Статья Воспитание патриотизма через применение информационных технологий на уроках информатики

В «Концепции модернизации российского образования на период 2010г.» определены приоритетные направления образования,  среди которых важнейшим является увеличение воспитательного потенциала образовательного процесса. Ставится задача формирования у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Таким образом, предполагается ориентация школы не только на...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
  1. «Воспитание патриотизма средствами образования» Т.С. Буторина, Н.П. Овчиникова

  2. «Информационные технологии в образовании» И.Г. Захарова

Воспитание патриотизма через применение информационных технологий на уроках информатики


Смена исторических эпох определяется сменой коммуникационных технологий.

Герберт Маршал Маклюэн

Опр. Информационная технология - система научных и инженерных знаний, а также методов и средств, которая используется для создания, сбора, передачи, хранения и обработки информации в предметной области.

Опр. Информационная технология обучения - педагогическая технология, изучающая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио- и видеосредства, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией.

Опр. Патриотизм (от греческого patris - родина) - преданность и любовь к своему Отечеству, своему народу, любовь к Родине.

В «Концепции модернизации российского образования на период 2010г.» определены приоритетные направления образования, среди которых важнейшим является увеличение воспитательного потенциала образовательного процесса. Ставится задача формирования у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Таким образом, предполагается ориентация школы не только на сообщения учащимся определенной суммы знаний, но и на развитие нравственных качеств личности, в том числе и патриотизма.

В Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ» на 2001-2005 гг. подчеркивается, что патриотизм должен стать основой консолидации общества и укрепление государства.

Важным фактором формирования патриотизма у старшеклассников является школьное историческое образование.

История своего народа активно влияет на мотивы поведения учащихся, на воспитание их нравственных качеств. Осуществляю через НРК.

Школьное патриотическое воспитание (образование) реализуется через разнообразные виды уроков: интегрированные, проблемные, театрализованные, дискуссии и т.д.

Особый интерес представляют методы и приемы совместной деятельности учителя и учащихся: метод художественного исполнительства (изображение эмблем, символов, знаков), исследовательский метод (работа по родословной - генеалогическое древо); письменные творческие работы (доклады, рефераты, сочинения) и т.п.

Важным фактором в воспитании патриотизма является национально-региональный компонент - «совокупность природных, экономических, экологических, историко-социокультурных, демографических, медицинских, этнопсихологических особенностей региона, отраженных в содержании образования и воспитания». Учет регионального своеобразия позволяет обогатить учебный процесс в учебных заведениях. Задача учителя состоит в том, чтобы использовать историко-культурное наследие своей «малой Родины», изучить его и донести до своих учеников через чтение лекций, библиографические обзоры, экскурсии, урок с применением информационных технологий и т.п.

Так как я учитель информатики, то процесс воспитания патриотизма осуществляю через применение ИТ на уроках информатики и внеурочной деятельности.

Ученик поставлен в позицию исследователя, стремящегося к активному самостоятельному поиску исторических фактов. Наиболее целесообразными формами поисковой деятельности являются следующие: работа с архивными документами, периодической печатью, сбор данных о людях и событиях родного края; консультации работников библиотек и внешкольных учреждений; поиск предметов материальной и духовной культуры. Важно, чтобы школьникам была понятна общественная значимость их работы.

На уроках информатики: сбор архивных данных по орнаментам (библиотеки, Интернет), солярным знакам и символике Хакасии и т.п.

Внеурочная деятельность - участие в конкурсе «Мир, в котором мы живем» 29 ноября I место в секции «Великие люди XX века» (писали о Доможакове Н.Г.).

Отмечу, что поисковая деятельность учащихся может распространяться на историю России, Хакасии, семьи.

Необходимо стимулировать интерес учащихся к собственной биографии.

Цель - изучение своего генеалогического древа (опрашивание родственников, семейные реликвии, традиции, установление важных для семьи дат). Учащиеся узнают свои корни и их деятельность на благо Родины в разные годы.

В целом, изучение школьниками НРК позволяет осознать свою сопричастность к семье и роду, родному краю, окружающим людям, осмыслить понятие «Малая родина».

Путь к глубокому и серьезному познанию нашей удивительной страны лежит через изучение родного края.

Чтобы любить Родину, надо ее познать. Поможет познанию ценное свойство характера - любознательность. Юный глаз - зоркий, острый, точный. Он может заметить что-то совсем новое, а уже известное увидеть по своему.

Вокруг много интересного, удивительного, неведомого. Чтобы все это разглядеть, не оставить ничего незамеченным, надо уметь наблюдать, вырабатывать умения и навыки исследователя. Именно участвуя в изучении родного края, этого можно добиться.

Сегодня актуальным является вопрос воспитания у школьников чувства патриотизма. Любовь к Родине - это гордость за свою страну, это стремление активно участвовать в ее развитии. Чтобы воспитать чувство любви к Родине, необходимо ее знать. А ведь известно, что любовь к большой Родине начинается с любви к «малой родине» - своему родному краю.

Достигается это путем формирования у школьников знаний об истории края.

В процессе изучения формируется личность гражданина - патриота.

Цель патриотического воспитания - воспитание любви к своей Родине и народам, ее населяющим, уважения к ее культуре и истории, желания работать на ее благо и процветания, умения отстаивать идеалы гражданского демократического общества, стремление быть ее активным и грамотным членом, сознательно участвующим в жизни демократического общества.

Воспитание патриотизма идет со школы и семьи.

Патриотом человек может стать в любом возрасте.

В настоящее время для реализации цели патриотического воспитания ввели НРК.

Перечислю некоторые функции НРК:

  1. обеспечение качества образования, понимаемого как соответствие требованиям и интересам личности региона и государства;

  2. гармонизация регионального культурно-образовательного пространства;

  3. изучение природных, социо-культурных и экономических, социально-экологических особенностей региона, основ национальной культуры и национальной литературы;

  4. содействие межэтнической консолидации многонационального сообщетсва РХ;

  5. установление подходов к формированию образовательного минимального содержания и т.д.

Учащиеся изучают свой край как ближайшую территорию, которую можно обозревать, увидеть, исследовать, изучить. Изучение родного края необходимо, чтобы учащиеся:

  • понимали свою связь с окружающим их микромиром и взаимодействовали с ним;

  • осознали значимость наследия родного края в своей жизни, в жизни близких людей, в общей судьбе народов России;

  • интересовались жизнью края;

  • умели самостоятельно находить нужную информацию о заинтересовавшем их объекте, о деятельности людей;

  • готовились к защите Отечества;

  • любили свою малую Родину.

© 2010-2022