- Преподавателю
- Классному руководителю
- Классный час «Мы разные, но в этом наше богатство!»
Классный час «Мы разные, но в этом наше богатство!»
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Шапошникова Ф.Е. |
Дата | 02.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Классный час «Мы разные, но в этом наше богатство!»
Цель: Познакомить учащихся с понятием «толерантность», выявить основные черты толерантности.
Задачи:
-
Определить основные принципы толерантности и интолерантности;
-
Дать кадетам возможность оценить степень своей толерантности;
-
Способствовать развитию уважительного отношения между кадетами.
Форма проведения: «круглый стол».
Оборудование: плакат «Ромашка толерантности», опросник «Уровень коммуникативной толерантности» (автор В.В.Бойко), жетоны разных цветов, ПК, видеопроектор, интерактивная доска.
Оформление доски: тема, афоризмы, основные черты толерантной и интолерантной личности.
Афоризмы:
-
«Мы разные - в этом наше богатство, мы вместе - в этом наша сила».
-
«Никто не станет мудрым, не будучи терпимым». Античный афоризм
-
«Своим терпением мы можем достичь большего, чем силой». Э.Берк
Подготовительная работа: учащимся заранее сообщается приблизительная тема данного мероприятия, дается специальное задание (в словарях найти определение слова «толерантность», подготовить слова приветствия и пожелания на разных языках народов России и мира), заполняется обучающимися опросник «Уровень коммуникативной толерантности» по Бойко.
Ход классного часа
Воспитатель: Добрый день, уважаемые ребята и гости! Наш классный час я хотела бы начать с небольшой разминки. Попрошу вас, поздороваться друг с другом на любом языке народов России или мира.
- Всем ли вам знакомы эти слова? Все ли мы поняли друг друга? (ответы кадет)
- А какие другие способы можно использовать, чтобы показать человеку, то, что ты хочешь сказать? (ответы кадет: улыбка, мимика, жесты и т.д.)
- Важно ли для человека и для вас лично, чтобы вас понимали в обществе? (ответы кадет)
-А как этого можно этого добиться? (ответы кадет)
Воспитатель: Ни для кого не секрет, что нашему обществу остро не хватает доброты и милосердия. В условиях, когда в наших родных местах появились мигранты, вынужденные переселенцы, беженцы, представители многих национальностей, увеличилось число людей с ограниченными возможностями в здоровье, изменилось отношение к старикам не в лучшую сторону, обостряются отношения между мальчиками и девочками, мало просто принять ситуацию - важно научиться жить сообща, и здесь нет проблем только для учителей или только для родителей, потому что только совместными усилиями можно создать толерантное общество. Особенно болезненная ситуация сложилась в области межнациональных отношений. Данная проблема актуальна и для нашей страны. Поэтому не случайно мы все чаще говорим о толерантности. О том, что означает «толерантность», нужна ли она и как ее, «толерантность», воспитать, - обо всем этом вы можете узнать из данного занятия.
Воспитатель: Что же такое толерантность? (ответы кадет), (определение на экране)
Социальная толерантность (от лат. tolerantia - терпение, выносливость) - социологический термин, обозначающий терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям, вероисповеданию, национальности. Социальная толерантность заключается в осознании и предоставлении другим их права жить в соответствии с собственным мировоззрением и служить ценностям их самобытной культуры.
Наиболее частыми векторами исследования толерантности в социологии являются:
-
Гендерная (половая) толерантность
-
Расовая и национальная толерантность
-
Толерантность по отношению к инвалидам
-
Религиозная толерантность
-
Сексуально-ориентационная толерантность
-
Политическая толерантность
-
Образовательная толерантность
-
Межклассовая толерантность
Толерантность - слово иностранное и пока малознакомое для большинства россиян. Появилось оно в нашей лексике сравнительно недавно.
- А какие слова и понятия, а может быть качества личности, приходят вам на ум, когда вы слышите термин «толерантность»? (ответы кадет, составление «Ромашки». Почему именно ромашку мы выбрали для определения толлерантности?)
Ромашка толерантности:
-
Сострадание
-
Сотрудничество
-
Прощение
-
Уважение человеческого достоинства
-
Принятие другого человека таким, какой он есть
-
Уважение прав других
-
Милосердие
-
Поддержка
-
Понимание
-
Терпение
-
Доброжелательность
Воспитатель: Вот такая красивая ромашка у нас получилась, а время ее жизни и процветания будет зависеть от наших дел и поступков и отношения друг к другу.
Давайте вернемся к самому важному слову нашего занятия. Что же обозначает это не совсем понятное для многих, непривычное понятие - толерантность? Вместе еще раз прочитаем определение толерантности.
Воспитатель: Как вы думаете, что такое интолерантность? (ответы кадет), (определение на экране).
Интолерантность - это неприятие другого человека, неготовность к сосуществованию с другими (иными) людьми; интолерантность проявляется через конфликтное, агрессивное поведение.
Воспитатель: Можно ли поставить знак равенства между понятиями толерантность и терпимость? (ответы кадет)
Воспитатель: Мы с вами определили, что такое толерантность. А теперь нужно выяснить, какими же чертами должен обладать толерантный человек, а какие черты личности мешают быть таковым?
Задание. На интерактивной доске вашему вниманию представлены основные черты личности, которые нужно распределить между толерантным и интолерантным человеком (к доске выходят 2 кадета и выполняют задание).
Основные черты личности
Толерантная личность
Интолерантная личность
Уважение мнения других
Непонимание
Доброжелательность
Игнорирование
Желание делать что-нибудь вместе
Эгоизм
Понимание и принятие
Нетерпимость
Чуткость, снисходительность
Пренебрежение, раздражительность
Доверие, гуманизм
Равнодушие, цинизм
Любознательность
Агрессивность
Воспитатель: Все согласны с полученным результатом? (ответы кадет). Всем спасибо за работу.
В любом обществе соблюдается 2 золотых правила морали: «Относись к другим людям так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе» и «Начни с самого себя». Теперь настало время определить, а нас можно назвать толерантными людьми? Для этого мы с вами на прошлом классном часу заполнили опросник «Уровень коммуникативной толерантности». Каждый из вас подсчитал количество полученных баллов и в соответствии с этим выбрал жетон определенного цвета. Пришло время узнать наши результаты (Воспитатель показывает жетоны и объясняет их значение).
Зеленый
0т 0 до 29 баллов - высокая коммуникативная толерантность (терпимость личности ко всем типам людей во всех ситуациях)
Желтый
0т 30 до 60 баллов - средняя коммуникативная толерантность
красный
0т 61 до 135 баллов - низкая коммуникативная толерантность (нетерпимость личности к другим людям)
(Воспитатель зачитывает результаты опроса, не называя фамилий, а лишь количество, тех или иных результатов).
Воспитатель: А может ли человек быть только толерантным или интолерантным? Почему? Что влияет на это? (ответы кадет).
Личность не может быть однозначно толерантной либо интолерантной - она действует ситуативно, исходя из различных мотивов.
Воспитатель: Очень приятно, что большинство из вас уже сегодня проявили достаточно высокий уровень коммуникативной толерантности. А как можно повысить коммуникативную толерантность? (ответы кадет: активное участие в жизни школы и класса, общение на равных, участие в различных фестивалях, благотворительных акциях, и т.д.).
Воспитатель: И напоследок хочу показать вам притчу «Все в твоих руках» (показывается притча).
Действительно данная легенда учит нас толерантному поведению и связывает воедино учеников разных национальностей.
Воспитатель: А вы согласны с мастером? Как бы поступили вы на месте ученика? (ответы кадет).
Давайте никогда не будем забывать эту истину, что в нашей жизни - все в наших руках. А в каких сказках говорится о толерантности или интолерантности? (ответы кадет).
Рефлексия:
Воспитатель: Изменилось ли ваше восприятие толерантности до и после занятия? В чем это проявилось? (ответы кадет).
- Нужна ли нам толерантность?
Давайте скажем друг другу спасибо и до свиданья на всех языках народов России или мира.
Хочу всех присутствующих поблагодарить за работу и очень надеюсь, что на планете Земля, после нашего занятия, стало больше толерантных людей, а значит, нас чаще будут окружать понимающие, заботливые, терпеливые, доброжелательные люди.
Спасибо!
К Классному часу прилагается работа на интерактивной доске, где выполняются все задания, просматриваются видео и различные определения.