Организация предметно-развивающей среды в 4 «А» классе специальной (коррекционной) школы №7

    Школа – это второй дом для детей. У нас все новое и красивое, но этого не достаточно для детей, так как для полноценного и разностороннего развития детей необходима специально организованная среда для игр и отдыха, для занятий и разнообразной, доступной этому возрасту деятельности. Поэтому  перед воспитателями и учителями  встал вопрос, как организовать предметно-развивающую среду.    Под развивающей средой следует понимать естественную комфортабельную уютную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательную творческую деятельность всего класса.
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Организация предметно-развивающей среды в 4 «А» классе специальной (коррекционной ) школы №7.

Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира…

Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени, среди нее ребенок будет жить - развиваться собственной самодовлеющей жизнью. Его духовный рост будет совершаться из самого себя, от природы…

Е.И. Тихеева

Дети, переступившие порог нашей школы оказываются в совершенно новых для них условиях. От того, какими будут эти условия во многом зависит не только успешность адаптации ребенка к школьному учреждению, но и его развитие.

Школа - это второй дом для детей. У нас все новое и красивое, но этого не достаточно для детей, так как для полноценного и разностороннего развития детей необходима специально организованная среда для игр и отдыха, для занятий и разнообразной, доступной этому возрасту деятельности. Поэтому перед воспитателями и учителями встал вопрос, как организовать предметно-развивающую среду.

Под развивающей средой следует понимать естественную комфортабельную уютную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательную творческую деятельность всего класса.

Для достижения этой цели:

- Изучили литературу по организации предметно- развивающей среды в школах ;

- Руководителем по ВР Фоминой Т.В. были проведены консультации на тему: «Организация предметно-развивающей среды в школах»;

- При создании предметно-развивающей среды учитывались особенности детей посещающих группу: возраст, уровень развития, интересы, склонности, способности, личные особенности.

- Были разработаны требования к организации предметно-развивающей среды:

1) В каждой возрастной группе нужно создать условия для самостоятельной активной целенаправленной деятельности (игровой, двигательной, изобразительной, театральной);

2) Организация и размещение предметов развивающей среды должны отвечать возрастным особенностям детей и их потребностям. Подбор оборудования и материалов для группы определяется особенностями развития детей конкретного возраста и характерными для этого возраста периодами.

3) Динамичность - статичность среды. Развивающая среда может быть построена окончательно. Примерно раз в два месяца часть материалов необходимо заменять, переставлять оборудование. В группе нужно иметь «запасник ценных вещей», где в неглубоких коробках, ящиках сосредоточены разные полифункциональные предметы, материалы, которые позволят детям самостоятельно изменять пространственную среду с позиции своих интересов.

4) Функциональность предметов развивающей среды. В обстановке группы должны находиться только те материалы, которые востребованы детьми и выполняют развивающую функцию.

5) Среда должна быть наполнена развивающим содержанием, соответствующим:

- интересам мальчиков и девочек;

- «зоне ближайшего развития».

6) В группе должно быть уютное место для отдыха. Это могут быть подиумы(ковер с мягкими игрушками) в тихой зоне возле цветов.

Организация развивающей среды в нашем классе построена таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности и развития. Старались соблюдать все основные принципы построения развивающей среды в школьном учреждение..

Принцип дистанции, позиции при взаимодействии ориентирует на организацию пространства для общения взрослого с ребёнком «глаза в глаза», который способствует установлению оптимального контакта с детьми. Реализуется путём подбора мебели, наглядности с учётом возраста детей (парты, стулья, доска на уровне глаз детей, необходимый дидактический материал для устной и практической работы).

Принцип активности, возможности её проявления и формирования у детей и взрослых путём их участия в создании своего предметного окружения. Реализуется участием детей и взрослых в создании игр, атрибутов для театрализованной деятельности, сюжетно-ролевых игр, настольного театра (учитель и родители приобрели новые игрушки, атрибуты к сказкам, дети принесли с дома).

Принцип стабильности - динамичности, предусматривает создание условий для изменения и созидания окружающей среды в соответствии со вкусами, настроениями, меняющимися возможностями детей. Реализуется с помощью мобильности мебели, изменения уголков в соответствии с возрастом детей.

Принцип комплексирования и гибкого зонирования, реализующий возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяющий детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу.

Принцип эстетической организации, сочетание привычных и неординарных элементов.

Принцип открытости - закрытости. Среда готова к изменению, корректировке, развитию.

Принцип «половых и возрастных различий» как возможность для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе эталонами мужественности и женственности.

Модель развивающей среды нашего класса создавалась с учётом вышеизложенных принципов. Необходимо отметить, что такое построение среды даёт детям чувство психологической защищённости, помогает развитию личности, способностей, овладению разными способами деятельности.

Наша работа начинается с утреннего приёма детей в классе, где находятся индивидуальные шкафчики для детей. Дети самостоятельно снимают верхнюю одежду, знают, что надо иметь сменную обувь.

Учебная зона расположена таким образом, чтобы свет на рабочие столы попадал с левой стороны. Столы для занятий размещены в соответствии с нормами СанПиНа. Доска находится на уровне глаз детей.

Создавая развивающую среду, мы учитывали возрастные и индивидуальные особенности детей. Каждый стол промаркирован в соответствии с ростом детей ( красные и синие круги). Учебные принадлежности промаркированы таким образом, чтобы ребёнок мог самостоятельно подготовить их для занятий (имя и название на каждом предмете).

В учебной зоне размещены: центр сюжетно-ролевой игры, центр грамотности, центр строительно- конструктивных игр, центр математики, спортивный уголок, центр искусства, уголок природы, минибиблиотека, уголок сенсомоторного развития, центр экспериментов, патриотический уголок, уголок музыкального развития. Такое размещение связано с тем, что расположенные рядом столы и стулья позволяют использовать эти «функциональные помещения» как на занятиях, так и в свободной деятельности, в индивидуальной работе с детьми.

Целью центра искусства является формирование творческого потенциала детей, развитие интереса к изодеятельности, формирование эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности. В этом центре дети обычно проводят много времени (уроки рисования, труда, творчества в ГПД) рисуя, создавая поделки из пластилина, вырезая из бумаги и т. д. Помещён также природный материал, для изготовления поделок, который дети и родители сами собирают. Он хранится в специальных ёмкостях.

Работы детей мы размещаем в группе на доске с помощью магнитов, поделки из пластилина и бумаги размещаются на тумбе для обуви под доской, что очень удобно для просмотра родителями. Организация предметно-развивающей среды в 4 «А» классе специальной (коррекционной ) школы №7.

Часть учебной зоны выделена под центр строительно- конструктивных игр , где находятся материалы для конструирования, а также игры по ориентировке в пространстве. Материал по конструированию классифицирован по форме и размеру и хранится в специально отведённых для него коробках. Крупный напольный строительный материал размещён в игровой зоне, в ящиках, так как свободное пространство на полу даёт возможность сооружать постройки, в которые дети любят забираться и играть. Для обыгрывания готовых построек имеются наборы разных мелких игрушек.

Уголок природы расположен непосредственно у окна. Цель: обогащение представления детей о многообразии природного мира, воспитания любви и бережного отношения к природе, приобщение детей к уходу за растениями и животными, формирование начал экологической культуры, что является приоритетным направлением в развитии школы. Здесь мы создаём условия для наблюдения за комнатными растениями, учим детей правильному уходу за ними. Имеется и яркий календарь погоды, на котором дети всегда устанавливают число, определяют день недели и месяц, погодные явления. Эту работу они выполняют с удовольствием.

Рядом расположен центр экспериментирования, где мы проводим простейшие опыты, развиваем мышление детей, любознательность, познавательную активность.

Предметное наполнение центра экспериментирования включает в себя:

1. Лук в баночке с водой.

2. Веточка тополя и карагача.

3. Ёмкости для воды

4. Предмет для рыхления почвы.

Для обеспечения богатства сенсорных впечатлений создан уголок сенсомоторного развития, предназначенный также для развития мелкой моторики, тактильных ощущений. Здесь дети учатся застёгивать пуговицы, завязывать ленточки, шнурки и др. Для этого у нас есть собственноручно сделанные «Веселые ежики», собранные коробочки с различными крупами, мозаика различной формы.

Минибиблиотека размещена рядом с центром творчества, чтобы дети могли рассматривать книги и здесь же рисовать к ним иллюстрации или работать по раскраскам, обводке. Все книги и иллюстрации обновляются 1 - 2 раза в месяц. Новые книги выставляются в соответствии с программой по чтению.

Моделируя развивающую среду, мы выделили часть учебной зоны под центр грамотности и математики, где разместили материалы по окружающему миру, развитию речи, наборы дидактических игр, картотеки стихов и загадок, сюжетные и предметные картинки, индивидуальные разрезные азбуки, счетный материал, геометрические фигуры, математические игры и т.д.

Уголок музыкального развития способствует формированию интереса к музыке, знакомит с музыкальными инструментами. Дети учатся с помощью погремушек создавать шумовой оркестр. В нашей группе создана фонотека, в которой находятся записи классической и народной музыки, звуки леса, моря, различные сказки. Приобретен магнитофон.

Патриотический уголок, расположенный в учебной зоне, отражает приоритетное направление развития школы, способствует формированию патриотических чувств, знакомит детей с символикой нашей страны (герб, флаг).

Центр сюжетно-ролевых игр позволяет создавать условия для творческой деятельности детей, развития фантазии, формирования игровых умений, реализации игровых замыслов, воспитания дружеских взаимоотношений между детьми. В центре игровой зоны на полу находится ковёр - место сбора всех детей. Игровая зона оснащена играми(«Посуда», «Доктор», «Парикмахер» и т.д.)и атрибутами для сюжетно - ролевых игр, подобранных с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей, куклами, машинами, игрушечными дикими и домашними животными (мягкие игрушки), герои сказок на магнитах. Мебель в классе (парты) функциональна, легко трансформируется, что позволяет варьировать пространство зоны .

Наша развивающая среда соответствует интересам мальчиков и девочек. Например, для девочек есть куклы, пупсы, игрушечный домик для кукол; для мальчиков - наборы инструментов, машины.

В обстановку группы, кроме предметов, предназначенных для детей нашей возрастной группы, включены некоторые игры и атрибуты, ориентированные на детей постарше. Так называемая «зона ближайшего развития»

В бытовой зоне располагается уголок дежурства. Цель: формирование умения выполнять обязанности дежурных, воспитывать положительное отношение к труду, самостоятельность. Чтобы дети могли самостоятельно определять дежурных, мы создали картотеку с фотографиями детей, которые каждый день меняются в специальных рамочках .

Все игрушки, игровой материал размещён таким образом, чтобы дети могли свободно им играть и убирать на место. Для этого имеются стеллажи, шкафы, ящики. Игровой материал и игрушки соответствуют возрасту детей и требованиям СанПиНа.

Для воспитания у детей эмоциональной отзывчивости, эмоционально-волевой сферы и определения настроения каждого ребёнка в нашей группе разработан календарь настроения. Это гномики с различной мимикой. Каждое утро дети выбирают того гномика, который соответствует их настроению в данный момент.

Создавая нашу развивающую среду в классе и работая в тесном контакте, постарались сделать её информативно богатой, что обеспечивается разнообразием тематики, многообразием дидактического и информационного материала. Все компоненты развивающей среды сочетаются между собой по содержанию, художественному решению, обеспечивают содержательное общение взрослых и детей.











Специальная (коррекционная) школа №7.





«Утверждаю» Т.В. Фомина,

зам. директора по КВР.



Организация

предметно-развивающей среды

в 4 «А» классе с (к) шк.№7.


Суворова С.Ф.











Организация предметно-развивающей среды в 4 «А» классе специальной (коррекционной ) школы №7.
















г.Актобе. 2010-2011уч.год.


© 2010-2022