Формирование у детей навыков соблюдений правил безопасности

Перед коррекционными школами и интернатами стоит задача развития личности умственно отсталых детей. В исследованиях, посвященных развитию личности детей  с ОВЗ, отмечается, что выпускники школ испытывают трудности в социальной адаптации. При анализе причин  их дезинтеграции в обществе, в трудовом коллективе (Н.Л. Коломинский, Ж.И. Намазбаева) авторами отмечается низкая  способность этих молодых людей поддерживать отношения  сотрудничества  с окружающими и не вступать в конфликт с ними. Отдельные...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ «СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА - ИНТЕРНАТ VIII ВИДА»

Формирование у детей навыков соблюдений правил безопасности.





Воспитатель: Микова Светлана Васильевна



В российской педагогической практике, где обучение и воспитание традиционно имеет академическую, а не прикладную направленность, в последнее время очевидна необходимость переосмысления соотношения образовательных достижений ребенка и его подготовки к реальной жизни, адаптации к небезопасной среде проживания. На сегодняшний день в России одной из самых актуальных и изучаемых проблем остается проблема безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) школьников с ограниченными возможностями здоровья.

Наиболее незащищённая и уязвимая часть населения - дети. Познавая окружающий мир, школьники часто сталкиваются с опасностью и нередко становятся жертвами своего незнания, беспечности или легкомыслия. У них нет опыта, способствующего пониманию риска, не сформированы навыки безопасного общения с предметами, отсутствует защитная психологическая реакция на угрозу, свойственная взрослым. Большинство обучающихся не знают о том, что надо делать в той или иной экстремальной ситуации. Чрезвычайной для ребёнка может быть любое событие, выходящее за рамки его привычного поведения. Родители, как правило, уделяют мало внимания обучению детей правилам безопасности

Процесс приобщения детей, начиная уже с раннего возраста, к среде проживания, который предполагает не просто насыщение их знаниями по вопросам безопасности и выработку психологических установок на соблюдение правил безопасного взаимодействия с объектами и предметами окружающего мира, но умений действовать осторожно и предусмотрительно, воспитание навыков сознательного поведения и реагирования, достаточно сложный. Особо остро проблема ознакомления с правилами безопасного поведения в различных сферах жизнедеятельности и их соблюдения встает по отношению к обучающимся с ОВЗ, потому как знакомство с окружающим их социальным миром, с предметами и явлениями, находящимися вокруг, у детей достаточно поверхностно, фрагментарно, иногда полностью искажено. Всё это затрудняет понимание и адекватное оценивание рискованных ситуаций, в которых они оказываются. Развитие ребенка с ограниченными возможностями происходит на дефектной основе и отличается нарушением развития подкорковой и корковой структур функционального и органического характера разной степени. Именно поэтому, процесс обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями имеет специфические особенности: социальную направленность обучения, многократное повторение учебного материала и усвоение учебного материала через действия, осуществляемые в наглядно-практическом плане. Содержание образовательной области «Безопасность» обучающихся с ОВЗ направлено на достижение целей формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира). Задача взрослых подготовить ребенка к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями, научить ребенка-школьника адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь ребенку овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, в транспорте, развить у обучающихся самостоятельность и ответственность.

Воспитание и образование в этом направлении должно строиться на активности детей. Формирование культуры здоровья и безопасного поведения - это целенаправленная, систематически спланированная работа. Основные направления работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности обучающихся :

- освоение обучающихся первоначальных знаний о правилах безопасного поведения;

- формирование у детей качественно новых двигательных навыков и бдительного восприятия окружающей обстановки;

- развитие у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретной меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения.

Литература

  1. Виноградова, Н.Ф. Дети, взрослые и мир вокруг / Н.Ф.Виноградова. - М. : Издательский центр «Академия», 2008. - 152 с.

  2. Загвоздкина, Т. В. Учим школьников безопасности / Т. В. Загвоздкина. - Минск: Лист, 2008. - 203 с.

  3. Основы безопасного поведения школьников : занятия, планирование, рекомендации / автор-составитель О.В. Чермашенцева. - Волгоград: Учитель, 2008. - 226 с.



© 2010-2022