- Преподавателю
- Классному руководителю
- Новые технологии проведения классных часов (устный журнал)
Новые технологии проведения классных часов (устный журнал)
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Лычагина С.А. |
Дата | 13.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Новые технологии проведения классных часов.
«Классный час есть форма общения воспитателя со своими воспитанниками». В.П. Сазонов
Основные черты классного часа:
- это гибкая по своему составу и структуре форма воспитательного взаимодействия;
- это форма общения классного руководителя и его воспитанников, где ведущую роль играет педагог.
Воспитательные цели классного часа:
- создание условий для становления и проявления индивидуальности обучающегося, его творческих способностей.
- обогащение обучающегося знаниями о природе, обществе, человеке.
- формирование эмоционально - чувственной сферы и ценностных отношений личности ребёнка.
- формирование классного коллектива как благоприятной среды развития и жизнедеятельности школьников.
Формы и технологии классных часов зависят от:
- поставленной цели;
- возраста учащихся;
- опыта классного руководителя;
- школьных условий.
Классный час - это не урок. Кл. час не должен проводиться в назидательном тоне, классный руководитель не должен подавлять инициативу учащихся в ходе классного часа, их желание высказать свою мнение, выступить с критикой.
Основные компоненты классного часа.
Целевой - целевые установки должны быть связаны, прежде всего, с развитием индивидуальности ребёнка, с проектированием и установлением уникального его образа жизни.
Содержательный - содержание классного часа является личностно значимым. Оно включает материал, необходимый для самореализации и самоутверждения личности ребёнка.
Организационно - деятельный - обучающиеся являются полноправными организаторами классного часа. Актуальное участие и заинтересованность каждого ребёнка, актуализация его жизненного опыта, проявление и развитие индивидуальности.
Оценочно-аналитический - в качестве критериев оценки результативности классного часа выступают проявление и обогащение жизненного опыта ребёнка, индивидуально-личностное значение усваиваемой информации, влияющей на развитие индивидуальности и творческих способностей обучающихся.
Формы часа общения могут быть различными. Их выбор зависит от уровня развития коллектива, особенностей класса, возраста детей, профессионализма педагога…
Классный час может проводиться в различных формах:
- экскурсия
- тематическая лекция;
- беседа;
- диспут;
- встреча с интересными людьми;
- викторина;
- КВН;
- тематические конференции и т. д.
Одна из интересных форм проведения классного часа - устный журнал.
Устный журнал.
В устном журнале используются короткие, емкие, доступные научные сообщения, которые чередуются диалогом основных ведущих журнала и литературно-музыкальными номерами.
Во время проведения такого классного часа широко используется наглядность: картинки, обозначающие страницы журнала, короткие фрагменты научных и художественных фильмов.
Для отдельных номеров могут быть смоделированы соответствующие костюмы.
Устный журнал может сопровождается слайд-презентацией, что делает мероприятие еще более наглядным, расширяет круг тем.
Эта форма классного часа позволяет удерживать интерес зрителей, при этом сохраняется высокий научный уровень материала.
Методика подготовки устного журнала.
-
Заранее определяется количество и темы страниц журнала (тема может быть предложена, но не навязана учителем, подсказана жизненной ситуацией или выбрана на основе опроса мнений учащихся).
-
Темы распределяются между творческими группами, в каждой из которых назначены ответственные.
-
Творческие группы изучают свою тему, собирают информацию, планируют свое выступление.
-
Учащиеся класса для проведения устного журнала совместно оформляют кабинет (плакаты с афоризмами, портреты, рисунки и т. д.).
-
Определяется целесообразность участия в классном часе родителей, специалистов по представляемой теме. Старшеклассников и т. д.
Очень важно, чтобы учитель не навязывал свое мнение при спорных вопросах.
Предполагаемые темы страниц устного журнала: «Великие люди мира», «Обычаи и традиции», «Азбука этикета», «Праздники нашего дома», «Границы человеческих возможностей» … и т. д.
В результате проведения устного журнала реализуются следующие функции классного часа:
- просветительская (расширение круга тех знаний учащихся, которые не нашли отражение в учебных программах, объектом обсуждения может быть любое явление или событие);
- ориентирующая (способствует формированию определенного отношения к окружающему миру и выработке материальных и духовных ценностей ребенка);
- формирующая (формирует у учащихся навыки общения, обдумывания и оценки своих выступлений и самих себя, отстаивания собственного мнения).
В ходе проведения классного часа в форме устного журнала решаются следующие задачи:
-
Обобщение учащихся знаниями о природе, человеке, обществе, культуре, технике и т. д.;
-
Усвоение подростками умений и навыков познавательной деятельности;
-
Формирование и развитие эмоционально-чувственной сферы и ценностных отношений личности ученика;
-
Содействие проявлению и развитию индивидуальности, раскрытию личностного потенциала детей, их творческих и других способностей;
-
Формирование и развитие классного коллектива.
В завершении классного часа необходимо оставить время для рефлексии (Понравился журнал или нет? Тема какой страницы больше заинтересовала? Что считаете полезным для себя из полученных знаний?)
По результатам серии классных часов в форме устного журнала можно собрать сведения об особенностях развития своих учеников, систематизировать эти особенности и использовать эту информацию при планировании и организации воспитательного процесса.