Классный час Кем Быть?

Выбор профессии является одних из ответственных моментов, определяющих весь дальнейший жизненный путь человека. Поскольку в жизни всё взаимосвязано, правильно выбранная профессия оказывает влияние на все остальные сферы жизни. Отрицательные последствия неправильно выбранной профессии затрагивают как самого человека, так и все общество.        Как выбрать профессию по душе и не ошибиться с главным делом жизни? Цель урока: познакомить обучающихся с основными принципами выбора профессии, разумного планирования профессиональной карьеры с учетом потребностей личностного самоопределения в условиях реального рынка труда.
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Автор: Давыдова Алена Николаевна

учитель истории обществознания

ГКВ(С)ОУ СО ВСОШ № 6 г. Нижний Тагил


Классный час «Кем быть?»

«Если Вы правильно выберите труд и вложите в него душу, то счастье само Вас отыщет.»

К.Д. Ушинский

Цель: познакомить обучающихся с основными принципами выбора профессии, разумного планирования профессиональной карьеры с учетом потребностей личностного самоопределения в условиях реального рынка труда.

Задачи:

определить уровень сформированности у обучающихся личных профессиональных планов, степень профессиональной готовности.

Учитель: Выбор профессии является одних из ответственных моментов, определяющих весь дальнейший жизненный путь человека. Поскольку в жизни всё взаимосвязано, правильно выбранная профессия оказывает влияние на все остальные сферы жизни. Отрицательные последствия неправильно выбранной профессии затрагивают как самого человека, так и все общество.

Как выбрать профессию по душе и не ошибиться с главным делом жизни?

Ученые - социологи подсчитали, что примерно 40% молодежи из-за незнания правил выбора профессии, отсутствия опыта в профессиональной деятельности выбирают профессию, не соответствующую их склонностям, интересам способностям и внутренним убеждениям. Это влечет за собой разочарование и даже психические расстройства.

1 Ведущий: Проблема выбора профессии стояла перед молодежью всегда, а в настоящее время она становится особенно актуальной, так как в связи с новыми социально-экономическими условиями в России и быстро изменяющимся рынком труда большинство выпускников школы не имеют ясной жизненной перспективы, более трети выпускников школ поступают учиться и работать по специальностям, не соответствующим их индивидуальным запросам и потребностям общества.

2 Ведущий: О множестве новых профессий молодежь практически не имеет информации, да и традиционные профессии претерпевают изменения, что требует от современного человека умения быстро перестроиться, быть мобильным, если надо - поменять специальность, предприятие, должность. Если раньше считалось хорошим тоном пол 30-40 лет проработать на одном предприятии, т.е. профессию выбирали один раз и на всю жизнь, действуя с русской пословицей «жену и профессию выбирают один раз», то теперь молодежи надо быть готовой к творческому подходу в выборе профессии, постоянному обновлению своих профессиональных знаний, возможной профессиональной переподготовке.

3 Ведущий: Чтобы овладеть профессией, открывающей простор для развития личности и самореализации, необходимо, во-первых, ориентироваться в мире профессий и знать о требованиях, которые она предъявляет к человеку, и, во-вторых, знать себя, а именно свои индивидуальные особенности, интересы, возможности и способности.

ЗВУЧИТ СТИХОТВОРЕНИЕ

1 Ведущий: Все люди ежедневно занимаются различным трудом. Как же велико число профессий, какими бы человек мог заниматься? Что такое профессии, когда и в связи с чем они появились?

2 Ведущий: Термин «профессия» латинского происхождения, означающий «объявляю своим делом». В глубокой древности, когда не существовало разделения труда, следовательно, не было и профессий. Для того чтобы выжить в то время, первобытным людям приходилось уметь самим строить себе жилище, добывать огонь и пищу, изготавливать одежду, защищаться от хищных животных.

3 Ведущий: Потом , по мере развития общества, одни люди стали заниматься земледелием, другие скотоводством, между ними проходил обмен продуктами их труда, то есть произошло разделение труда., появились ремесла-профессии. Накопленные в каждой группе знания и навыки передавались из поколения в поколение. Начиная со Средневековья, профессии, стали неотъемлемой частью сословной принадлежности: феодалы - воевали; крестьяне - возделывали землю и т.д. Даль определял профессию как промысел, всякое сословное занятие.

1 Ведущий: По мере совершенствования общества, развития науки и техники возрастают потребности человека, продолжается процесс разделения труда, возрастают и требования, предъявляемые к труду. Поэтому в настоящее время термину «профессия» можно дать следующее определение. Профессия - это вид трудовой деятельности человека, который требует определенного уровня знаний, специальных умений, подготовки человека и при этом служит источником дохода.

2 Ведущий: Если спросить у любого человека, сколько он может назвать разных профессий, то мы можем получить ответ от 20 до 100, возможно чуть больше. А между тем в мире насчитывается более 10 тысяч профессий, а включая специальности и специализации их более 50 тысяч.

3 Ведущий: Число профессий неодинаково в странах с различными общественно-экономическими условиями. В России сейчас насчитывается более шести тысяч профессий. в разные времена и у разных народов количество профессий значительно менялось. Профессии развиваются, что-то в них отмирает, появляется что-то новое. Каждая профессия, как всякое живое явление, имеет свойства стареть, исчезать, получать новое содержание. Самые древние на земле профессии связаны с земледелием, охотой, скотоводством, возведением жилищ. Видоизменяясь, они будут, наверное, всегда присутствовать в человеческой деятельности.

1 Ведущий: В процессе развития общества меняется структура экономики, вместе с ней меняется и потребность в тех или иных специальностях. В условиях современного рынка труда исчезают старые профессии и появляется большое количество новых, хотя в более развитых странах они уже давно стали обычными. Например, ранее существовавшая профессия оператора ЭВМ исчезла, так как сейчас развитие компьютерной техники достигло такого уровня, что компьютеры стали персональными, и спрос на операторов ЭВМ сократился почти до нуля. Активнее всех сейчас развиваются сферы торговли, управления и информационного обслуживания, и большинство новых профессий появляется именно в этой области.

1 Докладчик:

КОММЕРЧЕСКИЙ АГЕНТ

  1. Общая характеристика профессии.

Налаживает и развивает взаимосвязи между производителями и потребителями товаров и услуг, выявляет и формирует спрос на них. Рекламирует достоинства фирмы и товара, ссылаясь на оценки и отзывы покупателей и на свои личный опыт. Использует в работе образцы продукции, красочные описания услуг, включая рисунки, фотографии, муляжи. Разъясняет покупателям свойства и способы применения рекламируемой продукции. Сочетает рекламу товара с его продажей, оказывает помощь в доставке товара. Широко использует технические средства и каналы связи (телефон, факс, компьютер и др.). Работает индивидуально, в свободном режиме. Возможны частые разъезды.

  1. Требования к индивидуальным особенностям.

Необходимы развитое аналитическое мышление, воображение, физическая выносливость, наблюдательность, находчивость, общительность, высокая работоспособность, приятные манеры и внешность.

Подготовка осуществляется в среднем специальном торговом или экономическом учебном заведении, на курсах.

2 Докладчик:

ПРОДАВЕЦ

  1. Общая характеристика профессии.

Выступает в качестве посредника между производителями товаров (промышленных, продовольственных) и населением. Рекламирует имеющийся товар, подсчитывает его стоимость, проверяет реквизиты чека, упаковывает товар, выдает покупку. Следит за своевременным пополнением запасов товаров, сроками их реализации. Оформляет гарантийные паспорта на товары, сверяет наименование, количество, комплектность, цену, наличие пломб. Может работать с кассовым аппаратом. Оформляет прилавочные витрины. Подготовка и трудовая деятельность продавца специализируется по предметному признаку.

  1. Требования к индивидуальным особенностям.

Продавцу необходимы устойчивость внимания, хорошая память, арифметические способности, глазомер, четкая дикция.

Профессию можно получить в профессионально-технических училищах, торговых школах, коммерческих школах и курсах.


3 Докладчик:

СЕКРЕТАРЬ-РЕФЕРЕНТ

  1. Общая характеристика профессии.

Выполняет технические функции и поручения руководителя. Регистрирует и анализирует письма, документы, систематизирует их по степени важности, ведет телефонные переговоры, записывает и передает задания руководителя по назначению, следит за их выполнением. Работает на ПК, пишущей машинке, средствах организационной техники. Работа может быть ненормированной, возможны командировки.

  1. Требования к индивидуальным особенностям.

Необходимы нормальный слух, хорошая память, склонность к работе с людьми и документами, умеренная общительность, организованность, доброжелательность, сосредоточенность внимания, эмоционально-волевая устойчивость, приятная внешность.

Секретарю - референту необходимы хорошие знания в области русского языка, литературы, осведомленность в вопросах психологии общения, эстетики. Профессиональное обучение можно пройти в профессиональных училищах, на курсах, возможно обучение на месте.

1 Ведущий: Если представить себе, что весь огромный мир профессий - это как бы географическая карта, то территориями этой карты служат группы сходных по своим характеристикам профессии. Каждая из профессий предъявляет определенные требования к человеку. Одни профессии требуют от него силы и ловкости, другие преимущественно ума и аккуратности, третьи - общительности и сдержанности. Так же как на настоящей географической карте, положение профессий можно описать двумя координатами - это тип профессии и класс профессии.

2 Ведущий: Тип профессий - группа профессий, сходных по предмету труда. Тип профессий указывает на то, с чем человеку приходится иметь дело в процессе своей профессиональной деятельности, то есть на предмет труда. Предмет труда - это то, на что направлен труд человека.

3 Ведущий: Поскольку профессий в мире огромное множество, то и предметов труда большое разнообразие. Все эти предметы труда разделены на пять больших групп. Предметом труда могут быть люди, техника, информация, художественные произведения или природа.

1 Докладчик:

В соответствии с предметом труда выделяют и пять типов профессий.

1. Тип «человек - человек»

Предметом профессии этого типа являются люди. В процессе своей деятельности одни люди постоянно и непосредственно общаются с другими людьми, то есть главное содержание труда сводится к взаимодействию с людьми. К этому типу относятся профессии, связанные с медицинским и бытовым обслуживанием, обучением и воспитанием, правовой защитой. Это такие профессии, как врач, медсестра, воспитатель, учитель, продавец, проводник, парикмахер др.

2 Докладчик:

2.Тип «человек - техника»

Он включает в себя профессии, связанные с созданием, монтажом, сборкой и наладкой технических устройств, ремонтом техники. Это могут быть такие профессии, как каменщик, сварщик, инженер, водитель, токарь, швея, слесарь-ремонтник, электромонтер.

3 Докладчик:

  1. Тип «человек - знаковая система».

Этот тип объединяет профессии, связанные со знаковой информацией (с текстами, с цифрами, формулами, таблицами, с чертежами, картами, схемами, со звуковыми сигналами). Это такие профессии, как переводчик, библиотекарь, программист, бухгалтер, кассир, штурман, радист.

1 Докладчик:

  1. Тип «человек - художественный образ».

К данному типу можно отнести профессии, связанные с созданием, проектированием, моделированием художественных произведений. Профессии - художник, журналист, композитор, ювелир, актер, реставратор.

2 Докладчик:

5. Тип «человек-природа».

К нему можно отнести профессии, связанные с изучением живой и неживой природы, с уходом за растениями и животными. Это такие профессии, как микробиолог, агрохимик, геолог, лесовод, овощевод, зоотехник, ветеринар.

1 Ведущий: Если о предмете труда говорит тип профессии, то о степени сложности и уровне квалификации работника, т.е. о характере труда, свидетельствует класс профессий.

По характеру труда выделяют два класса профессий: исполнительский и творческий.

2 Ведущий:

Исполнительский класс.

Профессии этого класса связаны с выполнением решений, работой по заданному образцу, соблюдением имеющихся правил и нормативов, следованием инструкциям (кассир, телефонист, водитель, продавец, машинист). В большинстве случаев профессии этого класса не требуют высшего образования.

3 Ведущий:

Творческий класс.

Профессии творческого класса связаны с анализом, исследованием, испытанием, контролем, планированием, организацией, управлением, проектирование, разработкой новых образцов, принятием нестандартных решений; они требуют независимого и оригинального мышления, высокого уровня умственного развития и, как правило, высшего образования (врач, менеджер, программист, учитель, юрист).

Обращение к классу: Тип и класс профессий обозначен в Таблице»Классификация профессий» на доске.

1 Ведущий: Выбрать профессию - дело сложное и важное, от которого во многом зависит будущая судьба. Выбирая профессию, надо четко представлять, чего ты хочешь от неё. Надо ответить себе на вопросы: каким должно быть содержание профессии, чтобы мне было интересно работать? Какая заработная плата меня устроит? Какой образ жизни я хочу вести, сколько времени и сил могу отдать освоению этой профессии и многое, многое другое. Все это мотивы выбора. Поэтому выбирающий себе профессию должен четко определить для себя, какие мотивы для него важнее, и в соответствии с этим решить, какая профессия позволит удовлетворить наиболее важные для него потребности.

2 Ведущий: Существуют три главных требования, которым должна удовлетворять выбранная профессия. Во-первых, чтобы профессия была интересной. Во-вторых, чтобы можно было найти работу по специальности. И, в-третьих, чтобы профессия соответствовала вашим возможностям.

Учитель: Итак, три главных составляющих условия выбора профессии: демонстрация схемы на доске.

Анкета

Теперь мы предлагаем вам заполнить анкету «Ориентация». Выполнив ее, вы сможете определить свою направленность на тот или иной тип и класс профессии.

В первой части («я хочу») вы сможете определить ваши склонности, интересы, предпочтения в видах профессиональной деятельности.

Во второй части («я могу») вы сможете оценить степень своих способностей к каждому из этих видов деятельности.

Затем учитель помогает учащимся соотнести результаты анкеты с таблицей на доске.

1 Ведущий: Успешность профессиональной подготовки определяет в дальнейшем и успешность профессиональной деятельности человека. Сориентировавшись в выборе профессии, если, конечно, эта профессия требует получения предварительного определённого набора знаний, умений и навыков, надо задуматься , а каковы же возможные пути её получения. Ведь если у вас будет специальное профессиональное образование, то оно даст вам возможность добиться и лучшей работы, и более высокой заработной платы. Наличие профессионального образования позволяет человеку чувствовать себя более уверенным в себе, в своих возможностях, хотя оно и не гарантирует, что вы сразу найдете работу по душе и по своей специальности. Чем вые уровень профессионального образования, тем большие возможности у вас достичь высокого положения в обществе и успехов в карьере.

2 Ведущий: Итак, какие же в России существуют виды профессионального образования?

Профессиональное образование бывает начальным, средним и высшим.

Начальное профессиональное образование можно получить в профессиональном училище или лицее, а также в некоторых техникумах и колледжах. Начальное профессиональное образование дает возможность стать квалифицированным работником практически по любой специальности исполнительского класса. Обычно такое образование можно получить в течение 1-2 лет.

3 Ведущий: Среднее профессиональное образование можно получить в колледже или техникуме. Оно позволяет стать специалистом среднего звена по большинству профессий исполнительского или творческого класса. В большинстве случаев имеется возможность получить такое образование в течение 2-3 лет.

1 Ведущий: Высшее профессиональное образование можно приобрести в специальных высших учебных заведениях, к которым относятся различные институты, университеты, академии. Высшее образование можно получить или бесплатно или за плату. В настоящее время бесплатное образование предоставляется только в государственных профессиональных образовательных учреждениях после конкурсного отбора. За последнее годы вместе с традиционными государственными и муниципальными профессиональными образовательными учреждениями появилось довольно много различных негосударственных учебных заведений, где обучение проводится на платной основе.

2 Ведущий: После того, как вы разобрались в своих мечтах и возможностях, выбрали профессию, соберите необходимую информацию.

  1. Для начала изучите весь спектр институтов, колледжей, техникумов, училищ и лицеев города, выясните, по каким профессиям они готовят специалистов.

3 Ведущий:

  1. Прежде чем поступить на курсы или подать документы, спросите в данном учебном заведении лицензию. Проверьте, указана ли там интересующая вас профессия.

1 Ведущий:

  1. Узнайте, каков порядок приема в это учебное заведение. Сейчас во многих высших учебных заведениях существует порядок проведения так называемых олимпиад (экзаменов), которые проводятся в зимний период. Набравшие высокие баллы считаются прошедшими конкурс и зачисляются на 1 курс, освобождаясь от летних вступительных экзаменов.

2 Ведущий:

  1. Выясните, когда нужно подавать заявление, какие документы для этого предоставить и, самое главное, какие вступительные экзамены необходимо сдавать.

3 Ведущий:

  1. Узнайте, является учебное заведение государственным или негосударственным, кто его учредитель, есть ли лицензия на право профессиональной образовательной деятельности. каков размер платы за обучение? Какие имеются формы обучения: дневная, вечерняя, заочная, экстернат? Какова продолжительность обучения?

1 Ведущий:

  1. Выясните, есть ли какие-то особенные требования к поступающим: ограничения по полу, возрасту, образованию, состоянию здоровья?

2 Ведущий:

  1. Оказывает ли учебное заведение помощь в трудоустройстве выпускников?

Учитель: демонстрирует литературу, которая поможет ученикам с выбором будущей профессии и учебного заведения, в котором можно будет эту профессию получить.


Анкета «Ориентация»

Прочитайте внимательно следующие суждения. Напротив каждого из них проставьте цифру, соответствующую степени вашего желания и вашей способности заниматься этим видом деятельности.

0 - вовсе нет, 1 - может быть, 2 - верно, 3 - совершено верно.

Подсчитайте количество баллов в каждой группе из пяти суждений и запишите эту сумму в рамке справа от соответствующей группы суждений ( в колонке «всего»). Затем сложите общий балл (из колонок «всего») по каждой из групп и запишите его в колонке рядом с соответствующей группой суждений ( в колонке «общий балл»)


Я ХОЧУ Я МОГУ

(мне нравиться, привлекает, интересно) (я способен, умею, обладаю навыками)

Суждения

Баллы

Всего

Суждения

Баллы

Всего

Общий балл

ТИП ПРОФЕССИИ

1

Обслуживать людей

1

Знакомиться с нужными людьми

Заниматься лечением

Быть чутким и доброжелательным

Обучать, воспитывать

Выслушивать людей

Защищать права

Разбираться в людях

Управлять людьми

Хорошо говорить и выступать публично

2

Управлять машинами

2

Искать и устранять неисправности

Ремонтировать оборудование

Использовать приборы, машины, механизмы

Обрабатывать материалы, изготовлять различные вещи

Разбираться в технических устройствах

Заниматься строительством

Ловко обращаться с инструментами

Собирать и налаживать технику

Хорошо ориентироваться в пространстве

3

Производить расчеты и вычисления

3


Перерабатывать информацию

Обрабатывать тексты и таблицы

Работать с чертежами, картами, схемами

Принимать и передавать сигналы и сообщения

4

Заниматься художественным оформлением

4

Разбираться в литературе, искусстве

Рисовать, фотографировать

Петь, играть на музыкальных инструментах

Создавать произведения искусства

Сочинять стихи, писать рассказы

Выступать на сцене

Рисовать

Шить, вязать, вышивать

Создавать красивые вещи

5

Ухаживать за животными

5

Разбираться в животных

Заготавливать продукты

Бороться с болезнями, вредителями

Работать на открытом воздухе

Ориентироваться в природных явлениях

Выращивать овощи и фрукты

Разводить животных или растения

Иметь дело с природой

Работать на земле

КЛАСС ПРОФЕССИИ

А

Работать руками


А

Быстро выполнять указания

Выполнять решения

Точно следовать инструкциям

Воспроизводить имеющиеся образцы, размножать копировать

Работать по заданному алгоритму

Получать конкретный практический результат

Выполнять однообразную работу

Воплощать идеи в жизнь

Соблюдать правила и нормативы

Б

Работать головой

Б

Создавать новые инструкции и давать указания

Принимать решения

Принимать нестандартные решения

Создавать новые образцы

Легко придумывать новые способы деятельности

Анализировать, изучать, исследовать, наблюдать, испытывать, контролировать

Брать на себя ответственность

Планировать, проектировать, разрабатывать

Самостоятельно организовывать свою работу

Список литературы:

1. Н.И.Дереклеева и др.«Справочник классного руководителя».-М.:ВАКО. - 2005.

2. Мартынова А.В. «Методика формирования и развития профессионального самоопределения подростков как средство профилактики дезадаптации»- ЛОИРО, 2006

3. Классные часы.9 класс. Составитель А.В.Давыдова М.:ВАКО. - 2008.

4. Внеклассные мероприятия. 9 класс. Составитель О.Г.Черных. М.:ВАКО. - 2009

8

© 2010-2022