Лагерь дневного пребывания детей Остров последнего героя

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

КОЗИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

Утверждаю

Директор школы

__________ Г.В.Долженко

«__»______ 2015г.

Программа

лагеря

«Остров последнего героя»

с дневным пребыванием детей



Возраст детей: 6-14 лет

Срок реализации: лето 2015 г.

Составитель: Бугакина Т.А.

Козино

2015 г.


Есть на свете чудесный Остров,

Много песен ему посвящали.

Он веками свободен и молод,

Ему пели, картины писали.

Остров-Правда, Остров-Детство,

Остров-Радость, от скуки средство,

Остров Солнца и звёзды роем.

Где он находится? Сами посмотрим!


Пояснительная записка

Актуальность разработки программы обусловлена эффективностью создания в летний период педагогической воспитательной среды, максимальным вниманием к развитию личности ребенка, раскрытию его способностей на основе удовлетворения интересов потребностей (прежде всего духовных, интеллектуальных и двигательных). Жизнь и работа в лагере - продолжение воспитательного процесса в школе. Однако она имеет и свои особенности: временность детского коллектива, насыщенность общения и интенсивность совместной деятельности, динамичность жизни отряда.
Разработка данной программы организации летнего каникулярного отдыха и занятости детей была вызвана:

- необходимостью упорядочить сложившуюся систему перспективного планирования;

- модернизацией старых форм работы и введением новых;

- необходимостью использования богатого творческого потенциала подростков и педагогов в реализации цели и задач программы.

Данная программа по своей направленности является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления отдыха и воспитания детей.

В наши дни, когда противоречия и проблемы детей и взрослых, казалось бы, не имеют разрешения, когда все испытанные и неоднократно проверенные педагогические средства не столь эффективны, как раньше, родители, ученые, воспитатели все чаще вспоминают об игре.

В современной системе воспитательной работы, которую можно рассматривать как систему социального становления личности, все большее место отводится активным приемам и средствам воспитания. Известные педагоги прошлого и не столь отдаленного настоящего Песталоцци, Ушинский, Корчак и Сухомлинский относились к феномену игры как к уникальному явлению детства.

Игра - это не имитация жизни, это очень серьезная деятельность, которая позволяет ребенку самоутвердиться, самореализоваться. Фактически, становясь участником лагерной смены построенной в форме сюжетно - ролевой игры, ребенок пробует себя в различных социальных ролях. Участвуя в различных играх, ребенок выбирает для себя персонажи, которые наиболее близки ему, соответствуют его социальным ценностям и моральным установкам. Таким образом, игра становится фактором социального развития личности.

Являясь активным участником игры в лагере, ребенок, как правило, после окончания смены начинает использовать приобретенные игровые знания в школе, в классе, компании друзей с целью организации отдыха. Новая роль организатора игр также способствует личностному развитию. Он часто становится лидером детского объединения или ученического коллектива. Полученные знания разнообразных игр и опыт организаторской деятельности позволяет ему стать хорошим помощником педагога в реализации программ воспитания и закрепить на практике полученные знания, умения и навыки. Таким образом, игра, ее положительное влияние на развитие и становление личности ребенка, расширяет ее поле деятельности и выходит за границы лагеря.

Множественность функций игры определяется ее содержанием. Наиболее значимы для ребенка следующие функции:

- формирование нравственных оценок;

- социальное закаливание;

- проектирование собственной деятельности;

- познавательная функция;

- развивающая функция и др.

В зависимости от того, какой игре отдается предпочтение, каково содержание игры, какую роль в ней играет взрослый, какую позицию по отношению к игре занимает ребенок, игра может оказать существенное влияние на развитие тех или иных качеств личности.

Именно поэтому в каждый этап программы «Остров последнего героя» включены разнообразные типы игр, с целью развития тех или иных качеств, знаний, умений, навыков и способностей ребенка, а также всестороннего развития его личности.

Значимая роль в программе отводится патриотическому направлению

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и молодость - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.

Подпрограмма направлена на формирование у школьников высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины, упрочнению единства и формированию толерантному отношению. Составной частью патриотического воспитания является краеведческое, гражданское и военно-патриотическое воспитание школьников.

Поэтому в программу включены мероприятия, которые нацелены на воспитание патриотизма у детей школьного возраста.

Таким образом, ребенок сможет проявить себя в различных видах деятельности и стать активным участником в общественной жизни.

Целью программы является создание благоприятных условия для укрепления здоровья и организации досуга школьников во время летних каникул, развития творческого и интеллектуального потенциала детей, их индивидуальных способностей и дарований, воспитание бережного отношения к окружающим и природе , чувства гордости за свою страну.

Задачи программы:

  • Организовать активный отдых детей в приключенческом духе;

  • Расширить кругозор ребёнка через игровой сюжет с учётом возрастных особенностей и интеллектуального уровня;

  • Способствовать сплочению детского коллектива, поддержание духа сотрудничества и взаимопомощи;

  • Развивать лидерские и организаторские способности через коллективно-творческие дела смены;

  • Развивать и реализовывать творческий и познавательный потенциал детей.

Принципы программы:

  • «Дойти до каждого» - это основной принцип работы лагеря. В отряде 25 человек, что является почти оптимальным для организации работы в творческих мастерских и внутриотрядной жизни.


  • «Работа на творческий процесс и конкретный результат» - это принцип, по которому из пассивных поглотителей информации вырастают творцы, созидатели. Работа мастерских завершается выставками, итоговыми показами. Руководители должны чётко представлять, над чем и ради чего они работают.


  • «Уважай личность ребёнка». Создаётся атмосфера бережного отношения к личности ребёнка.


  • «У каждого своё дело, а вместе мы команда». Каждый в лагере занят своим делом, у каждого своя ответственность, но общий результат.

Этапы реализации программы:

1.Подготовительный этап

Деятельностью этого этапа является:

  • проведение совещаний при директоре и заместителе директора по воспитательной работе по подготовке школы к летнему сезону;

  • издание приказа по школе о проведении летней кампании;

  • разработка программы деятельности пришкольного летнего лагеря с дневным пребыванием детей и подростков «остров последнего героя»;

  • подготовка методического материала для работников лагеря;

  • отбор кадров для работы в пришкольном летнем лагере;

  • составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.)

2.Организационный этап «Искатели приключений»

В организационном этапе «Искатели приключений» основная роль отводится знакомству, выявлению и постановке целей индивидуально-личностного и коллективного развития, сплочению отрядов, формированию законов и условий совместной работы, подготовке к дальнейшей деятельности по программе. Этап проходит в течение 3дней и заканчивается стартом сюжетно-ролевой игры. В этот период принимаются законы совместной деятельности, в течение игры происходит знакомство с главными героями и её идеей.

3.Основной этап «По дороге путешествий»

Основной этап «По дороге путешествий» занимает большую часть времени. Именно на этом этапе реализуются все поставленные индивидуально-личностные и коллективные цели развития. Основным механизмом реализации общелагерной деятельности являются тематические дни. Каждый день проходит ряд мероприятий в рамках тематики смены и дня. С целью достижения максимального результата в течение всего основного этапа коллективы участников программы живут активной внутренней жизнью: проводят отрядные и межотрядные коллективно-творческие дела (КТД), отрядные сборы, огоньки и др.

4.Итоговый этап «Совет племён»


В итоговом этапе «Совет племён» изучаются результаты прохождения программы участниками. Подводится итог совместной деятельности, оценивается работа всех отрядов. Основным событием итогового периода становится мероприятие, посвящённое закрытию лагерной смены.

Основные направления программы

Физкультурно-оздоровительное

В это направление входят мероприятия общелагерного характера, пропагандирующий здоровый образ жизни. Разрабатываются и проводятся различные встречи, экскурсии, соревнования, конкурсные программы по физической культуре. С помощью спорта и физкультуры в лагере решаются задачи физического воспитания: укрепление здоровья, физическое развитие детей. Творчески подходя к делу, можно разнообразить, сделать увлекательной самую обыкновенную утреннюю гимнастику.

Нравственно-эстетическое

Это направление отражает в себе нравственное и эстетическое воспитание детей. Различные мероприятия этого направления должны способствовать развитию у детей чувства ответственности, надежности, честности, заботливости и уважения по отношению к себе, к другим людям и к порученному делу, а также чувства прекрасного, бережного отношения к природе.

Творческое

Это одно из важных направлений программы. Оно должно способствовать творческому развитию детей и их инициативе. Необходимо создать все условия в лагере для реализации этого направления, т.к. мероприятия этого направления благоприятствуют самореализации, самосовершенствованию и социализации ребенка в жизни. Все мероприятия этого направления носят практический характер.

Нет лучше формы приобщения ребенка к познанию, чем игра. Во-первых, игра выступает как самостоятельная творческая деятельность образования, воспитания, обучения, позволяющая детям приобрести знания, умения, навыки, развивать у них намеченные качества и способности (для этой цели используются игры дидактические, познавательные, интеллектуально-развивающие, подвижные, ролевые и др.)

Во-вторых, это форма общения взрослых и детей, способ воспитательного воздействия на личность и коллектив.

В-третьих - метод стимулирования интереса и творчества активности детей в других видах деятельности.

В-четвертых, игра - это способ создать эмоционально-эстетический фон жизнедеятельности детского коллектива.

Досуговое

Лето - время отдыха, и поэтому большую роль играет правильно организованный досуг. Именно в этой деятельности дети эмоционально раскрепощаются, заводят новых друзей. Необходимо, чтобы все мероприятия этого направления были веселые, эмоциональные, энергичные, непродолжительные, познавательные. Это направление напрямую связано с другими направлениями программы.

Педагогические технологии, формы и методы работы по программе

Ведущая технология программы - игровая.

Сопутствующими технологиями являются коммуникативная, групповая, ТАД (творчество, активность, действие) и др.

Эти технологии обеспечат достижение поставленных организационных и методических целей.

Игровая технология раскроет творческий потенциал ребёнка, разовьёт интеллектуальные, творческие и физические способности, сформирует навыки позитивного общения со сверстниками, привлечёт ребят к сознательному выбору активного и здорового образа жизни.

Активные методы работы различаются между собой как по своим целям и задачам, так и по степени их «приближенности» к личности. Наиболее глубоко проникающим в личностно-значимые сферы деятельности участников групповой работы является социально-психологический тренинг. Именно эта форма позволяет в реальных жизненных ситуациях, формировать недостающие навыки и умения.

Совещание - это метод коллективной выработки решений или передачи информации, основанный на данных, полученных непосредственно от участников групповой работы.

Цель совещания: взаимная ориентация участников, обмен мнениями, координация планов, намерений, мотивов, жизненного и профессионального опыта.

Мозговой штурм - групповое генерирование большого количества идей за относительно короткий отрезок времени. В его основе лежит принцип ассоциативного мышления, и взаимного стимулирования. Этот метод ослабляет стереотипы и шаблоны привычного группового мышления, и при этом никто не отмалчивается и «ценные мысли не сохнут на корню». Проводится он при остром дефиците творческих решений и новых идей.

Достоинства этого метода:

- снижается критичность и закрытость мышления, что способствует развитию творчества, оригинальности, формирует позитивную установку человека по отношению к собственным способностям;

- участникам предоставляется возможность проявить сочувствие, одобрение и поддержку друг другу;

- эффективно преодолеваются внутренние логические и психологические барьеры, снимаются предубеждения, осознаются стереотипы.

Ситуационно-ролевые и деловые игры - позволяют моделировать, обсуждать и реально проигрывать по ролям различные ситуации из области

профессиональной деятельности, включая процессы межличностного и группового общения.

Также в работе будут использоваться следующие формы и методы работы по программе:

- тематические программы;

- познавательные игры и викторины;

- спортивные игры и соревнования;

- игровые тестирования, опросы, анкетирование;

- концерты, фестивали, акции и др.

Виды деятельности

В течение смены детям предлагается череда различных типов деятельности, отражающих логику смены, основанных на принципах игрового моделирования программы:

1. коммуникативно-игровая деятельность - деятельность ребёнка, направленная на самостоятельное формирование и решение набора коммуникативных задач, необходимых для достижения игровой цели в рамках выбранной роли.

2. Прикладная творческая деятельность. Осуществляется в мастерских по интересам. Посещение свободное, выбор обусловлен личным интересом ребёнка.

3. Аналитическая деятельность. Анализ игровых ситуаций, обсуждение, сопоставление с современным обществом и человеком, поиск причин и следствий, открытых детьми явлений осуществляется на Советах,

спецмероприятиях (ролевые игры, игры по станциям, спор-шоу и т.п)

Организационно-методическое и материально-техническое обеспечение:

Для успешной реализации программы необходимо следующее обеспечение:

- цифровой фотоаппарат;

- музыкальное оборудование;

- спортивно-игровой инвентарь;

- канцелярские товары;

- методическая литература: (игры, конкурсы, сценарии, викторины, праздники и т.д.);

Работа по привитию навыков самоуправления

  • Выявление лидеров, генераторов идей

  • Распределение обязанностей в отряде;

  • Закрепление ответственных по различным видам поручений;

  • Дежурство по столовой, кабинетам;

Логика построения смены

Смена будет проходить в форме сюжетно-ролевой игры «Остров последнего героя». Сюжетно-ролевая игра как форма жизнедеятельности даёт большие возможности для формирования позитивной направленности личности ребёнка. В течение всей игры участники и организаторы программы живут согласно уже сложившимся законам и традициям лагеря и действуют согласно своим ролям.

Участники смены являются одной командой. Отряд - это племя, входящее в команду. Главной целью всех племён, является получение тотема, который в конце каждого дня любое племя может получить от Высшего Совета племён. Тотем выдаётся за определённые качества, проявленные в ходе испытаний и приключений. В состав Высшего Совета племён входят представители племён (командиры отрядов) и старейшины (воспитатели). Номинации, по которым оцениваются племена, следующие:

- творческий поиск и талант;

- нестандартное решение проблем;

- дружные и сплочённые отношения в отряде;

- активная позиция в игре;

- ответственные действия и поступки и др.

Главная цель Высшего Совета племён - проверить и испытать участников для передачи ценных сокровищ достойным. Именно поэтому Высший Совет племён каждый день пробуют силы участников в различных ситуациях.

Пользуясь картой Островов, которую участники племён соберут во второй день смены, они начнут бороться за «выживание» на островах, попытаются найти разумные выходы из «интеллектуального лабиринта», будут жить яркой и незабываемой жизнью на «Острове Робинзона», вместе с нечистой силой из русских сказок проведут незабываемый вечер в «Пещере сказок», потренируют здоровое тело для здорового духа на «Олимпийских играх» и т.д. Когда все преграды будут позади, участники соберутся дружной командой на Совете племён для подведения итогов игры и награждения активных участников. Для всех участников игры навсегда главным сокровищем останутся: дружба, воспоминания, успехи, понимание, поддержка, искренность, активность,

творчество, лидерские и организаторские способности и доброта. В ходе игры ребята получат навыки коллективно-творческой деятельности.

Каждый день смены будет посвящен получению куска Тотема.

Тотем 1. «Появление на острове».

Тотем 2. «Ключ на старт».

Тотем 3. «День открытия регаты».

Тотем 4. «В путь».

Тотем 5. «В поисках сокровищ».

Тотем 6. «Строительство в тропиках».

Тотем 7. «День мальчиков».

Тотем 8. «В гостях у Робинзона».

Тотем 9. «В заливе смеха и приколов».

Тотем 10. «День девочек».

Тотем 11. «В джунглях».

Тотем 12. «Олимпийская долина».

Тотем 13. «Голодный день».

Тотем 14. «Пещера сказок».

Тотем 15. «Охотники за удачей».

Тотем 16. «Творческая арена».

Тотем 17. «Долина спорта».

Тотем 18. «Прощай, Остров».

Диагностика настроения детей

Каждый день каждый из племени отмечают цвет, соответствующий его настроению в этот день.

Красный - отличное,

Оранжевый - хорошее;

Жёлтый - равнодушное;

Синий - грустное, печальное

Таким образом, выявляется общее настроение племен. Ежедневно на высшем совете племён подводятся итоги настроения участников всего острова. Спады и подъёмы настроения острова можно увидеть в карте «Поляна настроения».

Циклограмма (основное содержание)

Остров «Что? Где? Когда?» (познавательные конкурсы, игры, викторины и другие мероприятия)

Остров «Олимпийский» (Спортивные соревнования, эстафеты, мероприятия по формированию здорового образа жизни)

Остров «Развлечений» (развлечения, игровые конкурсы, концерты и т.д)

Символика племён

Карта «По дороге путешествий»

Уголок острова

Уголки племён

Диагностическая карта «Поляна настроения»

Вся жизнедеятельность в ЛДП «Радужная страна» пронизана духом

приключений. В связи с этим многие объекты лагеря переименованы в соответствии с этим:

«Остров Последнего героя»- лагерь.

Племя- отряд в лагере.

Хранитель-воспитатель отряда.

Правитель Острова - начальник лагеря.

«Пресс-центр» - место встречи и обсуждения планов действий всех Хранителей и Правителя Острова.

Долина чудес - место для проведения массовых мероприятий и встречи всех племён.

Долина спорта - спортивная площадка лагеря.

Трапезная долина-столовая лагеря.

Совет племени - планёрка.

Старейшина печати - библиотекарь

Старейшина спорта - физрук лагеря

Система стимулирования.

После старта регаты «Полный вперёд!» каждое племя получает флаг, на который делает и укрепляет эмблему своего племени. После каждого привала оценивается и участие каждого племени. Каждый день на тропинках зажигаются маленькие костры, которые символизируют участие племени в испытаниях. За победу в различных испытаниях (делах) племя может получить знак успеха на свой флаг в виде костра.

Каждый костёр имеет свой цвет и значение:

• Красный костерок -1 место. Все на Острове любуются вами, вы постарались по «полной программе»;

• Жёлтый костерок-2 место. Что-то сегодня вы подкачали, ждём ваших успехов на новом привале.

Костерок племенам вручаются утром на сборе всех племён в Долине Чудес. Результаты отражаются на экране соревнований в виде костра. Из маленьких костерков получатся один большой в конце игры, цвет лучика пламени костра символизирует активность всего племени.

Задача каждого экипажа - собрать как можно больше красных костерков и Тотемов, что может выявить лучшее племя по номинациям:

«Самое дружное», «Самое творческое», «Самое интеллектуальное», «ПОСЛЕДНИЙ ГЕРОЙ».

Кадровое обеспечение


В реализации программы участвуют:

  1. Воспитатели;

  2. Работники культурно - спортивного комплекса;

  3. Библиотекарь;

  4. Педагог-организатор;

Условия реализации программы


Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий:

  1. Четкое выполнение целей и поставленных задач.

  2. Конкретное планирование деятельности.

  3. Кадровое обеспечение программы.

  4. Методическое обеспечение программы.

  5. Педагогические условия.

  6. Материально - техническое обеспечение.

Ожидаемые результаты:

1.Готовность к продолжению образования:

  • наличие устойчивого познавательного интереса, стремление к успеху;

  • обладание эмоционально-волевой регуляцией, необходимой для успешной учебно-познавательной деятельности;

  • способность находить творческие решения учебных и практических задач.

2.Нравственная ориентация на социально значимые ценности:

  • наличие норм и правил поведения в общественных местах, правил общения со сверстниками и взрослыми; наличие желания и умения следовать им на практике; способность наладить дружеские отношения со сверстниками детском коллективе;

  • обладание эмоционально-волевой регуляцией своего поведения в острых конфликтных ситуациях, умение противостоять отрицательному влиянию сверстников и более старших детей;

  • наличие первоначальных знаний о здоровом образе жизни и потребности применять их на практике;

  • наличие интереса к участию в жизни классного коллектива.











План-сетка



1 день:

«Появление на острове»

Знакомство с техникой безопасности и правилами внутреннего распорядка лагеря.

Формирование отрядов (племен)

Операция «Уют»

Познавательная игра «Своя игра»

2 день:

«Ключ на старт»

Подготовка к открытию лагеря

Игра «Шоу каракули»

Игры на свежем воздухе

3день:

«День

открытия регаты»

Церемония открытия смены «Праздник священного тотема»

Игра «Мы с тобой одной крови»

4 день:

«В путь!»

Старт программы:

«Приключения на обитаемых островах»

«Веселыми тропинками лета» (спортивный праздник)

5 день:

«В поисках сокровищ»

«Королевская охота»

(спортивная программа)

Познавательно-развлекательная игра «В здоровом теле-здоровый дух»

6 день: «Строительство в тропиках»

«Шара-ах! - шоу» - развлекательная программа

Игровое ассорти

7 день: «День мальчиков»

Игровая программа «Рыцарский турнир»

Игры на свежем воздухе

8 день:

« В гостях у

Робинзона»

«Большое приключение»

«ШАЖ»: Рисовалки ладошками

9 день:

«В заливе смеха и приколов»

Игра «Носики»

Развлекательная программа «Разноцветная игра»

10 день:

«День девочек»

Конкурсно-развлекательная программа «Крестики-нолики»

« Варвара краса, длинная коса»

Игры на свежем воздухе

11день:

«В джунглях»

Игра с препятствиями «Остров Робинзонов»

Спортивные соревнования по футболу

12 День «Олимпийская долина»

Игра «Форт Боярд»

Интеллектуальная игра «Поле чудес»

13 день «Голодный день»

«Потерянный полдник»

( спортивно-игровая программа)

Игра «Что? Где? Когда?»

14 день: «Пещера сказок»

КВН «В мире сказок»

Час народной игры

15 день: «Охотники за удачей»

Игра «Поиск клада»

Спортивный час

16 день: «Творческая арена»

Творческая игра « Звездный дождь»

Конкурсная программа «Искатели приключений»

17 день «Долина спорта»

Конкурсная программа «Индейская деревня»

Игра «Сто к одному»

18 день:

«Прощай, Остров»

«Сказочная эстафета» (спортивное шоу)

Анкетирования участников «Подводя итоги смены»

Общелагерная программа «Закрытие регаты!»

13



© 2010-2022