической информации. К сожалению, зачастую родительские собрания ограничиваются констатацией фактов обучения, дисциплины, ряда организационных моментов. Поэтому просвещение родителей - необходимое условие воспитания учащихся. Конечно, речь идет не только о традиционных родительских всеобучах. Использование инновационных и активных форм взаимодействия родителей, образовательного учреждения и учащихся - это, по нашему глубокому убеждению, должно стать приоритетным вектором воспитательной политики школы.

Для сотрудничества с родителями была выбрана такая форма, как социальный театр. На собрании присутствовали родители 8-9 классов. Подростковый период - один из самых сложных и противоречивых периодов ребенка. Трудности в общении испытывают и сами родители. Для снятия психологического напряжения вначале участникам социального театра было предложено проговорить свои проблемы с психологом гимназии, затем совместно с заместителем директора по воспитательной работе проблемы подростков были вплетены в сценарий дискуссионных качелей.

Технология социального театра заключалась в том, что подростки (их было 10 человек) рассказали о тех проблемах, которые волнуют их в настоящее время или не перестают волновать на протяжении долгого времени. Затем психолог гимназии предлагал вспомнить ребят случаи из жизни с добрым финалом, основанные на личном опыте или где-то услышанные. Таким образом, пропуская подростков через Уроки доброты, проблемы перестают быть острыми, кто-то понимает, что можно изменить свое отношение к проблеме, которая казалась ранее нерешаемой.

Для снятия психологического напряжения у родителей, присутствовавших на собрании, артисты были взяты из других классов. Перед началом представления на сцену выходили театральные персонажи - мимы, которые предлагали родителям принять участие в оживлении представления.

Начинает звучать музыка, в зале гаснет свет. Вперед выходят Мимы.

Мим 1: В зале есть родители?

Мим 2: Я прошу всех родителей поднять руки!

Мим 1: А есть ли среди вас родители подростков?

Мим 1: Это не ваши дети, но представьте, ваши дети, возможно, хотят поговорить об этом…

Мим 2: Сейчас вас ждет взрыв подростковых эмоций, терпите, ибо лучше выслушать, нежели загнать в улитку…(пятятся за кулисы)

На слайде - черный квадрат, подростки выходят на сцену, надевают очки и делают из рук замок на груди.

А1: Меня все раздражает! Я не могу контролировать свои эмоции и постоянно попадаю из-за этого в конфликтные ситуации.

А2: Представьте, идем в магазин с мамой. Идем в отделы, в которых нет молодежной одежды. А я хочу кофточку, как у подружки. И начинается: «Ну давай вот эту примерим, а вот это тоже неплохая!». Да, может быть и неплохая, но мне нужна другая! Вот и ходишь в вещах, которые нравятся твоей маме, а не тебе…

А3: Мне надоели необоснованные запреты моих родителей, их постоянные фразы: «Это ты должен, а это ты не должен!»

А4: Да, я понимаю, что много времени провожу за компом. Каждый вечер я слышу одно и то же: «Я выброшу твой компьютер на помойку!» Ага, купили и выбросите! Не верю! Я сам понимаю, что что-то теряю, читая желтую ерунду, которой забит Инет или играю в игры. Эта информация не разовьет мой мозг, но что с этим делать?

А5: Я ненавижу свою неуверенность. Я ненавижу свою зависимость от мнения моих одноклассников! Например, я не выношу грубые шутки. Но если ты не смеешься над ними, то переходишь в разряд непродвинутых, которые не понимают юмора. В общем, если ты не с ними, то ты против них. А я не хочу быть одиночкой в классе, поэтому хихикаю вместе со всеми.

А6: Я не люблю математику…Эти задачи, формулы…их смысл я не понимаю. В мире происходит что-то большое, и чя хочу стать частью мира, хочу поехать в Японию, посидеть в кафе на Эйфелевой башне, на ногах кандалы с домашними заданиями по математике…

А7: Я всегда несерьезно относился к учебе и сейчас у меня накопились пробелы в знаниях. Я боюсь, что они могут помешать мне достичь жизненных целей.

А8: Родители платят и поэтому считают, что мной можно руководить. Они как будто не понимают, что я уже взрослая. Меня это раздражает.

А9: А у меня все хорошо! Меня ничего и никто не раздражает. Родители меня понимают и поддерживают. Меня все устраивает в этой жизни.

А10: Во-во! И вот такие люди меня тоже раздражают! Ей хорошо! Всем плохо!

Звук лопнувшей струны. Выход психолога на сцену. На экране слайд «Человечки обнимаются» и надпись «Выход рядом»

Психолог: Ребята, не так давно в лондонском метро по совету психологов таблички с надписью «Выхода нет» заменили на таблички с надписью «Выход рядом». Словом можно убить, словом можно спасти. У слов есть злая и добрая энергетика. Нам всем не помещало бы сейчас немного доброты. Друзья, я вам предлагаю вспомнить историю добрых делах, поступках, о которых вы слышали или где-то читали. А, может, кто-то расскажет об истории, которая произошла с вами или вашими близкими.

Звучит инструменталка, подростки снимают черные очки.

А1: Меня заинтересовала история, которая произошла в Испании. Два приятеля зашли отдохнуть в кафе. В след за ними входят 2 человека и говорят: «Пять кофе! Два мы выпьем сейчас, а три подвешены в воздухе». Платят за пять чашек. Затем выпивают две чашки кофе и уходят. Затем картина повторяется. Заходят в кафе еще люди и все заказывают гораздо больше кофе, чем выпивают, добавляя каждый раз фразу про подвешенный кофе. Затем в кафе заходят бедно одетые люди и спрашивают, нет ли подвешенного кофе. Бармен отвечает: «Заходите!» Получается, что такие жесты - своего рода благотворительность. Сложно представить такое в нашей стране. А жаль!

А2: Ну почему же - трудно представить? Ребята, в нашей гимназии каждый год проводятся благотворительные акции «Помоги детскому дому» и все ученики участвуют в этой акции по велению сердца.

А3: Мой дед - офицер, с вещами шел в вокзальной толпе, мама со мной - трехлетней. Вдруг они услышали громкий плач. Рыдала девушка. Какие-то женщины ее утешали. Пассажиры с чемоданами останавливались. Дед, узнав, что девушку обокрали на вокзале, повернулся к собравшимся, снял с головы фуражку, положил в нее деньги и громко сказал: «Так, граждане! Давайте поможем девушке!» Все полезли в карманы и кошельки. Нужная сумма для покупки украденного билета была собрана».

А4: Об этой истории я недавно прочитал в Инете. В начале 20 века один шотландский фермер спас мальчика, которого засасывало болото. Утром фермер увидел, что к его дому подъехала богатая карета. Из кареты вышел богато одетый джентльмен и предложил за спасение своего сына фермеру деньги. Фермер отказался, тогда богач предложил оплатить образование его сына. Прошло несколько лет. Сын фермера закончил школу, потом - медицинский университет. И вскоре его имя стало всемирно известно, как имя человека, открывшего пенициллин. Его звали Александр Флемминг. Перед самой войной в лондонскую клинику поступил с тяжелой формой воспаления легких сын того самого джентльмена. Его жизнь спас пенициллин, открытый А.Флеммингом. Имя богатого джентльмена, давшего образование Флеммингу, было Рандольф Черчиль. А его сына звали Уинстон Черчиль, который стал впоследствии премьер - министром Англии.

А5: Проводя много времени за компьютером, я нашел один сайт «Отдам даром». Смысл акции заключается в том, что люди со всей страны свозят ненужные вещи и те, кому они жизненно необходимы, могут взят все, что им требуется совершенно бесплатно.

А6: Мой старший брат- студент УлГУ в мае прошлого года стал участником федерального марафона - Дня донора. С 2009г. прошло уже свыше 40 подобных дней. И я тоже хочу стать одним из участников добровольческой акции.

А7: Я еще знаю об одной добровольческой акции, которую проводит в дни бедствий Первый канал, - это «Русфонд». Отправляя СМС сообщения, каждый может поделиться добром своей души и оказать реальную помощь всем нуждающимся.

А8: Моя сестра учится в УлГСХА. Второй год на территории университета существует приют для бездомных животных.

А9: Прошлой зимой я помог старушке отыскать котенка, который прошмыгнул в дверную щель и пропал. Бабушка пыталась отблагодарить меня, но я отказался от материального вознаграждения.

Психолог: Ребята, после все историй, может, у вас появились иные чувства и мысли? Оказывается, в трудных ситуациях можно вести себя по-другому, относится к проблемам иначе. Попробуем посмотреть на ваши проблемы, заявленные в начале представления, по-другому. Пожалуйста, поделитесь своими чувствами, и я надуюсь, вы поймете - «Выход рядом!»

Звучит инструменталка.

А1: Спасибо моим друзьям, которые проявляют терпение и понимание, принимают меня такой, какая я есть.

А2: Спасибо деду, вся жизнь которого - пример для меня.

А3: Папа, спасибо тебе за то, что когда ты работал по 12 часов в сутки, зарабатывая нам на квартиру, ты находил время читать мне на ночь сказки.

А4: Спасибо моей девушке, которая помогает мне справиться с пробелами в учебе и делает все, чтобы я больше времени уделял учебе.

А5: Я вспомнила, что моя мама давно ничего себе не покупала. А ведь она молода и красива.

А6: Учитель, спасибо за то, что косинусы и тангенсы вместе с алгоритмами спокойно и методично часами раскладывались мне по полочкам до полного проникновения в глубины моего мегамозга.

А7: Бабушка, спасибо за то, что приговаривая: «Только маме не говори…», ты покупала мне вкусняшки по дороге из садика домой и за ту игрушечную собачку, которую ты мне подарила мне в 5-летний день рождения. Она до сих пор спит со мной на одной подушке.

А8: Родители, спасибо за то, что подарили мне планшет и до сих пор не выбросили его, несмотря на угрозы. Спасибо за то, что любой наш конфликт вы заканчиваете словами: «Сын, что бы не происходило между нами, помни, что у тебя есть дом, где тебя любят!»

Звучит инструменталка. Выступление заканчивается демонстрацией слайда с фразой: «Дай миру лучшее, что есть в тебе…И мир отдаст тебе лучшее, что есть в нем!»

В завершении статьи хочется привести слова великого классика и драматурга Н.В. Гоголя, говорившего о том, что театр - это кафедра, с которой можно много сказать миру добра. Таким образом, театротерапия полезна и родителям, и педагогам, и, конечно же, учащимся. Социальный театр позволяет укрепить духовное здоровье, учит подростков справляться с проблемами самостоятельно, а родителей - понимать собственных детей через режиссуру на сцене. Социальный театр можно рассматривать как средство психотерапевтического воздействия, оказывающее положительное влияние на здоровье человечества.

© 2010-2022