Тема по самообразованию Формирование универсальных учебных действий у учащихся начальных классов в условиях реализации ФГОС»

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





Отчет по теме самообразования «Формирование универсальных учебных действий у учащихся начальных классов в условиях реализации ФГОС»

преподавателя 4 «В» класса Ворониной М.Г.

Что же такое "универсальные учебные действия"?

В широком значении термин "универсальные учебные действия" означает умение учиться, т.е. способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком смысле этот термин можно определить как совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных учебных дисциплин. Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования УУД.
Назову ряд примеров из моей практики по формированию УУД в контексте разных учебных дисциплин.

В составе основных видов универсальных учебных действий можно выделить 4 блока:
1. Личностные - обеспечивают умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения, самоопределение и ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях.

Известно, что на первых порах очень трудно создать детский коллектив класса. Чтобы привить правила моральных норм, нравственного поведения, наладить межличностные отношения мне пришлось проводить большую работу: классные часы, индивидуальные беседы, организация совместных праздников, внеклассных мероприятий, изучение интересов каждого, обсуждение тех или иных поступков с позиции нравственности.

Дети с нетерпением ждут уроки ОРКСЭ и классные часы, сами готовят темы и материал к ним. Поднимаются самые злободневные, животрепещущие темы: «Умеем ли мы общаться? Культура спора», «Семь наших «Я». Научись смотреть на себя со стороны», «Милосердие и сострадание», «Добро и зло», «Обычаи и обряды», «Урок толерантности, или учимся сочувствовать» и др.

Чтобы почувствовать живое слово, образность, сформировать оценку поэтического произведения на внеклассное мероприятие в свою музыкально-поэтическую гостиную пригласили поэта.
Привитию вышеназванных качеств, способствуют уроки литературного чтения. Литературное чтение - осмысленная, творческая, духовная деятельность, обеспечивает освоение идейно-нравственного содержания художественной литературы, развитие эстетического восприятия. Поэтому на уроках поэзии два вида искусства - стихи и музыка - часто находятся рядом. Много времени отвожу самостоятельному чтению "Читай самому себе". Такое чтение помогает ребенку увидеть, что еще непонятно, найти что ему близко, поделиться эмоциями с соседом по парте. Уроки провожу в форме диалога, начиная со слов "Мне кажется…", "Я думаю…"

2. Регулятивные УУД - обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности (целеполагание, планирование, прогнозирование, составление плана, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция).

3. Познавательные УУД - включают общеучебные, логические, знаково - символические.

Данные виды УУД формируются также в процессе изучения различных учебных дисциплин.
Например, на уроках русского языка ввожу разные формы представления учебного содержания, учебных задач (символами, схемами, таблицами, алгоритмами). Используем единую памятку "Пишу грамотно". Ученики быстрее запоминают трудные понятия, формируется алгоритм ответа при комментированном письме.

Это помогает ребенку включать в процесс запоминания все виды памяти, материализует орфографические понятия, позволяет развивать наблюдательность, формирует умение анализировать, сравнивать, делать выводы.
Уверена, что на протяжении младшего школьного возраста происходит становление такой ключевой компетентности, как коммуникативная.

4. Коммуникативные УУД - обеспечивают социальную компетентность и ориентацию на других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное сотрудничество со взрослыми и сверстниками.
Поэтому ежедневно создаю необходимые условия, связанные с внедрением сотрудничества в обучение.
Уроки технологии, литературного чтения и окружающего мира провожу по группам или парам. Учащиеся совместно планируют деятельность, распределяют роли, функции каждого члена группы, формы деятельности, корректируют ошибки.
Например, на уроке чтения по повести М.Твена "Приключения Тома Сойера" при работе над текстом дается задание по группам: 1 - описать внешность героя, 2 - охарактеризовать поступки мальчика, 3 - назвать и охарактеризовать второстепенных героев, 4 - определить главную мысль произведения. Для выработки своего отношения к героям произведения - посещение театра с постановкой «Приключения Т.С. и Г.Ф. по Марку Твену» и написание отзыва о просмотренном спектакле.

Огромную роль в формировании УУД играет внеурочная деятельность.
На уроках и во время работы группы продленного дня организую такие формы работы, как взаимная проверка тетрадей, взаимные задания групп. На первых порах введения этих форм дети отмечают только ошибки и недоделки в работе своих товарищей, но в дальнейшем переходят к выявлению причин ошибок, разъясняется их характер.

Особое место по формированию УУД всех видов имеет проведение кружковой работы, т.к. здесь происходит дальнейшее развитие таких способов деятельности, которые способствуют самостоятельному усвоению новых знаний и умений.
Руками детей создан альбом «Моя первая книга» и др.



© 2010-2022