Классный час на тему

Классный час, посвященный обсуждению психологических проблем, связанных с экзаменами. Вопросы для обсуждения на этом классном часе: рациональноая организация времени, мнемотехника, управление эмоциями, способ мобилизации. Сценарий включает в себя 3 блока: информационный, практический и юмористический. Цели классного часа: расширить представление детей о психотехнических навыков, формировать положительную нравственную оценку таких качеств, как усидчивость, обязательность, добросовестность, умение...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Классный час на тему «Как научиться сдавать экзамены»

Классный час, посвященный обсуждению психологических проблем, связанных с экзаменами.

Цели: расширять представление детей о психотехнических навыках, формировать положительную нравственную оценку таких качеств, как усидчивость, обязательность, добросовестность, умение мобилизовать себя; побуждать детей к рациональной организации своего времени, к овладению, собственным эмоциям, к самосовершенствованию, саморазвитию.

Форма проведения: час общения.

Подготовительная работа: распределить роли (4 ученика).

Оформление: на доске написать задания для развития памяти

План классного часа:

1) Вступительное слово « что значит экзамен»

2) Проблемная ситуация» чужие ошибки»

3)Информационный блок» Искусство сдавать экзамены»

1. Полезные советы.

2. Приемы запоминания.

4) Тренировочные упражнения «Из корзины Мнемозины».

5) Экзаменационный юмор.

6) Заключительное слово.

7) Подведение итогов (рефлексия)

Ход классного часа

1. Вступительное слово « Что такое экзамен»

КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ. Скоро вас ждут выпускные экзамены. Большинство из вас с ужасом думают о предстающих страданиях. Но, оказывается, не так все страшно. В переводе с латыни «экзамен» означает испытание». Получается, что во время экзаменов людей испытывают, как космонавтом перед полетом. Причем испытывают не только знания, но и психическую устойчивость человека. А психическая устойчивость возникает, когда есть положительный настрой и уверенность в себе. Специалисты утверждают, что от этого зависит 50 % успеха на экзамене. А положительный настрой и уверенность в себе появляются, когда человек правильно готовится к экзаменам, следует некоторым правилам. Сегодня мы будем говорить об этих правилах.

2. Проблемная ситуация « Чужие ошибки».

Классный руководитель. Послушайте рассказ о том, как готовился к экзамену вас сверстник, и попробуйте найти у него ошибки.

…Прозвенел последний звонок, и девятиклассник Иван Петров начал готовиться к экзаменам. Для начала он составил план, в котором был один - единственный пункт: « КАЖДЫЙ ДЕНЬ УЧИТЬ БИЛЕТЫ». На следующий день с самого утра он засел за подготовку. Решил готовиться к биологии. Целый час он искал билеты, потом еще час - учебник. При Этом он обнаружил массу интересных вещей, которые считал потерянными. Наконец билеты были найдены и учебник тоже, но оказалось, что тетрадь практическими, куда то потерялась. Пришлось звонить однокласснику, но у него была та же проблема. Вдвоем решили идти к однокласснице, у которой всегда, все есть. Она дала тетрадь на полчаса, чтобы сделать ксерокопию. Пока они нашли ксерокс, и усталые и голодные они вернулись домой с сознанием выполненного долга. Правда, тетрадь эту несчастную он так и не открыл, пришел его друг, попросил билеты, другой попросил учебник. Иван решил, что билеты могут и подождать и до завтра. А завтра с самого утра он как засядет, и никто уже ему не сможет помешать!

Как вы думаете, что будет завтра? Удалось ли Ивану подготовиться к экзамену? Какие ошибки он сделал во время подготовки? ( Высказывания детей)

3. Информационный блок « Искусство сдавать экзамены»

Полезные советы

Классный руководитель. Какие же правила нужно соблюдать, чтобы успешно сдать экзамен? Наши ребята (имена, фамилии) собрали коллекцию полезных советов для тех, кто собирается сдавать экзамены.

( К доске выходят два ученика, по очереди читают советы)

- Сначала нужно оборудовать место для занятий: убрать все лишнее, расставить по местам учебники, справочники, карандаши, тетради.

- Психологи советуют поместить на видимом месте что-нибудь желтое или фиолетовое, т.к. эти цвета повышают интеллектуальную активность.

- Затем нужно составить план работы, при этом необходимо учитывать, кто вы - «сова» или «жаворонок». Если вы сова, то нужно максимально загрузить вечерние часы, а если жаворонок - утренние.

- В планах нужно четко чередовать работу и отдых: 40 минут занятий, 10 минут -перерыв. Можно в это время вымыть посуду, полить цветы, сделать зарядку, помыть пол.

- Как работать над материалом? Прежде всего , не старайтесь вызубрить весь учебник. Самое главное понять. Сначала прочтите материал, потом попытайтесь составить план или схему. Обязательно на бумаге.

- Очень полезно рассказывать самому себе перед зеркалом, стоя во весь рост, обращая внимания на позу, жесты, мимику Хорошо также записывать свой рассказ на магнитофон.

- Каждый день нужно выполнять и практические задания в тетради, при этом нужно комментировать свои действия.

- Каждый раз, приступая к работе, повторяйте пройденный материал.

- Используйте разные методы запоминания.

- Готовясь к экзамену, никогда не думайте о том, что провалитесь, но напротив, мысленно рисуйте себе картину триумфа, легкого победного ответа.

- За день до экзамена повторите все планы ответов. Обратите внимание только на то, в чем чувствуете затруднение.

- Накануне экзамена прогуляйтесь, выспитесь, чтобы быть здоровым, выспавшимся, отдохнувшим, готовым к борьбе. Ведь экзамен - это психологический поединок, в котором нужно уметь за себя постоять.

- В день экзамена не забудьте позавтракать! И обязательно запаситесь чем- нибудь сладеньким, ведь при повышенной нагрузке организм будет требовать глюкозы. На экзамен следует одеться строго, не стоит приковывать излишнее внимание к своей внешности.

- Ни в коем случае не пейте успокоительных таблеток.

- Если вы волнуетесь, дышите глубже, это помогает.

Классный руководитель. Кто хочет добавить к этому свои советы? ( Дети поднимают руки. Делятся своими советами)

Приемы запоминания

Классный руководитель. Готовясь к экзаменам, приходится запоминать много материала. В этом нам помогут эффективные способы и приемы запоминания. Очень хороший способ - это проговаривание вслух. Еще один способ запоминания - картинки, схемы, планы- все, что активирует зрительную память. Если нужно запомнить какие- либо данные в определенном порядке, применяйте приемы мнемотехники. Если нужно запомнить большое количество слов, или терминов, поможет метод ассоциаций. Ассоциация - это связь.

4. Тренировочные упражнения « Из корзины Мнемозины»

Классный руководитель. А теперь будем тренировать свою память, используя приемы запоминания.

Первое упражнение. Прослушайте один раз пары (тройки) слов. Затем я буду называть первое слово, а вы должны вспомнить второе (третье) (читает):

Тарелка - чашка

Ложка - вилка;

Круг - треугольник;

Небо - планета;

Дорога - шоссе - поворот;

Окно - дверь крыша;

Поле - лес река

Огород - помидоры - прополка.

( затем учитель читает первые слова, а дети называют остальные)

Второе упражнение. На доске написаны 10 слов( читает) кот, чашка, камень, бумага, кирпич, ландыш, небо, ветка, мальчик, яблоко. Постарайтесь запомнить их, составив ассоциативную цепочку, например, кот сидит в чашке и т.п. Какие будут варианты? ( Дети предлагают варианты ассоциативных цепочек)

Как видим, приемы мнемотехники оказались очень эффективными. Они не только помогают запоминать, но и делают эту работу увлекательной и интересной. И скучная зубрежка превращается в творческий процесс. (Рассказывают о своих приемах запоминания)

5. Экзаменационный юмор

Классный руководитель. Чтобы мысли о будущих экзаменах не испортили вам настроение, мы пригласили юмористов, которые составили коллекцию экзаменационного юмора.

Юморист 1. Еще одно искусство, необходимое на экзамене,- это искусство шпаргалки. Причем искусство заключается не в том, чтобы написать шпаргалку, а том, чтобы ее надежно спрятать. Для этого есть такие места, как: штаны, юбки, ботинки, воротники, носовые платочки, ручки, часы, шоколадки, рукава, носки и т.п. Есть еще надежный дедовский метод- прикрепить шпору на резинке в рукав или надеть под юбку фартучек в виде большого кармана.

Юморист 2. Но написать и надежно спрятать шпаргалку - это полдела, нужно еще уметь ею воспользоваться на экзамене. Тут можно дать такие вредные советы: ни в коем случае не ловить взгляд учителя, он сразу раскусит, что ты списываешь. Мамое надежное - просто положить шпору на парту и спокойно катать от времени поднимая задумчивый взгляд на экзаменатора.

Юморист 1. Не забудьте пожелать самому себе ни пуха ни пера. Это древнее пожелание успеха, удачи возникло в среде охотников и было основано на суеверии, что можно сглазить охотника, если пожелаешь удачной охоты на птицу или зверя ( и пуха и пера). В ответ на это пожелание, охотники отвечали: ( пошел )К черту!

Юморист 2.А теперь несколько смешных историй об экзаменах.

( юмористы по очереди читают анекдоты)

После экзамена.

- Марь Иванна, почему вы поставили мне единицу?

- Потому что более низких оценок у нас, к сожалению, нет!

Вышел девятиклассник после экзамена. Его окружают товарищи:

- Ну как, сдал?

- Сдал. Уж учитель меня топил, топил, а я выплыл.

А в кабинете учитель думает про себя:

- Уж я его тянул, тянул, еле вытянул.

Экзаменатор: « А теперь вопрос на засыпку: между кем была русско - японская война?»



***

- ну как сдал?

- Сдал…кажется.

-А что он спрашивал?

- А кто его знает, он же спрашивал по - английски.

***



Разговаривают девятиклассники:

- Ты уже сколько экзаменов завалил:

- Вместе с завтрашним - четыре.

***

Мама спрашивает сына:

- Как прошел экзамен?

- Экзамен прошел блестяще, учителя в восторге. Просят повторить осенью.

***

Экзаменатор и студент.

- Знаешь?

- Знаю.

- Что знаешь?

- Предмет знаю.

- Какой предмет?

- Который сдаю.

- А какой сдаешь?

- Ну , это вы придираетесь!

6. Заключительное слово

Классный руководитель. Сегодня мы говорили о том, как успешно сдать экзамены. Экзамен - это действительно испытание, проверка ваших знаний и умений. На экзамене вы должны показать все, чему научились за годы учебы. Конечно, в ходе такого испытания в более выгодной позиции оказываются те, кто систематически работал, выполнял все задания, накапливал знания по крупицам. Для них подготовка к экзамену - это просто возможность систематизировать и упорядочить материал.

Ну а для тех, кто скакал по верхам, у кого есть пробелы в знаниях, подготовка к экзамену - это время открытий: произведений, фактов, имен, дат. А для кого- то это просто время открытия учебника. Ну, и, конечно же, для выпускников экзамены - это время испытать себя, свой характер, выдержку, силу воли, целеустремленность. Желаю всем вам успешно пройти испытание.

7. Подведение итогов

Классный руководитель. Какие советы и секреты подготовки к экзаменам показались вам интересными и полезными? Сможите ли вы взять себя в руки и хорошо подготовиться к экзаменам? (Коментарии детей)



-





© 2010-2022