НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ПРИ РАБОТЕ С СЕМЬЕЙ, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗИТИВНЫХ ЖИЗНЕННЫХ УСТАНОВОК

В современном мире существует и развивается специальная система помощи семье в решении различных проблем, особенно при возникновении трудной жизненной ситуации. И работа социального педагога строится, исходя из типов семей и их особенностей. Социальный статус является основной характеристикой процесса адаптации семьи в современном обществе и отражает состояние семьи как целостной системы, её положение в определенной сфере жизни в конкретный момент времени.  Знание характеристики семьи, её особен...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:












направления деятельности социального педагога при работе с семьей, как средство формирования позитивных жизненных установок


конкурсная работа



















Выполнила:

социальный педагог высшей категории

Сулацкова Елена Павловна











Волгоград

Содержание:


Введение

3

  1. Характеристика семьи и ее особенности

3 - 4

  1. Социальный статус семей

4

  1. Семья как провоцирующий фактор

4 - 5

  1. Социально-педагогический процесс оказания помощи семье

5 - 9

Заключение

10

Литература

11

Приложения

12


































Введение.


Семья - веками отрегулированная, автономная, закрытая, самовосстанавливающаяся система. Функционирование семьи, как и государства, регулируют следующие правовые документы:

  1. Конвенция о правах ребёнка (принята 5.12.89 г. 44 сессией Генеральной Ассамблеи ООН, ратифицирована Верховным Советом СССР 13.06.90 г.)

  2. Семейный кодекс РФ (подписан Президентом РФ 29.12.95 г. за№223-ФЗ)

  3. Жилищный кодекс РСФСР

  4. Кодекс РФ об административных правонарушениях

  5. Трудовой кодекс РФ.

И массой других законов и локальных актов как федерального, так и областного уровня.


  1. Характеристика семьи и её особенности.

В современном мире существует и развивается специальная система помощи семье в решении различных проблем, особенно при возникновении трудной жизненной ситуации. И работа социального педагога строится, исходя из типов семей и их особенностей.

В зависимости от условий жизни различают следующие категории семей:

  • благополучные семьи;

  • семьи группы риска;

  • неблагополучные семьи;

  • асоциальные семьи.

В зависимости от социально-педагогического потенциала можно выделить следующие типы семей:

  • семьи материально-обеспеченные;

  • материально малообеспеченные;

  • бедные;

  • многодетные;

  • семьи с детьми-инвалидами;

  • семьи матерей-одиночек с незарегистрированным браком;

  • семьи, остающиеся с одной матерью семьи

  • семьи, остающиеся с одним отцом

  • семьи, живущие без родного отца;

  • семьи алкоголиков;

  • семьи зафиксированных наркоманов;

  • семьи, имеющие онкологических больных;

  • семьи, имеющие больных СПИДом;

  • семьи, имеющие больных хроническими и неизлечимыми заболеваниями;

  • семьи с детьми, состоящими на учёте в милиции;

  • семьи, в которых один из родителей находится в УИН;

  • семьи беженцев и мигрантов;

  • семьи, живущие в местах национальных конфликтов.

Каждая из вышеперечисленных семей имеет свои особенности и решает свои, присущие только ей проблемы. Нельзя сказать, что какая-то семья имеет свои преимущества перед другими. Окружающая нас действительность "задавила" почти всех. И обычные семьи, и неблагополучные решают массу вопросов, но, пожалуй, семьи, где живут больные люди, находятся в худшем положении. Задача социального педагога состоит в том, чтобы выявить семьи, нуждающиеся в помощи как можно раньше.


  1. Социальный статус семей.


Социальный статус является основной характеристикой процесса адаптации семьи в современном обществе и отражает состояние семьи как целостной системы, её положение в определенной сфере жизни в конкретный момент времени. В научной литературе выделяют четыре основных статуса:

  1. социально-экономический, определяющийся материальным положением семьи;

  2. социально-психологический, характеризующийся психологическим микроклиматом в семье, более или менее устойчивым эмоциональным настроем;

  3. социокультурный, определяющий общий уровень культуры семьи, образовательный уровень её взрослых членов;

  4. ситуационно-ролевой, связанный с характеристикой отношения к ребёнку в семье.

Знание характеристики семьи, её особенностей даёт возможность отобрать оптимальную систему форм, методов социальной и психолого-педагогической работы.

3. Семья как провоцирующий фактор.


Все конфликты в семье практически всегда отражаются на поведении детей в школе. Классный руководитель в первую очередь замечает это. На основе поведения ребенка можно сделать предположение, что происходит в той или иной семье. И если, после определенных шагов, ситуация оказывается именно такой, какую предполагали, можно начинать проводить профилактическую работу. Чем раньше будут выявлены проблемные семьи, тем легче скорректировать поведение детей. Большую помощь в этом может оказать таблица «Типы возможного поведения детей и подростков». (Приложение № 1)

Следует обращать внимание и на внешний вид детей в школе. Отсюда тоже можно сделать определённые выводы:

  1. Дети одеты не по погоде или постоянно болеют ОРЗ, ОРВИ, воспалением лёгких.

  2. У детей есть сильная сыпь или другие кожные заболевания, появившаяся в результате плохой гигиены.

  3. Дети постоянно грязны.

  4. Дети часто пропускают занятия в школе.

  5. У ребёнка случаются обмороки, жалобы на боли в животе, тошноту.

По необходимости как можно быстрее провести изучение и жилищно-бытовое обследование данной семьи. Беду легче предупредить, чем долго и болезненно исправлять последствия.

4. Социально-педагогический процесс оказания помощи семье.


Процесс - это совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата. Понятие " социальный " означает общественный, то есть связанный с жизнью общества и включает различные характеристики:

  • структуру общества: социальные институты, группы и коллективы;

  • факторы, на основании которых формируется структура общества: экономические, профессиональные, национальные, демографические.

Понятие "педагогический " базируется на определении сущности педагогики как науки о процессах воспитания и обучения.

Оказание помощи семье, находящейся в трудной жизненной ситуации, включает работу различных социальных институтов, объектом деятельности которых является семья. В этом случае процесс будет социальным и решит проблемы экономического, профессионального, национального, демографического характера. Но всё же трудную жизненную ситуацию каждая семья должна преодолевать самостоятельно, а для этого нужна помощь в осознании собственных проблем. Чему может помочь опытный психолог или социальный педагог. Это и есть педагогическая помощь.

Социально-педагогический процесс состоит из 4-х взаимосвязанных и взаимозависящих друг от друга компонентов:

  1. Диагностика - то есть выявлении исходного уровня развития, состояния и характеристики объекта.

  2. Целеполагание - то есть постановки целей задач деятельности, организованной для достижения положительного результата.

  3. Система средств - т.е. проектирования и реализации в практической деятельности оптимальной системы средств для достижения положительного результата.

  4. Анализа и оценка результата.

Более подробно о каждом компоненте можно сказать следующее, с учётом работы МОУ СОШ № 89.


  1. Диагностика семьи.

Диагностика семьи включает систему психолого-педагогических и социологических методик, позволяет выявить специфические особенности конкретной семьи как объекта профессиональной помощи. Диагностика может проходить в несколько этапов и включать данные, имеющиеся или специально полученные из различных источников от специалистов, занимающихся проблемами данной семьи.

Каждый год, в августе я раздаю классным руководителям бланк социального паспорта класса. До 5 сентября кл. рук. заполняют его, указывая фамилии семей. Семьи, нуждающиеся в помощи, сразу выделяю, заношу в отдельный список. На основании соц. паспортов классов создаётся социальный паспорт школы. Сразу же делаю сверку с организациями, где семья может стоять на учете:

  • учреждениями здравоохранения;

  • учреждениями правоохранительной службы;

  • комитетом по делам семьи.

Большую помощь оказывает психолог школы, занимающийся изучением особенностей личности членов семьи. Причём, его информация носит закрытый характер и ко мне поступает в виде общей характеристики и рекомендаций. На основании этих обобщённых данных составляется социально-патронажная карта семьи. Данная информация носит конфиденциальный характер и используется только специалистами в решении проблем конкретных людей, в оказании им экстренной помощи, рассчитанной на определённый промежуток времени.

Изучение семьи не обходится без посещений на дому. После чего составляется акт жилищно-бытовых условий семьи.

Диагностическая работа может быть представлена в виде алгоритма:

1 шаг: изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение об­ращений семьи за помощью, изучение жалоб соседей, обработка так называемых "слухов" (неофициальной информации).

2 шаг: первичное обследование жилищно-бытовых условий проблемной семьи.

3 шаг: знакомство с членами семьи и её окружением, беседы с родителями, оценка условий их жизни.

4 шаг: знакомство со службами, которые уже оказывают помощь семье; изучение их действий, выводов.

5 шаг: изучение причин неблагополучия в семье, её особенностей, целей, ценностной ориентации.

6 шаг: изучение личностных особенностей членов семьи.

7 шаг: составление социально-патронажной карты семьи.

8 шаг: координационная деятельность со всеми заинтересованными организациями (школы, центры защиты семьи, центры социальной реабилитации детей и подростков, приюты, детские дома, КДН и др.).

2. Целеполагание.

В научной литературе понятие "цель" означает мысленное предвидение
результатов деятельности. "Задачи" это частное выражение цели, т.е. её
определённая часть, своеобразный шаг по достижению общей цели. Целеполагание - умение определять, формировать цели и задачи в своей конкретной профессиональной деятельности, исходя из характеристик конкретной проблемы и особенностей семьи.

Виды целей.

Перспективные Актуальные Конкретные

Перспективные - отстранённые во времени, требующие для своего решения не только оптимальных средств, но и определённого промежутка времени. Многие социальные проблемы невозможно решить быстро, так как они связаны с конкретным человеком. Поэтому в реальной жизни возникает необходимость определять и ставить перспективные цели.

Актуальные и конкретные цели - цели важные на данный период времени, в течении дня, нескольких дней или недели. Их актуальность определяется необходимостью принятия срочных действий, от которых может зависеть жизнь, физическое или психическое здоровье человека. Это ориентиры, способствующие находить конкретные формы и методы оказания различных видов помощи семье.

9 шаг: составление программы работы с неблагополучной семьёй, вовлечение
ребёнка в общественную жизнь школы, где все роли играют
дети из социально-незащищённых семей.

10 шаг: текущие и контрольные посещения семьи.

3. Система средств.

Виды средств


формы и виды организации деятельности

нормативные документы и законодательство

методы, приёмы и технологии конкретных профессиональных действий

технические средства

информация


Образовательная деятельность


Помощь в обучении:

формирование педагогической культуры родителей повышение социального статуса избегание ошибок в воспитании детей

Помощь в воспитании:

проигрывание ситуаций; формирование умений оптимально использовать методы воспитания

Методы семейного воспитания.


Методы повседневного общения:

Методы педагогического и психологического воздействия на личность

метод убеждения

метод уважения детской личности

обращение к сознанию (через пример разъяснение, актуализацию мечты снятие напряжения)

метод обсуждения разнообразных вопросов в доверительном разговоре

метод доверия

обращение к чувству: совести, справедливости, самолюбию, состраданию, милосердию, страху и бесстрашию

метод побуждения

метод сочувствия

метод предостережения

влияние на волю ребёнка: внушение, поощрение, наказание или порицание

стимулирование конкретных поступков ребёнка и его действий

метод понимания

метод критики



Посредническая деятельность



Помощь в организации

- восстановление семьи

- организация семейного

- досуга дополнительное образование

- организация летнего отдыха трудоустройство

Помощь в координации

- передача ребёнка на воспитание в приёмную семью

- помещение детей в приюты, детские дома, школы-интернаты, санатории

- усыновление ребёнка

помещение детей в спец.школы

Помощь в информировании

- обеспечение информацией по вопросам социальной защиты

Основные методы работы с семьёй:

  • патронаж семьи;

  • консультационные беседы;

  • социально-психологический тренинг;

  • имитационные и ролевые игры.

В зависимости от индивидуальной ситуации в семье, возможно использование различных средств работы с семьёй. Реальный результат будет виден не сразу, а по истечении определённого времени и тут же вытекает этап следующий.

4.Анализ и оценка достигнутых результатов.

При необходимости планирование и осуществление социально-педагогического процесса, исходя из достигнутого результата и новых обстоятельств жизни семьи.

Заключение.

Как видим, система работы с семьёй весьма объёмна. В большинстве случаев семьи приходят к согласию, дети вырастают и всё налаживается.

Но бывают и другие ситуации, когда родители воспитанием детей не занимаются, на контакт с администрацией школы не идут и всячески уклоняются от своих обязанностей. Тогда, исходя из ст. 63,65,69,70 Семейного кодекса РФ решается вопрос о лишении родительских прав (список необходимых документов (Приложение № 6) таких горе-родителей.

Если малыши имеют родственников, желающих взять их под опеку или попечительство, то исходя из ст. 121,123,145,146,147,148,149,150 Семейного кодекса РФ начинается процесс установления опеки (попечительства) (документы, необходимые для этого в Приложение № 7).

Если родственников (или знакомых) нет, дети определяются в приют (до момента лишения прав) или детские дома. Взаимодействие различных ведомств при работе с семьями можно увидеть в Приложении № 8.

Литература.

  1. Новый иллюстрированный Энциклопедический словарь под ред. В. И. Бородуликина и др., М.: БРЭ 2000 г.; с. 651.

  2. Петровский А.В. " Популярные беседы о психологии". М.: Педагогика; 1983 г.

  3. Титаренко В.Я. " Семья и формирование личности". М.: Мысль; 1987 г.

  4. Учебный справочник школьника под ред. Рудомазина Н.Е. и др. М.: Дрофа. 2002 г. 1664 с.

  5. Хямяляйнен Ю. "Воспитание родителей". М.: "Просвещение"; 1993 г.

  6. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. "Семейная психотерапия". М.: "Медицина"; 1990 г.










© 2010-2022