Доклад на тему: Особенности личностного и профориентационного самоопределения старшеклассников

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Особенности личностного и профессионального самоопределения старшеклассников


Особенности профессионального самоопределения в разных этапах развития личности

В дошкольном возрасте особое место занимают сюжетно-ролевые игры, имеющие профессионально ориентированный характер. Дети в своих играх повторяют действия своих родителей, других взрослых людей, а также проигрывают те ситуации, которые они когда-либо видели. Происходят первоначальные трудовые пробы, такие как уход за одеждой, растениями, уборки помещений и так далее.

Младший школьный возраст - начало школьной жизни. Учебная деятельность становится ведущей, на протяжении этого периода у ребенка развивается теоретическое мышление, он получает новые знания, умения, навыки - создает необходимую базу для всего своего последующего обучения. Возросшие возможности младшего школьника приводят к следующему:

  1. Более разнообразными могут быть работы по самообслуживанию.

  2. Представления младшего школьника о труде взрослых могут теперь расширяться не только за счет наблюдений, но и за счет чтения. Это ценно в перспективе, так как в мире труда как раз многие важные вещи являются умопостигаемыми через слово.

В подростковом возрасте детские мечты о профессии сменяются размышлениями о ней с учетом собственных возможностей и обстоятельств жизни, появляется стремление реализовать намерения в практических действиях. Однако некоторые подростки полностью живут настоящим, о будущей профессии размышляют мало.

По мнению Е. А. Климова, существует восемь углов ситуации выбора профессии:

  1. Позиция старших членов семьи.

  2. Позиция сверстников.

  3. Позиция учителей, школьных педагогов, классного руководителя.

  4. Личные профессиональные планы.

  5. Способности

  6. Уровень притязаний на общественное признание

  7. Информированность.

  8. Склонности.

Процесс профессионального самоопределения включает развитие самопознания и самооценки - одних из необходимых условий осуществления личностного подхода к выбору профессии. Без самопознания и самооценки нельзя правильно наметить программу самовоспитания и саморазвития, трудно выбрать работу по душе. Объективно и полно оценить себя старшеклассники не в состоянии. В самооценке у них нет единой тенденции: одни склонны переоценивать себя, другие наоборот.

Выбирая профессию, старшие школьники в большинстве случаев ориентируются на уровень выраженности у себя в первую очередь нравственно-волевых, затем интеллектуальных и только потом организаторских качеств.

Факторы, влияющие на выбор профессии

Доклад на тему: Особенности личностного и профориентационного самоопределения старшеклассников

Типичные ошибки при выборе своего профессионального пути

1. Недостаточный объем знаний о существующих профессиях. Круг профессий, известный учащимся, ограничен и составляет всего 10-15. Не учитывается потребность в данной профессии в своем регионе.

2. «Гипноз агитации» - попадание под влияние мнения знакомых, друзей или подруг, кумира или яркой личности, общественного мнения или моды.

3. «Дорога вместо цели» - концентрация усилий исключительно на выборе вуза, а не специальности, то есть институт стал самоцелью, а не средством (иногда аргументом в пользу избранной деятельности является местоположение учебного заведения).

4. «Инерция движения» - поступление в вуз для того, чтобы отложить принятие решения по выбору специальности или избежать призыва в армию.

5. «Звездная болезнь» - автоматический перенос престижа специальности непосредственно на себя и подсознательный расчет на широкую известность.

6. «Близорукость» - уверенность в неизменной востребованности выбранной специальности.

7. «Парадный вход» - оценка престижной работы только с внешней стороны (романтический ореол), недооценка трудностей и тонкостей выбранной специальности; происходит обычно от недостаточного знания об основном содержании работы.

8. Неуважение к одним и преклонение перед другими видами труда. Некоторые профессии считаются важными, другие - недостойными и даже "неприличными".

9. «Вуз - локомотив» - данная позиция заключается в том, что главное - поступить, а там пойдет само собой.

10. «Школьный успех» - часто встречающееся мнение о том, что лидирование по школьному предмету является единственным и достаточным условием выбора специальности.

11. Перенос своего отношения к человеку на профессию, которую он представляет.

12. Неумение разбираться в себе, в своих действительных склонностях, способностях.

13. Выбор профессии без учета своих физических возможностей и реального состояния здоровья.

14. Ориентация сразу на профессии высшей квалификации (ученый, дипломат, летчик-испытатель и т. п.).

15. Отношение к профессии как к неизменной. В любой сфере деятельности происходит смена занятий, должностей по мере роста квалификации человека. Проанализируйте ситуацию на рынке труда. Обратите внимание на то, что с каждым годом появляются всё новые профессии. Будьте готовы к тому, что придется регулярно повышать квалификацию, осваивать смежные специальности.

16. Неумение извлекать информацию о профессиях и путях их получения (например, из книг и кинофильмов берутся только привлекательные стороны профессии, часто носящие рекламный характер).

Знание типичных ошибок будет способствовать более осознанному подходу к выбору трудового, профессионального пути.

Основные формы профориентационной работы с подростками


1) Профессиограммы - краткие описания профессий;

2) Справочная литература;

3)Информационно-поисковые системы;

4) Профессиональная реклама и агитация;

5) Экскурсии школьников на предприятия и в учебные заведения;

6) Встречи школьников со специалистами по различным профессиям;

7) Познавательные и просветительские лекции о путях решения проблем самоопределения;

8) Профориентационные уроки со школьниками как система занятий (а не как отдельные мероприятия);

9) Учебные фильмы и видеофильмы.

10) Использование средств массовой информации;

11) Различные «Ярмарки профессий» и их модификации. Такая форма работы позволяет экономить много времени, поскольку не нужно каждый раз куда-то идти, договариваться и т.п., ведь гораздо проще просто переходить от одного стола к другому и быстро завязывать контакты с представителями организаций.

12) Учебные олимпиады, конференции, круглые столы, где школьники приобретают важный опыт общения с единомышленниками и с авторитетными специалистами в данной области.

Профориентационные мероприятия для воспитанников детского дома

Для проведения мероприятий по развитию личностного и профессионального самоопределения воспитанников детского дома педагогами группы сначала был проведен анализ научной, методической литературы по данной теме.

Затем была разработана воспитательно-образовательная программа «Я взрослею», целью которой было оказание помощи воспитанникам Д.д. в жизненном и профессиональном самоопределении.

Процесс профессионального самоопределения включает в себя развитие самопознания и самооценки - одних из необходимых условий осуществления личностного подхода к выбору профессии. Без самопознания и самооценки нельзя правильно наметить программу самовоспитания и саморазвития, трудно выбрать работу по душе. Объективно и полно оценить себя старшеклассники не в состоянии. В самооценке у них нет единой тенденции: одни склонны переоценивать себя, другие наоборот.

Для определения личностных качеств с воспитанниками группы мы проводили тестирование, анкетирование. На каждого воспитанника была заведена тетрадь, где фиксировался ход анкетирования и записывался результат. Дети с интересом просматривали наглядные результаты обследования, стремились их улучшить.

Для активизации процесса самопознания проводили игры и упражнения на развитие коммуникабельности, уверенности в себе, внимания, памяти, мышления.

Повышению личностного и профессионального самоопределения подростков способствует правильный выбор досуговой деятельности, успешность в выбранном кружке. Поэтому особое внимание уделяли занятости воспитанников группы.

Чтобы избежать ошибок в выборе профессии, необходима правильная, реальная информация о мире профессий. Такую информацию дети получали во время экскурсий на предприятия города, на встречах с представителями учебных заведений, выпускниками детского дома, при просмотре учебных фильмов, чтении литературы, городских газет, проведении групповых занятий о путях решения проблем самоопределения.

Педагогами группы был оформлен дидактический материал в виде карточек с описанием конкретной профессии, выпускались презентации, буклеты «В помощь выпускнику». Для профессионального самоопределения воспитанников группы активно использовали поисковую систему интернета.

При выборе профессии следует учитывать состояние здоровья, дети познакомились с понятием профпригодность. Педагоги проводили занятия по формированию навыков ведения ЗОЖ.

Изучили рынок востребованных профессий в городе, области, его потребностях и перспективах развития. Дети наглядно смогли сопоставить реальные современные требования к работнику со своими возможностями и умениями. Дети получили знания о правилах приема работника на предприятие, о проведении собеседования при приеме, оформлении резюме при трудоустройстве. Получили знания о законодательной системе государства - Конституция РФ, Трудовой кодекс.

Программа «Я взрослею» позволила более широко и полно провести профориентационную работу в группе, так как именно системность занятий и их логичная последовательность дали воспитанникам более полное представление о выборе будущей профессии.


© 2010-2022