- Преподавателю
- Классному руководителю
- Метод педагогического исследования-наблюдение
Метод педагогического исследования-наблюдение
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Ильина Е.Е. |
Дата | 06.11.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
-
Определение понятия наблюдения.
Эмпирическими методами называются методы, которые обеспечивают возможность непосредственного познания действительности. Методами эмпирического исследования являются наблюдение, изучение педагогического опыта, беседа, интервьюирование, анкетирование, тестирование, изучение продуктов педагогической и творческой деятельности, метод экспертов и др.
Наблюдение - основной, наиболее распространенный в педагогической психологии, в педагогической практике эмпирический метод изучения человека. Наблюдение - целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие явлений и процессов в различных условиях без вмешательства в их течение.
2.Виды наблюдений.
НАБЛЮДЕНИЕ
В зависимости открытое лонгитюдное С точки зрения
от позиции периодическое хронологической
наблюдателя скрытое одиночное организации
наблюдения
В зависимости пассивное
от активности в клинических условиях
наблюдателя активное в естественных условиях
в лабораторных условиях
В зависимости случайное включенное
регулярности систематическое невключенное
По упорядоченности случайное
сплошное
выборочное включенное
систематическое невключенное
Открытое наблюдение означает, что испытуемым известен факт их научной подконтрольности, а деятельность исследователя воспринимается визуально. Скрытое наблюдение предполагает факт скрытого прослеживания действий испытуемого. Разница между первым и вторым состоит в сопоставлении данных о ходе психолого-педагогических процессов и поведении участников учебно-воспитательного взаимодействия в условиях ощущения поднадзорности и свободы от глаз посторонних.
Сплошным наблюдением охватываются процессы в целостном виде: от их начала до конца, до завершения. Выборочное наблюдение представляет собой пунктирное, выборочное фиксирование тех или иных изучаемых явлений, процессов. Например, при исследовании трудоемкости учительской и ученической работы на уроке наблюдается весь цикл обучения от его старта в начале урока до конца урока. А при изучении неврогенных ситуаций в отношениях учитель-ученик исследователь как бы выжидает, наблюдая со стороны за этими событиями, чтобы затем подробно описать причины их возникновения, поведение обеих конфликтующих сторон, т.е. учителя и ученика.
Включенное - диагност сам является участником наблюдаемого процесса или членом группы испытуемых или невключенное - осуществляется диагностом со стороны.
Случайным считается наблюдение заранее незапланированного явления, деятельности, социальной ситуации. От случайного наблюдения следует отличать случайное выявление и фиксирование фактов в ситуации запланированного наблюдения.
Лабораторное наблюдение - это такой вид наблюдения, при котором условия окружающей среды определяются исследователем. Оно чаще всего применяется в исследованиях экспериментального плана или на этапе экспериментальной проверки гипотез и, как правило, сводится к фиксации изменений, которые происходят в результате действия экспериментальных факторов. При лабораторном наблюдении широко применяются всевозможные технические вспомогательные средства.
Пассивное наблюдение сходно с наблюдением через стекло, прозрачное лишь для наблюдателя. Наблюдение активное - наблюдатель до такой степени сливается с исследуемой группой, что наблюдаемые начинают его считать как бы членом данной группы и соответственно к нему относиться.
3.Этапы процесса наблюдения.
Можно выделить следующие этапы наблюдения:
1. Определение цели и задач (для чего ведется наблюдение, на решение каких конкретных задач исследования оно направлено). Задачами наблюдения могут быть предварительная ориентировка в объекте, выдвижение гипотезы, ее проверка, уточнение результатов, полученных с помощью других методов.
2. Выбор объекта, предмета и ситуации наблюдения. Например, наблюдаются учащиеся седьмого класса на предмет выявления уровня развития у них творческих способностей в ситуации решения проблемных задач. Объектом наблюдения являются отдельные лица в различных ситуациях взаимодействия и общения. Предметом наиболее часто выступают различные поведенческие и коммуникативные акты отдельного человека, группы, нескольких групп.
3. Выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и оптимальным образом обеспечивающего сбор необходимой информации (включенное или невключенное, открытое или скрытое, сплошное или выборочное и т.п.). Способ наблюдения определяется задачей, объектом и ситуацией, характером взаимодействия между наблюдателем и наблюдаемым.
4. Определение единиц наблюдения. Что регистрируется: действия наблюдаемого, его эмоции, другие реакции, способы воздействия, характер общения и т.п..
5. Выбор способов регистрации наблюдаемого (протокольная запись, дневник, видеосъемка и т.п.) и подготовка необходимых форм (например, протокольных таблиц) и оборудования. Способы регистрации и замера наблюдаемых процессов, событий различают по степени точности, полноты надежности и обоснованности информации, по техническим возможностям, по форме и языку записи, по трудоемкости процесса фиксации, кодировки и расшифровки, анализа, по использованию различных шкал замера.
6. Проведение наблюдения с параллельной регистрацией его результатов. Здесь особенно важны грамотное, компетентное соблюдение диагностических процедур, их коррекция в связи с возникающей необходимостью.
7. Обработка и интерпретация полученной информации. Результаты наблюдения подвергаются классификации, группировке, математическому анализу, контент-анализу, сопоставлению с результатами, полученными другими исследователями и другими методами.