Внеклассное мероприятие «Чудесное царство – государство шахмат». 3 класс

Цели: 1.   Образовательные: повторить и закрепить знания детей о шахматных фигурах, движении фигур, пополнить знания детей об истории шахмат, распространении по другим странам, активизировать мыслительную деятельность. 2.   Воспитательные : вырабатывать настойчивость, выдержку, уверенность в своих силах, спокойствие. 3.   Развивающие: развивать аналитико-синтетическую деятельность, учить обобщать, сравнивать, предвидеть результаты своей деятельности. Оборудование: муль...
Раздел Классному руководителю
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальный семинар:

«РЕАЛИЗАЦИЯ ПИЛОТНОГО ПРОЕКТА «ШАХМАТЫ»

МБОУ «СОШ №12 с углубленным изучением отдельных предметов»







Внеклассное мероприятие


Чудесное царство - государство шахмат.










Учитель: Сотникова Ольга Степановна

учитель начальных классов первой категории.



г. Нижнекамск

18 февраля 2009г.















Тема:

Чудесное царство-государство шахмат . Закрепление изученного материала.

Цели:

  1. Образовательные: повторить и закрепить знания детей о шахматных фигурах, движении фигур, пополнить знания детей об истории шахмат, распространении по другим странам, активизировать мыслительную деятельность.

  2. Воспитательные : вырабатывать настойчивость, выдержку, уверенность в своих силах, спокойствие.

  3. Развивающие: развивать аналитико-синтетическую деятельность, учить обобщать, сравнивать, предвидеть результаты своей деятельности.

Оборудование:

мультимедийная презентация, выставка различных шахмат, книг, шахматы.

Ход урока.

  1. Сообщение темы и целей урока.

Сегодня у нас урока закрепление пройденного материала. Тема «Чудесное царство-государство шахмат». Посмотрите к нам сегодня на урок пришли гости.

Цели нашего урока : повторить и закрепить знания о шахматах., движение фигур, пополнить знания об истории шахмат.

Учитель:

На свете есть забавная

Волшебная игра.

В неё с утра до вечера

Играет детвора

Там мчатся кони резвые

Трубят поход слоны.

И клетки чёрно - белые

Чудес и тайн полны .

Что же это за страна?

Дети:

Эта чудесная страна

нам известная с детства,

Называется она

Шахмат королевство.

Учитель:

Кто жители королевства?

Дети:

Шахматные фигуры.

Девочка (в роли шахматной доски):

Я - волшебная доска,

На мне ведётся шахматное сражение.

Я расчерчена на ровные клеточки- квадратики (чёрные и белые)

Учитель:

А как они называются?

Девочка:

Белые поля. Чёрные поля.

Учитель:

Поля сраженья в квадратах чёрно - белых

За шахматной доской партнёры - игроки

Бой ведут, вперёд пуская белых.


«Шахматная доска: »

Я - волшебная фигура, но без фигур и мне тоска:

Вы фигуры выходите и ребят всех удивите.

Ученик «Ладья»:

Фигуру вам представлю я

С красивым именем - Ладья.

Как танк могучий и стальной,

Она несётся по прямой

Любые ей доступны дали

На вертикали, горизонтали

Вот только жаль, что ей не дали

Ходить по горизонтали.

В начале игры углы сторожат

От мощи тяжёлой их,

Войско дрожит.

Ученик «Конь»:

Быстро скачут наши кони

Понеслись они в погоню!

Прыгают кони умело.

И поле меняют смело.

Знает маленький игрок

Буквой «Г» у них скачок!

Ученик «Слон»:

Я на слона похож едва ли

Хотя зовут меня - «Слон».

Своей родной диагонали

Всегда, как рыцарь, верен он

Острый шлем есть у слона

Узнаём мы его без труда.

Ученик «Ферзь»:

Самый сильный это Ферзь

На него ты зря не лезь!

Он по многим клеткам

Бьёт - и очень метко!

Ученик «Король»:

Главный в шахматах Король

Он играет большую роль

Вы запомните друзья.

Короля побить нельзя.

Защита есть у короля

У него армия своя.

Ученики «Пешки»:

Мы шахматные пешки

В бою не любим спешки

Шагаем лишь вперёд

Назад не знаем ход

За наши «офицеры»

За наши «короли»

«Ладьи» и «королевы»

И конные полки.

Налево и направо

Мы «бить» имеем право

А коль в конце доски предел,

Фигуру новую берём.

Игра «Угадай фигуру»

( С завязанными глазами нужно на ощупь отгадать шахматную фигуру . Участвуют все дети )

Учитель:

Отгадайте загадку.

Они в порядок всё приводят

Согласно им фигуры ходят.(шахматные правила)

Учитель:

Начальная позиция.

Белый отряд, чёрный отряд-

Друг против друга два войска стоят.

Строгий порядок в отряде одном

Точно такой же в отряде другом.

В каждом отряде - ты сам погляди -

Оба угла занимают ладьи

Рядом с ладьями кони видны

Рядом с конями встали слоны

Кто ж посредине? Ферзь с королём

Самые главные в войске своём.

Чтобы не путать, какие поля

Тут для ферзя и для короля,

Нужно запомнить одну из примет:

Ферзь выбирает свой собственный цвет-

Белый на белом квадрате стоит,

Чёрному чёрный удачу сулит

Есть свой квадрат у любого ферзя,

Путать ферзя с королями нельзя!

А перед всеми - ладьёй и конём-

Перед слоном, королём и ферзём-

Пешки малютки стали стеной,

Им начинать этот сказочный бой!

Партия - запомнить ты готов? -

Из отдельных состоит ходов.

Что такое ход? Сейчас узнаем.

Вот фигурку мы передвигаем

С одного квадрата на другой -

Совершаем ход очередной.

А порой противника фигура

Высится на поле, будто бы скульптура,

Не даёт твоей фигуре встать.

Как тут быть? С доски фигуру снять!

На освободившийся квадратик

Встанет твоей армии солдатик.

Не стесняйся делать ход такой,

Ведь игра напоминает бой.

Тот, кто белым войском управляет,

Первым ходом битву начинает.

А подряд два хода можно? Нет!

Нужно ждать противника ответ.

Так, за ходом ход идёт сраженье,

Наступленье или отступленье.

Игроки же видят цель одну:

Шахматную выиграть войну.

Партия - запомнить ты готов? -

Из отдельных состоит ходов.

Что такое ход? Сейчас узнаем.

Вот фигурку мы передвигаем

С одного квадрата на другой -

Совершаем ход очередной.

А порой противника фигура

Высится на поле, будто бы скульптура,

Не даёт твоей фигуре встать.

Как тут быть? С доски фигуру снять!

На освободившийся квадратик

Встанет твоей армии солдатик.

Не стесняйся делать ход такой,

Ведь игра напоминает бой.

Тот, кто белым войском управляет,

Первым ходом битву начинает.

А подряд два хода можно? Нет!

Нужно ждать противника ответ.

Так, за ходом ход идёт сраженье,

Наступленье или отступленье.

Игроки же видят цель одну:

Шахматную выиграть войну.


  1. Закрепление пройденного материала.

1.Встреча с тренером по шахматам МБОУ « СОШ №12».

- Знакомьтесь, ребята, тренер по шахматам, его ученики чемпионы города, сам победитель городского турнира по шахматам среди ветеранов, победитель в первенстве по шахматам II личное место городу

Габдулла абый Ахметгалеев.

а) Он расскажет о своих воспитанниках.

б) Вы узнаете, как стать шахматистом, как постичь тайны древней игры.

2. Рассказ учителя, мультимедийная презентация «Шахматы».

1) Шахматы - древняя интеллектуальная игра, имеющая многовековую историю. Сейчас - одна из наиболее распространенных настольных игр. Сочетает в себе элементы спорта, науки и искусства.

Первоначальная разновидность шахмат ЧАТУРАНГА - зародилась в Индии в 5-6 веках. Двигаясь на восток, Чатуранга модернизировалась в китайские (СЯНЦИ) и японские (СЁГИ) разновидности шахмат . Путь на Запад преобразовал чатурангу в игру, известную во всем мире под названием «ШАХМАТЫ».

Перебравшись через 2-3 столетия в Иран и на Арабский Восток, Чатуранга получила название ШАТРАНЖ - у арабов и ШАТРАНГ - у персов, игра была существенно изменена.

СЛАЙД №1. «Египтяне, играющие шахматы».

Вскоре игра обосновалась на Европейском континенте в средиземноморских государствах: Португалии, Италии, Франции. Игра, носившая ярко выраженный военный характер, обретает немало почитателей и поклонников.

СЛАЙД №2. «Самые древние шахматы в Европе».

Они найдены в Албании в 6 веке нашей эры.

В 10 - 11 веках шахматы попадают из Франции в Англию, из Италии в Германию, Чехию и страны Скандинавии.

Несмотря на гонения церкви, считавшей шахматы азартной и языческой игрой, они продолжали распространяться по Европе. В 14 веке церковь сняла запрет с шахмат и эта игра вошла в быт разных сословий и даже среди духовенства.

СЛАЙД №3. «Шахматные поединки происходили при дворах королей».

В конце 15 века стали издаваться первые шахматные печатные трактаты и устраиваться состязания между сильнейшими шахматистами.

Не было единых правил. Лишь в 18 веке были разработаны единые правила игры в шахматы, что послужило толчком к разработке шахматной теории.

В 19 веке начали проходить крупные международные турниры, и в конце столетия определен первый чемпион мира по шахматам, которым стал Вильгельм Стейниц.

Шахматы вошли в 20 век заметно помолодевшими , шахматная теория продолжает развиваться.

СЛАЙД №4. «Почтовая марка СССР. 1962г.»

Знакомство с чемпионами мира, нашими соотечественниками.

СЛАЙД №5. «Чемпионы мира»

Михаил Ботвинник

Василий Смыслов

Михаил Таль

Анатолий Карпов

Гарри Каспаров

Владимир Крамник

Рассказ Алёши Мешерякова про А.Алёхина.

Шахматы - это не только спорт и наука, это - искусство. На экране коллекция стоп-кадров из кинофильмов.

СЛАЙД №6. Коллекция стоп-кадров.

Стремительное развитие электроники, компьютеров, интернета отразилось на шахматах.

С помощью компьютеров стало легче готовиться к турнирам. Создание баз данных и появление интернета привело к колоссальной скорости распространения информации. Партии, сыгранные за тридевять земель немедленно становятся известны теоретикам.

Компьютеры теперь представляют реальную угрозу даже чемпионам мира. Увы, умственные способности человека не беспредельны. И может оказаться, что сильнейшим шахматистом мира вскоре станет компьютер.

.

3.А теперь загадки из волшебной тетрадки.

(тетрадь красиво оформлена)

А.)Как правильно сесть за шахматную доску?

(Лицом друг к другу. Доска располагается между противниками так, чтобы угловое поле справа от каждого было белого цвета)


Б.)Что такое горизонталь?

(любая чёрно - белая дорожка из восьми полей, которая проходит слева на право)


В.)Вертикальная линия.

(любая чёрно - белая дорожка, которая идёт от одного противника к другому)


Г.)Что это за цепочка? (учитель показывает цепочку клеток одинакового цвета)

(Это диагональ. Цепочка клеток касающихся друг друга уголками. Они бываю разной длинны. В самых коротких всего 2 поля)


Учитель:

Замечательно! Все знают ответы на вопросы волшебной тетрадки.


  1. Как ходит пешка?

(Только вперёд по вертикали)

  1. Является ли пешка фигурой?

(Нет. Она просто пешка)

  1. Где стоят ладьи на доске до начала игры?

(a1 и h1, чёрные на a8 и h8)

  1. Может ли ладья побить сразу две пешки или две ладьи?

(Нет, не может. Только одну ладью и одну пешку.)


  1. Какие слоны никогда не столкнутся?

(Белопольный и чёрнопольный слоны, т.к они передвигаются по полям и диагоналям того цвета, на котором они стояли в начальной позиции.)

  1. Какое количество полей может контролировать слон?

(13 полей своего цвета, т. к.поля другого цвета ему не подвластны.)

7) Почему ферзь, как правило, не вступает рано в игру, ведь он самая дальнобойная фигура?

(Это самая ценная фигура. За ней тотчас станут охотиться, чтобы скорей уничтожить и тем самым ослабить соперника.)

8) Сколько полей вместе контролируют ладья и слон и сколько один ферзь?

(Ладья - 14, слон - 13, вместе - 27. Ферзь один контролирует 27 полей. В этом заключается его сила.)

  1. Между какими фигурами на доске стоит конь?

(Конь стоит между ладьёй и слоном на полях b1, g1, b8, g8)

  1. Чем конь отличается от всех остальных фигур?

(- конь ходит по-особенному, его ходы наполняют букву «Г» по-разному повернутую.

- конь перескакивает как через чужие фигуры и пешки, так и через свои)

11) Почему король слабее ферзя, но главнее его?

(Без ферзя игра продолжается, а без короля играть нельзя)

12) Почему в начале игры своего короля надо прятать подальше, а неприятельского атаковывать, лишать рокировки, объявлять шах и ставить мат.

(Чтобы быстрее закончить игру, оказаться победителем)

Замечательно! Все знают ответы на вопросы волшебной тетрадки.

4.)Загадки, стихи о фигурах

а) Стою на самом краю,

  1. Путь откроют - пойду..

Отгадав

Только прямо хожу,

Как зовут. не скажу. ( Ладья)

б) Не живёт в зверинце,

Не берёт гостинцы,

По косой он ходит,

Хоботом не водит. (Слон)

в) Передвигается не косо и не прямо,

А буквой «Г» - так шахматисты говорят. (Конь)

г) Гладкий люблю я, расчищенный путь:

На шаг в любую сторону могу шагнуть. (Король)

4) Загадки.

1. Не люди, не звери, не часы, а ходят?

(Шахматные фигуры)

Сколько шахматных фигур всего? (32)

2. Из каких досок не строят теремок?

(Из шахматных)

Сколько клеток на шахматной доске? (64)

3. Маленькая, удаленькая, все поля прошла и фигурку нашла.

(Пешка)

Как ходит пешка?

4. Стоит на одной ноге, ходит буквой «Г»

(Конь)

Может перепрыгивать через свои и через чужие фигуры?

5. Гладкий люблю я, расчищенный путь.

На шаг в любую сторону могу шагнуть.

(Король)

Так как же ходит король?

(На любое соседнее поле)

(Король)

(На любое соседнее

: Тест: «Проверь себя»

  1. Какая фигура не может передвигаться через поле, находящееся под ударом противника?

А) Король

Б) Ферзь

  1. Какая фигура обычно ходит в одном направлении, но «съедает» фигуры противника, меняет направление движения?

А) Конь

Б) Пешка


  1. Какие фигуры меняют право перемещаться в любом направлении?

А) Конь и Ферзь

Б) Ладья и Слон


  1. На шахматной доске имеются следующие линии:

А) Горизонтали, вертикали и параллели

Б) Горизонтали, вертикали и диагонали

В) Вертикали, параллели и диагонали


  1. Количество полей в горизонталях и вертикалях:

А) 6

Б) 8

В) 10


  1. Центр шахматной доски имеет форму:

А) прямоугольника

Б) квадрата

В) ромба


  1. В каждой армии белых и чёрных насчитывается фигур:

А) по 16

Б) по 20

В) по 32

  1. Можно ли ставить на одно поле две пешки или по две фигуры?

А) да

Б) нет

В) на ваше усмотрение


  1. Может ли пешка брать на проходе слона?

А) да

Б) нет


  1. Превращается ли пешка в короля?

А) да

Б) нет

В) на ваше усмотрение


  1. Какая фигура другого цвета не может стоять рядом с такой же фигурой?

А) Ферзь

Б) Ладья, от которого нет защиты

В) шах, от которого можно отступить

15) Партия заканчивается в ничью:

А) из-за потери фигуры или пешки

Б) из-за шаха или мата

В) из-за вечного шаха

Игры «Расставь фигугуры»


Класс делится на 5 команд. Кто быстрее расставит по времени на шахматной доске фигуры.

Игра «Угадай фигуру»


С завязанными глазами нужно на ощупь отгадать шахматную фигуру участвуют командиры из каждой группы.

Игра «Угадай фигуру ».

Какая фигура в мешочке?( нужно отгадать на ощупь с завязанными глазами).

V. Подведение итогов.

- Что узнали нового о шахматах?

-Что вам больше всего понравилось на уроке?

Учитель: (итог занятия)

Ребята! Играйте в шахматы,

Не знайте бед,

Желаю вам удачи и побед

Раздача детям и гостям шоколадные конфеты «Шахматная королева».


© 2010-2022