- Преподавателю
- Классному руководителю
- Формирование и развитие умственной одарённости одарённости в младшем школьном возрасте
Формирование и развитие умственной одарённости одарённости в младшем школьном возрасте
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Давыдова Г.Ю. |
Дата | 03.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ УМСТВЕННОЙ ОДАРЁННОСТИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ.
Г.Ю. Давыдова,
учитель начальных классов
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области общеобразовательная школа - интернат среднего (полного)общего образования № 5 с углубленным изучением отдельных предметов «Образовательный центр «Лидер» г.Кинеля г.о. Кинель Самарской области
Современное образование характеризуется возросшим интересом к проблеме одарённости детей и подростков. Становится важным раннее выявление, обучение и развитие одарённых детей. Успешное социально-экономическое развитие страны, возрождение её культурных, нравственных и духовных ценностей возможно лишь при всестороннем задействовании способностей индивида. Творческая, созидающая личность является залогом общественного прогресса. В этой связи являются актуальными исследования, направленные на изучение условий и факторов, способствующих формированию и становлению интеллектуальных и творческих способностей детей. Младший школьный и подростковый возрасты чрезвычайно важны для формирования и развития умственной одарённости и креативности.
Феномен одаренности давно привлекает внимание исследователей. С момента выхода в свет книги Ф. Гальтона «Гений и наследственность» проблема исследования природы одаренности не только сохраняет свою актуальность, но и приобретает особый статус в рамках новых научных направлений, связанных с решением задачи формирования творческого потенциала общества. К сожалению, современное обучение до сих пор ориентировано на «среднего» ученика. Выявлению, развитию и обучению одаренных и талантливых детей, обладающих более высокими творческими возможностями, до сих пор уделяется слишком мало внимания.
Среди исследователей «человеческих ресурсов» в нашей стране особое место занимает имя Б.М. Теплова. Им осуществлен наиболее глубокий анализ проблемы одаренности и способностей [1, с.18].
Определяя одаренность как качественно своеобразное сочетание способностей, от которого зависит успешность осуществления деятельности, он считал, что «можно говорить об общей одаренности в широком смысле, как об одаренности к весьма широкому кругу деятельностей» [3, с. 14].
Таким образом, одаренность у разных детей может быть выражена в более или менее очевидной форме. Анализируя особенности поведения ребенка, педагог, психолог и родители должны делать своего рода «допуск» на недостаточное знание о его истинных возможностях, понимая при этом, что существуют дети, чью одаренность они пока не смогли увидеть.
Одаренность в детском возрасте можно рассматривать в качестве потенциала психического развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности. Однако при этом следует учитывать специфику одаренности в детском возрасте (в отличие от одаренности взрослого человека).
Детская одаренность часто выступает как проявление закономерностей возрастного развития. Каждый детский возраст имеет свои предпосылки развития способностей. Например, дошкольники характеризуются особой предрасположенностью к усвоению языков, высоким уровнем любознательности, чрезвычайной яркостью фантазии; для старшего подросткового возраста характерными являются различные формы поэтического и литературного творчества. Все эти свойства можно рассматриваем как типичные показатели расхождения в развитии различных аспектов личности ребенка [4, с.48].
При работе с такими детьми первейшее значение приобретают проблемы развития у них способности к произвольной регуляции своих эмоциональных состояний, общения и поведения в целом.
Главным критерием при этом выступает: организация умственного воспитания одарённого ребёнка с младенчества и на всём протяжении обучения так, чтобы имеющиеся задатки были реализованы в соответствующих способностях как можно полнее.
Подводя итоги изложенной в статье проблеме формирования и развития умственной одаренности в младшем школьном возрасте, мы приходим к выводу, что наука должна исследовать, какие факторы обеспечивают приобретение таланта, и брать их на вооружение. Необходимо выяснить, в какой мере биологические законы оказывают влияние на становление личности, формирование таланта, одаренности. [2, с.142]. Но уже сейчас известно, что мозг нормальных людей обладает огромной пластичностью, способен воспринимать гигантские объемы информации из общего объема человеческой культуры. Во-первых, философское осмысление проблемы одаренности позволяет резюмировать результаты исследование различных научных подходов и школ во многих научных дисциплинах.
Во-вторых, изучение проблемы одаренности детей имеет важное государственное значение. Именно такое осознание этого вопроса способно поднять его решение на достаточно серьезный уровень.
Список использованных источников
1.Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. - М.: 1961, с.130
2.Забродин Ю.М., Бурменская Г.В. Одаренные дети. М.: Прогресс 1991.-376 с.
3.Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. - М., 1971.
4.Одаренные дети. Под ред. Г.В. Бурменской и В.М. Слуцкого. - М., 1991.