Внеклассное мероприятие историко-патриотической направленности

      Внеклассное мероприятие "Все мы - родом из той войны..." (подзаголовок "Эта память - наша совесть")  посвящена 7-летию Победы.       Разработка была представлена на областной конкурс, организованный фондом "Гражданский Союз", где стала победителем в номинации "Мероприятие".        Мероприятие проведено в 8 "А" классе МБОУ СОШ № 51 г. Пензы в ноябре 2014 года.       Планируется дальнейшая поисково-исследовательская деятельность по расширению представленного материала и переведению его в фор...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Все мы родом - из той войны…»

(«Эта память - наша совесть»)

(круглый стол с элементами дискуссии)

Цель - формирование гражданской ответственности и патриотической позиции учащихся через осознание исторической связи поколений, их преемственности.

Задачи:

  • Формировать способности нравственно ориентироваться в исторических событиях прошлого, осознавать их значение.

  • Изучить историю родственников, имевших отношение к Великой Отечественной войне.

  • Способствовать формированию чувства ответственности за настоящее и будущее страны.

  • Развивать чувство уважения к людям старшего поколения, толерантное отношение к старикам, готовность оказывать посильную помощь.

Ожидаемые результаты методической разработки:

  • Формирование интереса к истории своей семьи, своего народа, своей страны. Формирование нравственных качеств: любви к своей семье, «большой» и «малой» Родине, приобщение к истории и культуре России.

  • Расширение кругозора, развитие поисково-интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

  • Развитие чувства национального достоинства, а также чувства неприятия агрессии, насилия и войны.

Оформление и техническое сопровождение:

презентации и (или) материалы, собранные учащимися по военной истории их семей, про-

ектор, записи песен «От героев былых времён…», «Ленинградские мальчишки», «Бухен-

вальдский набат», «Я не видел войны», фрагмент 7 симфонии Д. Шостаковича, выученные наизусть стихи В. Федосеева, А.Ахматовой, отрывок из книги С. Алексиевич «Последние свидетели».

Ход мероприятия

(В исполнении группы учащихся звучат первый и третий куплеты песни «От героев былых времён…»/Е.Агранович/ из кинофильма «Офицеры»)

От героев былых времён

Не осталось порой имён,

Те, кто приняли смертный бой,

Стали просто землёй и травой…

Только грозная доблесть их

Поселилась в сердцах живых.

Этот вечный огонь, нам завещанный одним,

Мы в груди храним.



Нет в России семьи такой,

Где не памятен был свой герой,

И глаза молодых солдат

С фотографий увядших глядят…

Этот взгляд словно высший суд

Для ребят, что сейчас растут.

И мальчишкам нельзя

Ни солгать, ни обмануть,

Ни с пути свернуть.)

Учитель. Прозвучавшая песня не случайно открыла наше мероприятие. Её слова адресованы каждому из вас. Посмотрите на экран, где представлены результаты вашей поисковой деятельности. Это на вас направлен взгляд ваших близких и дальних родственников, чьи судьбы соприкоснулись с войной. Кто-то из них воевал на фронте, кто-то попал в окружение, а кто-то в военное время был ребёнком, вашим ровесником.

Среди страниц военной истории, наверное, самые ранящие душу строки посвящены детям. Дети войны. Дети на войне. Несовместимое понятие. Но оно нашло место в истории нашей страны.

Надо ли нам, выросшим в мирное время, будоражить память расспросами родственников и знакомых о Великой Отечественной войне? Мы живём в двадцать первом веке, зачем нам история века двадцатого - века-«зверя», века-«убийцы»?

Ученики:

Аканин Максим. - Человек, по-моему, начинается с памяти. То есть он, конечно, рождается уже человеком, но становится настоящим, когда начинает осознавать свою связь с давно прошедшим и понимать, что от него зависит не только его собственное будущее.

Симакова Валерия. - Нельзя же жить «Иванами, не помнящими родства». А ещё я где-то прочитала строки: «Если мы войну забудем - вновь придёт война». Если мы сумеем хотя бы по одной собственной страничке написать о своей семье и войне, мне кажется мир станет немного лучше.

Федосеева Лиза. - Я и не думала, что будет так интересно узнавать факты военной биографии моей семьи - это же и моя биография тоже!

Учитель. Да, результаты, к которым мы пришли, действительно удивили: ведь оказалось, что практически у всех вас, восьмиклассников, оказались родственники-свидетели тех великих и кровавых дней. Думаю, никого не оставили равнодушными рассказы прадедушек, прабабабушек, воспоминания дедушек, бабушек, пап и мам.

Кто хотел бы поделиться своими находками и открытиями?

Выступления учащихся с материалами собранных сведений о родственниках, имевших отношение к Великой Отечественной войне.

Куманина Яна. Я расскажу о своём дяде, Васёкине Иване Григорьевиче, ушедшем на фронт восемнадцатилетним пареньком из села Мордовский Ишим. Пройдя курсы военных водителей, он был зачислен в штаб разведки в Белоруссии. Во время одной из таких перевозок в феврале 1943г. попал под сильнейшую бомбёжку, его машина была подорвана, всех пассажиров разбросало в разные стороны. Дядя полдня пролежал в снегу и был подобран русскими войсками, к счастью передвигавшимися по той дороге, и доставлен в госпиталь. Ничего не слышавшего и не говорящего солдата взялся выходить местный врач, который постоянно находился возле своего пациента и добился-таки своего: парень стал чуть слышать, потом понемногу стала возвращаться речь. Когда же выздоровление стало очевидным, он, имевший право остаться в тылу, вновь отправился на фронт и воевал в пригородах Кёнигсберга до 1945 года. Медаль «За освобождение Кенигсберга» он хранит сейчас как самую дорогую реликвию.

Плотников Андрей. У меня получилась не совсем военная история. Моя прабабушка, Аглиуллина Майшакар Фаттаховна, родилась в январе 1926 года. В день начала войны, в 14-летнем возрасте она отправилась на курсы снайперов, прибавив себе несколько лет. Через два года, по окончании курсов, эта уловка была раскрыта, и на фронт девушку не взяли. Но она сумела найти выход, как помочь родной стране: в составе бригады таких же юношей и девушек под Ленинградом она грузила в эшелоны торф и брёвна, так нужные военным. Работали в любое время суток и при любой погоде. Жили не дома - в бараках, про сон не думали, никаких денег не получали, кормились крошечными пайками. И после войны бабушка «не успокоилась»: участвовала в восстановлении Путиловского завода в Ленинграде, а позднее - и в освоении Колымы.

Гринина Вика. В моей семье часто говорят о прадедушке Орлове Николае Романовиче, который воевал в разведке, прошел всю блокаду Ленинграда, был там ранен, но дошёл до самого Берлина. У него целых 10 орденов, среди которых Орден Красной звезды, «Медаль Жукова», ордена «За оборону Ленинграда», «За взятие Ленинграда». У него не было возможности получить высшее образование после войны, но для меня он был очень интересным собеседником, когда был жив. Когда я сейчас слышу, как ругают Сталина, я всегда вспоминаю слова прадеда: «Если бы не Сталин, война была бы проиграна». И что бы ни говорили, я верю своему дедушке Коле!

Жилкин Александр. А мой прадедушка, Гордеев Александр Назарович, призвался в армию в 1939 году, а в 1941 году был отправлен на японско-китайскую границу. В звании старшины пулемётного отряда прослужил там до сентября 1945 года, был награждён орденом Великой Отечественной войны 2 степени. Каждый год, начиная с 1942, юный Александр просил, чтобы его перевели в европейскую часть для борьбы с фашистской Германией. (Именно в этот год под Смоленском пропал без вести его родной брат Николай. Как позже выяснилось, их разведотряд был окружён, взят в плен, а Николай казнён через повешенье). Но командование не удовлетворило просьбу о переводе, и прадед остался на страже нашей восточной границы.

Карпина Юлия. Прадед Акстын Александр Васильевич родом из села Наскафтым Шемышейского района. В год начала войны ему было почти столько же лет, сколько мне сейчас, - пятнадцать. Но желание встать на защиту Родины было настолько неистребимо, что, прибавив себе возраст, прадед всё же воплотил свою мечту в жизнь: после трёх месяцев учебки и водительских курсов оказался в блокадном Ленинграде. Не раз он рисковал жизнью, проезжая по «дороге жизни» через Ладожское озеро. Попадал под бомбёжку, оказался в госпитале, но, едва поправившись, снова попросился на фронт, где воевал до победы.

Качалкина Ангелина. В нашей семье живёт память о прадеде Лифанове Алексее Павловиче, воевавшем на Белорусском фронте, который защищал подступы к Москве. Там он получил первое ранение, оказался в госпитале, после чего вновь отправился на фронт. Он был зенитчиком, защищал пехоту от немецкой авиации. В 1943-44 гг. был отправлен на Сталинградский фронт. Во время одного из боёв их батальон был окружён, прадед получил сильную контузию и оказался в немецком плену. Но не это было самое страшное, как вспоминал он. Самое страшное началось после освобождения из плена русскими солдатами. Пленные того времени, сумевшие выжить, считались предателями, и деда отправили на принудительные работы в шахтах. Это было не просто физическ5и трудно - это унижало морально, давило. Но дед не сдался: за добросовестный труд его освободили от принудительных работ, и он вновь отправился защищать Родину и делал это до победного мая 1945!

Учитель. Да, ребята, многие ваши родные люди с юных лет воевали на фронтах Великой Отечественной. О таких, как они, пишут книги, снимают фильмы, поют. Память о подвигах живёт. Но давайте послушаем еще одну песню.

(Группа учащихся исполняет песню «Ленинградские мальчишки» из к/ф «Зелёные цепочки»:

В далёком тревожном военном году
Под гром батарей у страны на виду,
Стояли со взрослыми рядом
Мальчишки у стен Ленинграда.
Стояли со взрослыми рядом
Мальчишки у стен Ленинграда.

На парте осталась раскрытой тетрадь,
Не выпало им дописать, дочитать,
Когда навалились на город
Фугасные бомбы и голод.
Когда навалились на город
Фугасные бомбы и голод.

И мы никогда не забудем с тобой,
Как наши ровесники приняли бой,
Им было всего лишь тринадцать,
Но были они ленинградцы!
Им было всего лишь тринадцать,
Но были они ленинградцы!)

Учитель. Скажите, тех, о ком поётся в этой песне, можно назвать героями? Чем занимались они в военное время?

Ученики. - Конечно, можно. Эти мальчишки, оказавшиеся в блокадном городе, повзрослели за один день.

- Я читала, что дети-ленинградцы встали за станки наравне со взрослыми. Им не хватало роста, чтобы достать до станка, и тогда для них делались специальные подставки.

- Они голодали в ленинградскую зиму очень сильно, но в книгах написано, что эти заморенные голодом ребятишки в военное время понимали, что тем, кто воюет на фронте, еще сложнее, и потому старались как-то облегчить жизнь военных, показывали им концерты в осаждённом городе.

- А еще они помогали взрослым - делали разную работу по дому, даже самые маленькие.

Учитель. - Именно о таком малыше - своём соседе написала стихотворение Анна Андреевна Ахматова, также пережившая блокаду.

( Ученица читает стихотворение А.А. Ахматовой «Постучись кулачком - я открою…», 1942:

Постучись кулачком - я открою.

Я тебе открывала всегда.

Я теперь за высокой горою,

За пустыней, за ветром и зноем,

Но тебя не предам никогда…

Твоего я не слышала стона,

Хлебы ты у меня не просил.

Принеси же мне ветку клёна

Или просто травинок зелёных,

Как ты прошлой зимой приносил.

Принеси же мне горсточку чистой,

Нашей невской студёной воды,

И с головки твоей золотистой

Я кровавые смою следы.)

Учитель. Думаю, вы поняли по тексту, что малыш этот погиб, он был убит осколком.

А сколько их, детей блокады, умирало от холода и голода. Вспомним рассказ «Собака, прости»

(Синельникова Таня читает отрывок из книги С. Алексиевич «Последние свидетели»:

У меня была мечта - поймать воробья и съесть...

Редко, но иногда птицы появлялись в городе. Даже весной все смотрели на них и думали об одном, о том же, о чем думала я. О том же... Отвлечься от мыслей о еде ни у кого не хватало сил. От голода я ощущала внутри постоянный холод, страшный внутренний холод. Также и в солнечные дни. Сколько на себя ни надень, холодно, нельзя согреться…
Я рассказываю о Ленинграде, где мы тогда жили. О ленинградской блокаде. Убивали нас голодом, убивали долго. Девятьсот дней блокады... Девятьсот... Когда один день мог показаться вечностью. Вы не представляете, каким длинным голодному человеку кажется день… Блокадная норма дошла до ста двадцати пяти граммов хлеба в день… Разделить его надо было на три части - завтрак, обед, ужин. Пили только кипяточек...
С шести утра я занимала зимой очередь в булочную… Горит свеча, и продавец режет эти кусочки. Люди стоят и следят за ним. За каждым движением... Горящими... безумными глазами... И все это в молчании.

Трамваи не ходят... Воды нет, отопления нет, электричества нет. Но самое страшное - голод. Я видела человека, который жевал пуговицы. Маленькие и большие пуговицы. Люди сходили с ума от голода...

Был момент, когда я перестала слышать. Тогда мы съели кошку... Я расскажу потом, как мы ее съели. Потом я ослепла... Как раз тогда нам привели собаку. Это меня спасло.
...Мамина подруга привела нам свою собаку. И мы ее съели. И если бы не собака, мы бы не выжили. Уже начали опухать от голода. Сестра не хотела утром вставать... Собака была большая и ласковая. Два дня мама не могла... Как решиться? На третий день она привязала собаку к батарее на кухне, а нас выгнала на улицу... Помню эти котлеты... Помню...

Очень хотелось жить... Мама хранила несколько кусочков сахара. Маленький бумажный мешочек. Это был наш золотой запас. Один раз... Я не выдержала, я знала, где лежит сахар, залезла и взяла один кусочек. Через несколько дней еще один... Потом... Прошло немного времени - опять... Скоро в мамином мешочке ничего не осталось. Пустой мешочек...
Заболела мама... Ей нужна глюкоза. Сахар... Она уже не может подняться... На семейном совете решили - достать заветный мешочек. Наше сокровище! Ну вот мы его и сберегли для такого дня! Мама обязательно выздоровеет. Старшая сестра стала искать, а сахара нет. Весь дом перерыли. Я вместе со всеми искала... А вечером призналась... Сестра меня била. Кусала. Царапала. А я просила ее: "Убей меня! Убей! Как я буду теперь жить?!" Я хотела умереть...

Я вам рассказала о нескольких днях... А их было девятьсот... Девятьсот таких дней. Девятьсот…

Иду из булочной...Получила дневной паек. Эти крохи, эти жалкие граммы... А навстречу мне бежит собака. Поравнялась со мной и обнюхивает - слышит запах хлеба.
Я понимала, что это - наше счастье. Эта собака... Наше спасение!! Я приведу собаку домой...
Дала ей кусочек хлеба, и она за мной пошла. Возле дома еще кусочек ей отщипнула, она лизнула мне руку. Вошли в наш подъезд... Но по ступенькам она поднималась неохотно, на каждом этаже останавливалась. Я отдала ей весь наш хлеб... Кусочек за кусочком... Так добрались мы до четвертого этажа, а наша квартира на пятом. Тут она уперлась и не идет дальше. Смотрит на меня... Как что-то чувствует. Понимает. Я ее обнимаю: "Собака миленькая, прости... Собака миленькая, прости..." Прошу ее, упрашиваю... И она пошла...

Очень хотелось жить...

Услышали... По радио передали: "Блокада прорвана! Блокада прорвана!" - счастливее нас людей не было. Счастливее нельзя быть. Мы выстояли!! Блокада прорвана...
По нашей улице шли наши солдаты. Я подбежала к ним... А обнять - сил не хватило...
В Ленинграде много памятников, но нет одного, который должен быть. О нем забыли. Это - памятник блокадной собаке.

Собака миленькая, прости... )

(Звучит фрагмент 7 симфонии Д.Шостаковича)

Козлова Лиза. Ели не только собак. Когда мы говорили с моей дальней родственницей Ямбиковой Санией Абдуловной, она рассказала, что ели и людей, особенно маленьких детей: они же еще ничего не понимали, поэтому им не было страшно… Сания Абдуловна - коренная ленинградка, где родилась в 1940 году. В войну она вступила в годовалом возрасте. Мама едва закончила её кормить грудью и умерла. Рядом с умершей матерью малышка пролежала, плача, несколько дней. Спас её старший брат, вернувшийся с заводской смены. С ним по «дороге жизни» девочка была вывезена из города, но этот путь едва не оказался последним: ребёнка выронили из машины, и последствия того падения Сания Абдуловна ощущает до сих пор. А еще она хорошо помнит своё первое слово, многократно повторенное - не «мама», а «бом-бом» - именно так отозвались в детской головке разрывы снарядов.

Максим Аканин. Подруга моей бабушки, Лидия Ивановна Миронова, живущая сейчас в Москве, тоже часто вспоминает дни блокады. Как ей, двенадцатилетней девчушке, мудрая бабушка говорила: «Если хочешь выжить, никогда не ешь этот (блокадный - М.А.) хлеб, откуси и соси как конфету». Так и спасались: слюна обволакивала кусочек хлеба, и через какое-то время создавалось впечатление, что поела.

В начале 1942 года дом, где жила семья девочки, разбомбили. Бабушку и маленькую двоюродную сестру Лиды военные вытащили из-под завала. Жильё дали неподалёку, но в комнате из мебели была только одна железная кровать, а на стенах - сантиметров пять снега. Топить было нечем, на карточку выдавали 1 кубометр дров на три месяца, причём дрова были сырые, и Лида всегда ходила в ватнике, под которым в привязанном мешке носила ножовку, чтобы при случае где-то отпилить кусок доски. Добыча дров на растопку буржуйки входила в её обязанность. «Сначала мы боялись покойников, которые были сплошь и рядом, - говорит Лидия Ивановна, - но потом и это стало привычным. Стоят сани, на них покойник, завязанный в простыню». Однажды она прочитала записку: «Мама, прости, нет сил отвезти тебя на кладбище».

У переживших ленинградскую блокаду один недуг остаётся на всю жизнь - разрушаются кости, сводит руки и ноги. Этот ленинградский блокадный синдром не оставляет людей даже в третьем поколении. В этом убедилась Лидия Ивановна на примере собственной дочери.

Синельникова Таня. Мой дедушка, Панькин Иван Валентинович, родом из Ленинграда, он тоже ребёнок войны, но не блокадник. Война застала его четырехлетним ребёнком. Отец ушёл на фронт, а мама с маленьким Ванечкой переехала в село Шадымо-Рыскино (в Мордовии), к родственникам. Там началась трудовая деятельность пятилетнего мальчика: он помогал матери по хозяйству, работал в колхозе, а в свободное время плёл лапти. Вместе со своей бабушкой он ходил по деревне и выполнял самую тяжелую работу за кусочек хлеба. Жилья не было, ночевали у знакомых и дальних родственников. Но - выстояли, сумели подняться после ударов судьбы!

Крайнова Яна. И наша соседка, Захаркина Елена Васильевна, - ребёнок войны. Она родом из посёлка Золотарёвка, из многодетной семьи. В год начала войны Елена поступила в первый класс. Школьные годы остались в её памяти как очень трудное время. Трудное не только потому, что не было ни тетрадей, ни ручек, не только потому, что для учебы требовалось в холодное время ежедневно отправляться в лес за дровами для растопки в классе печки-буржуйки, но и потому, что есть было нечего. Дети летом собирались в группы и шли в лес собирать ягоды, грибы, щавель и лук. Большую часть собранного надо было везти на продажу в город. 7-8-летние ребятишки девять километров шли до станции, потом отправлялись на электричке в Пензу, а вечером проделывали обратный путь. Но дети не падали духом, а наоборот, старались поднять настроение раненым бойцам из местного госпиталя: для них устраивались концерты. И бойцы, глядя на школьников, вспоминали своих ребятишек…

Федосеева Лиза. Иногда говорят, что детские события с возрастом забываются. Мне кажется, для тех, кто во время войны был ребёнком, это высказывание неверно. Родному брату моего дедушки, Владилену Федосееву, в день начала войны едва исполнился год, но он запомнил навсегда, как холодно и голодно жила семья. В доме на улице Бакунина была печка, но дров не было, за ними трёхлетний ребёнок вместе с матерью ходил в Ахуны и на детских саночках вёз их домой. Но он говорил и о том, что, несмотря ни на что, все жили с верой в то, что Красная Армия разгромит напавших на страну фашистов. О своих детских годах Владилен Федосеев написал в сборнике стихов «Ранняя осень» в стихотворении «Встреча»:

Как детских лет воспоминанья чётки!

Конец войне, и двух солдат встречать

Шли жёны их, мои родные тётки,

А мы столы спешили накрывать.



Три дяди воевали, а живыми

Вернулись два, из одного полка.

Я помню лица их в табачном дыме,

И банки из солдатского пайка.





И скатерти, которых не стелили

С дней довоенных, судя по всему,

А слёзы встречи всё еду солили,

Как будто соли не было в дому.



Глядел на тёток я, присев в сторонке.

Лишь самая красивая из них

Не плакала, пришла к ней похоронка

Примерно за год до конца войны.



Навечно в память врезана картинка:

Сидит она, и седина в косе,

А на глазах прекрасных ни слезинки -

Она давно их выплакала все.

(Звучит песня Андрея Макаревича «Я не видел войны»

Я не видел войны, я родился значительно позже,
Я её проходил и читал про неё с детских лет.
Сколько книг про войну, где как будто всё очень похоже:
Есть и это, и то - только самого главного нет.

Я не верю певцам на эстрадах, украшенных светом,
Сомневаюсь в кино - там, в кино, как-то очень цветнó.
Кто всерьёз воевал, почему-то не любят об этом…
Может быть, потому, что об этом в словах не дано?

Только слышишь, звучит, проступает из стен Ленинграда,
Тихо-тихо поёт и в тебе, и во мне, и вокруг…
Может быть, про войну слишком много и громко не надо,
Чтобы рёвом фанфар не спугнуть, не убить этот звук?..)

Учитель. О чем поёт наш современник Андрей Макаревич?

Ученики. - О том, что всем поколениям надо помнить о совершённом в 1941-45гг.

- Память о тех годах должна быть искренней, потому что только тогда тебя услышат и поймут другие.

- Он поёт о том, что фронтовиков остаётся всё меньше, голоса их звучат всё тише, и теперешнему поколению надо научиться слышать их.

- А по-моему, он обращается к нам, чтобы не просто слушали и слышали, а чтобы «мелодия войны» звучала в каждом из нас, не давая забыть о тех, кто жил в войну.

- Даже, наверное, не только помнить, но и не быть безразличными к этим людям?

- А что мы можем сделать?

- Да хотя бы то, что делаем: навещать таких людей почаще, помогать в том, о чем попросят (они ведь редко просят), чаще всего просто посидеть поговорить, поздравить с какими-то праздниками, как мы это делаем. В общем, продолжать нашу работу, не оставлять их одних.

Учитель. А надо ли вас, выросших в безвоенном мире, учить памяти о войне, нарушать безмятежность ваших юных лет?

Ученики. - Да, нужно обязательно, мы поняли это, начав работу с ветеранами - родными и соседями.

- Конечно, чем дальше уходит 1945 год, тем спокойнее воспринимаем жесточайшие факты войны. Но не должны, никогда не должны эти воспоминания перестать волновать нас.

Учитель. Каждый человек хранит в памяти какой-то момент своей жизни, который кажется ему вторым рождением, переломом во всей дальнейшей судьбе. С этими воспоминаниями всегда связаны открытия в самом себе и других людях. Война - одно из таких переживаний, и те, кому выпала судьба пережить войну, никогда не смогут забыть ее, как не смогут забыть, что родились когда-то.

(читает стихотворение Ю. Воронова «Эта память - наша совесть»:


А может, нам, о них забыть?
Опять война, Опять блокада...
Я слышу иногда:
«Не надо,
Не надо раны бередить.
Ведь это правда, что устали
Мы от рассказов о войне
И о блокаде пролистали
Стихов достаточно вполне».

И может показаться:
Правы
И убедительны слова.
Но даже если это правда,
Такая правда -
Не права!

Чтоб снова
На земной планете
Не повторилось той зимы,
Нам нужно,
Чтобы наши дети
Об этом помнили,
Как мы!

Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память - наша совесть.
Она
Как сила нам нужна...)


По-моему, помнить историю своего народа нужно не только потому, что память сохраняет человеческое достоинство, но и чтобы видеть смысл своей жизни. Поэтому войну надо помнить, писать о ней, это необходимо человеку, чтобы оправдать свое существование на земле. Память истории - это самоутверждение человека, поэтому, думаю, и через сто лет школьники с гордостью и волнением будут писать о своем прадеде, который был фронтовиком. Главное - чтобы нашелся человек, который сумеет рассказать об этом.

Все собранные вами материалы мы сохраним в отдельной папке, а фамилии людей, «открытых» вами, занесем на крону Дерева памяти - пусть оно всегда находится в классном уголке, и ежегодно туда добавляются новые и новые имена.

День Победы был, есть и должен оставаться самым святым праздником. Ведь те, кто жил тогда, дали нам возможность жить сейчас, и мы обязаны помнить об этом. Наша память не должна ослепнуть.

И мы, видевшие ту войну только в кино и читавшие о ней на страницах книг, даём обещание помнить об этом всегда!

(Звучит отрывок 7 симфонии Д. Шостаковича)



© 2010-2022