ПРОГРАММА внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни»

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта общего образования на основе примерной программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.Цели программы: ·         Формирование здорового образа жизни,  правил поведения в экстремальных ситуациях.·         Поиск  оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья учащихся школы.·         Создание наиболее благ...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УПРОГРАММА внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни»правление образования администрации г. Чебоксары

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 43 города Чебоксары»

Рассмотрено:

На заседании ШМО протокол №1 от
29.08.2014г.

Руководитель МО учителей начальных классов

Лазарева Л.П.

29 августа 2014 г.

Утверждено:

Директор МБОУ «СОШ № 43» г.Чебоксары

Петрова Л.Л.

30 августа 2014 г.

Приказ №128 от 30 августа 2014

ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

по спортивно-оздоровительному направлению

«Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни»

в 3 Г классе на 2014 - 2015 учебный год

учителя начальных классов

Емельяновой Алины Ивановны



ЧПРОГРАММА внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни»ПРОГРАММА внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни»ебоксары 2014 г.

Пояснительная записка

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта общего образования на основе примерной программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.

Нормативно-правовая основа:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании»;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;

  • СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.;

  • Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе. (Письмо МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ № 199/13 от 28.03.2002);

Программа направлена на формирование общей культуры обучающихся, их знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребёнка.

Именно в период обучения в школе важно заложить навыки формирования здорового образа жизни, убедить учащихся в том, что нет ничего ценнее здоровья, что о здоровье необходимо заботиться самому, что сохранение здоровья каждого - залог здоровья нации.

Развитие полноценной личности немыслимо без сохранения и поддержания здоровья. Отсутствие здоровья часто лежит в основе отчуждения, ограниченной коммуникации, недостаточного самоуважения.

Статистические данные за последние годы показывают высокую заболеваемость детского населения. Анализ убеждает, что это обусловлено ухудшением социально-экономической обстановки, обострением проблем рационального питания, снижением уровня здоровья родителей и детей, наследственностью. У учащихся и их родителей не сформировано ценностное отношение к своему здоровью, что объясняется недостаточной пропагандой педагогических и медицинских знаний, здорового образа жизни.

Наиболее эффективным путём формирования ценности здоровья и здорового образа жизни является направляемая и организуемая взрослыми (учителем, взрослыми в семье) самостоятельная работа, способствующая активной и успешной социализации ребёнка в образовательном учреждении, развивающая способность понимать своё состояние, знать способы и варианты рациональной организации режима дня и двигательной активности, питания, правил личной гигиены. Однако только знание основ здорового образа жизни не обеспечивает и не гарантирует их использования, если это не становится необходимым условием ежедневной жизни ребёнка в семье и образовательном учреждении.

Формирование ценности здоровья и здорового образа жизни- необходимый и обязательный компонент работы образовательного учреждения, требующий соответствующей здоровьесберегающей организации всей жизни школы, включая её инфраструктуру, создание благоприятного психологического климата, обеспечение рациональной организации учебного процесса, эффективной физкультурно-оздоровительной работы, рационального питания.

Понимание этого факта привело к необходимости разработки программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, призванной обеспечить сохранение и улучшении физического, психического и социального здоровья.

Структура программы

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни представлена в виде пяти взаимосвязанных блоков:

  1. создание здоровьесберегающей инфраструктуры,

  2. рациональная организация учебной и внеучебной деятельности,

  3. эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы,

  4. просветительская работа с родителями (законными представителям),

  5. реализация дополнительных блоков которые включают в себя работу по правилам дорожного движения, по правилам противопожарной безопасности, тематические классные часы.

Блок «Рекомендуемая тематика классных часов» расширяет представления учащихся о здоровом образе жизни.

Блок «Работа по правилам пожарной безопасности» представлен беседами и инструктажами по правилам пожарной безопасности в различные времена года.

Блок «Работа по правилам дорожного движения» призван воспитывать культуру участников дорожного движения и представлен мероприятиями в каждом классе.

Данная программа позволяет систематически вести просветительскую работу, целенаправленно воспитывать установку на здоровый образ жизни, формировать понятие о здоровье, как о жизненной ценности, вести профилактику девиантного поведения, формировать социальную активность, воздействовать на сохранение и укрепление здоровья ребенка.

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа рассчитана на учащихся 3 класса.

Срок реализации программы - 1 год: 2014 - 2015 годы.

Цели программы:

  • Формирование здорового образа жизни, правил поведения в экстремальных ситуациях.

  • Поиск оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья учащихся школы.

  • Создание наиболее благоприятных условий для формирования у школьников и всех участников образовательного процесса отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей к достижению успеха.

Задачи

  • формирование представления об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;

  • формирование представления о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков, их пагубном влиянии на здоровье;

  • обучение правилам личной гигиены и развитие готовности на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;

  • формирование представления о правильном (здоровом) питании, его режиме, полезных продуктах, о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности;

  • формирование представления о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;

  • организация системы профилактических работ по предупреждению детского травматизма на дорогах, предотвращению роста заболеваемости учащихся школы;

  • использование здоровьесберегающих технологий в педагогической деятельности.

  • просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей;

  • привлечение семьи к формированию у детей потребности в здоровом образе жизни.

Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю: 3 класс -34 часа в год.

Планируемые результаты освоения обучающимися

программы внеурочной деятельности


В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.

Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов образования:

  • личностные результаты - готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

  • метапредметные результаты - освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

  • предметные результаты - освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению является формирование следующих умений:

  • Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

  1. Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

  • Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.

  • Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса.

  • Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

2. Познавательные УУД:

  • Делать предварительный отбор источников информации.

  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт.

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).

3. Коммуникативные УУД:

  • Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

  • Слушать и понимать речь других.

  • Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

  • Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах.

Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:

  • осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;

  • социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.

Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всех его проявлениях.











Тематическое планирование. Содержание программы для 3 класса.



Тема занятия

Кол-во часов

Дата

По плану

Факт

1

Краткие сведения о пожарной охране и добровольных пожарных организациях. Тренировочная эвакуация.

1

5.09


2

Личная гигиена школьника.

1

12.09


3

Причины несчастных случаев на улицах и дорогах.

1

19.09


4

Что надо знать о перекрёстках и опасных поворотах транспорта.

1

8.10


5

Гигиена внешней среды.

1

15.10


6

Огонь - друг и враг человека.

1

22.10


7

Правила перехода проезжей части дороги

1

29.10


8

Как отучить себя от вредных привычек

1

12.11


9

Причины возникновения пожаров.

1

19.11


10- 11

Остановочный и тормозной путь автомобиля

2

26.11

3.12


12

Предупреждение травматизма при спортивных занятиях.

1

10.12


13

Берегите жилище от пожаров.

1

17.12


14

Правила перехода железной дороги.

1

24.12


15

Содержание в чистоте своего тела.

1

14.01


16

Первичные средства пожаротушения.

1

21.01


17

Правила езды на велосипеде.

1

28.01


18

Зарядка в жизни школьника.

1

4.02


19

Системы автоматического пожаротушения и пожарной сигнализации.

1

11.02


20

Правила поведения в транспорте.

1

18.02


21

Физическая активность и здоровье

1

25.02


22

Что нужно делать при пожаре?

1

4.03


23

Экскурсия:

"Я-пешеход"

1

11.03


24

Я хозяин своего здоровья

1

18.03


25

Опасность игр с огнём

1

8.04


26

Что такое проезжая часть дороги.

1

15.04


27

Здоровый образ жизни, что это?»

1

22.04


28

Эта маленькая спичка может быть причиной большой беды

1

29.04


29

Правила поведения на тротуаре, пешеходной дорожке, обочине.

1

6.05


30

Путешествие в страну здоровья

1

7.05


31

Правила безопасного поведения при пользовании газом

1

13.05


32

Какие опасности подстерегают нас на улицах и дорогах.

1

14.05


33

Культура здорового образа жизни

1

20.05


34

Пожарная безопасность на каникулах.

1

27.05




















Материально-техническое обеспечение

образовательного процесса

Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

Примечания

Книгопечатная продукция

Валов Н.Н. Знаем правила движенья, как таблицу умноженья (Кон­курсная программа, посвященная знанию ПДД) // Педсовет. - 2008. -№4-С. 3-5

Л.П.Анастасова « Основы безопасности жизнедеятельности» // Москва. Просвещение 2010. 2 ,3-4 кл

Журнал «Здоровье школьника» №1-6, 2010; №1-6, 2011



М



М



М

Технические средства обучения

Классная доска

Д

Компьютер (тип моноблок с акустической системой)

Д

Проектор (SAMSUNG)

Д

Принтер, сканер

Д

Оборудование класса

Ученические двухместные столы, стулья.

К

Стол учительский с тумбой.

К

Шкафы для хранения дидактических материалов, пособий и пр.

К

Магнитная доска.

Д

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

school-collection.edu.ru/) справочник единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (выход в Интернет).

9


© 2010-2022