Классный час для 3 класса по программе «Социокультурные истоки»

Классный час по программе «Социокультурные истоки» Тема: Добрый человек в доброте проживает век. К классному часу прилагается презентация и видеоролик. Классный час проведён в 3 классе гимназии при изучении раздела «Доброта». По программе «Истоки» учителя начальных классов нашей гимназии работают 5 лет. Уже много наработок по этому предмету. В этом году в гимназии будет проведена презентация материала на республиканском уровне. Истоки учат добру, послушанию, любви, терпению, любви к Родине, к ...
Раздел Классному руководителю
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Добрый человек в доброте проживает век».

Цель: воспитание чувства уважения, доброты и понимания к людям.

Задачи:

1. Помочь детям осмыслить духовно - нравственные категории такие, как доброта, добрые слова, добрые дела, доброжелательность.

2. Способствовать развитию внутреннего, духовного мира ради осознания своей полезности.

3. Воспитывать у детей навыки и привычки культурного поведения.

Оборудование: компьютер, экран, проектор, карточки с заданиями, таблички с надписями, схемы «Солнышко с лучами», «Дом Мудрости», «Цветы души», «Дерево Добра», «Облака со словами, в которых есть корень добро», аудиозапись песни «Дорогою добра» на сл. Ю. Энтина, муз. М. Минкова.

Литература:

Ход классного часа.

Добро не лежит на дороге, его случайно не подберешь.

Добру человек у человека учится.

(Ч. Айтматов)

I. Введение в тему.

Учитель:

- Ребята, давайте улыбнёмся друг другу и в хорошем настроении продолжим путешествие к нашим истокам.

Учитель:

- Сегодня мы с вами поговорим о качестве, без которого человек не может называться человеком.

- Послушайте стихотворение и скажите, о каком качестве человека идёт речь?

Слово это серьезное,

Главное, важное.

То, что значит оно,

Очень нужно для каждого.

В нем забота и ласка,

Тепло и любовь.

В нем стремленье

На помощь прийти вновь и вновь.

Это качество

В сердце у многих живет

И о боли других

Позабыть не дает.

И оно поважнее,

Чем лица красота.

Догадались, что это?

Сердец … ДОБРОТА.

Учитель:

- Итак, тема нашего классного часа - «Добрый человек в доброте проживает век».

Слайд №1 (название)

II. Присоединение.

1. Учитель:

- Говорят, что доброта - это язык, на котором немые могут говорить, а глухие могут слышать. Слайд № 2 (цитата)

- Можно ли доброту увидеть, почувствовать, услышать?

(Можно увидеть, почувствовать и услышать.)

- Мы сегодня постараемся увидеть, услышать и почувствовать доброту и построить необычный город, в котором живут только добрые люди.

- И назовём его…… («Город Доброты»).

Учитель:

- Дети, а какого человека называют добрым?

(Он говорит добрые слова, совершает добрые поступки, помогает слабым и взамен ничего не берёт.)

- Послушайте притчу, которую написал известный педагог Василий Александрович Сухомлинский. Называется она «Обыкновенный человек».

В жаркой, сухой степи колодец. Возле колодца изба, в ней живут дед с внуком.
У колодца на длинной веревке ведро. Идут, едут люди - заворачивают к колодцу, пьют воду, благодарят деда.
Однажды ведро оторвалось и упало в глубокий колодец. Не было у деда другого ведра. Нечем воды достать и напиться.
На другой день утром подъезжает к дедовой избе мужик на телеге. Под соломой у него ведро.

Проезжий посмотрел на колодец, глянул на деда с внуком, ударил кнутом лошадей и поехал дальше.
- Что это за человек? - спросил внук деда.
- Это не человек, - ответил дед.
В полдень проезжал мимо дедовой избы другой хозяин. Он достал из-под соломы ведро, привязал к веревке, достал воды и напился сам, дал напиться деду и внуку; вылил воду в сухой песок, спрятал ведро опять в солому и поехал.
- Что это за человек? - спросил внук деда.
- И это еще не человек, - ответил дед.
Вечером остановился у дедовой избы третий проезжий. Он достал из телеги ведро, привязал к веревке, набрал воды, напился. Поблагодарил и поехал, а ведро оставил привязанным у колодца.
- А это что за человек? - спросил внук.
- Обыкновенный человек, - ответил дед.


Учитель:
- Можно ли сказать, что дед с внуком - добрые люди? Почему?
- Про кого из проезжающих дед сказал, что "это не человек". Почему?
- Почему третьего проезжего дед назвал обыкновенным человеком?

- Каким еще человеком его можно назвать?

2. Чтение учащимися стихотворения «Доброта».

1 ученик

Нам с добротою не бывает тесно,

В любой семье с ней вместе жить чудесно.

Она нужна и маленьким , и взрослым,

И даже тем, кто лишь с мизинец ростом.

2 ученик

Она на кухне бабушке поможет

И дедушке с ремонтом в гараже.

Она любое дело сделать может _

Когда храним её в душе.

3 ученик

Она сестрёнке сказку прочитает,

Она научит улыбаться нас,

Щенка накормит, кошку приласкает.

У доброты расписан каждый час.

4 ученик.

Она помирит тех, кто в долгой ссоре,

Обиды все и шалости простит,

Придёт на помощь в безутешном горе

И в жарком споре быстро победит.

5 ученик

Она любой семье необходима -

С утра до поздней ночи занята,

Цветок любви растит она незримый

С названием чудесным - Доброта.

6 ученик

Скорей сердца ей отворим навстречу,

Откроем окна, двери распахнём,

И только с нею Добрый День начнём,

И вместе с нею встретим Добрый Вечер.

Учитель:

-Уважаемые родители, как вы думаете, почему доброта необходима в каждой семье?

(в семье друг о друге заботятся, воспитывают добрых людей)

- Дети, только ли семье необходима доброта?

(доброту проявляем ко всему живому, ко всей природе)

Вывод: Доброта помогает человеку, животным, жизни.

Учитель:

- Что же такое доброта?

(склонность человека делать добро, любить, заботится о ближнем)

Учитель:

- В словаре С.И.Ожегова написано: Слайд № 3

(из словаря, цитата)

Доброта - это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим

Доброта - это проявление искренних чувств, полезных другим, и не требующих вознаграждения.

3. Проблемная ситуация.

- Каким образом можно почувствовать доброту?

(добрые слова, доброе отношение друг к другу, сочувствие, поддержка)

Учитель:

- Послушайте, что произошло в одной семье.

Сын вернулся из школы. Мама была расстроена, на её глазах блестели слёзы. Она сказала, что отец тяжело заболел, и его положили в больницу. Сын не встревожился, не заволновался. Он беззаботно сказал матери, что завтра их класс идёт в лес и утром надо быть в школе.

- Куда же ты пойдёшь? - спросила мама.

- В лес, ведь учительница сказала!

- А сердце тебе ничего не сказало? - тихо произнесла мама.

Учитель:

- Какие чувства уснули в сердце мальчика?

(любовь к ближнему)

- Что мама хотела услышать в ответ от сына?

(слова сочувствия)

4. Учитель: - А где мы можем увидеть доброту?

(улыбки людей, добрый взгляд)

- Посмотрите на фотографии. Слайд № 4 - 12

(начин. с Алатыря, заканч. фотогр. Коптеловой О.В.)

(На слайдах памятники культуры, лики святых, сады, парки, скверы, доброжелательные лица людей, сюжетные моменты из жизни)

- Оглянитесь вокруг и вы увидите милые и радостные улыбки друзей, гостей, родителей книги, цветы, мебель, изготовленную заботливыми мастерами и многое другое.

- Значит, доброту можно увидеть.

5. Учитель: - Каким же образом мы можем доброту услышать?

(произносить добрые слова)

Учитель:
- Добрые слова неслучайно называют волшебными - в них
заключена огромная сила.

Учитель:

-Дети, добрые слова - это цветы человеческой души.

И не скупитесь раздавать эти цветы окружающим.

6. Активное занятие «Цветы души».

а) В парах.

- Перед вами карточки со словами.

- Выберите и отметьте добрые слова.

Спасибо, равнодушие, злобность, пожалуйста, благодарю, добрый день, извините, простите, доброй ночи, доброе утро, зависть, хвастовство.

б) В группах.

- Внимательно выслушайте друг друга, придите к согласию.

- У вас на столах бумажные цветы.

- Подпишите добрыми словами лепестки цветов.

в) Учитель:

- Теперь лидеры выйдут к доске и прочитают добрые слова, записанные на лепестках цветов.

- Давайте посадим «цветы души» в нашем городе.

7. Учитель:

- Слово «добро» является исконно русским. Оно обозначает «благо». В русском языке очень много добрых слов и выражений. Некоторые из них даже начинаются со слова «добро».

- Какие из них вам знакомы?

(ответы детей)

Учитель:

Доброго пути! (провожая)

•Старательного человека называют добросовестным.

• Незлопамятного - добродушным.

• Русским народом всегда ценилась доброжелательность.

- А как узнать доброжелательного человека? Слайд № 13

8. Ученик:
Доброжелательность - такое чувство теплое,
Оно и снег способно растопить.
И если к людям вы доброжелательны,

То так тепло на свете вместе жить.

Учитель:

- К доброжелательному человеку всегда тянутся люди.

- Как его узнать среди людей?

(он совершает добрые поступки, говорит добрые слова, помогает)

Учитель: Слайд № 14 (говорю и откр. слайд)

• Если ты знаешь человека, который радуется твоим успехам, как собственным, то значит, ты его уже встретил.

• Если кто - то за тебя замолвил доброе слово или поручился, то это он.

• Если есть человек, который всегда встречает тебя доброй улыбкой и готов обсудить все твои дела, значит, у тебя есть доброжелатель.

Учитель:

- А что значит выражение: «У доброго человека и мысли добрые».

(он думает о том, как бы кому помочь, кого поддержать)

Учитель:

- Дети, а как вы думаете, добрым человек рождается или становится?

(становится)

- А кто вас учит добру?

(родители, бабушки, дедушки, учителя)

-Эпиграфом к нашему уроку стали очень мудрые слова Чингиза Айтматова:

« Добро не лежит на дороге, его случайно не подберешь.

Добру человек у человека учится». Слайд № 15

Физкультурная пауза.

Учитель:

- Тихо встали.

-А сейчас мы поиграем. Игра на внимание «Хорошо и плохо».

Если хорошо, то хлопаем в ладоши, если плохо - стоим тихо».

Помогать родителям, бегать по школе, хвалиться, уступать место в транспорте, поздравлять с праздником, выкрикивать на уроке, быть самостоятельным.

- Тихо сели.

III. Основной этап.

1. Подготовительный этап.

- Дети, что же украшает человека?

(Доброта, добрые поступки, добрые слова, добрые мысли)

2. Активное занятие.

а) Учитель:

- А какие добрые поступки вы уже успели совершить в своей жизни?

(Я помогаю маме, бабушке, папе. Я гуляю с сестрёнкой. Я уступаю место в транспорте пожилым людям.)

Задание первой группе:

- Я вам предлагаю вырастить « Дерево Добра», написав на его плодах свои добрые поступки.

Учитель:

- Народ воспевал доброту, как самое ценное качество русского человека, в песнях, составлял пословицы, поговорки, сказки.

2 группе - построить «Дом Мудрости».

- Для этого вам нужно составить пословицу и вклеить её в бревно дома.

Кто добро творит,

(будешь и сам без беды).

Делай другим добро -

(того Бог отблагодарит).

Жизнь дана на...

(а его добрые дела).

Не одежда красит человека,

(добрые дела).

Добрый человек

(добру и учит).

На добрый привет...

(добрый ответ).

3 группе - «Доброе солнце».

Учитель:

- У добрых людей и мысли добрые.

- На лучах солнца написать пожелания окружающим вас людям, обозначив каждое пожелание одним словом.

Гостям: записать на облаках - сердцах слова, которые характеризуют доброго человека

б) Защита работ и размещение их на доске.

Учитель:

- Лидеров групп я приглашаю выйти и познакомить нас с результатами вашего труда.

- Давайте разместим в нашем городе «Дерево Добра», «Дом Мудрости, «Солнышко добрых мыслей» и «Облака - сердца, наполненные качествами доброго человека.

IV. Рефлексия.

а) Учитель:

- Дети, что вы взяли для себя из нашего классного часа.

(Нужно быть добрыми, совершать добрые поступки, говорить добрые слова)

б) Ресурсный круг.

Учитель:

- А. П. Чехов писал: «Пока вы молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро». Слайд № 16


Ученик:

Не забывайте подарить добро
Соседям, родственнику, другу.
Оно, как истинное волшебство,
Вернется к вам по кругу.

Учитель:

- Я приглашаю вас в круг.

- Что бы вы посоветовали всем окружающим вас людям?

Учитель: (Начинает круг, передавая сердечко.)

- Я бы посоветовала быть доброжелательными друг к другу.

г) Песня «Дорогою добра» (Звучит на фоне фотографий с добрыми делами)

Слайды №17 -…

Учитель:

- Попрошу вас вернуться к своим местам.

- Мы завершаем наш урок замечательной песней.

- Кто знает её, подпевает.



Приложение.

1. «Перечень добрых дел»

• Помощь старикам в хозяйственных делах

(покупка продуктов, уборка жилища и др.)

• Защита и помощь младшим.

• Забота о родителях, помощь по дому.

• Работа в библиотеке по «лечению» книг.

• Посадка и охрана деревьев, кустарников,

цветов.

• Помощь одноклассникам в учении.

• Забота о заболевшем товарище.

• Помощь учителям на уроках.

• Уборка класса и т. д.

• Помощь старикам в хозяйственных делах

(покупка продуктов, уборка жилища и др.)

• Защита и помощь младшим.

• Забота о родителях, помощь по дому.

• Работа в библиотеке по «лечению» книг.

• Посадка и охрана деревьев, кустарников,

цветов.

• Помощь одноклассникам в учении.

• Забота о заболевшем товарище.

• Помощь учителям на уроках.

• Уборка класса и т. д.

2.Стихи.

Доброта.

1 ученик

Нам с добротою не бывает тесно,

В любой семье с ней вместе жить чудесно.

Она нужна и маленьким , и взрослым,

И даже тем, кто лишь с мизинец ростом.

2 ученик

Она на кухне бабушке поможет

И дедушке с ремонтом в гараже.

Она любое дело сделать может _

Когда храним её в душе.

3 ученик

Она сестрёнке сказку прочитает,

Она научит улыбаться нас,

Щенка накормит, кошку приласкает.

У доброты расписан каждый час.

4 ученик.

Она помирит тех, кто в долгой ссоре,

Обиды все и шалости простит,

Придёт на помощь в безутешном горе

И в жарком споре быстро победит.

5 ученик

Она любой семье необходима -

С утра до поздней ночи занята,

Цветок любви растит она незримый

С названием чудесным - Доброта.

6 ученик

Скорей сердца ей отворим навстречу,

Откроем окна, двери распахнём,

И только с нею Добрый День начнём,

И вместе с нею встретим Добрый Вечер.

Доброжелательность - такое чувство теплое,
Оно и снег способно растопить.
И если к людям вы доброжелательны,

То так тепло на свете вместе жить.

Не забывайте подарить добро
Соседям, родственнику, другу.
Оно, как истинное волшебство,
Вернется к вам по кругу.

3. Пословицы.

Кто добро творит,

(будешь и сам без беды).

Делай другим добро -

(того Бог отблагодарит).

Жизнь дана на...

(а его добрые дела).

Не одежда красит человека,

(добрые дела).

Добрый человек

(добру и учит).

На добрый привет...

(добрый ответ).

4. Добрые и плохие слова.

Спасибо, равнодушие, злобность, пожалуйста, благодарю, добрый день, извините, простите, доброй ночи, доброе утро, зависть, хвастовство.

5. Название классного часа.

Добрый человек в доброте проживает век

6. Название города.

Город Доброты

7.

Доброта - это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

(Ожегов С.И.)

8. Эпиграф.

Добро не лежит на дороге, его случайно не подберешь.

Добру человек у человека учится.

(Ч. Айтматов)

Динамическая минутка «Добрый дождик»

Делим детей на пары. Педагог читает стихотворение . Один человек из пары вытягивает руки ладошками вверх. Другой стучит пальчиками по ладошкам своего друга, изображая тот или иной дождь: мелкий грибной, тёплый, ласковый, летний, осенний, грозовой ливень.

Дождик лил, лил, лил,

Бочки полные налил,

Все деревья напоил,

Землю-матушку умыл.


© 2010-2022