Реферат на тему: Формирование классного коллектива

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



РЕФЕРАТ


на тему: Формирование классного коллектива




.







ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 3

Глава 1. коллетив как основа воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе 4

1.1.Роль коллектива в воспитании умственно отсталого ребенка 4

Глава2.ФОРМИРОВАНИЕ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА 6 2.1.Особенности формирования детского коллектива в специальной (коррекционной)школе 6 2.2.Пути и средства организации и воспитания ученического коллектива в специальной (коррекционной) школе 8

2.3.Воспитание личности умственно отсталого школьника в процессе формирования детского коллектива 12

Заключение 15

Литература 16














Введение

Детский коллектив - это устойчивая социально-психологическая общность, которая является разновидностью трудового коллектива общества и характеризуется:

-постоянным и длительным пребыванием детей вместе, в одном и том же составе;
-наличием единой цели и задач в деятельности коллектива;
-сообща выполняемой деятельностью (учебной, трудовой, игровой, общественной);
-наличием определённой организации с органами самоуправления;
-единством стиля поведения и отношений, обязательными для всех дисциплиной и ответственностью, отношениями равенства, дружбы и товарищества, взаимного понимания и помощи.

Личностные и деловые отношения между умственно отсталыми детьми складываются весьма трудно и медленно. Эти дети, как правило, недостаточно коммуникабельны, им присущи неадекватность реакций, неспособность глубоко осознать характер своих отношений с окружающими. Весьма характерным проявлением в поведении умственно отсталых детей является неумение понять интересы партнера по общению и, в особенности, соотнести свои конкретные личные интересы с общими интересами коллектива. Формирование классного коллектива - важнейшее направление работы по воспитанию личности детей с нарушением интеллекта.



Глава 1. Коллектив как основа воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе



1.1.Роль коллектива в воспитании умственно отсталого ребенка



Коллектив учащихся является мощным фактором воспитания личности ребенка с нарушением интеллекта. Однако эту общую с массовой школой роль детский коллектив специальной (коррекционной) школы VIII вида по вполне понятным причинам осуществляет в своеобразной форме. Многие понятия и нормы нравственности, ранее недоступные пониманию ученика специальной (коррекционной) школы VIII вида, начинают им усваиваться и осознаваться благодаря участию в коллективе. Дети под руководством учителя упражняются в практическом выполнении этих норм, накапливают соответствующий опыт нравственных отношений и поведения.

На основе этого опыта учитель проводит разъяснение указанных правил и норм, добиваясь тем самым осознанного к ним отношения детей. Характеризуя роль коллектива в усвоении учеником специальной коррекционной школы VIII вида норм поведения, Г. М. Дульнев совершенно правильно пишет: «Для того чтобы ребенок сознательно усвоил нормы поведения, необходимо пройти через этап аффективно-эмоционального обобщения того, что и как он может делать в коллективе, ибо неоднократное одобрение коллектива закрепляет нужные, правильные поступки; наоборот, резко отрицательное, неодобрительное отношение коллектива к другим поступкам ученика затормаживает их, делает невозможным закрепление их в привычку. В процессе появления аффективно-эмоциональных обобщений ребенку становятся доступнее, понятнее и те правила и нормы поведения, общения в коллективе, которые ему сообщает учитель, воспитатель.

Причем, если нормальный ребенок рано или поздно может прийти к словесно-логическим обобщениям норм своего поведения почти самостоятельно, то умственно отсталому ребенку в этом надо помочь, т.е. вовремя сообщить эти обобщения, правила.

В дальнейшем эти правила могут стать для ребенка с нарушением интеллекта регулирующими факторами его поведения. Однако главным остается то, насколько ученик практически научен выполнять эти правила в период организации его общения с коллективом детей и с коллективом взрослых»[19].

Роль детского коллектива в воспитании умственно отсталого ребенка весьма значительна. Ведь именно через коллективную деятельность умственно отсталые учащиеся на практике овладевают нравственными нормами поведения. Социальное развитие этих детей, понимание норм общественной морали, что необходимо для самостоятельной жизни и участия в общественном производстве, осуществляется в процессе жизни и развития ребенка в коллективе.

Приобретенные в коллективе формы сотрудничества переходят в индивидуальные формы поведения ребенка. Это, как указывал Л.С. Выготский, является принципом построения высших психических функций и их становления [2].




Глава 2.Формирование классного коллектива



2.1.Особенности формирования детского коллектива в специальной (коррекционной)школе



Одна из особенностей детского коллектива в специальной (коррекционной) школе состоит в том, что его создание и функционирование непосредственно зависят от специфики состава учащихся.

С этой особенностью связаны и ряд других - трудности образования межиндивидуальных и внутриколлективных связей между детьми, их ограниченный по сравнению с нормально развивающимися детьми характер.

Процесс образования этих связей осложняется недоразвитием у умственно отсталых детей таких качеств, как потребность в общении, способность к коллективным переживаниям и образованию коммуникативных отношений, недостаточность опыта этих отношений и сложность их развития.

Затрудненность образования навыков совместной организованной деятельности тоже тормозит создание коллектива учеников специальной (коррекционной) школы.

Особенности психики и недоразвитие высших психических функций и свойств личности умственно отсталых сужают круг их отношений и связей, сфера и масштаб их действий более ограничены, более элементарны и просты, отличаются прямым, непосредственным характером.

Образующиеся внутриколлективные отношения и связи носят индивидуальный, неосознанный, малообобщенный характер, часто они находятся на уровне переживаний. Эти отношения недостаточно гибки, слабо устойчивы, носят, как правило, ситуационный характер.

Необходимо учитывать и такую особенность, что ученическому коллективу в специальной школе недоступны сложные по содержанию и форме виды деятельности, особенно такие, которые требуют выполнения сложных интеллектуальных операций и творческого подхода.

Ученический коллектив специальной школы (как и отдельный умственно отсталый ребенок) склонен к короткой и близкой мотивации, поэтому овладение им далеко отодвинутыми во времени и высокими по идейному уровню перспективами может быть достигнуто только в результате специальной и длительной педагогической работы.

Необходимо также отметить, что в коллективе умственно отсталых самостоятельность, активность, инициативность развиваются на более низком уровне, чем в массовой школе, особенно в тех случаях, когда требуется проявление познавательной активности.

Эта особенность связана с присущим умственно отсталым общим недоразвитием инициативности, способности к самостоятельной деятельности и активности. Даже если в доступных для учащихся пределах удается добиться, чтобы коллектив проявлял требовательность к отдельным учащимся, то гораздо труднее сформировать у детей необходимую требовательность к себе, что обусловлено особенностями мышления и личности учеников специальной школы в целом.

Наибольшую трудность при организации и воспитании ученического коллектива представляет развитие его инициативы и самодеятельности - главного фактора существования и развития коллектива.

Формирование необходимого отношения ученика к коллективу осложняется низким уровнем самосознания умственно отсталого, недоразвитием его общественной направленности, ограниченностью мотивационной основы его деятельности, сложностью формирования характера.

Преодоление указанных трудностей является важнейшим условием организации и воспитания ученического коллектива в специальной школе.

2.2.Пути и средства организации и воспитания ученического коллектива в специальной (коррекционной) школе



Специальная коррекционная школа VIII вида в своей работе руководствуется теми же целями и принципами, что и массовая, поэтому в организации и воспитании ученического коллектива она использует те же пути и средства, но по иному. В специальной коррекционной школе VIII вида мы имеем дело с детьми, отличающимися чрезвычайно пестрой картиной дефекта и индивидуальных различий. Начальным этапом организации и воспитания ученического коллектива в специальной коррекционной школе VIII вида является индивидуальная работа с каждым ее учеником. Поэтому индивидуальный подход и основанная на нем индивидуальная работа играют исключительную роль в формировании детского коллектива. Индивидуальная работа является важнейшей предпосылкой создания коллектива, важнейшим условием его развития и жизнедеятельности в дальнейшем. В условиях специальной коррекционной школы VIII вида, где, особенно в младших и даже средних классах, встречаются ученики, у которых еще слабо развита потребность в общении, необходимо провести большую работу, чтобы подготовить детей к участию в коллективе, сформировать у них понимание значения коллектива, сознание своей принадлежности к нему. Работу по организации коллектива надо начинать с изучения каждого ребенка, с выявления его возможностей, недостатков, положительных качеств, направленности, его опыта в жизни коллектива. На основе данных индивидуального изучения необходимо развивать у детей потребность в общении, организовывать это общение в различных формах и видах деятельности (речевой, учебной, трудовой, игровой и т.д.) Важно использовать деятельность и общение детей для формирования самых разнообразных связей и отношений между ними и со взрослыми.

Применяя разнообразные методы воспитания - приучение, упражнение, разъяснение, пример, необходимо учить детей правильному отношению друг к другу, к родителям, к учителю, к учению, к труду. Надо показать детям с нарушением интеллекта, как вести себя на уроке, на перемене, во время работы, вне школы. Для этого можно использовать правила для учащихся. Приучая детей к соблюдению правил, необходимо, чтобы эти правила стали потребностью. Для этого важно ставить школьников в такие жизненные ситуации, которые действительно рождали бы эту потребность. Учитывая индивидуальные особенности, возможности каждого, надо постепенно привлекать детей к выполнению общественно-трудовых поручений, прививать им навыки общественной активности, приучать к коллективной деятельности по организации жизни класса, по проведению дежурств, самообслуживания и т. д. Благодаря всей этой работе у каждого ученика будут формироваться опыт и привычки совместных, солидарных действий, опыт коллективных отношений и переживаний, навыки поведения в коллективе. В неразрывной связи с индивидуальной работой находится и такой путь формирования ученического коллектива в специальной коррекционной школе VIII вида, как работа с отдельными группами и со всей массой учащихся. Эта работа состоит, прежде всего, в организации коллективного образа жизни детей. Здесь существенную роль играет создание соответствующего уклада жизни и бытовых отношений, установление определенного режима и предъявление продуманных я посильных требований этого режима и специальных правил поведения учащимся (организация дежурств и самообслуживания, пользование общими вещами и совместная деятельность, отдых, игры, прогулки и т. п.). Одновременно из наиболее развитых учащихся необходимо создавать ядро коллектива. Учитывая индивидуальные возможности и склонности детей, каждому следует поручить определенный участок работы. Необходимо постоянно учить ребят способам выполнения данной работы, знакомить их с предъявленными к ним требованиями, регулярно проверять, ставить отчеты на собраниях, поощрять и стимулировать всю работу ядра. Чрезвычайно важной задачей является объединение учащихся в небольшие группы. Объединение здесь может быть на самых различных началах: соседство по дому или парте, совместное выполнение поручений, совместное участие в играх, в кружковой работе, общие или сходные интересы, тяготение друг к другу и т. п. Роль таких микрогрупп очень велика, так как это наиболее доступная форма приобщения наших учащихся к работе и жизни в коллективе, эффективное средство воспитания у детей потребности в общении, воспитания чувства дружбы, симпатии друг к другу, взаимопомощи, развития навыков солидарных отношений и совместной деятельности. В сущности, вся работа по созданию коллектива сводится к организации общественной жизни и деятельности детей. Это является важнейшей стороной идейного, общественно-политического и нравственного воспитания детей с нарушением интеллекта. Поэтому создание органов детского самоуправления, обеспечение действенности этих органов, регулярности их работы должно быть предметом постоянной заботы педагогов. Важнейшим средством формирования ученического коллектива является организация деятельности детей в различных ее видах. Основным здесь, конечно, является учебная деятельность. Во всей учебной деятельности содержатся огромные возможности для формирования у школьников представлений и понятий о коллективе. Для воспитания направленности чувств, мотивов, способов поведения, многообразных отношений и связей ученика с действительностью, со сверстниками, со взрослыми и т. д. Учебный процесс корригирует основной дефект ребенка с нарушением интеллекта, обогащает его интеллект и создает необходимую предпосылку для активного и осмысленного участия в коллективе. Мощным фактором формирования потребности в общении и создания устойчивой системы коллективных отношений между учащимися является труд во всех его формах, практикующихся в школе: хозяйственно-бытовой, учебно-производственный в мастерских и на пришкольных участках, самообслуживание, а также производительный труд, общественно полезная работа учащихся, проводимая в системе различных общественных организаций. Участие в выполнении общего задания, особенно если оно служит общественно полезной цели, сама организация трудовой деятельности, основанная на разделении функций и коллективном сотрудничестве, ставит учащихся в такие отношения и связи, которые формируют у них коллективные переживания, заботу об общем деле, стремление к взаимопомощи, внимание друг к другу, чувство коллективной ответственности.

Весьма важную роль в создании коллектива играет внеклассная массовая и кружковая работа, организация досуга учащихся, их быта. Эти стороны жизни и деятельности учащихся тоже являются очень важными средствами формирования коллектива. В самой тесной связи с организацией всей этой деятельности учащихся и на базе накапливаемого ими опыта в качестве необходимого средства формирования коллектива используются различные виды политического и нравственного просвещения: индивидуальные и групповые беседы, чтение художественной и доступной детям политической литературы, кино, театр, собрания, сборы, вечера, выставки и другая наглядная пропаганда. Особо важную роль могут сыграть проводимые по определенному плану этические беседы, в которых дети узнают о значении коллектива, знакомятся с его жизнью и деятельностью, с

нормами отношений в коллективе. В развитии детского коллектива в специальной коррекционной школе VIII вида решающая роль принадлежит педагогическому руководству. Если в массовой школе по преимуществу используется педагогика параллельного действия, то олигофренопедагогика является в основном «педагогикой прямого действия». Это, конечно, не исключает применения «параллельного действия» в работе с детьми с нарушением интеллекта. Однако оно возможно лишь тогда, когда достигнута определенная зрелость и самостоятельность коллектива. Но и тогда «параллельное действие» применяется в ограниченных по сравнению с массовой школой пределах в связи с более низким уровнем развития коллектива в специальной коррекционной школе VIII вида. Для того чтобы ребенок стремился стать активным членом коллектива, необходимо развивать его общественную активность и самостоятельность. Эта задача приобретает особое значение в связи с тем, что все указанные качества у школьников c нарушением интеллекта развиты слабо. Для ее решения существенное значение имеет использование различных игровых форм и других средств эмоционального воздействия, особенно в работе с младшим и средним возрастом. От приучения к коллективной жизни и деятельности к упражнению в самостоятельном выполнении требований коллектива, а затем к самостоятельному по собственному почину предъявлению требований к себе и к другим - таковы основы методики воспитания активности ученика специальной коррекционной школы VIII вида как члена коллектива.

2.3.Воспитание личности умственно отсталого школьника в процессе формирования детского коллектива

Воспитанию детей в коллективе отводится особая роль, ставка делается на индивидуальную работу, индивидуальный подход к каждому ученику. Работу с детьми надо начинать с изучения личного дела, медицинской карты, знакомства с родителями. Необходимо четко представлять картину положения в семье, в которой проживает, растет и развивается ребенок. Каждый ребенок - личность. При знакомстве с детьми обязательно надо отмечать что-то хорошее у каждого. Получив комплимент ребенок всегда чувствует себя радостно и спокойно. Далее необходимо перейти к знакомству с оформлением класса, школы, и обязанностью сохранять и беречь школьное имущество, соблюдать чистоту и оставаться такими красивыми, добрыми и любящими друг друга, т.к. школа - ваш второй дом, вы - одна дружная семья. Для создания положительного микроклимата поощрение за хорошие дела и поступки играет немаловажную роль. Необходимо хвалить, хвалить и еще раз хвалить за малейший успех в любом деле, побуждая тем самым детей к активной деятельности. В коллективе не должно быть хороших и плохих детей. Как не должно, чтобы дети делились на хороших и плохих, так не должно быть, чтобы в коллективе были «умные» и «тупые». Для этого всех без исключения надо включать в общее дело - например, разведение цветов, уход за братьями нашими меньшими и др. Общее дело объединяет и сближает детей и в результате практически исключаются конфликтные ситуации, наблюдается хорошая взаимовыручка. В формировании личности ученика немалую роль играет микроклимат не только в классе, но и в школе в целом. Интересная внеурочная деятельность, традиции школы оказывают благотворное влияние на формирование личности детей и действительно школа становится родным домом. Обязательным условием воспитания личности ребенка в коллективе считается закрепление за каждым постоянного места, за которым они должны следить, содержать в порядке, бережно относиться. Готовя детей к самостоятельной жизни, необходимо научить каждого выполнять любую работу качественно, основываясь на взаимовыручке. Таким образом формируется чувство коллективизма, понимается общественная ценность труда, взаимного уважения друг к другу. Самой главной и самой трудной задачей в формировании детского коллектива и достижения цели «Каждый ребенок - личность» является развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности, обогащение словарного запаса, развитие диалогической и монологической речи. Дети поступают в школу с беднейшим словарным запасом, а иногда и с нулевым. Необходимо научить каждого ребенка с недостатками интеллектуального развития общаться как с друзьями, так и со взрослыми, уметь спокойно, без тревог и волнения задать интересующий его вопрос, поделиться радостями и печалями в быту и школьной жизни. Формирование классного коллектива - одна из главных задач, стоящих перед классным руководителем [6, с.64-69]. Для успешного обучения и воспитания детей необходимы следующие условия:

-благоприятный микроклимат в детском коллективе;

-комфортные условия классной комнаты;

-доверие к педагогу, чувство защищенности от любого вида агрессии.

От того, как чувствуют себя ученики в коллективе, зависит их желание идти в школу, желание учиться. Атмосфера в классном коллективе влияет на формирование личностных качеств учащихся. Только сплотив учащихся в дружный и работоспособный коллектив, можно успешно осуществлять их обучение и воспитание.







ЗАКЛЮЧЕНИЕ



Организация жизни учеников специальной (коррекционной) школы на коллективных началах, вовлечение их в коллектив являются важным средством коррекции высших психических функций. В массовой школе умственно отсталые дети, общаясь со сверстниками или даже детьми более младшего возраста, попадают, как правило, в подчиненное положение, они не проявляют самостоятельности и инициативы, а лишь выполняют то, что им предлагают товарищи. Поэтому, попадая в специальную (коррекционную) школу, ученик оказывается в детском коллективе, в котором он может проявить себя и занять определенное место. При организации совместной деятельности детей у них пробуждается потребность в общении, что оказывает влияние на развитие поведения детей, воспитывает его коллективную направленность. У ребенка формируются связи с окружающими, он вступает в определенные с ними отношения. Необходимо также подчеркнуть, что коллектив не самоцель, а средство воспитания личности. Следствием развития коллектива является развитие и совершенствование личности, рост ее самосознания, направленности, самостоятельности и других общественно ценных моральных и психологических качеств.

Роль детского коллектива в школе VIII вида, особенно в школе-интернате, весьма значительна. Ведь именно через коллективную деятельность учащиеся с нарушенным интеллектом на практике овладевают нравственными нормами поведения. Социальное развитие этих детей, понимание норм общественной морали, что необходимо для самостоятельной жизни и участия в общественном производстве, осуществляется в процессе жизни и развития ребенка в коллективе [1].

Литература





1.Выготский Л.С. Коллектив как фактор развития дефективного ребенка.//Собр. Соч. т.5, 1983г.

2.Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М., 1996г.ребенка.//Собр. Соч. т.5, 1983г.

3.Виноградова А.Д. Особенности личности умственно отсталого ребенка и школьника // Коррекционная работа во вспомогательной школе. - М., 1978.

4.Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе. //Учебное пособие. Под ред. В.В. Воронковой. М.: Школа - Пресс, 1994г.

5.Коломинский Н.Л. Развитие личности учащихся вспомогательной школы. - Киев, 1978.

6.Ксенофонтова Г.Ф. Воспитание личности умственно отсталого школьника в процессе формирования детского коллектива. //Дефектология, №5, 2001г.

7. Плинер Я.Г., Бухвалов В.А. Воспитание личности в коллективе. М., 2000г.

8.Рубинштейн С.А. Психология умственно отсталого ребенка. М., 1986г.

9. Сазонов В.П. Организация воспитательной работы в классе. М., 2002г.

11. Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива. М. Просвещение, 1981г.



© 2010-2022