- Преподавателю
- Классному руководителю
- Аукцион Знатоки Права «Нормативно-правовая основа деятельности классного руководителя»
Аукцион Знатоки Права «Нормативно-правовая основа деятельности классного руководителя»
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Романова Н.А. |
Дата | 27.07.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Сценарий выступления на МО классных руководителей на тему:
« Нормативно- правовая основа деятельности классного руководителя»
Форма проведения: Аукцион «Знатоки Права»
Цель: формировать представление о нормативно- правовых актах, составляющих основу деятельности классных руководителей и образовательного учреждения в целом, способствовать сплочению коллектива.
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, атрибуты для игры: молоток, гонг, квадратная академическая шапочка, условные денежные единицы: нормики- номиналом 10 нормиков, 50 нормиков и 100 нормиков ( от слова «норма»), таблички для команд - №1, №2, №3, призы- канцелярские принадлежности.
План:
-
Организационный момент. Озвучивание правил игры.
-
Основная часть. Торги:
1 тур «Аукцион знаний»
2 тур Батл капитанов
3 тур Блиц- опрос.
-
Поведение итогов.
Ход аукциона:
В игре участвуют 3 команды кл. руководителей (начальное звено, среднее и старшее). Каждая команда занимает свой стол с соответствующими табличками: начальное- №1, среднее- №2, старшее- №3. Игру проводит ведущий- аукционист, помощник - у компьютера.
Ход игры
Аукционист: Здравствуйте, дорогие друзья! Я рада приветствовать вас, интеллектуальную элиту МБОУ ЧСОШ №2! Я с удовольствием приветствую тех, кто своим умом, эрудицией завоевали честь являться классным руководителем. Позвольте представиться, я известный в узких кругах аукционист Романормик. Мне поступило лестное предложение от руководства вашего учреждения, напомнить Вам о нормативно- правовой базе, сопровождающей Вашу деятельность. Не скрою, я долго думала над формой подачи материала, столь искушённой публике. И решила:
Эй, классный!
Будь остроумным и смелым.
Дух состязанья, приди!
Эй, классный!
Ты поиграй, покажи между делом
Правовые знанья свои!
Итак, друзья, вас ждёт аукцион « Знатоки Права»! Слайд №1
Давайте сначала познакомимся. Каждая команда за 1 минуту готовит приветственное слово соперникам и через минуту называет название своей команды.
Звучит музыка. Команды совещаются.
Выслушиваются приветствия и названия команд, которые на табличку записывает помощник и ставит на стол каждой команде.
Первый тур нашего аукциона - «Аукцион знаний». Прослушайте правила нашего аукциона. У каждой команды в наличии имеется 160 нормиков. Это начальный капитал. На аукцион выставляются вопросы. Стартовая цена каждого вопроса - 10 нормиков. После того, как я объявлю вопрос, команды начинают торги (кто заявит больше нормиков). Команда, заявившая максимальную цену, и получает право ответа. Если ответ правильный, то заявленная сумма выдается команде в виде нормиков, если ответ неверный, то команда теряет заявленную сумму (она изымается из капитала команды). Если команда покупает вопрос на всю сумму, имеющуюся в наличии, и ошибается, то, увы - она банкрот. Имей ввиду, что аукционист имеет право из своих средств премировать игроков какой-либо команды один раз, а также штрафовать участников, нарушивших правила.
Итак, начинаем 1-й тур - «Аукцион знаний»
Каждый лот сопровождается слайдом презентации (Приложение 1). Но я сначала озвучиваю только часть вопроса. Сам вопрос появляется только после окончания торгов команд.
Лот №1: Нормативно- правовая база… Стартовая цена - 10 нормиков. Кто больше? (команды ведут торги).
Аукционист: 10 нормиков раз, 50 нормиков раз, кто больше? Продано!
Аукционист: Право ответа на вопрос получает команда (называю команду заявившую большую сумму)
Вопрос: Что понимается под нормативно- правовой базой?
Выслушивается ответ команды.
Аукционист: Правильный ответ! Нормативно-правовая база - это совокупность официальных письменных (изданных) документов, которые принимаются в определенной форме правотворческим органом. Слайд №2
Аукционист: Друзья! Ваш выигрыш составляет … А мы продолжим.
( Ответ неверный и команда теряет 50 нормиков. Помощник изымает названную сумму)
Лот №2: В чём состоит основное назначение …. Стартовая цена - 10 нормиков. Кто больше? (команды ведут торги).
Аукционист: 10 нормиков раз, 10 нормиков два, кто больше? Продано!
Аукционист: Право ответа на вопрос получает команда (называю команду, заявившую большую сумму)
Вопрос: В чём состоит основное назначение нормативно- правовых документов?
Выслушивается ответ.
Аукционист: Правильный ответ! Основное назначение нормативно-правовых документов состоит в закреплении правовой информации, в придании словам юридического значения и в доведении правил поведения до адресата. Слайд №3
Выигрыш команды составил…
Лот №3: Вопрос. Какую многоуровневую систему образуют… Стартовая цена - 20 нормиков Кто больше? (команды ведут торги)
Аукционист: Право ответа на вопрос получает команда (называю команду, заявившую большую сумму)
Вопрос: Какую многоуровневую систему образуют нормативно- правовые документы?
Выслушивается ответ команды.
Аукционист: Правильный ответ! Нормативно-правовые документы в соответствии с формой государственного устройства нашей страны образуют многоуровневую систему:
1) международные;
2) федеральные;
3) региональные; Слайд №4
Аукционист: Ваш выигрыш составляет … А мы продолжим.
Лот №4: Вопрос. Каким документом представлен…? Стартовая цена - 10 нормиков. Кто больше? (команды ведут торги)
Аукционист: Право ответа на вопрос получает команда (называю команду, заявившую большую сумму)
Вопрос: Каким документом представлен международный уровень?
Выслушивается ответ команды.
Аукционист: Правильный ответ! Международный уровень представляет Конвенция о правах ребёнка, одобренная генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г. В РФ вступила в силу 15.09.1990 г. ЦЕЛЬ Конвенции - максимальная защита интересов ребенка, она призывает создавать условия, при которых дети могут принимать активное и творческое участие в социально-политической жизни.
Конвенция показывает, что развитие интеллектуальных, моральных и духовных способностей ребенка зависит:
-
от здоровой и безопасной окружающей среды
-
соответствующего уровня здравоохранения
-
обеспечения минимальных норм питания, одежды и жилища.
Отсутствие детской дискриминации - важный принцип Конвенции: дети должны пользоваться своими правами. Она защищает детей от всех форм эксплуатации, признает первостепенную роль семьи в заботе о детях.
Конвенция ввела в официальную лексику понятия ребенок и права ребенка.
Согласно Конвенции права ребенка - это право на выживание, на развитие и защиту.
Ребенок - это человеческое существо от рождения до достижения 18-летнего возраста.
Права детей на получение надлежащего воспитания - одно из важнейших личных неимущественных прав несовершеннолетнего.
Конвенция обозначает перечень направлений, требующих принятия мер по защите прав несовершеннолетних на международном уровне:
-
Предоставление гражданства
-
Воссоединение с семьей
-
Незаконное перемещение и невозвращение детей из-за границы
-
Усыновление и опекунство
-
Защита детей-беженцев
-
Финансовая ответственность родителей за ребенка
-
Ликвидация неграмотности
-
Предотвращение торговли детьми
-
Защита детей в период вооруженных конфликтов
Помимо этого нормативно закреплены права и свободы несовершеннолетних, направленные на обеспечение их надлежащего воспитания:
-
руководство со стороны родителей
-
неразлучение с родителями
-
сохранение индивидуальности
-
усыновление и опекунств
Основная идея Конвенции - наилучшее обеспечение интересов ребенка. Положения Конвенции сводятся к основным требованиям, которые должны обеспечивать права детей:
-
выживание
-
развитие
-
защита
-
активное участие в общественной жизни.
Конвенция устанавливает права ребенка:
-
активно участвовать в своем собственном развитии
-
выражать свои убеждения
-
добивать того, чтобы убеждения учитывали при принятии решений, касающихся жизни ребенка.
Конвенция провозглашает равенство прав ребенка независимо от расы, пола, языка, религии и других убеждений, национального, социального происхождения и других обстоятельств.
Конвенция предусматривает социальные права детей-инвалидов (ст.23).
К основным международным договорам, связанным с проблемой защиты прав детей, можно отнести:
-
Всемирную Декларацию и План действий, принятые на Всемирной встрече на высшем уровне в интересах детей (1990 г.)
-
Конвенцию о защите детей и сотрудничестве в вопросах международного усыновления (1993 г.)
-
Декларацию о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов (1974 г.)
Слайд № 5
Аукционист: Команда получает … нормиков, а мы продолжим. Разыгрывается
Лот № 5: Вопрос. Дайте характеристику… Стартовая цена - 50 нормиков. Кто больше? (команды ведут торги)
Аукционист: Право ответа на вопрос получает команда (называю команду)
Вопрос: Дайте характеристику закона.
Выслушивается ответ команды.
Аукционист: Правильный ответ! Закон- это Закон- это принимаемый в особом порядке и обладающий высшей юридической силой нормативно- правовой акт, выражающий государственную волю по важнейшим воаросам общественной жизни
Слайд № 6
Законы составляют основу правовой системы государства, ее центральную
часть.
Закон - это нормативно- правовой акт (НПА), принимаемый только высшими органами государственной власти (Федеральным собранием - в Российской Федерации, Конгрессом - в США, парламентом - в Италии, Франции, Японии и др.), представляющими в формально-юридическом смысле в весь народ, или же непосредственно самим народом с помощью
референдума.
Аукционист: Ваш выигрыш составляет … А мы продолжим.
Лот №6: Вопрос. Перечислите законы, которыми представлен … Стартовая цена - 50 нормиков. Кто больше? (команды ведут торги)
Аукционист: Право ответа на вопрос получает команда (называю команду, заявившую большую сумму)
Вопрос. Перечислите законы, которыми представлен федеральный уровень.
Аукционист: Правильный ответ! Конституция РФ, международные договоры РФ, федеральные конституционные и федеральные законы, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации.
я воспользуюсь правом премировать игроков. Подсказка.
Федеральный уровень можно представить пакетом нормативных документов, где говорится о реализации прав детей на физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и социальное развитие по направлениям:
-
укрепление прав защиты детства
-
поддержка семьи как естественной среды жизнеобеспечения детей
-
обеспечение безопасности и охрана материнства и детства
-
обеспечение воспитания, образования, развития детей
поддержка детей, находящихся в особо трудных обстоятельствах
Выслушивается ответ команды.
Аукционист: Правильный ответ! Конституция РФ, международные договоры РФ, федеральные конституционные и федеральные законы, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации.
Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24.07.1998 года №124 -ФЗ
-
подготовка детей к полноценной жизни в обществе
-
развитие у детей общественно значимой и творческой активности
-
воспитание у детей высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданства.
В данном законе даны такие понятия как:
-
дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации
-
т.е. дети, оставшиеся без попечения родителей
-
дети-инвалиды
-
дети, жертвы вооруженных конфликтов
-
дети, оказавшиеся в экстремальных условиях
-
дети, отбывшие наказания
-
-
социальная адаптация детей - процесс активного приспособления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, к принятым в обществе правилам и нормам поведения, процесс преодоления последствий психологической и моральной травмы.
-
социальная реабилитация ребенка - мероприятия по восстановлению утраченных ребенком социальных связей и функций, восполнению среды жизнеобеспечения.
-
социальная инфраструктура для детей - система объектов, необходимых для жизнеобеспечения детей, образования, воспитания и развития детей.
-
ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.99 г. № 120-ФЗ).
1999 г.
В законе уточнены такие понятия:
-
профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
-
безнадзорный - контроль за поведение ребенка со стороны родителей отсутствует
-
беспризорный - безнадзорный, не имеющий места жительства
-
несовершеннолетний и семья, находящиеся в социально опасном положении.
Обозначены категории лиц, по отношению к которым проводится индивидуальная профилактическая работа.
Основные задачи закона:
-
предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений несовершеннолетних
2. социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних
3. выявление и перечисление случаев вовлечения несовершеннолетних в преступные и антиобщественные действия.
Деятельность классного руководителя основана на принципах законности, гуманного обращения с несовершеннолетними, обеспечение ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав несовершеннолетних. ФЗ
Закон Российской Федерации «Об образовании» № 273 (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015). Право на образование закреплено Федеральным Законом РФ «Об образовании» 1996 года, «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» 1998 г. и подзаконных актах.
Под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся установленных государством образовательных уровней.
Под получением обучающимся образования понимается достижение и подтверждение им определенного образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом.
Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации.
Российское государство провозглашает область образования приоритетной.
Методические письма Министерства образования РФ:
-
Методические рекомендации о расширении деятельности детских и молодежных объединений в образовательных учреждениях (письмо Минобразования России от 11.02.2000г. № 101/28-16).
-
Методические рекомендации о взаимодействии образовательного учреждения с семьей (приложения к письму Минобразования России от 31.01.2001г. № 90/30-16).
-
Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях (приложение к письму Минобразования России от 11.06.2002г. № 30-51-433/16).
Слайд № 7
Аукционист: Выигрыш команды составляет … А мы продолжим
Лот №7: Вопрос. Региональный уровень представлен пакетом нормативных документов, где также говориться о реализации прав детей на физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и социальное развитие.
Такими документами является:
Стартовая цена - 100 нормиков. Кто больше? (команды ведут торги)
Аукционист: Право ответа на вопрос получает команда (называю команду, заявившую большую сумму)
Вопрос. Перечислите НПА регионального уровня.
Аукционист: Правильный ответ! Концепция развития образования Ростовской области на период до 2020 года (далее - Концепция) является документом, определяющим общую стратегию, основные направления, приоритетные задачи государственной политики в области образования и механизмы их реализации как фундаментальной составляющей прогрессивного развития региона. Концепция формирования антинаркотической культуры личности в РО от 18.12.2008 г.
Методические письма Министерства образования РО
Позвольте дополнить. Концепция развития образования Ростовской области на период до 2020 года (далее - Концепция) является документом, определяющим общую стратегию, основные направления, приоритетные задачи государственной политики в области образования и механизмы их реализации как фундаментальной составляющей прогрессивного развития региона. Концепция разработана в соответствии с организационным Планом мероприятий по реализации в 2012 году Стратегии социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года, утверждённой постановлением Законодательного собрания Ростовской области от 30.10.2007 № 2067 и направленной на вывод отрасли образования на качественно новый уровень, который позволит развивать человеческий капитал, формировать образованную, творческую, социально зрелую, физически здоровую личность молодых граждан России, стать основой динамичного экономического роста и социального развития регионального сообщества, фактором благополучия, успешности и безопасности людей, проживающих в Ростовской области.
Для достижения стратегической цели необходимо развитие следующих приоритетных направлений:
повышение доступности качественного образования;
укрепление, развитие материально-технической, учебной базы учреждений образования в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов;
подготовка нового поколения педагогических кадров;
сохранение и укрепление здоровья детей в процессе обучения;
Лот №8: Вопрос. Перечислите НПА … Цена - Подставка для карандашей, кнопки
Аукционист: Лот № 8- раз, два, три! Продано!
Право ответа на вопрос получает …
Лот №8: Вопрос. Перечислите НПА ОУ (локальные).
Выслушиваем ответы
Аукционист: Правильный ответ!
1.Устав ОУ
2. Концепция воспитательной системы «Школа укрепления здоровья»
3 Программа профилактики курения, употребления алкоголя, наркотиков и пропаганда здорового образа жизни.
4.Положение о кл. руководстве.
5.Положение о поощрении учащихся.
6.Положение о Совете школы.
7.Положение о детском объединении «СПаРТА»
8. Положение о старостате.
9. Правила поведения учащихся.
10. Положение о школьном родительском комитете.
Аукционист: Итак, друзья, подводя итог, хочется отметить, что Вы в своей деятельности опираетесь на следующие правовые нормы:
- международное законодательство,
-
федеральное законодательство,
-
региональные нормативные акты (региональный закон о правах ребенка),
-
ведомственные нормативные акты (типовые положения, локальные акты, положения, различные образовательные программы, инструкции).
Второй тур аукциона «Батл капитанов»
Аукционист: Приглашаю капитанов команд. Цена каждого правильного ответа 10 нормиков. За 1 минуту вы должны объяснить смысл древнеримских выражений:
1 «Когда закон неопределен - закона нет»;
2 « Когда разрешено большее, меньшее считается разрешенным»;
3 «Законы были созданы для того, чтобы сильный не стал всемогущим».
Аукционист: Наиболее близкими к пониманию смысла высказываний были капитаны… Вы приносите своей команде по 10 нормиков
Третий тур. «Блиц-опрос» командам
Аукционист: За каждый правильный ответ - 10 нормиков.
-
Основной закон РФ? (Конституция РФ);
-
Документ, регулирующий деятельность образовательного учреждения? (Устав);
-
Какой закон устанавливает правовые и экономические основы образования в РФ? ( ФЗ «Об образовании в РФ»);
-
Всенародное голосование по наиболее важным вопросам государства? (референдум);
-
В каком году был принят Основной закон РФ? (12 декабря 1993 г.);
-
Как называется верхняя палата Федерального Собрания? (Совет Федерации);
-
Исполнительный орган РФ? ( Правительство);
-
На какой срок избирается Президент РФ? (6 лет);
-
Какой документ определяет трудовые отношения между работниками и работодателями? (Трудовой Кодекс РФ);
-
В каком году принята Конвенция о правах ребенка? (1990 г.)
-
Какими документами руководствуется классный руководитель? ( ФЗ « Об образовании в РФ», Конвенция о правах ребенка, Устав школы, Положение о классном руководстве).
III.Аукционист: Уважаемые команды, Вы продемонстрировали высокий уровень знаний НПА кл. руководителя. Прошу подсчитать количество заработанных баллов - нормиков. Желаю творческих успехов, а наши призы помогут Вам. Награждение команд.