Внеклассное мероприятие 95 лет со дня рождения дважды Героя Советского Союза Амет-Хан Султана

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:













Сценарий

проведения внеклассного мероприятия,

посвященного 95- годовщине со дня рождения

дважды Героя Советского Союза,

летчика-испытателя Амет-Хан Султана






«В полете, полном дерзновенья…»

















Учитель русского языка и литературы

МБОУ «Новоозерновская средняя школа

города Евпатории Республики Крым»

Шутяк Татьяна Николаевна



г. Евпатория, 2015г.

Цель: углубить знания детей о жизни дважды Героя Советского Союза, летчике-испытателе Амет-Хан Султана; воспитать чувство патриотизма, любви к Родине, уважение к людям, которые защищали родину от врагов.

Оборудование: ПК, экран, мультимедийный проектор, портрет героя, выставка книг.

Музыкальное оформление:

а) крымско-татарская мелодия;

б) музыкальный фрагмент для минуты молчания (Моцарт «Реквием»)

в) песня, презентация с видео фрагментами об Амет-Хан, Султане.

г) эпиграф к мероприятию.

Орлы никогда не умирают на земле.

Амет-Хан Султан

На фоне мелодии

Ведущая:

Мальчишка с царским именем - босой.
У моря жил - мечтал достичь небес -
Вот парадоксы жизни непростой.
Алупка старая! Родился, вырос здесь…

Именно этими строками хотелось бы начать наш вечер, посвященный памяти Советского военного лётчика, участника Великой Отечественной войны, дважды Героя Советского Союза Амет-Ха́н Султа́на. Слайд№ 1

Ведущий:

Слайд № 2

Этот удивительный человек по матери был крымским татарином, а по отцу - лакец, горец из Дагестана. Могли ли знать тогда его родители, что их сын станет дважды Героем Советского Союза, лауреатом Государственной премии СССР, заслуженным летчиком - испытателем СССР, Почетным летчиком Франции, Почетным гражданином городов Ярославля, Мелитополя, Алупки и Республики Крым.

Слайд №3. Он родился 20 октября 1920 года в Алупке, зелёные улочки которой сбегают к морю. Его детство прошло в солнечном Крыму. И хотя в его имени есть и "хан" и "султан", был Амет обыкновенным босоногим мальчишкой, дочерна загорелым на южном солнце и очень бедовым.

Ведущая:

Слайд №4. Отчий дом Амет-Хана был построен на крутом склоне горы и напоминал птичье гнездо. Любимым развлечением мальчишки были походы на вершину Ай-Петри, куда он провожал отдыхающих, а в межсезонье, когда "работы" не было, пытался ловить... орлов. (Мелодия затихает)

Ведущий:

Но жизнь брала своё: бурно развивалась промышленность, машины завоёвывали сердца ровесников. Не остался в стороне и Султан: закончив 7 классов, подался в железнодорожное училище. Работал слесарем, подручным котельного мастера в депо. Был там комсомольским вожаком. Одновременно учиться летать в Симферопольском аэроклубе.

Слайд №5. В 1939 году по рекомендации Симферопольского железнодорожного депо его приняли в Качинскую военную авиационную школу, после окончания которой он год прослужил в Белоруссии в строевой части.

Слайд №6.

Ведущая:

И вот сбылась мечта! Орёл - лети!
Но тут война, смертельная рулетка,
Запутала все планы, все пути:
Реальный бой серьёзней, чем учебка.

Ведущий:

Слайд №7 (видео) Начало Великой Отечественной войны младший лейтенант Амет-Хан встретил в 4-м истребительном авиаполку (Одесский Военный округ) под Кишинёвом. 22 июня 1941 года рано утром с аэродрома Григориополь для проверки данных о нарушении государственной границы СССР германо - румынской армией в воздух поднялась 1-я эскадрилья 4-го истребительного авиаполка. На реке Прут, по которой проходила граница, увидели грозное зрелище: сплошным потоком по мосту катились чужие танки, артиллерийские самоходки, автомашины, мотоциклы... Когда подлетали к своему аэродрому, на поле полыхали самолёты, ангары, дымились развороченные бомбами взлётные полосы. Сели на запасном аэродроме.

В первый же день на биплане И-153 он провёл несколько штурмовок, по 5-6 раз вылетая на боевые задания. Через 3 дня полк перестал существовать: материальная часть была полностью уничтожена...

В октябре 1941 года лётчик был назначен командиром звена того же полка (147-я истребительная авиационная дивизия, Юго-Западный фронт). К тому времени он произвёл 130 боевых вылетов на разведку и штурмовку войск противника, за что был награждён орденом Красного Знамени.


Просмотр видео. Слайд №8

Ведущая:

Слайд № 9. За этот подвиг городской комитет обороны города наградил Амет-Хана Султана именными часами и удостоил звания «Почетный гражданин города Ярославля». Обломки немецкого самолета были доставлены на Советскую площадь города и выставлены для всеобщего обозрения. Вскоре Указом Президиума Верховного Совета СССР

Амет- Хан Султан был награжден орденом Ленина.

Ведущий:

Летом 1942 года Амет-Хан воюет под Воронежем на самолете ЯК-1, а с августа 1942 года на истребителе ЯК-7Б участвует в Сталинградской битве. Здесь он зарекомендовал себя как признанный ас и был включен в состав 9-го гвардейского истребительного авиационного полка, своеобразной сборной советских летчиков, созданной для противодействия немецким асам.

Ведущая:

Слайд № 10. В октябре 1942 года Амет- Хан Султан назначается командиром 3-й авиаэскадрильи 9-го гвардейского истребительного авиационного полка, в составе которого он будет воевать до конца войны. В октябре-декабре 1942 года эскадрилья Амет- Хана была нацелена на уничтожение транспортной авиации противника, снабжавшей продовольствием и боеприпасами окруженные под Сталинградом немецкие войска.

В статье напечатанной в «Сталинских крыльях» Амет- Хан Султан писал:

Ведущий:

Слайд № 11. «Высота - ключ к победе. Тот, кто выше, может в любую минуту спикировать на вражеский самолет и, развив большую скорость, достичь его».

Ведущая:

1 июля 1943 года капитан Амет- Хан Султан со своей эскадрильей вылетел за линию фронта для перехвата вражеских самолетов в районе реки Миус. В этом вылете летчики эскадрильи сбили пять немецких самолетов. Амет- Хан приказал всем возвращаться «домой», а сам с ведомым И.Г. Борисовым остался на месте прошедшего боя и когда пара стала разворачиваться для ухода на свой аэродром, на встречу, из-за облаков вынырнули два Ме-109.

Ведущий:

Наши летчики поняли, что боя не избежать. Остался один выход - лобовая атака. Командир эскадрильи направляет свой самолет на передний «мессер», поняв решение ведущего И.Г. Борисов нацеливается на вторую вражескую машину. Должен был победить тот, у кого крепче нервы. Амет- Хан сдерживал себя понимая, что стрелять рано. Когда между ними осталось метров пятьсот, немецкий летчик не выдержал и резко свернул. Вот тогда и раздалась короткая очередь Амет- Хана. «Мессер» взорвался в воздухе. Второй немецкий самолет ушел в облака.

К приземлившемуся самолету Амет- Хана подошел командующий 8-й воздушной армии генерал Т.Т. Хрюкин: «Как же ты красиво свалил последнего фашиста» - растроганно обнял он командира эскадрильи. «Дай тебя расцелую, сынок!» - генерал снял свои наручные часы и со словами «В знак самого красивого боя, который я наблюдал за свою жизнь» вручил их Амет- Хану.

Ведущая:

Слайд № 12. В одной из характеристик генерал Т.Т. Хрюкин писал:

«Амет- Хан Султан на земле удивительно скромный человек, а в небе, во время воздушного сражения, он человек неуемной храбрости и отваги…»

Слайд № 13. Амет - Хан Султан участвует в освобождении Ростова-на-Дону, в ожесточенных боях на Кубани, в освобождении Таганрога, Мелитополя, Крыма.

Ведущий:

Слайд № 14. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 августа 1943 года гвардии капитану Амет-Хану Султану командиру эскадрильи 9-го Одесского Краснознаменного гвардейского истребительного авиационного полка было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 1136).

Ведущая:

В мае 1944 года Амет- Хан Султану удалось побывать в родной Алупке. Но радость встречи омрачило известие о депортации крымских татар.

Слайд № 15.

Конечно, он не мог оставаться безучастным к судьбе своего народа. Его вызывали в высокие партийные инстанции и требовали невмешательства в татарский вопрос. Амет-Хан понимал несправедливость и нелепость акции выселения татар из Крыма, но он подчинялся военной и партийной дисциплине. Только с помощью генерала Хрюкина ему удалось спасти мать.

Ведущая:

Слайд № 16. С 1942 года и до начала 1944 года большинство своих вылетов Амет- Хан проводил в паре с Иваном Борисовым, сбив лично и в группе 23 самолета противника. В январе 1944 года вместе со своим ведомым они принудили к посадке на свой аэродром немецкий связной самолет Физлер «Шторх» Fi-156. Неугомонный Амет- Хан, после краткого знакомства с кабиной незнакомого для него самолета, совершил на нем самостоятельный полет.

Ведущий:

Слайд №17. Летом 1944 года после перехода на новый истребитель Ла-7 Амет- Хан воюет в Восточной Пруссии, участвует в боях за взятие Берлина.

Последний свой воздушный бой помощник командира полка по воздушно-стрелковой службе гвардии майор Амет- Хан Султан провел 29 апреля 1945 года над находящимся в черте Берлина аэродромом Темпельхов, сбив «Фоке-Вульф-190».

Летчики - это особый народ. Громя фашистов, отстаивая свободу и независимость Родины, советские летчики на протяжении всей войны проявляли массовый героизм.

Чтец. (мальчик в солдатской гимнастерке, с фигуркой деревянного самолетика в руках)

Зовёт нас небо постоянно

И защитить себя зовёт.

И вот летит хоть деревянный,

Но всё-таки военный самолёт.

От пуль он защищён не слишком

Построен не на долгий век

Его пилот совсем мальчишка,

Но всё-таки военный человек.

Пусть лётная трудна работа,

Опасность подступает -пусть,

Но жизнь- важнейший из полётов

И нужно верный выбрать путь.

Лети, пилот, минуя смерти

Минуя чёрный дым стрельбы, -

Ведь пять печатей на конверте

Полётный курс твоей судьбы .

И юность гордо пролетает

Над чёрной пропастью войны,

Но подвиг времени не знает

Пред ним все возрасты равны.

И в опечатанном конверте

Письмо в бессмертие несёт

Через огонь Железной смерти

Тот деревянный самолёт.

Ведущий:

Миллионы жизней унесла Великая Отечественная войны, тысячи искалеченных судеб... Невосполнима утрата Советского народа за те годы.

Десятки тысяч советских летчиков погибли, защищая фронтовое небо. Вечная им память и слава! Слайд № 18.

Давайте почтим память о них минутой молчания. (звучит «Реквием Моцарта»). Спасибо. Прошу садиться.

Ведущая:

Слайд № 19. В апреле 1946 года подполковник Амет- Хан Султан был уволен в запас. Амет- Хан стремился вернуться к летной профессии. Хотел стать летчиком-испытателем. Благодаря поддержке и помощи боевых друзей в феврале 1947 года он становится летчиком-испытателем Летно-исследовательского института министерства авиационной промышленности в Жуковском.

За короткий срок Амет- Хан Султан выдвинулся в число лучших летчиков-испытателей. В 1949 году ему присваивается третий класс летчика-испытателя, в январе 1950 года - второй класс, а в сентябре 1952 года - первый. Он с успехом выполняет самые различные испытания.

Ведущий:

Слайд № 20. Множество полетов были выполнены Амет- Ханом для отработки систем катапультирования на различных типах самолетов. в 1953 году была присуждена Сталинская премия 2-й степени.

Всего за 1959-1960 годы на самолете было совершено 32 полета продолжительностью от 11 до 40 минут на высотах 1000-4000 метров.

23 сентября 1961 года Амет- Хану Султану было присвоено звание «Заслуженный летчик-испытатель СССР»

Ведущая:

Слайд № 21. В 1970 году ему исполнилось 50 лет, 32 года из них были отданы авиации. За время летной работы он освоил около 100 типов летательных аппаратов, его налет составил 4237 часов.

В тот день его рождения собрался цвет советской авиации: прославленный летчики-испытатели, известные конструкторы авиационной техники, первые космонавты. Один за другим подходили присутствующие к трибуне, зачитывали приветственные адреса и телеграммы. Смущенный Амет- Хан сидел не поднимая глаз. Поблагодарив за теплые слова он сказал: «Я в своей жизни имел немало тяжелых минут. Но эти, которые испытал, пока вас слушал, показались самыми трудными. Из ваших речей понял, каким я должен быть и каким пока не стал».

Ведущий:

После официальной части к Амет- Хану шутливо обратился его боевой друг дважды Герой Советского Союза генерал-майор авиации П.Я. Головачев: «Амет, в 25 лет ты стал дважды Героем Советского Союза. После войны 25 лет летаешь испытателем. Не пора ли тебе спуститься на грешную землю? Мог бы передавать молодым летчикам свой богатый боевой и испытательный опыт». Амет- Хан задумчиво оглядел всех и ответил: «Знаешь, Паша, еще в детстве я от отца слышал такую горскую притчу. Когда старый орел предчувствует приближение смерти, он из последних сил рвется ввысь, поднимается как можно выше. А потом складывает крылья и летит камнем на землю. Поэтому горные орлы умирают в небе. На землю они падают уже мертвые…» Тогда никто из друзей не придал значения рассказанной притче.

Ведущая:

Слайд № 22. 1 февраля 1971 года погиб Амет- Хан Султан при выполнении испытательного полета на летающей лаборатории Ту-16ЛЛ, предназначенной для испытания нового реактивного двигателя. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

За живых сражался Амет- Хан в небе войны, о жизни новых поколений летчиков думал, совершенствуя новейшие летательные аппараты, салютуя живым каждым своим полетом в неведомое...

На похороны Амет- Хана Султана в Жуковский приехали многие из его боевых друзей, летчиков-испытателей и родственников, которые еще совсем недавно поздравляли его с 50-летием. На Новодевичьем кладбище последние почести прославленному летчику отдали и те, кого он тоже считал земляками, - дагестанцы... Провожавшие Амет- Хана в последний путь с грустью отметили предусмотрительную заботу судьбы: могила отважного сокола Амет- Хана Султана оказалась вблизи места последнего успокоения дважды Героя Советского Союза легендарного командующего воздушной армией генерал-полковника Т. Т. Хрюкина. Все годы войны они бы рядом. И после смерти тоже.

Ведущий:

Слайд № 23. Дважды Герой Советского Союза генерал-полковник авиации В.Д. Лавриненков писал: «Вспоминаю дважды Героя Советского Союза Амет-Хана Султана - человека необычайного мужества. Он был для нас олицетворением летчика, воплотившего в себе лучшие черты советского воздушного бойца. Он отличался необычной любовью к летному делу, никто, как говориться, не мог его вышибить из «седла» - кабины самолета. И все мы, его боевые друзья, как большое горе восприняли весть о том, что наш

Амет-Хан Султан погиб при исполнении служебных обязанностей. Он до конца остался верен воинскому долгу, память о нем всегда будет жить в наших сердцах, она будет служить делу воспитания молодого поколения авиаторов».

Слайд № 24. Просмотр видео- фрагмента об Амет -Хане Султане.

Ведущая:

Слайд № 25.Именем Героя названы улицы в Алупке, Волгограде, Жуковском, Махачкале, горный пик в Дагестане и Махачкалинский аэропорт. Бронзовые бюсты прославленного летчика установлены в Алупке, в ауле Цовкра и в Махачкале

Память об Амет-Хане живет в сердцах людей. Каждый день отдают они дань уважения герою, проходя в Алупке мимо бронзового бюста отважного летчика или мимо дома № 4 по улице Кузеринных, в котором родился и вырос дважды Герой Советского Союза, о чем свидетельствует установленная на доме мраморная доска.

Имя Амет-Хана Султана широко известно и во всей стране. Его героической жизни посвящены стенды в музеях Москвы, Волгограда, Симферополя, Алупки, Калининграда, Каспийска, подмосковного города Жуковского.

Дело Амет-Хана Султана продолжают другие. На смену таким, как он, властелинам неба приходят молодые летчики, готовые сделать все, чтобы прославить свою страну, свой народ. Им есть у кого учиться, им есть с кого делать жизнь.










Литература:

  1. Амет-Хан Султан // Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь / Пред. ред. коллегии И. Н. Шкадов. - М.: Воениздат, 1987. - Т. 1 /Абаев - Любичев/. - 911 с. - 100 000 экз. - ISBN отс., Рег. № в РКП 87-95382.

  2. Ковалёв С. Меч Амет-Хана // Звёзды немеркнущей славы: очерки о крымчанах - Героях Советского Союза / авт.-сост. Ф. А. Третьяков. - 3-е изд., перераб. и доп. - Симферополь: Крым, 1984. - С. 14-19. - 255 с. - (Герои Советского Союза).

  3. В полёте, полном дерзновенья: К 80-летию со дня рождения Амет-Хана Султана / Сост. Р. И. Ушатая. - Симферополь: ЦГБ им. К. А. Тренева, 2000. - 20 с.

  4. Амет-Хан С. (1920-1971) // Кто был кто в Великой Отечественной войне. Люди События. Факты: краткий справочник / под ред. О. А. Ржешевского. - М.: Республика, 1995. - С. 25.

Документальные фильмы:

  1. Наш друг Амет-Хан Султан. Сценарий Я. Аранович, И. Шелест. Лётно-исследовательский институт имени М. М. Громова (1971).

  2. Герой Советского Союза Амет Хан Султан. Автор сценария Андрей Симонов, режиссёр Алексей Поляков. Студия «Крылья России» (2011). - Документальный фильм из сериала «Дороже золота». Проверено 15 мая 2015.

Ссылки:

novodevichye.com/sultan/

testpilot.ru/

mezhvodnoe.info/streets/amet_han_syltana/

epizodsspace.airbase.ru/


© 2010-2022