Сценарий круглого стола «Кто прав: ученик или учитель?»

Круглый сто «Кто прав: ученик или учитель?» организуется с участием старшеклассников и преследует основную цель - правовое просвещение обучающихся. В основе содержания круглого стола лежит дискуссия, основанная на Конвенции ООН о правах ребенка и Законе об образованииСценарий соответствует требованиям проведения круглого стола и состоит из следующих этапов: подготовительный, дискуссионный, постдискуссионный.результатом круглого стола предполагается станет консенсус по проблеме взаимоотношений уч...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сценарий круглого стола

«Кто прав: ученик или учитель?»

Участники круглого стола:

- учащиеся 10-11 классов (всего 20 человек);

- молодые учителя;

- педагоги, имеющие педагогический стаж более 25 лет;

- администрация школы;

- ведущий (модератор) - Уполномоченный по защите прав участников образовательного процесса;

- социальный педагог.

Цели круглого стола:

- раскрыть широкий спектр мнений по проблеме взаимоотношений учеников и учителей в образовательном процессе;

- определить отношения между учеником и учителем, основаные на правовом аспекте, через достижение консенсуса.

Задачи:

1. Осуществлять правовой всеобуч посредством изучения основных положений Права ребенка на образование

2. Создать условия для формирования правового самосознания у участников круглого стола.

3. Развивать представления о своих правах, их взаимосвязи с правами ругих людей и о своих обязанностях.

4. Формировать убеждения о равных правах учеников и учителя согласно Конституции РФ.

5. Организовать обмен мнениями посредством дискуссии.

6. Мобилизовать и активизировать участников круглого стола на решение проблемы взаимоотношений между учениками и учителями.

Оборудование: проектор, компьютер, презентация «Права ребенка в школе».

Предполагаемый результат:

Продуктивный:

1. Составлен перечень правил, которые необходимо соблюдать ученикам и педагогам в образовательном процессе.

Количественный:

2. Высказали мнение во время дискуссии не менее 50% участников круглого стола.

Качественный:

3. Участники круглого стола во время выступлений основываются на правовые документы: Закон об образовании, Конвенция ООН о правах ребенка.

4. Достигнут консенсус по проблеме взаимоотношений ученика и учителя.

Ход круглого стола

I. Подготовительный этап - вступление

Вступительное слово ведущего (модератора):

Здравствуйте, участники круглого стола!

Школа - это государственное учреждение, в котором взаимодействуют две стороны: ученик и учитель. Отношения учителя и ученика были разные. В прошлом учитель был неперекаемым авторитетом. Слово учителя являлось законом. В школе 19 века учитель мог наказать ученика физически: розгами, указкой и т.д. И никогда не возникало между участниками образовательного процесса конфликтов. Сегодня времена изменились: общество демократично, т.е. в нем все равны. И все больше и больше в средствах массовой информации и в нашей школе говорят о возникновении конфликтных ситуаций между учеников и учителем:

- Так ли это?

(Ведущий предлагает сначала старшеклассникам высказать свое мнение,

затем педагогам)

- В чем заключается конфликт между учителем и учеником?

II. Дискуссионный этап:

1. О праве ребенка на образование.

Ведущий:

Учитель - это профессия, работа, за которую ему платят. Ученик - это подросток, временным занятием которого является учение, его род занятий, обусловленный необходимостью получения образования. Учитель опытнее и старше, ученик моложе и немного еще знает.

- Что же объединеяет в школе этих субъектов?

Ведущий:

Объединяет педагога и ученика образование. Один его дает, другой берет.

Учитель совершенствуется сам во время образовательного процесса. А ученик формируется и развивается.

- Как возникает конфликт между учителем и учеником?

Ведущий:

Получается, ученик не хочет выполнять требования учителя, или учитель не справедлив к ученику. Опрос учащихся 8-9 классов показал, что 43% ребят считают, что учитель не понимает его совсем или понимает, но не то, что он хотел сделать. 26% опрошенных отмечают, что учитель может не взлюбить ученика и потом «мстить». Учителя же отмечают главную причину в непонимании друг друга - это грубость и ленность учащихся. Мы знаем случаи, когда ребенок не сдерживался и оскорблял учителя, унизив его достоинство.

-Можно ли исключить ученика из школы за такой поступок?

- А может, можно исключить из школы за систематическую неуспеваемость и пропуски занятий?

Ведущий:

Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними появились главные вопросы:

Что люди могут делать и чего не могут?

Что они обязаны делать и чего не обязаны?

На что они имеют право и на что не имеют?

И так далее.

В 1959 г. Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Декларацию прав ребенка. В ней утверждается, что некоторые права человека имеют непосредственное отношение к детям, которые нуждаются в особых заботе и внимании, поскольку чрезвычайно уязвимы по причине возраста. Декларация сыграла большую роль в деле защиты детства. Ее содержание было призывом к добру, справедливости в отношении детей.

Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сплошной кошмар и неразбериху.

В конце концов, людям удалось решить Главные Вопросы, и на свет появилась Всеобщая декларация прав человека. Со временем люди поняли, что ребенок нуждается в специальной охране и заботе.

В 1959 г. Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Декларацию прав ребенка. В ней утверждается, что некоторые права человека имеют непосредственное отношение к детям, которые нуждаются в особых заботе и внимании, поскольку чрезвычайно уязвимы по причине возраста. Декларация сыграла большую роль в деле защиты детства. Ее содержание было призывом к добру, справедливости в отношении детей. Однако декларации имеют лишь рекомендательный характер, их нормы не обязательны для исполнения.

Другое дело - конвенция; (чем конвенция отличается от декларации?) (дети) это договор, который должен неукоснительно исполняться теми, кто его подписал.

20 ноября 1989 г. Конвенция о правах ребенка была единогласно принята Генеральной Ассамблеей ООН. Через год она была ратифицирована нашей страной.

Эта Конвенция является наиболее полным документом, в котором права ребенка приобретают силу норм международного права. Она призвана создать благополучные условия для развития детей.

На многие вопросы, касающиеся прав детей, вы найдете ответы, посмотрев презентацию «Права ребенка в школе: модели их защиты»

Просмотр презентация «Права ребенка в школе»

Ведущий:

Вы познакомились с основными положениями права ребенка на образование, обозначенными в Конвенции.

- Чего в рамках права на образование, считаете Вы, лишены ученики в нашей школе?

2. О взаимоотношениях учителя и ученика.

В основе Конвенции постулат - все дети пользуются одинаковыми правами, одним из таких прав является право на образование. Получается, учитель должен считаться с этим правом.

- Может ли учитель проявлять авторитаризм и свое превосходство перед учеником во время образовательного процесса?

Ведущий:

Поведение ученика определено в главном школьном документе.

- В каком? (Ответ дают ученики: Устав школы)

- Назовите права и обязанности школьника, указанные в Уставе школы (Подготовленные ученики зачитывают права и обязанности школьника из Устава школы)

- Какие права и обязанности имеет учитель? (Их зачитывает педагог)

- Получается, если ученики и учителя будут соблюдать права и обязанности, конфликтов между учащимися и педагогами не будет? (отвечают желающие участники круглого стола от группы учителей, учеников и администрации).

- Какой характер, на Ваш взгляд, должны носить отношения между педагогами и учениками: авторитарный со стороны учителя или партнерские? Почему? (отвечают сначала педагоги, администрация, затем старшеклассники).

- Какой главный принцип, по-вашему, лежит в основе любых отношений? (Ответ дают ученики, затем педагоги: Взаимоуважение).

III. Завершающий (постдискуссионный) этап:

Ведущий:

Конечно, взаимоуважение лежит в основе конструктивных отношений. Завершая дискуссию, давайте составим перечень правил, которые необходимо соблюдать и ученикам и учителям во время образовательного процесса.

Каждый по очереди говорит свое мнение, а мой помощник набирает их, и мы видим их на экране. Если Вы согласны с предыдущим выступающим, то приведите свои аргументы.

(Участники называют правила. Так в списке будет не менее 10 пунктов)

Ведущий:

Список составлен. Если все будут соблюдать эти правила, в основе которых лежат права и обязанности участников образовательного процесса, то конфликтов не будет. Я так понял из ваших выступлений.

- Как вы думатете, что нужно сделать, чтобы в школе все познакомились с этими правилами?

(Задача ведущего вести диалог так, чтобы участники предложили следующее:

- учащимся школы познакомиться с правилами на классных ученических собраниях;

- педагогам обсудить их и принять к исполнению на педагогическом совете).

Ведущий:

И так решение нашего круглого стола «Кто прав: уечник или учитель?»:

- учащимся школы познакомиться с правилами на классных ученических собраниях;

- педагогам обсудить правила на педагогическом совете.

Я желаю всем соблюдать эти правила и не забывать, что любой конфликт можно предупредить, если стоять на букве закона - соблюдать права и обязанности!





© 2010-2022