Классный час «Вместе с Россией» (9 -11 класс)

Классный час  «450 лет вместе с Россией» для 9- 11 классов. Форма проведения: учебно-познавательная игра «Умники и умницы» Цель: развитие познавательных способностей,  интереса к познанию своего исторического прошлого; воспитание патриотических чувств. Правила игры: В игре принимают участие: ведущий (кл. руководитель), научные эксперты (жюри), участники конкурса («умники» и «умницы») - три человека, зрители. 1.Правила аналогичны правилам одноименной телеигры. 2.Выбор дорожки. Непосредственно пер...
Раздел Классному руководителю
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Классный час «450 лет вместе с Россией».

Форма проведения: учебно-познавательная игра «Умники и умницы»

Цель: развитие познавательных способностей, интереса к познанию своего исторического прошлого; воспитание патриотических чувств.

Задачи:

1. Создать условия для проявления каждым учеником своих способностей.

2. Развивать у учащихся интерес к историческим событиям.

3. Расширить кругозор учащихся.

4. Развивать умения и навыки работать с дополнительными источниками.

Предварительная подготовительная работа:

1. Учащиеся изучают литературу по данной теме.

2. Учащиеся готовят плакаты, рисунки по теме.

3. Ребята подбирают пословицы поговорки о дружбе, о любви к родине.

Оформление: выставка книг, газеты и журналы со статьями по теме, плакаты, рисунки учащихся, пословицы и поговорки.

Правила игры:

В игре принимают участие: ведущий (кл. руководитель), научные эксперты (жюри), участники конкурса («умники» и «умницы») - три человека, зрители.

  1. Правила аналогичны правилам одноименной телеигры.

  2. Выбор дорожки. Непосредственно перед игрой про­водится небольшое соревнование между участниками для определения пер­вого, второго и третьего мест.

  3. Игрок, занявший первое место, имеет право на вы­бор дорожки. После него дорожку выбирает игрок, за­нявший второе место. Третьему игроку достается остав­шаяся дорожка.

  4. Дорожки:

  • красная: без права на ошибку (игрок в случае невер­ного ответа выбывает из игры), но самая короткая;

  • желтая: позволяет игроку совершить одну ошибку (после второй - игрок выбывает), но путь к финишу ста­новится на один ход длиннее;

  • зеленая: позволяет игроку совершить две ошибки, но при этом удлиняет путь к финишу на два хода.

  1. Игрокам (по очереди) задаются вопросы, на кото­рые они должны

ответить как можно точнее и пол­нее. Научные эксперты определяют правильность ответов и решают, имеет ли право участник перейти к следующему вопросу. В случае отсутствия ответа, вопрос предлагается зрителям - ответившему пра­вильно вручается «орден».

Ход классного часа.

  1. Вступительное слово классного руководителя.

Краткое выступление по теме. Объяснение правил игры. Представление членов жюри.

  1. Викторина.

  2. Игра «Умники и умницы».

  3. Подведение итогов, награждение.

Вопросы викторины:

  1. С какого приблизительно века начинается уральская история башкир? ( VIII в.)

  2. Какие знаки отличия, кроме тамги, имели башкирские племена? (родовое дерево, покровителя, оран и бунчук).

  3. Где находится пещера Шульганташ? (на территории Башкирского заповедника в Бурзянском районе).

  4. Что такое шежере? (родословная).

  5. Назовите самое древнее шежере по времени записи (шежере племени юрматы, 1564 г).

  6. Национальный герой башкирского народа (Салават Юлаев).

  7. В каком году и где родился Салават? (16 июня 1754 года в ауле Текей).

  8. Национальный музыкальный инструмент башкир (курай).

  9. Научное название курая (реброплодник уральский).

  10. Какие башкирские эпосы знаете? («Урал батыр», «Акбузат», «Кара Юрга», «Юлай и Салават», «Конгур Буга», «Заятуляк и Хыухылыу», «Кусяк - бий»).

Задания для игрока на красной дорожке:

1. В первой половине 15 века башкиры оказались под властью Ногайской орды, Казанского и Сибирского ханств. В этих ханствах не было устойчивой центральной власти. Феодалы боролись между собой, вовлекая в эту борьбу и башкир. Кроме того, часто велись войны между ханствами за обладание всем Башкортостаном. Все это еще более ухудшило положение башкир, поэтому они выступали против гнета но­гайских, казанских и сибирских ханов и феодалов. Но баш­киры оказались не в состоянии своими силами избавиться от власти чужеземных ханств и создать самостоятельное госу­дарство.

В середине XVI в. произошли серьезные изменения в Сред­нем Поволжье.

Уважаемый участник, не можете ли Вы сказать, что за изменения произошли в этот период?

Информация для ведущего.

Русское государство начало войну против Ка­занского ханства. 2 октября 1552 г. русские войска взяли г. Казань. Казанское ханство перестало существовать. Ногай­ская Орда ослабла из-за внутренних распрей. Она оказалась в определенной зависимости от Русского государства. Однако ногайский хан и феодалы не собирались отказываться от своей власти над башкирами. Кроме того, положение осложнилось тем, что сибирский хан стал претендовать на казанских и но­гайских башкир.

2. В этой сложной обстановке башкиры должны были войти в состав какого-либо сильно государства и попытаться с его помощью освободиться от власти ненавистных ногайских и сибирских ханов и феодалов.

Какой выбор сделали башкиры? Назовите причины этого выбора.

Информация для ведущего.

Выбор пал на Русское государство. Большое значение в этом выборе имело то, что оно разгромило Казанское ханство, ослаби­ло ногайского хана и феодалов - вековых угнетателей баш­кир. Сильное впечатление произвела и спокойная внешняя политика русского царя Ивана IV после падения Казани: вме­сто организации военного похода для подчинения окрестных народов он обратился к ним с призывом добровольно войти в состав Русского государства и обещал им мирную жизнь.

Задания для игрока на зеленой дорожке:

Уважаемый участник, сейчас Вы выступите в роли царского посла.

  1. В шежере башкир племен Юрматы говорится о приезде царских послов с гра­мотой о льготах за добровольное принятие русского поддан­ства, «...когда во все земли были направлены послы с грамотами, которые известили…»

Итак, Вы - царский посол. О чем Вы известили башкир? Что было написано в грамотах?

Информация для ведущего.

«...когда во все земли были направлены послы с грамотами, которые известили: пусть никто не убегает и пусть каждый остается при своей вере, соблюдает свои обычаи»


  1. Башкирские племена входили в состав русского государства не одновременно.

В каком году и какие племена первыми приняли русское подданство?

Информация для ведущего.

Первыми зимой 1554 г. приняли русское подданство западные и северо-западные башкиры (племена Байляр, Еней, Гирей, Уран и Гайна), подвластные ранее Казанскому ханству.

  1. Уважаемый участник, сейчас Вы выступите в роли царя Ивана Грозного.

Пред Вами послы племени Юрматы: Татигач-бий, Азна-баба, Илчикей Тимер-баба и Кармыш-баба со спутниками. Они согласились быть твоими поданными.

Каков будет Ваш ответ? На каких условиях Вы дали грамоты (ярлыки)?

Информация для ведущего.

По шежере башкир племени Юрматы послы «…получили в подарок снедь, атласные материи. Пожаловал (царь) земли в верховьях (реки Белой), Татигачу - чин мурзы, освободил от ясака, а Азная сделал старостой. Дал согласие взять земли бежавших ногайцев». Условие: верная служба царю, уплатить ясак из 100 куниц.

Задания для игрока на желтой дорожке:

1. С 1554 г. по 1556 г. происходит добровольное присоединение племен живших в центральной, южной и юго-восточной Башкирии, о чем свидетельствуют их шежере.

Где и когда происходило официальное оформление акта вхождения Башкортосана в состав Русского государства?

Информация для ведущего.

Официальное оформление акта вхождения Башкортосана в состав Русского государства произошло в 1556-1557 гг. Представители башкирских племен прибыли в Москву, где были приняты царем Иваном Грозным и получили жалованные грамоты.


  1. Ясак надо было везти в Казань. Это доставляло много трудностей.

Какое решение предложили башкиры?

Информация для ведущего.

По просьбе башкир в 1574 г. был заложен город-крепость. Вначале он именовался Тура - тау, а когда сделали ограждение из дубовых бревен, назвали Иман - кала, одновременно - Уфа.


  1. В честь этого знаменательного события в нашей столице сооружен памятник.

Как он называется? Когда было принято решение о сооружении этого памятника?

Информация для ведущего.

Монумент Дружбы. Идея сооружения родилась в 1957 году во время празднования 400 - летия добровольного вхождения.


  1. В центральном барельефе отображена встреча посланцев башкирских племен и русских бояр, обмен грамотами.

Какие слова высечены на обелиске?

Информация для ведущего.

«Слава великой братской дружбе русского и башкирского народов!».









© 2010-2022