Классное родительское собрание на тему Как услышать и понять подростка

Раздел Классному руководителю
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КОНСПЕКТ

занятия с родителями

«Как услышать и понять подростка»


Форма проведения - деловая игра с элементами тренинга.

Цель: повышение педагогической культуры родителей.

Задачи:

  1. Сплочение родительского коллектива, создание положительно эмоциональной атмосферы в коллективе.

  2. Знакомство родителей с особенностями подросткового возраста и основными правилами общения с подростком.

Предварительная подготовка:

  1. Оформление доски. Высказывания:

    • «По-настоящему любить своего подростка - это чрезвычайно интересно и к тому же вполне осуществимо» Р. Кемпбелл

    • «Понимание - начало согласия» Спиноза

  2. Расстановка мебели кругом, места для ведущего.

  3. На доске определения:

  • «Понимание - умение видеть «изнутри» Смотреть на миро одновременно с двух точек зрения - своей собственной и подростка, видеть побудительные мотивы, движущие им».

  • «Приятие» означает безусловное положительное отношение».

  • «Признание» - это признание права голоса и выбора в тех или иных ситуациях.

  • «Конфликт - это противоречие или разногласие, возникающие между людьми из-за несовпадения их интересов, взглядов, установок, стремлений».

  • «Компромисс» - это соглашение на основе взаимных уступок.

  • «Кризис»(греч. «поворотный пункт» - резкий, крутой перелом в чем-нибудь, тяжелое переходное состояние, острое затруднение.


План проведения занятия:

  1. Орг. Момент. Игра-активатор «Слепец и поводырь»

  2. Вступление. Результаты опроса родителей и подростков «Идеальные родители и идеальный ребенок - какие они?»

  3. Подростковый возраст:

    • Характерные черты возраста

    • Симптомы кризиса возраста.

    • Основные новообразования.

  4. Конфликтные ситуации в семье. Причины возникновения конфликтов.

Игра-активатор «Атомы. Молекулы»

  1. Работа группами «Стили семейного воспитания».

  2. Правила активного слушания подростка. Памятка для взрослого.

  3. Работа групп. Педагогический задачник. Упражнение на использование правил активного общения.

  4. Рефлексия.





ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент.


«Не опекайте меня, не ходите за мной, не связывайте каждый мой шаг, не свивайте меня пеленками присмотра и недоверия, не напоминайте и словом о моей колыбели. Я самостоятельный человек. Я не хочу, чтобы меня вели за руку. Передо мной высокая гора, это цель моей жизни. Я вижу её, я думаю о ней, хочу достичь её, но взойти на эту вершину хочу самостоятельно. Я уже поднимаюсь, дела. Первые шаги; и чем выше ступает моя нога, тем более широкий горизонт открывается мне, тем больше я вижу людей , тем больше познаю их, тем больше людей видят меня. От величия и безграничности того, что мне открывается, делается страшно. Мне необходима поддержка старшего друга, я достигну своей вершины, если буду опираться на плечо сильного и мудрого человека. Но мне стыдно и боязно сказать об этом. Мне хочется, чтобы все считали, что я самостоятельно, своими силами доберусь до вершины»

В.А. Сухомлинский

«Рождение гражданина»


- Как точно и глубоко большой знаток детской души Сухомлинский подметил основное противоречие во взаимоотношениях подростка и взрослого, эту сложность и противоречивость внутреннего мира подростка взрослый должен понять и именно на основе этого понимания строить свои отношения с ним.

Игра-активатор «Слепец и поводырь»

Ведущий просит выйти 4-х добровольцев (2 пары). Один из пары - слепой, другой - поводырь. Слепцам завязывают глаза. Слепца ставятся лицом к доске за 5-10 шагов от нее, сзади их стоят поводыри. Слепцов слегка раскручивают, потом останавливают. Их задача подойти, следуя подсказкам поводырей к доске и нарисовать портрет мальчика, девочки. Поводырь стоит на месте, подсказывать он может только тихим голосом, руками направлять своего слепца нельзя.

ВЫВОД: поводырь - это и есть родитель, насколько он сможет точно и четко давать инструкции, направлять слепца, настолько тот хорошо выполнит то, что должен. Слепец - это собственно ребенок, который добьется поставленной перед ним цели, только, если будет следовать подсказкам своего поводыря-родителя. Так давайте учиться быть хорошими поводырями нашим детям. Ведь наше будущее в их руках.


  1. Вступление.


Психологи провели исследование, опросив родителей и детей на тему «Идеальный родитель» и «Идеальный ребенок». И вот что они получили.

ИДЕАЛЬНЫЕ РОДИТЕЛИ (глазами детей)

  • Любят и понимают своих детей - 86%

  • Не кричат на своих детей - 99%

  • Не читают нотаций - 96%

  • Помогают своим детям решать проблемы - 82%

  • Готовы к тому, чтобы всегда выслушать и поддержать своих детей - 83%

  • Не пьют - 53%

ИДЕАЛЬНЫЙ РЕБЕНОК, по мнению родителей таков:


  • Слушается во всем своих родителей

  • Выполняет все то, что ему поручают дома и в школе.

  • Помогает старшим братьям и сестрам, взрослым, не обижает младших.

  • Умеет отвечать за свои поступки.

  • Самостоятелен и активен.

  • Имеет друзей и дорожит ими.

  • В любой ситуации всегда говорит правду.

  • Дорожит своей семьей, родными и близкими ему людьми, бережно относится к своим родителям.

  • Имеет в доме свои обязанности и ответственно к ним относится.

  • Знает материальные возможности семьи и старается их придерживаться.

  • Умеет и хочет учиться, с раннего возраста определяет, чего он хочет добиться в жизни.

- Уважаемые родители, сравните списки требований к идеалу детей и родителей. Поразительное различие. Как многого мы хотим от своих детей, а соответствуем ли мы сами идеалу? Тема нашего занятия такова «Как услышать и понять подростка»

По итогам проведенного анкетирования 78 % опрошенных родителей считают основной проблемой в воспитании своего ребенка взаимное непонимание детей и родителей. Сегодня мы познакомимся с особенностями подросткового возраста, поговорим о правилах общения с подростками.

Давайте установим правила нашего занятия:

  1. Уважать друг друга.

  2. Избегать непосредственных оценок друг друга.

  3. Опровергая предложения, вносить встречные.

- Согласны ли вы с этими правилами? Если да, то начнем.


  1. Теория «Подростковый возраст: характерные черты возраста, Симптомы кризиса возраста, основные новообразования»


В литературе возраст наших детей описан под разными названиями: подростковый, переходный, пубертальный, пубертатный, отрочество, подростничество, негативная фаза возраста полового созревания, возраст второй перерезки пуповины. Разные названия отражают разные стороны происходящих в жизни подростка перемен.

Подростковый возраст, длящийся в среднем, от 13 до 16 лет, психологи называют кризисом социального развития, относящимся к числу острых.

Характерные черты возраста:

  1. Падение успеваемости

  2. Снижение работоспособности.

  3. Дисгармоничность во внутреннем строении личности.

Симптомы кризиса следующие:


  1. Наблюдается снижение продуктивности и способности к учебной деятельности даже в той области, в которой ребенок одарен.

Это связано с переходом от наглядности и знания к пониманию и дедукции. На смену конкретному приходит логическое мышление. Это проявляется в критицизме и требовании доказательств. Подросток теперь тяготиться конкретным, его начинают интересовать философские вопросы. Происходит открытие мира психического, подросток вдруг начинает обращать внимание на других лиц. Разделяется мир внутренних переживаний и объективная действительность. В этом возрасте многие подростки ведут дневники.


  1. Негативизм. Подросток проявляет склонность к ссорам, нарушению дисциплины, он как бы отталкивается от среды. При этом ребенок испытывает внутреннее беспокойство, недовольство, стремление к одиночеству и самоизоляции.

У мальчиков негативизм проявляется ярче и чаще, чем у девочек, и начинается позже - в 14-16 лет.


  1. Половое созревание. Резкое возмужание организма, внезапное увеличение роста и развитие вторичных сексуальных признаков. У девочек этот период начинается раньше и длиться менее продолжительно, чем у мальчиков.

ВЕДУШАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ подростков - интимно-личностное общение со сверстниками. Отношения со сверстниками более значимы, чем со взрослыми.

Основные новообразования подросткового возраста:


  1. Формирование «МЫ»-концепции.

Иногда оно принимает очень жесткий характер: «Мы» - свои, они-чужие. Поделены территории, сферы жизненного пространства. Это не дружба, отношения дружбы еще только предстоит освоить как отношения близости, увидеть в другом человеке такого же, как сам. Это, скорее, поклонение общему идолу.


  1. Формирование референтных групп.

В подростковом возрасте среди детей начинают выделяться группы. Сначала они состоят из представителей одного пола, впоследствии возникает тенденция к объединению в большие группы. Эта реакция называется реакцией группирования. К мнению группы и её лидера подросток относится крайне некритически, т.е. ценности и мнение группы подросток склонен признавать своими собственными.


  1. Чувство взрослости.

Объективной взрослости у подростка еще нет. Субъективно она проявляется в развитии чувства взрослости и тенденции к взрослости:

  • Эмансипация от родителей. Ребенок требует суверенности, независимости, уважения к своим тайнам.

  • Новое отношение к учению. Подросток стремиться к самообразованию, но к отметкам учителей часто становится равнодушным. Порой наблюдается расхождение между возможностями ребенка и его успехами в школе ( возможности высокие, а успехи низкие)

  • Романтические отношения со сверстниками другого пола. Подросток перенимает форму отношений, усвоенную от взрослых.

  • Внешний облик и манера одеваться. Цель - обратить на себя внимание, выделиться .


  1. Эмоциональное развитие подростка.

Подростковый возраст считается периодом бурных внутренних переживаний и эмоциональных трудностей. Временами подростки чувствуют себя настолько несчастными, что плачут и хотят бросить всех и все, им кажется иногда, что люди смеются над ними, некоторым приходит в голову мысли о самоубийстве.

Подростки в это время становятся застенчивыми, придают большое значение своей внешности, у них появляется множество комплексов.


  1. Воображение и творчество подростка.

Игра ребенка перерастает в фантазию подростка (по сравнению с фантазией ребенка, она более творческая). Потребность возраста - понимание.


  1. Аномалии личностного развития подростков

Отклонения в поведении свойственны почти всем подросткам: чувствительность, частая смена настроения, низкая самооценка, все это со временем проходит само собой.

Расстройства бывают поведенческие и эмоциональные. Эмоциональные преобладают у девочек (это депрессия, страхи и тревожные состояния). А вот нарушение в поведении обычно характеры для мальчиков.


  1. Конфликтные ситуации в семье.

- Многие родители считают, что конфликты при воспитании подростка неизбежны. Действительно, подростковый возраст характеризуется повышенной конфликтностью. Но многое зависит от конкретных условий жизни и воспитания подростка. При этом необходимо помнить, что гораздо легче предупредить появление трудностей, чем преодолевать их.

- Что же такое конфликт?


  • Конфликт - это противоречие или разногласие, возникающие между людьми из-за несовпадения их интересов, взглядов, установок, стремлений».

А из-за чего между родителями и подростками могут возникать конфликты?

(участники называют, ведущий делает записи на доске)


Причины возникновения конфликтов:

  • Отсутствие согласия.

  • Противоречия и разногласия между сторонами из-за несовпадения интересов, взглядов, установок, стремлений.

  • Грубость, упрямство, негативизм подростков.

Психологи считают, что истоки конфликтов с подростками в неадекватном семейном воспитании подростка .например, гиперопека.

А знаете ли вы, какие стили семейного воспитания бывают? Давайте поподробнее с ними познакомимся.

Игра «Атомы. Молекулы»


(Цель: раскрепостить участников занятия, поделить их на 7 групп)

Ведущий: - встаньте пожалуйста, в центр кабинета (перед доской) . После моих слов «Атомы хаотично двигаются, начинайте ходить, двигаться произвольно. После сигнала «Молекула 2» вы должны образовать пару, после сигнала «Молекула 3» образовываете группу трех человек и т.д. Не выполнившему задание придется выполнить творческое наказание (например, рассказать стихотворение, спеть песню, прокукарекать и пр.)


5.

«Стили семейного воспитание. Работа в группах»


- Каждая историческая эпоха характеризуется своими стилями воспитания. Это зависит от того, в каком типе личности заинтересовано общество. Вопросу изучения стилей воспитания в различных исторических эпохах уделяли большое внимание различные ученые. Среди них Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо и другие.

Под стилем семейного воспитания следует понимать наиболее харак-
терные способы отношения родителей к ребенку, применяющих определен-
ные средства и методы педагогического воздействия, которые выражаются
в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия.

Выделяют следующие стили семейного воспитания:

  • попустительский,

  • состязательный,

  • рассудительный,

  • предупредительный,

  • контролирующий,

  • сочувствующий,

  • гармоничный.

Стили семейного воспитания формируются под воздействием объективных и субъективных факторов и генетических особенностей ребенка.

На выбор стиля семейного воспитания оказывают влияние:

  • тип темперамента родителей, их совместимость;

  • традиции, на которых воспитывались сами родители;

  • научно-педагогическая литература, которую используют родители в
    воспитании своего ребенка, их образовательный уровень;

  • нравственные устои семьи.

ИНСТРУКЦИЯ (выдается каждой группе) - на работу дается 10 минут.

А. Внимательно ознакомьтесь с печатным материалом по данному вам стилю семейного воспитания

1 группа - попустительский,

2 группа - состязательный,

3 группа - рассудительный,

4 группа - предупредительный,

5 группа - контролирующий,

6 группа - сочувствующий,

7 группа - гармоничный.


Б. Определите предполагаемые поведенческие реакции подростка при данном стиле семейного воспитания.

В. Выработайте рекомендации родителям при общении с детьми данного стиля семейного воспитания.

Г. Выберите выступающего с докладом от группы (можно выступать всей группой)

Выступления групп.


Попустительский стиль семейного воспитания

Родители с самого раннего возраста предоставляют ребенку полную бесконтрольную свободу действий. Взрослые в таких семьях очень часто заняты собой, своими делами, друзьями, своей работой. Их мало интересует душевное состояние их ребенка, они безразличны к его потребностям и запросам. А иногда просто не считают нужным обращать на них внимание.

Непоследовательно и неумело родители используют методы наказания и поощрения. Они могут наказать ребенка и тут же поощрить его, лишь бы он только не расстраивался и при этом не мешал родителям. Главный метод воспитания в такой семье - кнут и пряник. Родители строят свои взаимоотношения с ребенком таким образом, что непроизвольно культивируют поиск у ребенка наиболее выгодных форм взаимодействия с окружающими, стимулируя проявление у детей таких качеств, как угодничество, лесть, подхалимаж. Родители постоянно демонстрируют ребенку образцы двуличного отношения с окружающими: друзьями, соседями, родственниками. В таких семьях при детях обсуждают других людей, а по мере взросления ребенка - вместе с ним. Дети рано постигают науку выгоды: выгодные люди, выгодные взаимоотношения, выгодные для семьи решения проблем. В выборе форм поведения в таких семьях ребенок свободен, но в обществе других людей от него требуют формального прилюдного соблюдения правил приличия. У таких детей много тайн, которые им нужно хранить за семью печатями, а это значит, что они должны быть все время настороже. Даже интеллектуальную деятельность своих детей родители в таких семьях стимулируют для того, чтобы извлечь из нее максимальную выгоду. В результате такого воспитания формируется конформный социально-психологический тип личности.

Младшие школьники конформного типа в детской среде часто слывут «ябедами», «подхалимами», «подлизами». Такие учащиеся любят хвастаться, не умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Младшие школьники такого типа не любят ни умственный, ни физический труд. Эта тенденция проявляется во все возрастные периоды жизни. Дети такого типа во время урока очень быстро устают и стараются под любыми предлогами увильнуть от работы. Часто такие учащиеся недобросовестно относятся к поручениям учителя и к различным обязанностям. Для таких учащихся часто не существует запретов и нравственных норм. Уже в младшем школьном возрасте они не настроены на учебную деятельность, но при этом их интересует конечный результат деятельности -отметка.

Такие учащиеся могут проявлять самоуверенность, граничащую с хамством. Это начинает происходить в младшем школьном возрасте, но ярко проявляется в старшем школьном возрасте. В первую очередь, это касается самих родителей, когда ребенок-старшеклассник начинает им хамить, не обращая внимание на реакцию взрослых. В характере этих детей с раннего детства проявляется такое качество, как умение обещать, но свои обещания они очень редко выполняют.

Учащиеся конформного типа не требовательны к себе, но требовательны к другим. Педагоги, работающие с такими учащимися, должны знать., что их мало интересует процесс учения. Но они всегда готовы требовать от педагогов лучшую отметку любой ценой. Такие учащиеся плохо реагируют на любую критику в свой адрес, но при этом у них всегда кто-то виноват. Однако педагоги должны помнить, что если такому ребенку что-то выгодно, то он может быть очень целеустремленным и инициативным Интересно: у учащихся конформного типа при поступлении в школу часто проявляется низкий интеллектуальный показатель, который может развиться на последующих ступенях обучения.

Учащиеся конформного типа не умеют бескорыстно дружить, им трудно вживаться в детский коллектив, потому что им хочется быть все время на виду и, если такого не происходит, они готовы обвинять в своих проблемах всех, но не себя. Зачастую манеры поведения таких учащихся приводят к конфликтным ситуациям, ими же спровоцированным. В ходе психологических консультаций нередко родители говорят о том, что в классе ребенка не любят, ему не дают проявить себя, в классе ничего интересного не проводится, классный руководитель не уделяет внимания коллективу учащихся. На самом же деле ребенок сам игнорирует и отвергает предложения педагога и класса, резко критикует все, что делается в коллективе, взамен не предлагая ничего.

Родители, в свою очередь, не утруждают себя тем, чтобы разобраться в ситуации, и полностью доверяют своему ребенку.

Родителям такого ребенка необходимо поддерживать общение со сверстниками своего ребенка, приходить на встречи с педагогами, даже если в этом нет острой необходимости. Участие в работе родительского комитета, попечительского совета позволит родителям иными глазами посмотреть на своего ребенка и изменить мир взаимоотношений в своей семье.



Состязательный стиль семейного воспитания

При состязательном стиле семейного воспитания с раннего возраста родители ищут в действиях своего ребенка нечто выдающееся и необычное. Активность самого ребенка постоянно поощряется. Иногда ребенок получает поощрение не только морального характера, но и материального. Родители постоянно сравнивают своего ребенка с другими детьми и очень страдают, если это сравнение не в его пользу. Для раскрытия талантов своего ребенка родители дают возможность ему попробовать себя в различных видах деятельности. Иногда это приводит к тому, что ребенок становится уверенным в своем превосходстве над другими детьми. Если же он при этом терпит поражение, это может надолго выбить его из колеи и привести к депрессии и апатии. Участие ребенка с раннего детства в различных кружках и секциях нередко при водит к проблемам, связанным с его здоровьем: хроническая усталость, болезни могут дать о себе знать.

В воспитательном воздействии на ребенка родители используют как методы поощрения, так и методы наказания. Однако, если поведение ребенка идет вразрез с нормами, принятыми в семье, последующее наказание может быть не только суровым, но и жестоким.

В своей любви к ребенку родители порой не обращают внимания на человеческие качества малыша. Защиту ребенка от всех претензий и нападок они ставят на первое место, не обращая внимания при этом на то, прав их ребенок или не прав. Родители не терпят обидчиков своего ребенка, не боятся вступать с ними в конфликтную ситуацию, не обращая внимания на то, взрослый это или ребенок.

В результате такого воспитания формируется поисковый социально-психологический тип личности ребенка.

Родители внимательно следят за интеллектуальным развитием своих детей и поисковую деятельность ребенка поощряют похвалой. Дети приучаются демонстрировать свои интеллектуальные достижения. Родителям таких детей необходимо научиться самим и научить своего ребенка видеть сильные и слабые стороны его характера , адекватно на них реагировать и исправлять их своевременно.

Учащиеся такого типа могут начиная с первого класса учиться только на «отлично». Они стараются постоянно демонстрировать свою эрудицию и способности, поэтому уже в начальной школе им трудно общаться с другими учениками. Высокая активность этих детей позволяет им рано достигать значительных успехов, особенно в условиях конкуренции. В любой деятельности их привлекает результат. Такие ученики берутся за любые дела в классе, участвуют в любых мероприятиях, лишь бы только их заметили и оценили. По мнению психологов, эти дети могут быть чрезвычайно агрессивны, если результаты их деятельности будут оценены не по достоинству.

В детском коллективе такие учащиеся претендуют на лидерство и официальное признание. Они очень любят командовать другим и ребятами и испытывают глубокое удовольствие, если кто-то попадает от них в зависимость.

Учащиеся этого типа глубоко переживают свои ошибки и промахи. Очень развитой у таких ребят является волевая сфера. Уже с раннего детства они могут быть очень дисциплинированными и инициативными Их характерными качествами являются самоуверенность, высокомерие, эгоистичность, преувеличение своих возможностей, безразличие к интересам коллектива, сосредоточенность на демонстрации своих возможностей. Однако если семья в совместных усилиях с педагогом поможет таким детям открыть все лучшее, что в них заложено природой, то они смогут проявить такие качества характера, как общительность, интеллект, уверенность в себе, самоконтроль и добросовестность.

Взрослым необходимо помогать такому ребенку проявлять его лидерские качества без ущерба для коллектива и его самого. Каждая ситуация негативного свойства не должна оставаться без внимания, она должна анализироваться вместе с ребенком в доброжелательной и спокойной обстановке.

В воспитании таких детей необходимо обратить внимание на формирование критического мышления, осмысления своих поступков в различных ситуациях.

Особого внимания требует формирование культуры общения с взрослыми и сверстниками, развитие умений слушать и слышать не только себя, но и других людей.

Постановка таких учащихся перед выбором между собой и другими людьми, создание ситуаций, требующих от ребенка принятия справедливого и единственно верного решения, будут способствовать преодолению вредных привычек, формированию положительных черт характера.

Взрослым необходимо помнить, что этим детям очень свойственно проявление агрессивности. Заниматься ее преодолением необходимо с раннего возраста. Ни один факт проявления агрессивности со стороны таких учащихся не должен быть оставлен без внимания, и оценку этим фактам должны давать как взрослые, так и дети.

Таких учащихся нужно учить отвечать за нанесенные обиды и понимать значимость прощения.

.


Рассудительный стиль семейного воспитания


Родители с самого раннего детства предоставляют ребенку полную свободу действий, дают ему возможность приобретать личный опыт путем собственных проб и ошибок.

Из своего педагогического арсенала они исключают окрики и упреки. Родители ребенка считают, что его активность должна находить естественный выход.

Они уверены, что ребенка нельзя поощрять за то, что он делает с удовольствием. В воспитании ребенка они не пользуются принудительными мерами и физическими наказаниями. Родители считают, что ребенок может сам выбрать себе деятельность по душе, они вправе лишь дать ему рекомендацию или совет.

У родителей и детей складываются теплые и добрые взаимоотношения. Ребенок наравне с взрослыми принимает участие в семейных советах , решает семейные ситуации. Родители заботятся о том, чтобы достоинство ребенка никогда не принижалось ни посторонними людьми, ни родственниками.

В результате такого стиля семейного воспитания формируется сенситивный социально-психологический тип личности.

Родители таких ребят с энтузиазмом принимают участие в жизни того детского коллектива, в котором находится их ребенок. Дети с раннего возраста привыкают уважительно относиться к старшему поколению своей семьи, потому что так поступают их родители. Если в такой семье ребенок совершает плохой поступок, то родители не спешат с наказанием. Они дают возможность ребенку обдумать совершенное, осознать свой проступок. Родители помогают ребенку осмыслить проблему с позиции другого человека, втянутого в конфликтную ситуацию.

Дети в таких семьях вырастают любознательными и активными. Уже в начальной школе они хорошо осведомлены об окружающем мире и самостоятельны, умеют работать без понуканий, у них сформирована познавательная мотивация.

Иногда детям из таких семей очень трудно приспосабливаться к школе и к учителям, если педагоги авторитарного стиля управления детским коллективом. Дети быстро привыкают к учащимся, к коллективу. В своей семье они приучены к свободному общению со взрослыми людьми, которые считаются с их мнением. Такие дети , как правило , всегда начинают протестовать против авторитарного управления классом на уроках, поэтому часто учителя с авторитарным стилем общения называют таких детей трудными. Необходимы порой титанические усилия классного руководителя, чтобы ребенок решил свои проблемы.







Предупредительный стиль семейного воспитания


В процессе предупредительного стиля семейного воспитания формируется инфантильный социально-психологический тип.

Предупредительный стиль семейного воспитания обусловлен некоторыми причинами: одной из причин может быть болезненность ребенка с раннего детства, а второй - особенности характера родителей. В результате того, что ребенок часто болел и болеет, родители становятся чрезвычайно мнительными и болезненно реагируют на любое проявление его нездоровья. Родители ни на минуту не оставляют ребенка без внимания и опеки. Ребенок в такой семье практически лишен активной деятельности, родители сами определяют, что может быть ему интересно, сами являются инициаторами детских игр, сами регламентируют поведение детей.

Такая деятельность родителей может объясняться еще и тем, что они боятся нарушить раз и навсегда заведенный порядок в доме, боятся всяких проявлений инициативы со стороны ребенка.

С раннего детства родители стараются оградить свое дитя от каких бы то ни было наказаний со своей стороны и со стороны родственников, а также со стороны чужих взрослых и детей. Очень часто в таких семьях удовлетворяется любая прихоть ребенка. Когда ребенок становится постарше, родители используют материальное стимулирование для того, чтобы он не выходил из повиновения и был им послушен. Родителям очень удобно, что ребенок находится под таким надзором, тем самым они считают, что болезни роста и детские кризисные ситуации обойдут их стороной.

Родители делают все возможное и даже невозможное для своего ребенка, чтобы он не испытывал никаких трудностей, особенно если они сами в своей жизни их испытывапи.

Окружающие люди вызывают у таких родителей большие опасения, так как они считают других людей источником неприятностей для своих детей.

Родители, использующие такой стиль воспитания, готовы сотрудничать с теми учителями, которые их поддерживают во всех начинаниях и сочувствуют им. Все самостоятельные действия ребенка вызывают у родителей тревогу и боязнь.

На воспитание нравственных ценностей родители обращают очень мало внимания. У таких детей формируется ситуативная мораль, попадая в ту или иную социальную группу, они следуют нравственным принципам этой группы, слепо следуют чужому мнению.

Особое внимание педагог должен обратить на мыслительную деятельность таких учащихся. У них уже в начальной школе наблюдаются проблемы, связанные с учебной деятельностью. Их способ мышления - от предметной деятельности к абстрагированию, а не наоборот. Теоретический анализ вызывает у таких ребят большие затруднения. Они воспринимают учебный материал намного быстрее, если он подается ученику в виде наглядного образа или примера.

В общении со сверстниками такие учащиеся зачастую безразличны, любят наушничать и могут предать своего товарища, если им это выгодно.

Однако, если таких детей поддержать в трудную минуту, они привязываются к тому, кто их поддержал, и верят ему во всем, и могут подчиняться беспрекословно.

Особенностью учащихся инфантильного типа является то, что они практически не мотивированы на учебную деятельность.

Имея хорошие учебные задатки, они совершенно не желают трудиться, что приводит к плохой успеваемости. В начальной школе с такими детьми достаточно проблем, так как они совершенно не самостоятельны, не хотят делать домашние задания, постоянно отвлекаются на уроках. Очень часто в последнее время можно наблюдать ситуацию, когда родители, теряя терпение, начинают за своих детей делать уроки, вплоть до письма. Такие дети легко вовлекаемы в различные компании, так как они склонны к получению сиюминутных удовольствий. Отдаленные результаты этих детей не привлекают, им нужен результат немедленно.

Учащиеся инфантильного типа прагматичны. Если они предполагают какую-то выгоду, то обязательно выполнят любое дело хорошо и в срок. Дети адекватно оценивают свои способности, но, если их что-то очень заинтересует, будут этим заниматься с удовольствием и кропотливо.

В детском коллективе эти дети на лидерство не претендуют. Они следуют либо за лидером, либо за большинством. Таким ребятам практически не свойственна самокритичность, они любят во всех своих неудачах обвинять других людей. Очень часто такие дети безразлично относятся к критике. В классных коллективах они ведут себя достаточно спокойно, если же нарушают дисциплину, то просто за компанию.

Главными отличительными чертами этих детей являются несамостоятельность, неспособность к принятию решений, способность к действию по указке со стороны. Они часто пассивны, безответственны. Безразличие и флегматизм у таких детей исчезают тогда, когда им предлагается интересная и необычная деятельность.

Родителям таких детей необходимо формировать у себя культуру адекватного восприятия собственного ребенка. Родителям нужны индивидуальные консультации психолога, им необходимо участие в совместных с ребенком тренингах родительской эффективности. Очень полезным является активный обмен мнением по проблемам воспитания, в котором участвуют родители других учеников класса.



Контролирующий стиль семейного воспитания

В процессе контролирующего стиля семейного воспитания формируется тревожный социально-психологический тип личности. Этому способствуют следующие причины:

  1. Ребенок воспитывается в детском доме или растет в семье опеку нов, и они жестко обращаются с ним.

  2. Ребенок длительное время находится без родителей. Возможно, он находился в лечебном учреждении, где к нему относились не так, как в семье. Ребенок мог при этом испытывать дискомфорт,
    перенести стрессовую ситуацию, сопряженную с жестокостью взрослых людей. Все это может привести к тому, что ребенок замыкается, становится злым и агрессивным в ответ на уже испытанные им эмоции и чувства.

  3. Сами родители воспитывались в семьях, в которых к детям относились достаточно жестоко, и они автоматически перенесли стиль воспитания родительской семьи в новую семью.

  4. Родители считают значимым для себя мнение других людей о собственных детях и считают его основным в контролировании детей.

В таких семьях свобода ребенка строго регламентируется и контролируется. Родители диктуют ребенку, что он должен надевать, с кем дружить, они сами определяют режим дня ребенка. Младшие школьники относятся к этому достаточно спокойно, но старшие школьники протестуют против такого к себе отношения.

Родители достаточно активно используют методы наказания. Это проявляется в командном тоне, криках, физических наказаниях. Некоторые родители используют физические наказания достаточно жестоко оправдывая себя тем, что в их семьях тоже использовали такие методы, и они выросли хорошими людьми. В подобных семьях дети лишены родительской ласки, тепла, похвалы и поддержки.

Такие дети хорошо знают свои слабые стороны и совсем лишены возможности демонстрировать и подчеркивать стороны лучшие. Если же родители увидели и отметили положительно какой-то поступок ребенка, мимо которого нельзя было пройти, то они тут же найдут повод указать на что-то плохое, что им не нравится. Родители не считают нужным прислушиваться к мнению своего ребенка, считая его глупым и неуместным. Такие родители часто говорят: «яйцо курицу не учит».

Они иногда наказывают своего ребенка демонстративно для того, чтобы показать степень своей власти над ним.

Родители мечтают о том, чтобы их ребенок вырос высоконравственным человеком. Девиз их родительского воспитания состоит в том, что ребенок должен всегда поступать нравственно, это должно стать привычкой. Поскольку родители всегда недовольны поведением своего ребенка, дети растут неуверенными, не знают, где и как нужно себя вести. Уже в начальной школе поступки ребенка могут стать неадекватными и принимают форму защитных реакций.

У таких учащихся возникают проблемы в учебе. Их мыслительная деятельность лишена самостоятельности, они боятся сделать ошибку, чтобы это не отразилось на их учебе. Такие ученики не умеют мыслить творчески, не пытаются бороться за истину. Как правило, у них очень высокий уровень тревожности.

Внешне эти ребята отличаются от других учащихся. Они угрюмы, подозрительны, склонны к вступлению в конфликтную ситуацию, даже если в этом нет необходимости. Учащиеся такого типа очень нерешительны и замкнуты, но ценят товарищество и дружбу, ради дружбы с кем-то они готовы на все. В силу того, что дома дети чувствуют по отношению к себе жестокость, они становятся грубыми и беспощадными по отношению к другим людям.

Таким ученикам трудно сосредоточиться в течение 15-20 минут, однако в начальной школе они могут обучаться весьма успешно. Если этих ребят педагоги впоследствии привлекают к участию в кружках и секциях, то им непременно нужна ситуация успеха, иначе они больше на занятия не пойдут. Если у них что-то не получается или получается хуже, чем других детей, они могут уничтожить все, что связывало их с этой работой , и больше никогда к ней не возвращаться.

У детей тревожного типа достаточно непросто складываются взаимоотношения в коллективе. В школе они часто конфликтуют со своими сверстниками и даже с учителями. Это влияет на их статус в коллективе и приводит к тому, что они становятся в классе изолированными детьми.

У таких учащихся, по наблюдениям психологов, наблюдается гипертрофированная любовь к самому себе. Замечания и критику в свой адрес эти дети практически не воспринимают. Как только взрослый начинает читать им нотацию, это нередко вызывает неадекватную реакцию: улыбку вместо слез, и наоборот. Учащиеся такого типа уже в начальной школе очень переводятся педагогом в разряд неуправляемых и недисциплинированных детей.

Взрослым необходимо знать, что детям с тревожным социально-психологическим типом личности свойственно проявление следующих качеств: вспыльчивость, подозрительность и осторожность во взаимоотношениях с людьми, заниженная самооценка, неуверенность в себе, отрицательное отношение к критике, отсутствие инициативы. Из положительных качеств можно отметить: добросовестность, стремление оказать помощь близким людям, желание защищать их. Таким учащимся свойственно раннее проявление следующих личностных качеств: низкая степень сформированности интеллектуальных функций (преобладают конкретные формы мышления, объем знаний невелик), нетерпеливость, реактивность, возбудимость, чувствительность, зависимость от других, тревожность, низкий самоконтроль, напряженность, раздражительность



Сочувствующий стиль семейного воспитания


Сочувствующий стиль семейного воспитания формирует интровертированный социально-психологический тип личности.

Условием формирования такого стиля воспитания являются отсутствие материального достатка в семье, плохие бытовые условия, отсутствие духовной близости членов семьи, отсутствие в семье одного из родителей.

В таких семьях ребенок с раннего детства предоставлен сам себе. Отсутствие игрушек, интересного игрового материала приводит к тому, что ребенок в своих играх проигрывает трудовые операции, совершаемые его родителями или другими близкими ему людьми. Достаточно много времени ребенок проводит с родителями, наблюдая их жизнь. Это приводит к тому, что ребенок рано включается во взрослую жизнь и трудовую деятельность, активно помогая родителям. Такие дети очень жалеют своих родителей за то, что им приходится много и активно работать. Однако ребенок при этом сильно замыкается на семье и ее жизни. Он становится малоактивным, безынициативным, его кругозор сужен. Попадая в детский коллектив, такой ребенок ведет себя настороженно, долго присматривается к окружающим его людям, не желает говорить о себе и рассказывать о своей семье.

В подобных семьях нет нужды использовать методы поощрения или наказания. Дети в этой обстановке взрослеют достаточно рано, они видят и понимают те трудности, которые есть в семье, и те радости, которыми живет их семья. Потребности детей в таких семья удовлетворяются по мере возможности их родителей. Дети это понимают, так как родители делают все для своих детей, но в пределах разумного и своих возможностей.

Это говорит о том, что родители любят своего ребенка, но никогда его не балуют. Они понимают, что их родительская задача - научить ребенка жить в реальном мире, борясь с трудностями и радуясь каждой, пусть маленькой, но достигнутой своим трудом победе. В таких семьях ребенка стараются оградить от своих переживаний и огорчений, не рассказывая о проблемах на работе, не пытаются обсуждать и тем более осуждать людей , с которыми возникают какие-то трудности. Однако дети видят и понимают своих родителей, стараясь поддержать их, при этом поведение родителей служит для них эталоном и примером. Иногда педагоги, работающие с ребенком из такой семьи, считают его лишенным всяческого проявления эмоций, однако это не так. Просто ребенок живет в своем мире, в который он может впустить только очень близкого ему человека.

Родители в таких семьях всегда благодарны учителям за разумную помощь и поддержку в воспитании их ребенка. И педагог может на них всегда положиться в своей деятельности, такие родители с большим удовольствием входят в состав родительского комитета и поддерживают школу и педагогов во всех их начинаниях.

Семья старается быть для ребенка примером нравственного поведения или использует примеры ошибок других людей для выбора поведения. Несмотря на те ошибки, которые ребенок может допускать, родители не перестают обращаться с ребенком доброжелательно. По этой причине такие дети не любят больших сборищ, стремятся сразу после уроков в школе быстрее попасть домой.

Дети интровертированного типа чрезвычайно наблюдательны, у них богатый внутренний мир. Они уделяют много внимания наблюдению за своими сверстниками и взрослыми людьми, что формирует у них организованность и ответственность.

В урочной деятельности это помогает им серьезно и подолгу сосредоточенно работать, не требуя при этом много внимания к себе со стороны педагога. В младшем школьном возрасте такие ученики проявляют повышенную застенчивость и стыдливость. В общении со сверстниками они осторожны, разговаривают тихим голосом и отвечают на уроке неуверенно, хотя могут все знать. Они не любят быть на. виду, в поле зрения других людей.

Классный руководитель может им поручать в классе любую работу. Ребята всегда и все выполняют добросовестно и в срок. Такие учащиеся получают удовлетворение от процесса деятельности.

Особенностью этих детей является то, что они привыкли занижать свои способности. Это приводит к тому, что часто дети боятся браться за какое-то понравившееся им поручение или задание только из-за oпасения, что у них ничего не получится.

В начальной школе для этих ребят детский коллектив имеет маловажное значение. Они не стремятся вступать с кем бы то ни было в дружеские контакты. По мере взросления они приобретают в классе друзей, и эта дружба может продолжаться долгие годы. Такие учащиеся очень неприхотливы и не страдают от того, что не имеют чего-то материального (дорогие вещи, подарки и т. д.).

Особенностью их характера является то, что, поставив перед собой какую-то жизненную цель, они всегда добиваются своего, несмотря ни на какие трудности. Такие учащиеся уважительно относятся к нормам морали, старшим людям, они всегда думают о том, как их поступки могут отразиться на других. Одним из главных недостатков детей этого типа является отсутствие инициативы, они не умеют постоять за себя, могут терпеть поражение в конфликтной ситуации. По их внешнему виду очень трудно понять, что они переживают и переживают ли вообще.

Взрослые должны знать, что такие дети тяжело переносят критические замечания в свой адрес и в адрес своей семьи, особенно если они несправедливы. Из всех представленных типов личности этот тип самый волевой. Такие дети стойко переносят все тяготы жизни и не пытаются никого в них обвинять.

Этим учащимся свойственны следующие черты характера: чуткость и внимательность, правдивость и честность, вежливость и уравновешенность. Они отличаются терпеливостью исполнительностью, самокритичностью, сильной волей.


Гармоничный стиль семейного воспитания


Суть гармоничного стиля воспитания заключается уже в самом названии. Гармоничный стиль воспитания формирует гармоничный тип личности.

В таких семьях ребенок является всегда желанным, и родители задолго до его рождения размышляют над тем, какого человека они хотят вырастить и воспитать. Ребенок рождается, воспитывается и растет в теплой и дружественной атмосфере. Родители в таких семьях уделяют большое внимание формированию традиций и обычаев своей семьи, которых они строго придерживаются. Необычное празднование дней рождения, сюрпризы и подарки членам семьи, праздничные газеты, концерты и совместные игры - это и многое другое формируют собственную значимость ребенка, его умение жить среди людей.

Дети такого стиля воспитания уже в раннем детстве показывают свою рассудительность и мотивируют свои поступки. Уже в начальной школе они проявляют чуткость к своим сверстникам и внимательное отношение к просьбам взрослых людей. Характерная особенность этих детей состоит в том, что они всегда говорят правду, а если по каким-то причинам хотят ее скрыть, то никогда не проговорятся. Такие дети умеют верно дружить, в общении с друзьями всегда откровенны и правдивы. открыто делятся своими проблемами, не скрывают своих истинных чувств и желаний.

Для таких учащихся одинаково значимы уроки физической культуры и умственная нагрузка. На всех уроках они стараются быть активными проявить себя, привнести в урок что-то новое. Надо отметить, что в связи с этим у таких учащихся уже в начальной школе могут возникать проблемы, связанные с желанием творить. Многие учителя требуют лишь строгого исполнения инструкций, что приводит творческих детей в недоумение и затрудняет их общение с педагогом.

Учеба таких ребят характеризуется высокой исполнительностью и ответственностью. Они не боятся никакой деятельности, сразу определяют, является ли она для них трудной. При этом дети не боятся сказать взрослому о том, справятся они с задачей или нет. У таких учащихся очень развита самооценка на уровне адекватности. Дети не боятся брать слово и держать его. Если они кому-нибудь что-то пообещали, то выполнят обязательно, даже в ушерб себе. Такие ученики часто выбирают себе в друзья ребят с трудной судьбой и положительно на них влияют. Они не пытаются решать конфликтную ситуацию с позиции силы.

Дети гармоничного типа демонстрируют абсолютное бесстрашие перед любой учебной деятельностью. В младшем школьном возрасте они начинают серьезно заниматься самовоспитанием, ведут дневники, описывают свои переживания и изменения в себе.

В этом возрасте такие ребята могут нарушать дисциплину, как и все остальные дети, но на все замечания они реагируют разумно и стараются больше не повторять ошибок.

У таких учащихся рано проявляется чувство самоконтроля и волевые качества. Уже на средней ступени обучения нет необходимости их развлекать на уроке, они успешно выполняют как монотонную, так и творческую работу.

Этим ученикам свойственны следующие качества: уравновешенность, непримиримость к недостаткам и безобразным поступкам других людей, правдивость, искренность и вежливость, реальность оценки своих возможностей, самокритичность и настойчивость в достижении цели.

Такие учащиеся отличаются послушанием и уступчивостью, ответственностью и самоконтролем, осознанием зависимости каждого человека от других людей.



Для педагога

Стили семейного воспитания


Стиль

Краткая характеристика стиля

Черты характера ребенка

Рекомендации родителям.

Попустительский

  • Полная бесконтрольная свобода ребенка.

  • Занятость родителей (работа, личная жизнь и пр.)

  • Формальное соблюдение правил поведения в обществе.

  • Главный метод воспитания «Кнут» и «пряник», непоследовательность наказания, поощрения.

  • Отношения выгоды «Ты мне, я - тебе»

  • Хвастовство.

  • Неумение сочувствовать, сопереживать, дружить.

  • Не любовь к труду.

  • Отсутствие запретов, нравственных

норм.

  • Не обязательность, безответственность.

  • Не критичность к себе, требовательность к другим.

  • Разбираться в ситуациях конфликта объективно.

  • Поддерживать общение со сверстниками своего ребенка, их родителями.

  • Активно участвовать в жизни класса и школы.

Состязательный

  • Родители считают своего ребенка выдающимся, необычным.

  • Ребенок, как правило, сильно занят в свободное от уроков время в различных кружках, секциях, студиях и т.д.

  • Для родителей их ребенок всегда прав (даже если это не так).

  • Высокая активность (особенно в условиях конкуренции).

  • Агрессивность в ответ на критику или невнимание.

  • Стремление к лидерству, власти, признанию.

  • Глубоко переживают промахи и ошибки.

  • Самоуверенны, высокомерны, эгоистичны, имеют завышенную самооценку.

  • Обратить внимание на формирование критического мышления, осмысления своих поступков в различных ситуациях.

  • Формировать культуру общения со взрослыми и сверстниками, развивать умение слушать и слышать не только себя, но и других людей.

Рассудительный

  • Ребенку предоставляется полная свобода действия (пусть учиться на своем опыте).

  • Ребенка ни к чему не принуждают, не наказывают.

  • У родителей и детей, как правило, теплые и добрые взаимоотношения. Домашние проблемы ребенок решает наравне с взрослыми на домашних советах.

  • Любознательны и активны.

  • Умеют работать без понуканий, у них сформирована познавательная мотивация.

  • Самостоятельны.

  • Тяжело приспосабливаются к авторитарному стилю управления.


  • Учить детей принимать и уважать людей такими, какие они есть. Учить подчиняться, не унижая своего достоинства.

Предупредительный

  • Излишняя опека ребенка со стороны родителей.

  • Потакание капризам ребенка.


  • Проявляют склонность слепо подчиняться большинству.

  • Отсутствие мотивации к учебной деятельности.

  • Нежелание трудиться.

  • Прагматичность.

  • Не критичны к себе.

  • Пассивность, безответственностью

  • Необходимо формировать у себя культуру адекватного восприятия собственного ребенка.

Контролирующий

  • Диктат родителей под девизом «Яйцо курицу не учит»

  • Активное использование методов наказания: командный тон, крики, физические наказания.


  • Заниженная самооценка, неуверенность в себе.

  • Высокая конфликтность.

  • Гипертрофированная любовь к самому себе (критику не воспринимают)

  • Вспыльчивость, подозрительность.

  • Отсутствие инициативы.

  • Зависимость от других, низкий самоконтроль.

  • Необходимо менять стиль семейного воспитания, принять своего ребенка, уважать его достоинство.

Сочувствующий

  • Тяжелое материальное положение семьи.

  • Плохие бытовые условия.

  • Отсутствие духовной близости членов семьи.

  • Неполная семья..


  • Заниженная самооценка.

  • Неприхотливы.

  • Целеустремленность.

  • Отсутствие инициативы, не умеют постоять за себя, могут терпеть поражение в конфликтной ситуации.

  • Сильно развита волевая сфера.

  • Исполнительны.

  • Морально поддерживать своего ребенка, учить «стоять» за себя, стойко переносить поражения.

Гармоничный

  • Наличие семейных традиций.

  • Значимость ребенка в семье.

  • Адекватное воспитание, основанное на разумном контроле, доверии.

  • Уравновешенность.

  • Активная жизненная позиция.

  • Правдивость.

  • Адекватная самооценка.

  • Самокритичность и настойчивость в достижении цели.

  • Ответственность.

  • Умение общаться.

-

ВЫВОД: Безусловно, нельзя сказать, что проанализированные стили воспитания ребенка в семье строго регламентированы и ребенок абсолютно соответствует описанной выше характеристике. Однако, зная особенности стиля семейного воспитания, взрослые могут предугадать свои ошибки. Необходимо стремиться в гармоничному стилю семейного воспитания.

Игра-активатор «Лодки»

- Устали, тогда давайте немного отдохнем.

Поделимся на 3 группы расчетом на «первый, второй, третий».

Ведущий: - представьте, что вы члены географической экспедиции. Вы в джунглях, которые кишат хищниками. Вам нужно переплыть на трех лодках реку, просто кишащую голодными крокодилами. (На полу расстилаются три длинных листа бумаги. Можно обои). По сигналу «Сесть в лодку», все группы встают на лист бумаги. После этого задание усложняется, лист уменьшается на треть. Задача группы - не потерять ни одного члена команды. Игра продолжается пока это возможно.

ВЫВОД: от сплоченности команды, от способности принимать нестандартные решения зависит многое, иногда - жизнь другого человека.

6.

Педагогический задачник (3 группы)

Одним из практических приемов, позволяющих улучшить отношения в семье и достичь взаимопонимания, которым можно воспользоваться в повседневной жизни, является активное послушание.

Умение слушать - навык, необходимый каждому человеку. Часто взрослые неправильно истолковывают этот термин. Ведь с трудом дающееся молчание и ожидание своей очереди высказаться в ответ на речь собеседника вовсе не означает умения слушать. Тем более, если ваш собеседник - подросток, ревниво отстаивающий свою точку зрения, многое воспринимающий в штыки и в любой момент готовый обидеться и замкнуться.

- Как же и когда необходимо активно слушать? Это стоит делать во всех ситуациях, когда подросток расстроен, потерпел неудачу, ему больно, стыдно, те. когда у него возникают эмоциональные проблемы.

СИТУАЦИЯ

Сын приходит домой после уроков, бросает портфель и кричит: «Не пойду я больше в эту школу!»

-Как обычно реагируют родители на такое поведение сына?

Это:

  • приказы, команды, угрозы («Что значит не пойду Ты хочешь остаться неучем? Стать дворником? Не будешь учиться, получишь от меня»


  • Морали, нравоучения : «Еще чего задумал, Учиться надо…»


  • Критика, выговоры: «У всех дети как дети, а у меня… В кого ты такой уродился Что ты там еще натворил?»


  • Выспрашивания, расследования, высмеивание: «Ты сам виноват! Не спорь с учителем! Двоечник!»

- Как правильно отреагировать? Используйте прием активного слушания.

Вызываются 2 добровольца, они разыгрывают по ролям следующую сценку.

СЫН ( бросая портфель, со злостью ) Не пойду я больше в эту школу!

РОДИТЕЛЬ (после паузы, поворачиваясь лицом к подростку, глядя в глаза) - Ты не хочешь больше ходить в школу.

СЫН ( раздраженно ) Там математичка ко мне цепляется!

РОДИТЕЛЬ (после паузы, обозначая чувство, испытываемое подростком, используя утвердительную форму высказывания) Тебя что-то разозлило (расстроило, обидело) на уроке математики.

СЫН (с обидой) Я сам эту контрольную сделал, а она говорит - списал!

РОДИТЕЛЬ Я понимаю тебя, это действительно обидно.

СЫН Вечно она ко мне придирается…

РОДИТЕЛЬ Думаю, я тоже расстроилась бы…

СЫН Хоть ты меня понимаешь… Ладно, бывало ведь, что я и списывал… Но я докажу всем, что могу решать задачи самостоятельно!

- Как вы понимаете, это лишь один из возможных вариантов продолжения беседы. Но какова бы ни была ситуация, цель взрослого человека - некритическая оценка происходящего.

Чтобы вам, уважаемые взрослые, было легче научиться правилам активного слушания, я приготовила памятку (выдается каждому)

ПАМЯТКА №1

Правила активного слушания.

  1. Повернитесь лицом к подростку. Глаза на одном уровне.

  2. Избегайте вопросов, используйте утвердительную форму высказываний.

  3. Держите паузу, давая подростку время на обдумывание.

  4. Обозначайте чувства, испытываемые подростком.

  5. Используйте «Я - высказывания». Вот их основные признаки:

    • Описание чувств и эмоций, испытываемых родителем в данной проблемной ситуации.

    • Безоценочное краткое и конкретное (без перехода на личности, обобщений и сравнений) описание волнующей ситуации и поступка подростка. Описание должно касаться только нежелательного поведения, но не личности в целом.

    • Формулировка нежелательного результата.



ПАМЯТКА №2

Конструктивное поведение в конфликтных ситуациях.


  1. Если вы хотите научиться избегать конфликтных ситуаций, для начала необходим сознательный отказ от них, возведенный в принцип. Практически он трансформируется в установку всего вашего поведения на этот отказ - упорный, стойкий!

  2. Поймите: в конфликтах никто никогда никому ничего не может доказать. Значит, не стоит и пытаться что-то доказывать, когда кто-то из сторон находится в состоянии отрицательного возбуждения.

  3. Если уж так получилось, что вы незаметно для себя оказались втянутыми в конфликт, главное - вспомнить: нужно замолчать! Не от «противника» требовать - «замолчи», а прекратить самому.

  4. Для ссоры, для конфликта нужно участие двух сторон, а если одна исчезла - с кем ссориться? Вот уж, правда, что иногда молчание - золото.

  5. Следует всячески избегать словесной констатации отрицательного эмоционального состояния партнера ( «А чего та злишься, чего нервничаешь?» Или « Ты никогда меня не можешь понять!»)

  6. Конфликт можно прекратить, спокойно выйдя из комнаты. Только не хлопайте при этом дверью и не говорите перед уходом собеседнику что-либо обидное.

  7. Запомните: войну можно победить только отказом от войны!

Педагогический задачник (3 группы):

Задание: используя указанные в памятке правила активного слушания, попробуйте иначе сказать фразу

1 группа - «Сколько раз повторять: немедленно убери бардак в своей комнате»

2 группа - «Ты прогуливаешь уроки и хочешь остаться неучем!»

3 группа «Ты никогда не приходишь вовремя! В следующий раз будешь ночевать под дверью!»

Предлагаемые психологами ответы.

1. «Мне становится неловко, когда гости видят неубранную постель. Под покрывалом она смотрится куда лучше».

2. «Сегодня звонила классная руководительница по поводу твоей посещаемости. Мине было очень стыдно во время разговора, и я хотела бы избежать подобных переживаний. Каждый сам отвечает за свои поступки, а если тебе нужна помощь, мы можем поговорить об этом»

3. «Когда в семье кто-то приходит позже, чем мы договаривались, я волнуюсь так, что не нахожу себе места. Мне хочется видеть тебя дома к десяти вечера, а в особых случаях мы можем договариваться отдельно. Тогда я буду чувствовать себя спокойно».


  1. Рефлексия (Работа в кругу)

Участникам предлагается ответить по очереди на записанные на доске вопросы.


  • Что нового я сегодня узнал?

  • Чем мне помог сегодняшний разговор?

  • Что мне понравилось, а что нет?

- Спасибо за работу, уважаемые участники. Успехов.


ЛИТЕРАТУРА:

  • Т.А. Фалькович «Подростки 21 века» Москва «Вако» 2006г.

  • Дереклеева Н.И. «Новые родительские собрания» Москва «Вако» 2006г.

  • Т.А. Шишковец «Осложненное поведение подростков» Москва «5 за знания» 2006 г.

24


© 2010-2022