Аукцион Знатоки Права «Нормативно-правовая основа деятельности классного руководителя»

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сценарий выступления на МО классных руководителей на тему:

« Нормативно- правовая основа деятельности классного руководителя»

Форма проведения: Аукцион «Знатоки Права»

Цель: формировать представление о нормативно- правовых актах, составляющих основу деятельности классных руководителей и образовательного учреждения в целом, способствовать сплочению коллектива.

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, атрибуты для игры: молоток, гонг, квадратная академическая шапочка, условные денежные единицы: нормики- номиналом 10 нормиков, 50 нормиков и 100 нормиков ( от слова «норма»), таблички для команд - №1, №2, №3, призы- канцелярские принадлежности.

План:

  1. Организационный момент. Озвучивание правил игры.

  2. Основная часть. Торги:

1 тур «Аукцион знаний»

2 тур Батл капитанов

3 тур Блиц- опрос.

  1. Поведение итогов.

Ход аукциона:

В игре участвуют 3 команды кл. руководителей (начальное звено, среднее и старшее). Каждая команда занимает свой стол с соответствующими табличками: начальное- №1, среднее- №2, старшее- №3. Игру проводит ведущий- аукционист, помощник - у компьютера.

Ход игры

Аукционист: Здравствуйте, дорогие друзья! Я рада приветствовать вас, интеллектуальную элиту МБОУ ЧСОШ №2! Я с удовольствием приветствую тех, кто своим умом, эрудицией завоевали честь являться классным руководителем. Позвольте представиться, я известный в узких кругах аукционист Романормик. Мне поступило лестное предложение от руководства вашего учреждения, напомнить Вам о нормативно- правовой базе, сопровождающей Вашу деятельность. Не скрою, я долго думала над формой подачи материала, столь искушённой публике. И решила:

Эй, классный!

Будь остроумным и смелым.

Дух состязанья, приди!

Эй, классный!

Ты поиграй, покажи между делом

Правовые знанья свои!

Итак, друзья, вас ждёт аукцион « Знатоки Права»! Слайд №1

Давайте сначала познакомимся. Каждая команда за 1 минуту готовит приветственное слово соперникам и через минуту называет название своей команды.

Звучит музыка. Команды совещаются.

Выслушиваются приветствия и названия команд, которые на табличку записывает помощник и ставит на стол каждой команде.

Первый тур нашего аукциона - «Аукцион знаний». Прослушайте правила нашего аукциона. У каждой команды в наличии имеется 160 нормиков. Это начальный капитал. На аукцион выставляются вопросы. Стартовая цена каждого вопроса - 10 нормиков. После того, как я объявлю вопрос, команды начинают торги (кто заявит больше нормиков). Команда, заявившая максимальную цену, и получает право ответа. Если ответ правильный, то заявленная сумма выдается команде в виде нормиков, если ответ неверный, то команда теряет заявленную сумму (она изымается из капитала команды). Если команда покупает вопрос на всю сумму, имеющуюся в наличии, и ошибается, то, увы - она банкрот. Имей ввиду, что аукционист имеет право из своих средств премировать игроков какой-либо команды один раз, а также штрафовать участников, нарушивших правила.

Итак, начинаем 1-й тур - «Аукцион знаний»

Каждый лот сопровождается слайдом презентации (Приложение 1). Но я сначала озвучиваю только часть вопроса. Сам вопрос появляется только после окончания торгов команд.

Лот №1: Нормативно- правовая база… Стартовая цена - 10 нормиков. Кто больше? (команды ведут торги).

Аукционист: 10 нормиков раз, 50 нормиков раз, кто больше? Продано!

Аукционист: Право ответа на вопрос получает команда (называю команду заявившую большую сумму)

Вопрос: Что понимается под нормативно- правовой базой?

Выслушивается ответ команды.

Аукционист: Правильный ответ! Нормативно-правовая база - это совокупность официальных письменных (изданных) документов, которые принимаются в определенной форме правотворческим органом. Слайд №2

Аукционист: Друзья! Ваш выигрыш составляет … А мы продолжим.

( Ответ неверный и команда теряет 50 нормиков. Помощник изымает названную сумму)

Лот №2: В чём состоит основное назначение …. Стартовая цена - 10 нормиков. Кто больше? (команды ведут торги).

Аукционист: 10 нормиков раз, 10 нормиков два, кто больше? Продано!

Аукционист: Право ответа на вопрос получает команда (называю команду, заявившую большую сумму)

Вопрос: В чём состоит основное назначение нормативно- правовых документов?

Выслушивается ответ.

Аукционист: Правильный ответ! Основное назначение нормативно-правовых документов состоит в закреплении правовой информации, в придании словам юридического значения и в доведении правил поведения до адресата. Слайд №3

Выигрыш команды составил…

Лот №3: Вопрос. Какую многоуровневую систему образуют… Стартовая цена - 20 нормиков Кто больше? (команды ведут торги)

Аукционист: Право ответа на вопрос получает команда (называю команду, заявившую большую сумму)

Вопрос: Какую многоуровневую систему образуют нормативно- правовые документы?

Выслушивается ответ команды.

Аукционист: Правильный ответ! Нормативно-правовые документы в соответствии с формой государственного устройства нашей страны образуют многоуровневую систему:

1) международные;

2) федеральные;

3) региональные; Слайд №4

Аукционист: Ваш выигрыш составляет … А мы продолжим.

Лот №4: Вопрос. Каким документом представлен…? Стартовая цена - 10 нормиков. Кто больше? (команды ведут торги)

Аукционист: Право ответа на вопрос получает команда (называю команду, заявившую большую сумму)

Вопрос: Каким документом представлен международный уровень?

Выслушивается ответ команды.

Аукционист: Правильный ответ! Международный уровень представляет Конвенция о правах ребёнка, одобренная генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г. В РФ вступила в силу 15.09.1990 г. ЦЕЛЬ Конвенции - максимальная защита интересов ребенка, она призывает создавать условия, при которых дети могут принимать активное и творческое участие в социально-политической жизни.

Конвенция показывает, что развитие интеллектуальных, моральных и духовных способностей ребенка зависит:

  • от здоровой и безопасной окружающей среды

  • соответствующего уровня здравоохранения

  • обеспечения минимальных норм питания, одежды и жилища.

Отсутствие детской дискриминации - важный принцип Конвенции: дети должны пользоваться своими правами. Она защищает детей от всех форм эксплуатации, признает первостепенную роль семьи в заботе о детях.

Конвенция ввела в официальную лексику понятия ребенок и права ребенка.

Согласно Конвенции права ребенка - это право на выживание, на развитие и защиту.

Ребенок - это человеческое существо от рождения до достижения 18-летнего возраста.

Права детей на получение надлежащего воспитания - одно из важнейших личных неимущественных прав несовершеннолетнего.

Конвенция обозначает перечень направлений, требующих принятия мер по защите прав несовершеннолетних на международном уровне:

  • Предоставление гражданства

  • Воссоединение с семьей

  • Незаконное перемещение и невозвращение детей из-за границы

  • Усыновление и опекунство

  • Защита детей-беженцев

  • Финансовая ответственность родителей за ребенка

  • Ликвидация неграмотности

  • Предотвращение торговли детьми

  • Защита детей в период вооруженных конфликтов

Помимо этого нормативно закреплены права и свободы несовершеннолетних, направленные на обеспечение их надлежащего воспитания:

  • руководство со стороны родителей

  • неразлучение с родителями

  • сохранение индивидуальности

  • усыновление и опекунств

Основная идея Конвенции - наилучшее обеспечение интересов ребенка. Положения Конвенции сводятся к основным требованиям, которые должны обеспечивать права детей:

  • выживание

  • развитие

  • защита

  • активное участие в общественной жизни.

Конвенция устанавливает права ребенка:

  • активно участвовать в своем собственном развитии

  • выражать свои убеждения

  • добивать того, чтобы убеждения учитывали при принятии решений, касающихся жизни ребенка.

Конвенция провозглашает равенство прав ребенка независимо от расы, пола, языка, религии и других убеждений, национального, социального происхождения и других обстоятельств.

Конвенция предусматривает социальные права детей-инвалидов (ст.23).

К основным международным договорам, связанным с проблемой защиты прав детей, можно отнести:

  • Всемирную Декларацию и План действий, принятые на Всемирной встрече на высшем уровне в интересах детей (1990 г.)

  • Конвенцию о защите детей и сотрудничестве в вопросах международного усыновления (1993 г.)

  • Декларацию о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов (1974 г.)

Слайд № 5

Аукционист: Команда получает … нормиков, а мы продолжим. Разыгрывается

Лот № 5: Вопрос. Дайте характеристику… Стартовая цена - 50 нормиков. Кто больше? (команды ведут торги)

Аукционист: Право ответа на вопрос получает команда (называю команду)

Вопрос: Дайте характеристику закона.

Выслушивается ответ команды.

Аукционист: Правильный ответ! Закон- это Закон- это принимаемый в особом порядке и обладающий высшей юридической силой нормативно- правовой акт, выражающий государственную волю по важнейшим воаросам общественной жизни

Слайд № 6

Законы составляют основу правовой системы государства, ее центральную

часть.

Закон - это нормативно- правовой акт (НПА), принимаемый только высшими органами государственной власти (Федеральным собранием - в Российской Федерации, Конгрессом - в США, парламентом - в Италии, Франции, Японии и др.), представляющими в формально-юридическом смысле в весь народ, или же непосредственно самим народом с помощью

референдума.

Аукционист: Ваш выигрыш составляет … А мы продолжим.

Лот №6: Вопрос. Перечислите законы, которыми представлен … Стартовая цена - 50 нормиков. Кто больше? (команды ведут торги)

Аукционист: Право ответа на вопрос получает команда (называю команду, заявившую большую сумму)

Вопрос. Перечислите законы, которыми представлен федеральный уровень.

Аукционист: Правильный ответ! Конституция РФ, международные договоры РФ, федеральные конституционные и федеральные законы, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации.

я воспользуюсь правом премировать игроков. Подсказка.

Федеральный уровень можно представить пакетом нормативных документов, где говорится о реализации прав детей на физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и социальное развитие по направлениям:

  • укрепление прав защиты детства

  • поддержка семьи как естественной среды жизнеобеспечения детей

  • обеспечение безопасности и охрана материнства и детства

  • обеспечение воспитания, образования, развития детей

поддержка детей, находящихся в особо трудных обстоятельствах

Выслушивается ответ команды.

Аукционист: Правильный ответ! Конституция РФ, международные договоры РФ, федеральные конституционные и федеральные законы, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации.

Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24.07.1998 года №124 -ФЗ

  • подготовка детей к полноценной жизни в обществе

  • развитие у детей общественно значимой и творческой активности

  • воспитание у детей высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданства.

В данном законе даны такие понятия как:

  1. дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации

    • т.е. дети, оставшиеся без попечения родителей

    • дети-инвалиды

    • дети, жертвы вооруженных конфликтов

    • дети, оказавшиеся в экстремальных условиях

    • дети, отбывшие наказания

  2. социальная адаптация детей - процесс активного приспособления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, к принятым в обществе правилам и нормам поведения, процесс преодоления последствий психологической и моральной травмы.

  3. социальная реабилитация ребенка - мероприятия по восстановлению утраченных ребенком социальных связей и функций, восполнению среды жизнеобеспечения.

  4. социальная инфраструктура для детей - система объектов, необходимых для жизнеобеспечения детей, образования, воспитания и развития детей.

  1. ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.99 г. № 120-ФЗ).

1999 г.

В законе уточнены такие понятия:

  • профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

  • безнадзорный - контроль за поведение ребенка со стороны родителей отсутствует

  • беспризорный - безнадзорный, не имеющий места жительства

  • несовершеннолетний и семья, находящиеся в социально опасном положении.

Обозначены категории лиц, по отношению к которым проводится индивидуальная профилактическая работа.

Основные задачи закона:

  1. предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений несовершеннолетних

2. социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних

3. выявление и перечисление случаев вовлечения несовершеннолетних в преступные и антиобщественные действия.

Деятельность классного руководителя основана на принципах законности, гуманного обращения с несовершеннолетними, обеспечение ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав несовершеннолетних. ФЗ

Закон Российской Федерации «Об образовании» № 273 (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015). Право на образование закреплено Федеральным Законом РФ «Об образовании» 1996 года, «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» 1998 г. и подзаконных актах.

Под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся установленных государством образовательных уровней.

Под получением обучающимся образования понимается достижение и подтверждение им определенного образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом.

Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации.

Российское государство провозглашает область образования приоритетной.

Методические письма Министерства образования РФ:

  1. Методические рекомендации о расширении деятельности детских и молодежных объединений в образовательных учреждениях (письмо Минобразования России от 11.02.2000г. № 101/28-16).

  2. Методические рекомендации о взаимодействии образовательного учреждения с семьей (приложения к письму Минобразования России от 31.01.2001г. № 90/30-16).

  3. Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях (приложение к письму Минобразования России от 11.06.2002г. № 30-51-433/16).

Слайд № 7

Аукционист: Выигрыш команды составляет … А мы продолжим

Лот №7: Вопрос. Региональный уровень представлен пакетом нормативных документов, где также говориться о реализации прав детей на физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и социальное развитие.

Такими документами является:

Стартовая цена - 100 нормиков. Кто больше? (команды ведут торги)

Аукционист: Право ответа на вопрос получает команда (называю команду, заявившую большую сумму)

Вопрос. Перечислите НПА регионального уровня.

Аукционист: Правильный ответ! Концепция развития образования Ростовской области на период до 2020 года (далее - Концепция) является документом, определяющим общую стратегию, основные направления, приоритетные задачи государственной политики в области образования и механизмы их реализации как фундаментальной составляющей прогрессивного развития региона. Концепция формирования антинаркотической культуры личности в РО от 18.12.2008 г.

Методические письма Министерства образования РО

Позвольте дополнить. Концепция развития образования Ростовской области на период до 2020 года (далее - Концепция) является документом, определяющим общую стратегию, основные направления, приоритетные задачи государственной политики в области образования и механизмы их реализации как фундаментальной составляющей прогрессивного развития региона. Концепция разработана в соответствии с организационным Планом мероприятий по реализации в 2012 году Стратегии социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года, утверждённой постановлением Законодательного собрания Ростовской области от 30.10.2007 № 2067 и направленной на вывод отрасли образования на качественно новый уровень, который позволит развивать человеческий капитал, формировать образованную, творческую, социально зрелую, физически здоровую личность молодых граждан России, стать основой динамичного экономического роста и социального развития регионального сообщества, фактором благополучия, успешности и безопасности людей, проживающих в Ростовской области.

Для достижения стратегической цели необходимо развитие следующих приоритетных направлений:

повышение доступности качественного образования;

укрепление, развитие материально-технической, учебной базы учреждений образования в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов;

подготовка нового поколения педагогических кадров;

сохранение и укрепление здоровья детей в процессе обучения;

Лот №8: Вопрос. Перечислите НПА … Цена - Подставка для карандашей, кнопки

Аукционист: Лот № 8- раз, два, три! Продано!

Право ответа на вопрос получает …

Лот №8: Вопрос. Перечислите НПА ОУ (локальные).

Выслушиваем ответы

Аукционист: Правильный ответ!

1.Устав ОУ

2. Концепция воспитательной системы «Школа укрепления здоровья»

3 Программа профилактики курения, употребления алкоголя, наркотиков и пропаганда здорового образа жизни.

4.Положение о кл. руководстве.

5.Положение о поощрении учащихся.

6.Положение о Совете школы.

7.Положение о детском объединении «СПаРТА»

8. Положение о старостате.

9. Правила поведения учащихся.

10. Положение о школьном родительском комитете.

Аукционист: Итак, друзья, подводя итог, хочется отметить, что Вы в своей деятельности опираетесь на следующие правовые нормы:

- международное законодательство,

  • федеральное законодательство,

  • региональные нормативные акты (региональный закон о правах ребенка),

  • ведомственные нормативные акты (типовые положения, локальные акты, положения, различные образовательные программы, инструкции).

Второй тур аукциона «Батл капитанов»

Аукционист: Приглашаю капитанов команд. Цена каждого правильного ответа 10 нормиков. За 1 минуту вы должны объяснить смысл древнеримских выражений:

1 «Когда закон неопределен - закона нет»;

2 « Когда разрешено большее, меньшее считается разрешенным»;

3 «Законы были созданы для того, чтобы сильный не стал всемогущим».

Аукционист: Наиболее близкими к пониманию смысла высказываний были капитаны… Вы приносите своей команде по 10 нормиков

Третий тур. «Блиц-опрос» командам

Аукционист: За каждый правильный ответ - 10 нормиков.

  1. Основной закон РФ? (Конституция РФ);

  2. Документ, регулирующий деятельность образовательного учреждения? (Устав);

  3. Какой закон устанавливает правовые и экономические основы образования в РФ? ( ФЗ «Об образовании в РФ»);

  4. Всенародное голосование по наиболее важным вопросам государства? (референдум);

  5. В каком году был принят Основной закон РФ? (12 декабря 1993 г.);

  6. Как называется верхняя палата Федерального Собрания? (Совет Федерации);

  7. Исполнительный орган РФ? ( Правительство);

  8. На какой срок избирается Президент РФ? (6 лет);

  9. Какой документ определяет трудовые отношения между работниками и работодателями? (Трудовой Кодекс РФ);

  10. В каком году принята Конвенция о правах ребенка? (1990 г.)

  11. Какими документами руководствуется классный руководитель? ( ФЗ « Об образовании в РФ», Конвенция о правах ребенка, Устав школы, Положение о классном руководстве).

III.Аукционист: Уважаемые команды, Вы продемонстрировали высокий уровень знаний НПА кл. руководителя. Прошу подсчитать количество заработанных баллов - нормиков. Желаю творческих успехов, а наши призы помогут Вам. Награждение команд.



© 2010-2022