Международный день медицинских сестёр

12 мая отмечается Медународный день медицинских сестёр. Эта дата выбрана не случайно, поскольку 12 мая родилась Флоренс Найтингейл, которая признана основоположницей сестринского дела во всём мире. Наш классный час включает два информационных блока: повествование о жизни и деятельности основоположницы сестринского дела Флоренс Найтингейл; вторая часть посвящена 70-летию Победы в Великой Отечественной войне и роли  медиков в восстановлении здоровья солдат и офицеров Советской Армии.  Во второй ча...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

АДМИИСТРАЦИЯ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ

ДЕПАРТАМЕНТ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ


ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


«НОВОЗЫБКОВСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»


«Утверждаю»

Зам. директора по УР

______________ Л.А. Шкарина

«____» ________________ 20 г.


РАССМОТРЕНО

на заседании методсовета

«____»_______________ 20 г.

Протокол №_________





Методическая разработка

открытого внеаудиторного мероприятия



12 мая - международный день медицинских сестёр


Специальности: Лечебное дело

Сестринское дело

Курс: II.

ОБСУЖДЕНО

на заседании методической комиссии

Лечебное дело

«____»_______________ 20 г.

Протокол №__________

Председатель комиссии

_______________ Е.И. Медведева


Подготовила:

Иванова Л.Н


Новозыбков

2015





Тема: Международный день медицинских сестёр


Форма проведения: открытый классный час.


Цели:

Обучающие:

  • Углубить знания студентов о жизни и деятельности основоположницы сестринского дела Флоренс Найтингейл;

  • Подчеркнуть значимость профессии медицинской сестры в разные исторические эпохи, роль медсестёр в военное время

Развивающие:

  • Развивать эстетические чувства студентов;

  • Способствовать развитию патриотических качеств у студентов;

  • Развивать способности студентов выступать перед аудиторией;

  • Раскрывать творческие способности.

Воспитательные:

  • Отметить необходимость профессии медицинского работника;

  • Формировать познавательную потребность студентов;

  • Подчеркнуть важность знаний исторических событий;

  • Формировать у студентов общечеловеческие, моральные и нравственные ценности.


Место проведения: актовый зал. Время проведения: 14.05.2015, 13ч10мин.



Оснащение: проектор мультимедиа, ноутбук, микрофоны, материалы музея колледжа о медиках-героях Советского Союза, альбом переписки со Шкарлетовой М.С., альбом развития здравоохранения в Новозыбкове.

Музыкальное оформление:

минусовка песни в исполнении Людмилы Зыкиной «Поклонимся великим тем годам»; Б. Окуджава «До свидания, мальчики», музыка А. В. Александрова «Священная война», звук метронома, видеоролики «Профессия медсестры», «Женщины на войне», «Вальс фронтовой сестры».

Подготовка и проведение мероприятия предусматривает реализацию общих компетенций:

ОК 02. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 03. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 04. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.

ОК 05. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 07. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчинённых), за результат выполнения заданий.

ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку.


План подготовки:

Дата

Содержание

Примечание

1.

16.04.2015-30.04.2015

Подготовка сценария

Иванова Л. Н.

2.

5.05.2015- 7.05.2015

Проведение репетиций

Иванова Л. Н., студенты: Казютин Д., Захарова Е., Катунина М., Смирный А., Вовасова А.Козлова Е.

3.

11.05.15

Подготовка видеоролика

Казютин Д.

4.

25.04.15-13.05.15.

Подготовка презентации

Иванова Л.Н.

5.

13.05.15

Генеральная репетиция

Иванова Л. Н., студенты



Ролик «Профессия медицинской сестры»

1 ведущий. Сестра - какое трогательное название этой медицинской профессии. Сестра - это не просто медицинский работник. Сестра - близкий, свой, родной человек.

2 ведущий. О медицинской сестре часто говорят: «глаза и руки врача». В этом определении заключена, пожалуй, ее главная суть. Где бы сестра не работала - в больнице, поликлинике, сельской амбулатории, нигде ее не покидает чувство высокой ответственности.

1 вед. Работа медсестры требует от нее душевной теплоты, преданности и самоотверженности. Запас доброты нужен поистине неисчерпаемый, потому что, однажды выбрав свой путь, она пойдет рядом с человеческою бедой, но не для того, чтобы привыкнуть к ней и стать равнодушной, а чтобы непременно победить сопротивление болезней.

Чтец 1: Смирный Андрей

Руки сестры - вы как совесть уставшей планеты,

Руки сестры - как святая надежда на жизнь.

К Вам прихожу за теплом, за добром, за советом,

К Вам прихожу за спасительным словом «Крепись!»

Только бы выжить глаза бы открыть на мгновенье,

Мир суетной обжигающим взглядом обнять.

Сколько же в Вас благородного вижу стремленья,

Руки сестры - Вас сегодня нельзя не понять.

Где рождается новая жизнь в звонком плаче,

Горе зовет в телефонную трубку, крича.

Вы на посту, Вы в строю,

Ну, а как же иначе?

Низкий поклон, Вам бессонные руки сестры!

2 вед. Чтобы стать хорошей медсестрой, надо иметь особые наклонности и способности, выражающиеся главным образом в большом терпении, выдержке, любви к порядку, чистоте, аккуратности, в быстрой наблюдательности.

1 вед. Не меньшее значение в формировании медработника имеет выработка устойчивой привычки и любви к систематическому, упорному труду. Работа медика очень трудоемка, и чтобы, добиться успеха, нельзя ограничивать ее строго отмеренным временем «от» и «до».

2 вед. Работа медика - это и бессонные ночи, полные хлопот напряженные дни, переживания, заботы, постоянное участие в судьбе больного человека.

Чтец 2: Вовасова Анна

Засыпают поселки,

Засыпают столицы,

Спит мой ласковый город

Тишиною звеня.

Только будет всю ночь

Мягко лампа светиться

На столе, на посту у меня.

Нелегки эти ночи,

В них покою нет места.

Только дело иное не стану искать.

Я больному была и сестрой и невестой,

В изголовье сидела, как мать.

Надет аккуратно халат,

Горят ночники в коридоре.

У тесных притихших палат

Сидит она, окна зашторив.

И ей, медсестре молодой,

Колючей на вид недотроге,

Ей первой сражаться с бедой

И в бой вступать по тревоге

В дежурстве ее непростом

Понятье покоя непрочно

И сестринский столик постом

Зовут удивительно точно.

1 вед. 12 мая отмечается Международный день медсестры. Во всех странах мира эта профессия - самая многочисленная среди медицинских работников. Нелегкий труд медсестры ложится на хрупкие плечи женщин.

2 вед.12 мая по праву можно назвать днем тех, кто играет ведущую роль в отрасли здравоохранения, помогая пациентам. Именно этот день для праздника выбран не случайно, а в память о человеке, совершившем переворот в уходе за больными людьми. Начало истории давнее - уже два века.

1 вед.…Жила-была когда-то на свете великобританская мисс, происходившая из знатной аристократической семьи, которая никак не могла найти применение своей бурлящей силе, хоть пыталась…

Начало жизни этой особы оказалось весьма сумбурным: родилась во время затянувшегося брачного путешествия родителей, затем пестовала в семье детишек, рожденных после нее, получила исключительно высокое, блестящее образование, но не знала, как использовать свои знания.

2 вед. С юности совершала решительные поступки. Например, позволила себе разорвать в последний момент брак с братом ближайшей подруги, страстно влюбленным в нее инвалидом и потеряла в результате не только дружбу, но и лояльность отношений в родной семье.

Будучи вхожа в высший свет, ни в чём не нуждаясь, она тяжко страдала, а причину мучений могла сообщить только одному человеку - своей родной тетушке по отцу: «Жизнь в отчем доме для меня непереносима. Я все время размышляю о том, что не может быть, чтобы Бог одарил свое создание - Женщину - временем, чтобы тратить его на всякую чепуху и бесконечное опрыскивание духами».

1 вед. (смотрит на соведущего) Не пора ли назвать её имя?

2 вед. Это Флоренс Найтингейл.

Однажды она посетила приют для заболевших бедняков на окраине Лондона, и, вернувшись оттуда, заявила родителям, что пойдет сиделкой в больницу для неимущих. Случился новый семейный скандал, долго обсуждавшийся в великосветских салонах.

1 вед. Проработав четыре недели в лечебнице, мудрая женщина поняла необходимость установления правил ухода за больными и принялась разрабатывать их. В числе наиважнейших были названы: соблюдение строжайшей чистоты в палатах, регулярное проветривание помещений, режим питания, полный карантин для заразных и внимательное отношение ко всем жалобам больных.

2 вед. Сколь бы простыми ни казались сегодня составляющие метода Найтингейл, в середине XIX века они вызывали протест, и даже в больницах при протестантских монастырях автор их не находил понимания. Впрочем, по монастырским клиникам эта убежденная благотворительница отправилась после того, как была изгнана из родительского дома и лишена наследства.

Флоренс разорвала новую помолвку, на которую в возрасте слегка за тридцать она легко согласилась, поскольку предложение сделал семейный доктор Найтингейлов. С ним подолгу можно было обсуждать медицинские темы! Но жених потребовал от невесты обещания оставить сразу после свадьбы «увлечение» врачеванием.

1 вед. Не встретив понимания на родине, мисс Найтингейл уехала во Францию, и там ей очень повезло: в госпитале при общине католических сестер ей позволили применить собственную систему выхаживания пациентов, и смертность в палатах сократилась вдвое. Весть об этом пришла в Лондон, и вскоре Флоренс пригласили на почетный пост смотрительницы столичного Лечебного заведения для обедневших дворянок, находившегося под личным патронажем королевы Виктории. Со всем возможным рвением принялась она за дело и прославилась не только усердием, но и его результатами.

2 вед. Когда в октябре 1854 года получила письмо военного министра Великобритании Сиднея Герберта об удручающем положении английских госпиталей в Турции и просьбой помочь, тут же принялась собирать сестер - добровольцев. Но реализации плана помощи раненым чуть было не помешала политика: четырнадцать из тридцати восьми сестер милосердия, откликнувшихся на призыв Ф.Найтингейл, оказались католичками из той самой парижской общины, где впервые ей доверили внедрение метода выхаживания больных. Удалось договориться, что они будут допущены лишь к раненым-католикам. А сама Флоренс сказала так: «Бог рассудит всех не по вере их, а по делам».

1 вед.Через полгода беспрестанных стараний, почти бессонных ночей и неутомимой деятельности смертность среди раненых уменьшилась с двухсот до тридцати на каждую тысячу человек. Флоренс Найтингейл стала легендарной личностью, ее прозвали «строгой и святой леди со светильником в руках и мягкой улыбкой».

Флоренс возглавила экспертную комиссию по санитарным реформам в госпиталях Индии, лично инспектируя больницы, затем стала Главным экспертом комиссии по санитарному состоянию английских военных лазаретов и госпиталей. Назначение женщины на этот пост было просто невероятно, но стало фактом. И она стала первой в Великобритании женщиной, получившей королевский орден «За заслуги перед Отечеством».

2 вед. Она выработалась, и вскоре после возвращения в Англию (в 1856 году) перенесла инсульт, приковавший ее к инвалидному креслу на сорок лет последующей жизни. Впрочем, до того, как это случилось, великая труженица успела основать в Лондоне школу медсестер в госпитале Сент-Томас, выпускницы которой не имели даже малейших трудностей с трудоустройством.

Семья простила неугомонную родственницу, ставшую знаменитостью всей страны, а сама она продолжила свою милосердную деятельность. Написала «Заметки о госпиталях» и «Записки о госпитальном уходе, заповедав основной принцип: «Болезнь - дело серьезное, и потому легкомысленное отношение к ней - непростительно».

1 вед. Через два года после смерти, в 1912 году, Лига Международного Красного Креста и Красного полумесяца учредила медаль имени Флоренс Найтингейл, которая и в наши дни является самой высшей наградой для сестер милосердия. Медаль присуждается в день рождения самой Флоренс Найтингейл - 12 мая, раз в два года.

Сколько, сколько на земле моей

Было их - достойнейших и честных,

Знаменитых и совсем безвестных,

Не щадивших сердца для людей!

Ролик «Женщины на войне»

1 и 2 ведущие выходят с георгиевскими ленточками.

1 вед. 9мая - особо важная дата для граждан нашей страны. 70 лет прошло со Дня победы в Великой Отечественной войне. Отзвуки минувшей войны до сих пор острой болью отдаются в народной памяти. Многое мы знаем о тех суровых годах и все же вновь и вновь открываем неизвестные еще страницы.

2 вед. Великая Отечественная война была самой тяжёлой и кровопролитной из всех войн, когда-либо пережитых нашим народом. Она забрала более двадцати миллионов человеческих жизней. В этой войне были убиты, сожжены в крематориях и уничтожены в концлагерях миллионы людей. Стон и боль стояли на земле.

1 вед. Народы Советского Союза сомкнулись в единый кулак. Наравне с мужчинами сражались женщины и дети. Плечом к плечу с воинами Советской Армии прошли дорогами войны от страшных, суровых дней 1941 года до весеннего победного мая 1945 года советские медики.

2 вед. В эти годы на фронте и в тылу трудились более двухсот тысяч врачей и полмиллиона среднего медицинского персонала. И половина из них были женщины. Ими была оказана помощь более десяти миллионам раненых.
Во всех частях и подразделениях, действующей армии, в партизанских отрядах, в местных командах противовоздушной обороны находились
солдаты службы здоровья, готовые в любой момент прийти на помощь раненым.

Чтец 3 (Катунина Мария)

Глаза бойца слезами налиты,

Лежит он, напружиненный и белый.

А я должна присохшие бинты

С него сорвать одним движеньем смелым.

Одним движеньем - так учили нас,

Одним движеньем - только в этом жалость…

Но, встретившись со взглядом страшных глаз,

Я на движенье это не решалась.

На бинт я щедро перекись лила,

Пытаясь отмочить его без боли.

А фельдшерица становилась зла

И повторяла: «Горе мне с тобою!

Так с каждым церемониться - беда,

Да и ему лишь прибавляешь муки».

…Но раненые метили всегда

Попасть в мои медлительные руки.

Не нужно рвать присохшие бинты,

Когда их можно снять почти без боли…

Я это поняла, поймешь и ты…

Как жалко, что науке доброты

Нельзя по книжкам научиться в школе!

1 вед. Рабочий день врачей и медсестёр медсанбатов и фронтовых госпиталей нередко длился несколько суток. Бессонные ночи медицинские работники неотступно стояли возле операционных столов, а кто-то из них вытаскивал на своей спине поля боя убитых и раненых.
2 вед. Большой вклад в дело спасения и лечения раненых внёс тогда Советский Красный Крест. Во время Великой Отечественной войны было подготовлено несколько сот тысяч медицинских сестёр, санитарных дружинниц, санитаров. Эта страшная, кровопролитная война потребовала большого количества донорской крови.

Во время войны в стране насчитывалось более 5,5 миллиона доноров. Большое количество раненых и больных воинов были возвращены вновь в строй.

Ведущий 2: Вот имена медсестер и санинструкторов, удостоенных звания Героя Советского Союза - Вера Сергеевна КАЩЕЕВА,

1 вед. Ксения Семёновна КОНСТАНТИНОВА

2 вед. Зинаида Ивановна МАРЕСЬЕВА

1 вед. Галина Константиновна ПЕТРОВА,

2 вед. Феодора Андреевна ПУШИНА

1 вед. Зинаида Александровна Самсонова,

2 вед. Зинаида Михайловна ТУСНОЛОБОВА - МАРЧЕНКО

1 вед. Мария Сергеевна БОРОВИЧЕНКО

2 вед. Валерия Осиповна ГНАРОВСКАЯ

1 вед. Ирина Николаевна ЛЕВЧЕНКО

2 вед. Надежда Викторовна ТРОЯН

1 вед. Мария Захаровна ЩЕРБАЧЕНКО

2 вед. Людмила Степановна КРАВЕЦ

1 вед. Мария Никитична ЦУКАНОВА

2 вед. Мария Карповна БАЙДА

1 вед. Мария Савельевна Шкарлетова

За хорошую боевую работу, большое количество санитаров-носильщиков было награждено медалью «За боевые заслуги» и «За отвагу», а так же представлены к ордену «Красной Звезды», были награждены и орденом «Красного Знамени» и орденом Ленина. Санитары, медицинские сёстры, врачи, санинструкторы - все они отважно выполняли свой долг на поле битвы Великой Отечественной войны, кто у постели раненого, кто в операционной во фронтовых и тыловых госпиталях.

Во время этой войны пропали без вести и погибли более 85 тысяч медиков. Из них более пяти тысяч врачей, более девяти тысяч средних медицинских работников, более двадцати трёх тысяч санитарных инструкторов, почти пятьдесят тысяч санитаров и санитаров-носильщиков.

Почтим их минутой молчания. Прошу всех встать…

Прошу садиться.

Ведущий 1: Ещё одна героическая страничка - это история жительницы г. Новозыбкова Илюшенковой Марии Ионовны (слайд). Окончив вечерние курсы медицинских сестёр, она в 17 лет ушла на фронт. Для Марии война стала первым грозным испытанием, и она выдержала его с честью. Мария служила в артиллерийском полку, санитаркой. Под градом пуль она спасала раненых, а затем на санях вывозила с передовой. Более 2-х лет Мария оказывала помощь раненым в санитарной роте.

Достойно прошла суровые военные годы медицинский работник Энтина Фаина Яковлевна.

«Сестричка …» - так называли её однополчане, кому она спасала жизнь, помогла вернуться в строй.

2 вед. Война не щадила их молодости, не щадила их жизни. Вместо беленьких платьев - шинель, гимнастерки, сапоги. Вместо школьной, студенческой скамьи - медсанбат, окопы на передовой, боль и смерть. Им бы бегать на свиданья, им бы свадьбы. Но в их восемнадцать была война. Сколько испытаний, сколько горя и боли выпало на долю их молодости!

1 вед. Милосердие не знает страха… нет, вряд ли это будет правдой. И страх они знали и отчаяние. Они тоже боялись смерти, потому что очень хотели жить, боялись бомбежек, боли, открытых ран. Милосердие знает, что такое страх, но именно оно поможет его победить.

Ролик с минусовкой «Вальс фронтовой сестры». Исполняет Козлова Евгения

1 вед. Сестра должна иметь троякого рода квалификацию: научную - для понимания болезни, сердечную - для понимания больного и техническую - для ухода за больными.

2 вед. Почти два века существует профессия медсестры. И с первых же дней, когда над ранеными склонялась пироговская сестра милосердия, а легендарная «леди со светильником» - Флоренс Найтингейл совершала свои ночные обходы, зазвучали слова: «Помоги сестрица»…

1 вед.

Ее зовут больные в час смятенья,
И дети ждут, когда болезнь тяжка
Она порой воистину спасенья,
Как самая надежная рука.

Без счету раз в войну на поле боя,
Ей приходилось раненых спасать
И не броней, а трепетной - собою -
От смерти командиров защищать.

2 вед

А сколько надо мужества и силы,
И знаний, и участья, и добра,
Чтоб и тому, кто на крою могилы,
Могла помочь, как ангел, медсестра.

Спасибо ей, сердечное спасибо,
Такой самоотверженной всегда,
За эту суть ее, за этот выбор,
За важность беспримерного труда.


1 вед.
Приняв благоговенья эстафету,
Сегодня ты мудрее, чем вчера,
Прямых дорог тебе, большого света,
Победы всех недугов, медсестра

2 вед. С праздником вас!!!



Литература и источники информации:

  1. Змановских О.А.: Душа прекрасная - Читаем, учимся, играем № 12, 2004г.

  2. Мария Бородина: Сестра милосердия - Сестринское дело №3, 1996г.

  3. Алексеева О.: Дочки - матери - Сестринское дело №2, 1996г.

  4. Кузина Л.Г.: Сёстры милосердия в русско-турецкой войне, 1877 - 1878г. - медицинская помощь №4, 2004г.

  5. Корнеев И.В.: Наш архив - Медицинская сестра

  6. Иванюшкин А.: Медицинская этика: вопросы истории и преподавания - Сестринское дело, №3, 1997г.

  7. Севрук А.: О четырёх добродетелях - Сестринское дело №1, 1998г.

stihi.ru/2012/04/15/10524 Женщины медики - герои войны




© 2010-2022